к случаям, решение которых зависит от государственного права

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Мы сможем глубоко понять все относящиеся  к  данной  теме  вопросы,  если

только не станем смешивать правил, вытекающих из  собственности  граждан,  с

правилами, порождаемыми свободой граждан.

   Допустимо ли отчуждение государственных имушеств или нет? Ответ  на  этот

вопрос должно дать государственное право.  а  не  гражданские  законы.  Этот

вопрос не должны  решать  гражданские  законы,  потому  что  государственные

имущества так же необходимы для содержа

   ния  государства,  как  необходимы  государству  гражданские  законы  для

определения правил распоряжения имуществами.

   Таким образом, если отчуждается  государственное  имущество,  государство

вынуждено создать новый фонд для приобретения другого имущества. Но эта мера

опять-таки нарушает государственный порядок,  потому  что  согласно  природе

самого предмета с образованием но

   вого государственного  имущества  подданным  придется  платить  более,  а

государю  получать  менее  прежнего;   короче,   государственные   имущества

необходимы, а отчуждение их нет.

   Порядок  престолонаследия  в  монархиях  имеет  своим  основанием   благо

государства,  которое  требует  прочного  установления  этого  порядка   для

предотвращения  зол,  свойственных,  как  я  уже   говорил,   деспотическому

правлению, в котором все изменчиво, потому что все

   произвольно.

   Порядок престолонаследия  устанавливается  не  в  интересах  царствующего

дома, но в интересах государства, которое требует существования царствующего

дома.  Закон,  определяющий  порядок  наследования  для  частных  лиц,  есть

гражданский закон и имеет предметом инт

   ересы частных лиц. Закон  же,  определяющий  порядок  престолонаследия  в

монархии, есть политический закон и имеет предметом своим благо и сохранение

государства.

   Из этого  следует,  что  если  государственное  право  установит  порядок

престолонаследия в государстве и этот порядок сам собою  прекратится,  то  в

таком случае будет бессмысленно предъявлять  права  на  престолонаследие  на

основании гражданского закона какого бы

   то ни было народа. Одно общество не может предписывать  законов  другому.

Гражданские законы римлян в этом случае так же мало применимы, как и  всякие

другие гражданские законы. Сами римляне не прибегали  к  ним,  когда  судили

государей; правила же, которым он

   и следовали в  последнем  случае,  так  гнусны,  что  отнюдь  не  следует

воскрешать их.

   Из этого следует также,  что  если  бы  государственное  право  заставило

какой-либо род отказаться  от  престолонаследия,  то  было  бы  бессмысленно

добиваться восстановления его прав при  помощи  гражданских  законов.  Права

восстановления существуют в законе  и  могут  иметь  силу  против  тех,  кто

находится под властью этого закона; но они  недействительны  про"  тив  лиц,

которые сами поставлены для установления закона и живут для закона.

   Смешно притязание на решение правовых  вопросов,  касающихся  государств,

народов и всего мира,  на  основании  правил,  по  которым,  говоря  словами

Цицерона, решается спор между частными лицами о праве на кровельный желоб.

   Мы сможем глубоко понять все относящиеся  к  данной  теме  вопросы,  если

только не станем смешивать правил, вытекающих из  собственности  граждан,  с

правилами, порождаемыми свободой граждан.

   Допустимо ли отчуждение государственных имушеств или нет? Ответ  на  этот

вопрос должно дать государственное право.  а  не  гражданские  законы.  Этот

вопрос не должны  решать  гражданские  законы,  потому  что  государственные

имущества так же необходимы для содержа

   ния  государства,  как  необходимы  государству  гражданские  законы  для

определения правил распоряжения имуществами.

   Таким образом, если отчуждается  государственное  имущество,  государство

вынуждено создать новый фонд для приобретения другого имущества. Но эта мера

опять-таки нарушает государственный порядок,  потому  что  согласно  природе

самого предмета с образованием но

   вого государственного  имущества  подданным  придется  платить  более,  а

государю  получать  менее  прежнего;   короче,   государственные   имущества

необходимы, а отчуждение их нет.

   Порядок  престолонаследия  в  монархиях  имеет  своим  основанием   благо

государства,  которое  требует  прочного  установления  этого  порядка   для

предотвращения  зол,  свойственных,  как  я  уже   говорил,   деспотическому

правлению, в котором все изменчиво, потому что все

   произвольно.

   Порядок престолонаследия  устанавливается  не  в  интересах  царствующего

дома, но в интересах государства, которое требует существования царствующего

дома.  Закон,  определяющий  порядок  наследования  для  частных  лиц,  есть

гражданский закон и имеет предметом инт

   ересы частных лиц. Закон  же,  определяющий  порядок  престолонаследия  в

монархии, есть политический закон и имеет предметом своим благо и сохранение

государства.

   Из этого  следует,  что  если  государственное  право  установит  порядок

престолонаследия в государстве и этот порядок сам собою  прекратится,  то  в

таком случае будет бессмысленно предъявлять  права  на  престолонаследие  на

основании гражданского закона какого бы

   то ни было народа. Одно общество не может предписывать  законов  другому.

Гражданские законы римлян в этом случае так же мало применимы, как и  всякие

другие гражданские законы. Сами римляне не прибегали  к  ним,  когда  судили

государей; правила же, которым он

   и следовали в  последнем  случае,  так  гнусны,  что  отнюдь  не  следует

воскрешать их.

   Из этого следует также,  что  если  бы  государственное  право  заставило

какой-либо род отказаться  от  престолонаследия,  то  было  бы  бессмысленно

добиваться восстановления его прав при  помощи  гражданских  законов.  Права

восстановления существуют в законе  и  могут  иметь  силу  против  тех,  кто

находится под властью этого закона; но они  недействительны  про"  тив  лиц,

которые сами поставлены для установления закона и живут для закона.

   Смешно притязание на решение правовых  вопросов,  касающихся  государств,

народов и всего мира,  на  основании  правил,  по  которым,  говоря  словами

Цицерона, решается спор между частными лицами о праве на кровельный желоб.