Методы, направленные на развитие турбизнеса
Перспективы развития турпредприятия связаны с увеличением рыночной доли, качеством турпродукта, вертикальной интеграцией, а также скоростью роста рынка, стадией развития отрасли, интенсивностью потоков капитала. Для развития турбизнеса используются специальные методы:
Метод PIMS-анализа используется для выбора стратегии турпредприятия в конкретных рыночных условиях (the Profit impact of Market Strategy). Сущность метода заключается в построении уравнения множественной регрессии, связывающей показатели прибыльности и наличных денег с различными переменными величинами.
При использовании данного метода в расчет принимают следующие факторы:
1) привлекательность рыночных условий для турпредприятия:
- скорость роста в долгосрочной перспективе (4-10 лет);
- скорость роста в краткосрочной перспективе (до 3 лет);
- стадия жизненного цикла турпродукта.
2) сила конкурентных позиции турпредприятия:
- рыночная доля;
- относительная рыночная доля;
- относительное качество турпродукта;
- относительная ширина продуктовой линии.
3) эффективность использования инвестиций турпредприятием:
- интенсивность инвестиций (суммарные инвестиции, отнесенные к объему продаж, и суммарные инвестиции, отнесенные к добавленной стоимости);
- интенсивность основного капитала (отношение основного капитала к объему продаж);
- вертикальная интеграция (отношение добавленной стоимости к объему продаж);
- процент использования производственных мощностей.
4) использование бюджета турпредприятия по следующим направлениям:
- затраты на маркетинг по отношению к объему продаж;
- затраты на научные исследования по отношению к объему продаж;
- затраты на новые турпродукты по отношению к объему продаж.
5) текущие изменения турпредприятия в его положении на рынке: изменение рыночной доли.
При учете этих направлений можно получить результаты, показывающие, что прибыльность (отношение величины прибыли к инвестициям до уплаты налогов) увеличивается (уменьшается) по мере роста показателя относительной рыночной доли конкретных целевых рынков туруслуг.
С помощью PIMS-анализа можно получить лишь приблизительные результаты, чтобы принимать стратегические управленческие решения на проведение турбизнеса.
Для качественного восприятия информации применяется так называемый фильтр «организационного несовершенства». Сущность метода заключается в том, что один из специалистов проверяет достоверность информации поступающей на турпредприятие, чтобы представить ее для управленческих решений руководству.
Фильтр «низкая квалификация-2» применяется при неумении руководства работать с маркетинговой информацией.
Фильтр «метод обработки информации» применяется при обработке маркетинговой информации с использованием математических методов.
Фильтр «успешные установки» проявляется в стремлении менеджера использовать стандартные методы решения возникающих проблем. В своей деятельности он вырабатывает модель успешных действий в условиях набора факторов и зависимостей между ними в данной внешней среде.
Фильтр «реальная власть» проявляется в неприятии маркетинговой информации менеджерами, имеющих реальную власть на турпредприятии, если она угрожает их положению.
Фильтр «сопротивление среднего менеджмента» проявляется в отторжении руководством среднего звена управляющих воздействий со стороны учредителя.
Наиболее эффективные методы, которые могут применять специалисты в развитии деятельности турпредприятия, следующие: анкетный опрос группы руководителей различных служб и отделов; анализ и обобщение оценок отдельных торговых агентов и руководителей сбытовых подразделений; прогнозирование продаж на базе прошлого оборота; анализ тенденции и циклов, факторов, вызывающих изменения в объеме сбыта; корреляционный анализ, т.е. определение статистически значимых факторов влияния на сбыт продукции предприятия.
Для проектирования эффективной коммерческой деятельности турпредприятия, а также изучения конкурентов и их влияния на рынке туристских услуг применяются функциональные модели.
Процесс построения, изучения и применения моделей называется моделированием. Моделирование в турбизнесе направлено на воспроизведение экономических, социальных, культурных, природных, этнографических объектов и процессов в искусственно созданных условиях.
Бывают модели эталонные, системы качества услуг, математические, экономического объекта и балансовые.
Эталонные модели определяют в рыночной среде такие параметры, как чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, прогнозируются движущие мотивы конкурента и возможные его действия.
Модель системы качества услуг представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Математические модели используются для эффективного ведения турбизнеса.
При математическом моделировании экономические процессы описываются математическими зависимостями, протекающие в турбизнесе явления анализируются с помощью методов прогнозирования, планирования и управления экономическими объектами.
Модель экономического объекта в турбизнесе поддерживается реальными статистическими и эмпирическими данными, а результаты расчетов, выполненные в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы и давать объективные оценки исследуемым объектам.
Балансовые модели используют специалисты высокой квалификации. Эта модель представляет собой межотраслевой анализ или анализ «затраты - выпуск».