ГЛАВА XX О том. что впоследствии называли судом сеньора

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Кроме композиции, которую приходилось платить родственникам за  убийство,

убытки и оскорбления, нужно было еще платить известную  пошлину,  которая  в

кодексах варваров носит название 1ге(1ип}.(680) Мне придется много  говорить

о ней;

   чтобы дать о ней некоторое понятие, я скажу, что она была вознаграждением

за покровительство, оказываемое против права мести. И в настоящее  время  на

шведском языке слово /уес/ означает мир.

   У этих буйных народов чинить суд - значило не более как оказывать  защиту

обидчику  против  мести  со  стороны  обиженного,  чтобы   заставить   этого

последнего принять следуемое ему удовлетворение; таким образом, у  германцев

в противоположность всем другим наро

   дам суд существовал для ограждения преступника со стороны лица,  от  него

пострадавшего.

   Законы варваров представляют случаи, когда требование этого /гвс1ит  было

обязательно.  В  тех  же  случаях,  когда  родственники  не  могли   мстить,

}гес!игп(680) не взималось. И действительно, где не было мести, там не могло

быть и права на покровительство проти

   в мести. Так, по закону лангобардов тот, кто случайно  убивал  свободного

человека,  уплачивал  соответствующую  композицию,  но  не   платил   гедит:

невольное убийство исключало право родственников на мщение. Так.  по  закону

рипуариев, если человек был убит куском  дерева  или  каким-либо  предметом,

сделанным  руками   человека,   этот   предмет   или   этот   кусок   дерева

рассматривались как виновники смерти, и родственники убитого  брали  их  для

своего употребления, но не могли требовать Угедит.

   Точно так же, если человека убивало  животное,  тот  же  закон  определял

композицию без /ге(]ит,(680) потому что родственники убитого не несли обиды.

   Наконец, по салическому  закону,  если  совершал  проступок  ребенок,  не

достигший двенадцатилетнего возраста, то с  него  взималась  композиция  без

1ге(1ит, так как он не мог еще носить оружия и,  следовательно,  не  отвечал

условию, при котором потерпевшая сторон

   а или родственники могли требовать мести.

   Виновный платил /ге(1ит за свое спокойствие и  безопасность,  которых  он

лишился по собственной вине и  которые  мог  вернуть  через  покровительство

закона; но ребенок не лишался безопасности: он не был взрослым  человеком  и

потому не мог быть исключен из челов

   еческого общества.

   Ргедигп было местной пошлиной в пользу судьи  данного  округа.  Но  закон

рипуариев запрещал ему взыскивать /гес!ит(680)

   самому; он требовал, чтобы сторона, в пользу которой  решено  было  дело,

получила эту пошлину и представила в казну, чтобы мир,  как  говорит  закон,

оставался вечным среди ри-пуариев.

   Размер !ге<1ит(681) соответствовал значению оказываемого покровительства;

так, гедит за  покровительство,  оказываемое  королю,  было  выше  гедит  за

покровительство, оказываемое графу и другим судьям,

   Я уже вижу начатки суда  сеньоров.  Феоды,  как  видно  из  бесчисленного

множества памятников, составляли обширные территории.  Я  уже  доказал,  что

короли не брали ничего с земель, доставшихся по разделу франкам;  еще  менее

притязаний могли они предъявлять на ка

   кие-либо сборы с феодов. Те, кто их получил, имели  самые  широкие  права

пользования ими и извлекали из них все плоды и все доходы; а так как один из

наиболее  значительных  доходов  составляли   судебные   пошлины   (/тес/а),

взимаемые по обычаям франков, то и вых

   одило, что тот, кто имел феод, имел также право суда  в  нем;  право  это

проявлялось в получении композиции в пользу родственников и пошлин в  пользу

сеньора. Оно было не чем иным, как правом взыскивать законные  композиции  и

требовать законные пошлины.

   О том, что феоды действительно пользовались этим правом,  свидетельствуют

формулы,  заключающие  в  себе  закрепление  или  передачу  феода  в  вечное

владение, левду или  верному,  или  же  предоставление  привилегий  церквам,

владеющим феодами. То же доказывается бесч

   исленным  множеством  грамот  в  которых  судьям  или  чиновникам  короля

запрещается въезжать на чужие территории для совершения каких бы то ни  было

судебных действий и для взыскания каких бы  то  ни  было  судебных  доходов.

Когда королевские судьи уже не могли бол

   ее ничего взыскивать  в  каком-либо  округе,  они  в  пего  не  въезжали,

отправление их обязанностей переходило к тем,  под  чьей  властью  оставался

этот округ.

   Королевским   судьям   воспрещается   обязывать   стороны    представлять

поручительство в том, что они явятся на суд;

   следовательно, делать это мог  тот,  кто  владел  территорией.  Посланные

короля не могли требовать постоя; оно и понятно, так как на  них  не  лежало

более никаких обязанностей.

   Итак, суд в старых и новых феодах составлял право, неотделимое от  самого

феода, право на доход, составлявшее часть самого феода. Во  все  времена  на

него так и смотрели, откуда произошло правило, что  право  суда  во  Франции

есть право вотчинное.

   Некоторые полагали, что право суда  возникло  в  результате  освобождения

королями и сеньорами своих крепостных. Но не

   одни германские народы и те, которые от них произошли,  освободили  своих

рабов, и в то же время только они одни учредили вотчинный суд.  Кроме  того,

мы видим из формул Маркульфа, что и свободные люди первое время зависели  от

этих судов. Следовательно, креп

   остные были подведомственны этим судам, потому что находились  на  данной

территории; но они не могли дать начало феодам, потому что сами были  частью

феода.

   Другие избрали еще более краткий путь:  сеньоры  насильственно  присвоили

себе право суда, сказали они, - и этим  все  было  сказано.  Но  разве  одни

только народы германского происхождения захватили права  государей?  История

достаточно убедительно доказывает на

   м, что и другие народы посягали на своих государей; но мы еще  не  видим,

чтобы это служило поводом к  возникновению  так  называемого  суда  сеньора.

Происхождение его следует поэтому искать в обычаях германцев.

   Здесь я предлагаю познакомиться с мнением Луазо о том,  какими  способами

сеньоры постепенно развили и захватили в свои руки различные судебные права.

Из того, что он говорит, следовало бы заключить, что это был самый хитрый на

свете народ; что они крали н

   е так, как грабят воины, но так.  как  обкрадывают  друг  друга  сельские

судьи и прокуроры;

   можно подумать, что эти воины во всех отдельных провинциях королевства  и

в столь многих королевствах выработали одну общую  систему  политики.  Луазо

заставляет их рассуждать подобно тому,  как  он  сам  рассуждает  у  себя  в

кабинете.

   Повторяю: если суд не был  принадлежностью  феода,  то  почему  мы  видим

повсюду, что обязанности, соединенные? с владением феодом, состояли в службе

королю или сеньору в их судах и в их войнах?

   Кроме композиции, которую приходилось платить родственникам за  убийство,

убытки и оскорбления, нужно было еще платить известную  пошлину,  которая  в

кодексах варваров носит название 1ге(1ип}.(680) Мне придется много  говорить

о ней;

   чтобы дать о ней некоторое понятие, я скажу, что она была вознаграждением

за покровительство, оказываемое против права мести. И в настоящее  время  на

шведском языке слово /уес/ означает мир.

   У этих буйных народов чинить суд - значило не более как оказывать  защиту

обидчику  против  мести  со  стороны  обиженного,  чтобы   заставить   этого

последнего принять следуемое ему удовлетворение; таким образом, у  германцев

в противоположность всем другим наро

   дам суд существовал для ограждения преступника со стороны лица,  от  него

пострадавшего.

   Законы варваров представляют случаи, когда требование этого /гвс1ит  было

обязательно.  В  тех  же  случаях,  когда  родственники  не  могли   мстить,

}гес!игп(680) не взималось. И действительно, где не было мести, там не могло

быть и права на покровительство проти

   в мести. Так, по закону лангобардов тот, кто случайно  убивал  свободного

человека,  уплачивал  соответствующую  композицию,  но  не   платил   гедит:

невольное убийство исключало право родственников на мщение. Так.  по  закону

рипуариев, если человек был убит куском  дерева  или  каким-либо  предметом,

сделанным  руками   человека,   этот   предмет   или   этот   кусок   дерева

рассматривались как виновники смерти, и родственники убитого  брали  их  для

своего употребления, но не могли требовать Угедит.

   Точно так же, если человека убивало  животное,  тот  же  закон  определял

композицию без /ге(]ит,(680) потому что родственники убитого не несли обиды.

   Наконец, по салическому  закону,  если  совершал  проступок  ребенок,  не

достигший двенадцатилетнего возраста, то с  него  взималась  композиция  без

1ге(1ит, так как он не мог еще носить оружия и,  следовательно,  не  отвечал

условию, при котором потерпевшая сторон

   а или родственники могли требовать мести.

   Виновный платил /ге(1ит за свое спокойствие и  безопасность,  которых  он

лишился по собственной вине и  которые  мог  вернуть  через  покровительство

закона; но ребенок не лишался безопасности: он не был взрослым  человеком  и

потому не мог быть исключен из челов

   еческого общества.

   Ргедигп было местной пошлиной в пользу судьи  данного  округа.  Но  закон

рипуариев запрещал ему взыскивать /гес!ит(680)

   самому; он требовал, чтобы сторона, в пользу которой  решено  было  дело,

получила эту пошлину и представила в казну, чтобы мир,  как  говорит  закон,

оставался вечным среди ри-пуариев.

   Размер !ге<1ит(681) соответствовал значению оказываемого покровительства;

так, гедит за  покровительство,  оказываемое  королю,  было  выше  гедит  за

покровительство, оказываемое графу и другим судьям,

   Я уже вижу начатки суда  сеньоров.  Феоды,  как  видно  из  бесчисленного

множества памятников, составляли обширные территории.  Я  уже  доказал,  что

короли не брали ничего с земель, доставшихся по разделу франкам;  еще  менее

притязаний могли они предъявлять на ка

   кие-либо сборы с феодов. Те, кто их получил, имели  самые  широкие  права

пользования ими и извлекали из них все плоды и все доходы; а так как один из

наиболее  значительных  доходов  составляли   судебные   пошлины   (/тес/а),

взимаемые по обычаям франков, то и вых

   одило, что тот, кто имел феод, имел также право суда  в  нем;  право  это

проявлялось в получении композиции в пользу родственников и пошлин в  пользу

сеньора. Оно было не чем иным, как правом взыскивать законные  композиции  и

требовать законные пошлины.

   О том, что феоды действительно пользовались этим правом,  свидетельствуют

формулы,  заключающие  в  себе  закрепление  или  передачу  феода  в  вечное

владение, левду или  верному,  или  же  предоставление  привилегий  церквам,

владеющим феодами. То же доказывается бесч

   исленным  множеством  грамот  в  которых  судьям  или  чиновникам  короля

запрещается въезжать на чужие территории для совершения каких бы то ни  было

судебных действий и для взыскания каких бы  то  ни  было  судебных  доходов.

Когда королевские судьи уже не могли бол

   ее ничего взыскивать  в  каком-либо  округе,  они  в  пего  не  въезжали,

отправление их обязанностей переходило к тем,  под  чьей  властью  оставался

этот округ.

   Королевским   судьям   воспрещается   обязывать   стороны    представлять

поручительство в том, что они явятся на суд;

   следовательно, делать это мог  тот,  кто  владел  территорией.  Посланные

короля не могли требовать постоя; оно и понятно, так как на  них  не  лежало

более никаких обязанностей.

   Итак, суд в старых и новых феодах составлял право, неотделимое от  самого

феода, право на доход, составлявшее часть самого феода. Во  все  времена  на

него так и смотрели, откуда произошло правило, что  право  суда  во  Франции

есть право вотчинное.

   Некоторые полагали, что право суда  возникло  в  результате  освобождения

королями и сеньорами своих крепостных. Но не

   одни германские народы и те, которые от них произошли,  освободили  своих

рабов, и в то же время только они одни учредили вотчинный суд.  Кроме  того,

мы видим из формул Маркульфа, что и свободные люди первое время зависели  от

этих судов. Следовательно, креп

   остные были подведомственны этим судам, потому что находились  на  данной

территории; но они не могли дать начало феодам, потому что сами были  частью

феода.

   Другие избрали еще более краткий путь:  сеньоры  насильственно  присвоили

себе право суда, сказали они, - и этим  все  было  сказано.  Но  разве  одни

только народы германского происхождения захватили права  государей?  История

достаточно убедительно доказывает на

   м, что и другие народы посягали на своих государей; но мы еще  не  видим,

чтобы это служило поводом к  возникновению  так  называемого  суда  сеньора.

Происхождение его следует поэтому искать в обычаях германцев.

   Здесь я предлагаю познакомиться с мнением Луазо о том,  какими  способами

сеньоры постепенно развили и захватили в свои руки различные судебные права.

Из того, что он говорит, следовало бы заключить, что это был самый хитрый на

свете народ; что они крали н

   е так, как грабят воины, но так.  как  обкрадывают  друг  друга  сельские

судьи и прокуроры;

   можно подумать, что эти воины во всех отдельных провинциях королевства  и

в столь многих королевствах выработали одну общую  систему  политики.  Луазо

заставляет их рассуждать подобно тому,  как  он  сам  рассуждает  у  себя  в

кабинете.

   Повторяю: если суд не был  принадлежностью  феода,  то  почему  мы  видим

повсюду, что обязанности, соединенные? с владением феодом, состояли в службе

королю или сеньору в их судах и в их войнах?