ГЛАВА II О республиканском правлении и законах, относящихся к демократии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170  172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204   207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Если в республике верховная  власть  принадлежит  всему  народу,  то  это

демократия. Если верховная власть находится в руках части народа,  то  такое

правление называется аристократией.

   В демократии  народ  в  некоторых  отношениях  является  государем,  а  в

некоторых отношениях - подданным.

   Государем он является только в силу голосований, коими он изъявляет  свою

волю. Воля государя есть сам государь. Поэтому  законы,  определяющие  право

голосования, являются основными для этого вида правления. В самом деле,  для

республики столь же важно опред

   елить, как, кем, пред кем и о чем будут  производиться  голосования,  как

для монархии - знать, кто государь и как он должен управлять.

   Либаний  говорит,  что  в  Афинах  иностранец,  вмешавшийся  в   народное

собрание, подлежал смертной казни; он был виновен в узурпации прав верховной

власти.

   Существенно важно определить число  граждан,  из  коих  состоит  народное

собрание, ибо без этого во многих случаях было бы неизвестно, высказался  ли

весь народ в целом или только часть его. В Лакедемоне требовалось  10  тысяч

граждан. В Риме, рожденном в ничто

   жестве и возвысившемся до величия, в Риме, которому было суждено изведать

все превратности фортуны, в Риме, который то видел всех  своих  граждан  вне

своих стен, то заключал в своих стенах всю Италию и часть земного шара,  это

число не было определено, и в

   этом заключалась одна из важных причин его падения 30.

   Народ, обладающий верховной властью, должен делать  сам  все,  что  он  в

состояния хорошо выполнить, а то, чего он  не  может  выполнить,  он  должен

делать через посредство своих уполномоченных.

   Но эти уполномоченные не будут таковыми,  если  они  не  назначены  самим

народом; поэтому основной принцип этого вида правления состоит  в  том,  что

народ сам избирает своих уполномоченных, т. е. должностных лиц государства.

   Подобно  монархам  и  даже  в  еще  большей  степени  народ  нуждается  в

руководстве со стороны совета или сената. Но чтобы иметь к ним  доверие,  он

должен сам избирать  членов  этих  учреждений  или  непосредственно,  как  в

Афинах, или чрез посредство особого учреждени

   я, созданного народом для того, чтобы их выбирать,  как  это  делалось  в

некоторых случаях в Риме.

   Народ в высшей степени удачно избирает тех, кому он должен поручить часть

своей власти. Тут ему нужно руководиться лишь обстоятельствами,  которых  он

не может не знать, и самыми очевидными  фактами.  Он  знает,  например,  что

такой-то человек часто бывал на в

   ойне и воевал успешно - и вот. он уже  способен  избрать  полководца.  Он

знает, что такой-то судья усердно исполняет свои обязанности, никогда не был

уличен в подкупности и что люди вообще довольны им, - и  он  уже  достаточно

осведомлен для избрания прето

   ра. Он поражен роскошью и щедростью какого-нибудь гражданина, и это  все,

что ему нужно знать для выбора эдила. Все это факты, о которых он узнает  на

своих площадях гораздо лучше, чем монархи в своих дворцах. Но сумеет  ли  он

сам выполнить какое-нибудь дел

   о, изучить места,  возможности,  благоприятные  моменты,  воспользоваться

этими знаниями? Нет, этого он не сумеет сделать.

   Если бы кто-либо усомнился в естественной способности народа распознавать

достоинства избираемых им лиц, то пусть он бросит взгляд на непрерывный  ряд

поразительно удачных выборов, которые были произведены афинянами и римлянами

и которые, конечно, невозмо

   жно объяснять случайностью.

   Известно,  что,  хотя  в  Риме  народ  и  завоевал  себе  право  поручать

отправление государственных должностей плебеям, он так  и  не  мог  решиться

выбирать их, и, хотя в Афинах по закону Аристида дозволялось избирать на эти

должности лиц из всех классов, простой н

   арод, по словам Ксенофонта31, никогда не претендовал на те должности,  от

которых зависело его благополучие и его слава.

   Подобно тому, как большинство граждан вполне способно быть  избирателями,

но не имеет всех нужных качеств для  того,  чтобы  быть  избираемыми,  народ

способен контролировать деятельность других лиц, но  неспособен  вести  дела

сам.

   Необходимо, чтобы дела  шли,  и  шли  не  слишком  скорым  и  не  слишком

замедленным шагом; но народ  всегда  или  не  в  меру  деятелен  или  совсем

безучастен. Иногда он все ниспровергает своими сотнями тысяч рук, но  бывает

и так, что на своих сотнях тысяч ног он полз

   ет, как насекомое.

   В демократическом государстве народ разделен на  определенные  классы.  В

различных способах производить это разделение  особенно  наглядно  проявился

гений великих законодателей.  Именно  от  правильности  этого  разделения  и

зависели всегда прочность и процветани

   е демократии.

   Сервий Туллий  создавал  свои  классы,  руководствуясь  аристократическим

принципом. Тит Ливии и Дионисий  Галикарнасский  рассказывают  нам,  как  он

сосредоточил право  голосования  в  руках  первых  граждан  государства.  Он

разделил римский народ на сто девяносто  три  центурии,  образовавшие  шесть

классов.  Поместив  богатых  в  относительно  меньшем  количестве  в  первые

центурии, а менее богатых в количестве сравнительно большем в следующие,  он

отбросил всю массу бедняков в одну последнюю центурию. И  так  как  центурии

имели только  по  одному  голосу  каждая,  то  выходило,  что  право  голоса

принадлежало не столько лицам, сколько влиянию и богатству.

   Солон32  разделил  афинский  народ  на  четыре   класса.   Руководствуясь

демократическим духом, он образовал эти классы для того, чтобы обозначить не

тех, которые должны избирать, а тех, которые могут быть избраны; предоставив

каждому гражданину право избирать,

   он разрешил избирать судей из граждан всех четырех классов, между тем как

на более высокие государственные должности могли быть  избраны  лица  только

первых трех классов, в которые входили зажиточные граждане.

   Итак, разделение на классы населения, имеющего право  голоса,  составляет

основной закон республики. Другим основным ее законом является способ подачи

голосов.

   Назначение по жребию свойственно  демократии;  назначение  по  выборам  -

аристократии.

   Жребий представляет самый безобидный способ избрания:

   он предоставляет каждому гражданину возможность послужить отечеству.

   Но так как в этом именно состоит недостаток  этого  способа,  то  великие

законодатели затратили большие  усилия  для  того,  чтобы  его  исправить  и

упорядочить.

   В Афинах Солон постановил, чтобы  назначения  на  все  военные  должности

производились по выбору, а сенаторы и судьи назначались по жребию.

   Далее, он  постановил,  чтобы  те  гражданские  должности,  которые  были

связаны с большими расходами, замещались по выбору, а прочие - по жребию.

   Но для исправления недостатков, связанных с  назначением  по  жребию,  он

определил, что избирать следует только из числа тех  граждан,  которые  сами

выставят свои кандидатуры, что достоинство  избранного  таким  образом  лица

подлежит рассмотрению судей и что каж

   дый гражданин может  выдвинуть  против  него  обвинение  в  том,  что  он

недостоин избрания. Таким образом, получалось нечто среднее между  избранием

и жребием. Наконец, по истечении установленного  срока  снова  производилось

обсуждение деятельности данного должно

   стного лица. Все  это  должно  было  в  значительной  степени  удерживать

неспособных людей от согласия баллотироваться по жребию.

   Закон, определяющий самую форму подачи  избирательных  бюллетеней,  также

принадлежит к числу основных законов демократии. Здесь особую важность имеет

вопрос, будет ли голосование открытым или тайным. Цицерон пишет, что законы,

установившие в последние врем

   ена римской республики тайное голосование, были одною из  главных  причин

ее падения. Ввиду того что этот  вопрос  решается  в  различных  республиках

неодинаково, вот что, полагаю я, следует сказать о нем.

   Когда голоса  подает  народ,  то  голосование,  несомненно,  должно  быть

открытым, и в этом следует  видеть  один  из  основных  законов  демократии.

Нужно, чтобы руководители вразумляли простой народ и  чтобы  известные  лица

сдерживали его своим авторитетом. Поэтому, когда в римской  республике  было

введено тайное голосование, все в ней стало разрушаться; не было  уже  более

возможности  вразумить  погибающий  народ.  Когда  же  голоса   подаются   в

аристократии знатью или в  демократии  сенатом  и  когда  поэтому  все  дело

сводится

   лишь к предупреждению происков честолюбия,  то  в  этих  случаях  находит

применение самая строгая тайна голосования.

   Происки честолюбия опасны в сенате и в знати, но они не опасны в  народе,

которому свойственно действовать по влечению страсти.  В  государствах,  где

народ  не  имеет  никакого  участия  в  управлении,  он   будет   увлекаться

каким-нибудь  актером,  так  же  как   в   других   случаях   увлекался   бы

государственными делами. Полное отсутствие честолюбивых стремлений - большое

несчастье для республики. Оно постигает ее, когда народ развращен подкупами;

он становится тогда равнодушным, пристращается к деньгам, но уже больше не и

   нтересуется государственными делами, не думает ни о правительстве,  ни  о

его намерениях и пребывает в тупом спокойствии.

   К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу  которого  власть

издавать законы  должна  принадлежать  только  народу.  Однако  есть  тысячи

случаев, когда бывают необходимы постановления сената;  часто  полезно  даже

испробовать закон, прежде чем установи

   ть его окончательно. Конституции Рима и Афин отличались в этом  отношении

большой мудростью. Определения сената имели там силу  закона  в  продолжение

года и обращались в постоянный закон только по воле народа.

   Если в республике верховная  власть  принадлежит  всему  народу,  то  это

демократия. Если верховная власть находится в руках части народа,  то  такое

правление называется аристократией.

   В демократии  народ  в  некоторых  отношениях  является  государем,  а  в

некоторых отношениях - подданным.

   Государем он является только в силу голосований, коими он изъявляет  свою

волю. Воля государя есть сам государь. Поэтому  законы,  определяющие  право

голосования, являются основными для этого вида правления. В самом деле,  для

республики столь же важно опред

   елить, как, кем, пред кем и о чем будут  производиться  голосования,  как

для монархии - знать, кто государь и как он должен управлять.

   Либаний  говорит,  что  в  Афинах  иностранец,  вмешавшийся  в   народное

собрание, подлежал смертной казни; он был виновен в узурпации прав верховной

власти.

   Существенно важно определить число  граждан,  из  коих  состоит  народное

собрание, ибо без этого во многих случаях было бы неизвестно, высказался  ли

весь народ в целом или только часть его. В Лакедемоне требовалось  10  тысяч

граждан. В Риме, рожденном в ничто

   жестве и возвысившемся до величия, в Риме, которому было суждено изведать

все превратности фортуны, в Риме, который то видел всех  своих  граждан  вне

своих стен, то заключал в своих стенах всю Италию и часть земного шара,  это

число не было определено, и в

   этом заключалась одна из важных причин его падения 30.

   Народ, обладающий верховной властью, должен делать  сам  все,  что  он  в

состояния хорошо выполнить, а то, чего он  не  может  выполнить,  он  должен

делать через посредство своих уполномоченных.

   Но эти уполномоченные не будут таковыми,  если  они  не  назначены  самим

народом; поэтому основной принцип этого вида правления состоит  в  том,  что

народ сам избирает своих уполномоченных, т. е. должностных лиц государства.

   Подобно  монархам  и  даже  в  еще  большей  степени  народ  нуждается  в

руководстве со стороны совета или сената. Но чтобы иметь к ним  доверие,  он

должен сам избирать  членов  этих  учреждений  или  непосредственно,  как  в

Афинах, или чрез посредство особого учреждени

   я, созданного народом для того, чтобы их выбирать,  как  это  делалось  в

некоторых случаях в Риме.

   Народ в высшей степени удачно избирает тех, кому он должен поручить часть

своей власти. Тут ему нужно руководиться лишь обстоятельствами,  которых  он

не может не знать, и самыми очевидными  фактами.  Он  знает,  например,  что

такой-то человек часто бывал на в

   ойне и воевал успешно - и вот. он уже  способен  избрать  полководца.  Он

знает, что такой-то судья усердно исполняет свои обязанности, никогда не был

уличен в подкупности и что люди вообще довольны им, - и  он  уже  достаточно

осведомлен для избрания прето

   ра. Он поражен роскошью и щедростью какого-нибудь гражданина, и это  все,

что ему нужно знать для выбора эдила. Все это факты, о которых он узнает  на

своих площадях гораздо лучше, чем монархи в своих дворцах. Но сумеет  ли  он

сам выполнить какое-нибудь дел

   о, изучить места,  возможности,  благоприятные  моменты,  воспользоваться

этими знаниями? Нет, этого он не сумеет сделать.

   Если бы кто-либо усомнился в естественной способности народа распознавать

достоинства избираемых им лиц, то пусть он бросит взгляд на непрерывный  ряд

поразительно удачных выборов, которые были произведены афинянами и римлянами

и которые, конечно, невозмо

   жно объяснять случайностью.

   Известно,  что,  хотя  в  Риме  народ  и  завоевал  себе  право  поручать

отправление государственных должностей плебеям, он так  и  не  мог  решиться

выбирать их, и, хотя в Афинах по закону Аристида дозволялось избирать на эти

должности лиц из всех классов, простой н

   арод, по словам Ксенофонта31, никогда не претендовал на те должности,  от

которых зависело его благополучие и его слава.

   Подобно тому, как большинство граждан вполне способно быть  избирателями,

но не имеет всех нужных качеств для  того,  чтобы  быть  избираемыми,  народ

способен контролировать деятельность других лиц, но  неспособен  вести  дела

сам.

   Необходимо, чтобы дела  шли,  и  шли  не  слишком  скорым  и  не  слишком

замедленным шагом; но народ  всегда  или  не  в  меру  деятелен  или  совсем

безучастен. Иногда он все ниспровергает своими сотнями тысяч рук, но  бывает

и так, что на своих сотнях тысяч ног он полз

   ет, как насекомое.

   В демократическом государстве народ разделен на  определенные  классы.  В

различных способах производить это разделение  особенно  наглядно  проявился

гений великих законодателей.  Именно  от  правильности  этого  разделения  и

зависели всегда прочность и процветани

   е демократии.

   Сервий Туллий  создавал  свои  классы,  руководствуясь  аристократическим

принципом. Тит Ливии и Дионисий  Галикарнасский  рассказывают  нам,  как  он

сосредоточил право  голосования  в  руках  первых  граждан  государства.  Он

разделил римский народ на сто девяносто  три  центурии,  образовавшие  шесть

классов.  Поместив  богатых  в  относительно  меньшем  количестве  в  первые

центурии, а менее богатых в количестве сравнительно большем в следующие,  он

отбросил всю массу бедняков в одну последнюю центурию. И  так  как  центурии

имели только  по  одному  голосу  каждая,  то  выходило,  что  право  голоса

принадлежало не столько лицам, сколько влиянию и богатству.

   Солон32  разделил  афинский  народ  на  четыре   класса.   Руководствуясь

демократическим духом, он образовал эти классы для того, чтобы обозначить не

тех, которые должны избирать, а тех, которые могут быть избраны; предоставив

каждому гражданину право избирать,

   он разрешил избирать судей из граждан всех четырех классов, между тем как

на более высокие государственные должности могли быть  избраны  лица  только

первых трех классов, в которые входили зажиточные граждане.

   Итак, разделение на классы населения, имеющего право  голоса,  составляет

основной закон республики. Другим основным ее законом является способ подачи

голосов.

   Назначение по жребию свойственно  демократии;  назначение  по  выборам  -

аристократии.

   Жребий представляет самый безобидный способ избрания:

   он предоставляет каждому гражданину возможность послужить отечеству.

   Но так как в этом именно состоит недостаток  этого  способа,  то  великие

законодатели затратили большие  усилия  для  того,  чтобы  его  исправить  и

упорядочить.

   В Афинах Солон постановил, чтобы  назначения  на  все  военные  должности

производились по выбору, а сенаторы и судьи назначались по жребию.

   Далее, он  постановил,  чтобы  те  гражданские  должности,  которые  были

связаны с большими расходами, замещались по выбору, а прочие - по жребию.

   Но для исправления недостатков, связанных с  назначением  по  жребию,  он

определил, что избирать следует только из числа тех  граждан,  которые  сами

выставят свои кандидатуры, что достоинство  избранного  таким  образом  лица

подлежит рассмотрению судей и что каж

   дый гражданин может  выдвинуть  против  него  обвинение  в  том,  что  он

недостоин избрания. Таким образом, получалось нечто среднее между  избранием

и жребием. Наконец, по истечении установленного  срока  снова  производилось

обсуждение деятельности данного должно

   стного лица. Все  это  должно  было  в  значительной  степени  удерживать

неспособных людей от согласия баллотироваться по жребию.

   Закон, определяющий самую форму подачи  избирательных  бюллетеней,  также

принадлежит к числу основных законов демократии. Здесь особую важность имеет

вопрос, будет ли голосование открытым или тайным. Цицерон пишет, что законы,

установившие в последние врем

   ена римской республики тайное голосование, были одною из  главных  причин

ее падения. Ввиду того что этот  вопрос  решается  в  различных  республиках

неодинаково, вот что, полагаю я, следует сказать о нем.

   Когда голоса  подает  народ,  то  голосование,  несомненно,  должно  быть

открытым, и в этом следует  видеть  один  из  основных  законов  демократии.

Нужно, чтобы руководители вразумляли простой народ и  чтобы  известные  лица

сдерживали его своим авторитетом. Поэтому, когда в римской  республике  было

введено тайное голосование, все в ней стало разрушаться; не было  уже  более

возможности  вразумить  погибающий  народ.  Когда  же  голоса   подаются   в

аристократии знатью или в  демократии  сенатом  и  когда  поэтому  все  дело

сводится

   лишь к предупреждению происков честолюбия,  то  в  этих  случаях  находит

применение самая строгая тайна голосования.

   Происки честолюбия опасны в сенате и в знати, но они не опасны в  народе,

которому свойственно действовать по влечению страсти.  В  государствах,  где

народ  не  имеет  никакого  участия  в  управлении,  он   будет   увлекаться

каким-нибудь  актером,  так  же  как   в   других   случаях   увлекался   бы

государственными делами. Полное отсутствие честолюбивых стремлений - большое

несчастье для республики. Оно постигает ее, когда народ развращен подкупами;

он становится тогда равнодушным, пристращается к деньгам, но уже больше не и

   нтересуется государственными делами, не думает ни о правительстве,  ни  о

его намерениях и пребывает в тупом спокойствии.

   К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу  которого  власть

издавать законы  должна  принадлежать  только  народу.  Однако  есть  тысячи

случаев, когда бывают необходимы постановления сената;  часто  полезно  даже

испробовать закон, прежде чем установи

   ть его окончательно. Конституции Рима и Афин отличались в этом  отношении

большой мудростью. Определения сената имели там силу  закона  в  продолжение

года и обращались в постоянный закон только по воле народа.