Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7    11 12 13 14 15  
   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(А.М.Щетинина)

Цели:

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмо-

ционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса

изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;

б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и по-

зой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и

обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера

поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах воспри-

ятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изо-

браженного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками

эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия

обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмо-

циональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и

владения соответствующими словесными обозначениями.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в

изучаемых эмоциональных состояниях.

Для решения поставленных задач были созданы или же частично мо-

дифицированы следующие методики исследования.

1. Высказывание свободных суждений

об эмоциональном состоянии изображенного человека

Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность выска-

зать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении,

эмоциональном состоянии.

Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображен-

ного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющий-

ся опыт и знания о данном состоянии.

2. Номинация эмоционального состояния

Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в

случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?",

"Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).

Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение

точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоцио-

нального состояния (активного и пассивного).

3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому

эмоциональному состоянию изображенного человека

Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую

состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспери-

ментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ-

ствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим

человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то

громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая

кувыркается на перекладине?" и т.п.).

Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого

эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то

есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников

раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека,

выявляя тем самым уровень его понимания.

4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации

Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в

каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором опи-

сывался какой-то конкретный случай.

Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточ-

нение возможности и степени понимания экспрессии.

5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии

с опорой на изображение

Данная методика представляет собой модификацию методики, исполь-

зованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.

Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребен-

ком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась

нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризо-

ванный образ-эталон выражения эмоционального состояния.

Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые

он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а),

что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смот-

рел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).

Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный

тип эталона экспрессии.

6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой)

воспринимаемого персонажа

Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного

человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сей-

час заговорил?").

"Оречевление" рассматривалось нами как способность ребенка вжиться

в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как по-

казатель глубины понимания эмоционального состояния.

Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в

процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме ин-

дивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

Обработка результатов

Показатели понимания эмоционального состояния:

- умение понять эмоциональное состояние человека через конкретиза-

цию его житейской ситуацией;

- умение детей правильно назвать состояние изображенного человек

прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными

заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);

- умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соот-

ветствующей ситуации;

- умение передать состояние через воображаемое высказывание, репли-

ку изображенного человека ("оречевление").

Эти показатели легли в основу определения уровней качества понима-

ния детьми эмоционального состояния человека.

Уровни понимания.

I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состоя-

ния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание

эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкрет-

ную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаго-

лом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предло-

женных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5

мес. - (гнев): "Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закры-

та… Наверно, сердится, что закрыли ее").

III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети бы-

стро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспе-

риментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние;

и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначе-

ние эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или пе-

речисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. - (гнев): "Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фи-

гуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").

IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно,

правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и

описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают

ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. - (гнев): "Я думаю, что это ца-

рица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она

думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то,

что она правила страной со своим королем").

V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпа-

тии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;

б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоя-

тельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют"

персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоцио-

нальное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, ими-

таций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. -

(гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показы-

вает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она

сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали.

И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!").

В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие

параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции

словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенно-

сти; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

Типы восприятия.

А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание

обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмо-

ционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики

смотрит" и т.п.).

Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспри-

нимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так

нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-

видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован

эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы

еще не дифференцированы.

В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций

глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный

элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).

Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы

экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.

Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие

("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрес-

сии дети не дифференцируют.

Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии

и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша

удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл не-

множко и брови высоко поднял").

Проективная методика "Рисунок человека"

Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.

Материал'E5: альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных карандашей.

Инструкция: нарисуй человека на листе.

Интерпретация.

На тревожность указывают частые обращения к экспериментатору за

поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее

уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным эмоциональ-

ным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой - крайняя

степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы

руки - социальные контакты вызывают эмоциональное напряжение, источ-

ник тревоги. О тревожности свидетельствует подчеркнутая прорисовка

глаз, их преувеличенный размер - о страхах, особенно если глаза зачернены.

Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные растопы-

ренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках средств напа-

дения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм агрессии указыва-

ют прорисовка рта, изображение его приоткрытым. О скрытых формах аг-

рессии говорят военизированность одежды (погоны, фуражка) без прори-

совки средств нападения, спонтанные высказывания по ходу рисования.

Признаки защитной агрессии - размер фигуры человека, сюжетный ри-

сунок - использование технических военных средств. Защитная агрессия в

сочетании со страхом - кулаки или средства нападения заштрихованы, или

руки за спиной.

(А.М.Щетинина)

Цели:

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмо-

ционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса

изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;

б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и по-

зой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и

обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера

поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах воспри-

ятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изо-

браженного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками

эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия

обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмо-

циональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и

владения соответствующими словесными обозначениями.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в

изучаемых эмоциональных состояниях.

Для решения поставленных задач были созданы или же частично мо-

дифицированы следующие методики исследования.

1. Высказывание свободных суждений

об эмоциональном состоянии изображенного человека

Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность выска-

зать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении,

эмоциональном состоянии.

Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображен-

ного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющий-

ся опыт и знания о данном состоянии.

2. Номинация эмоционального состояния

Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в

случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?",

"Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).

Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение

точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоцио-

нального состояния (активного и пассивного).

3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому

эмоциональному состоянию изображенного человека

Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую

состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспери-

ментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ-

ствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим

человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то

громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая

кувыркается на перекладине?" и т.п.).

Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого

эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то

есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников

раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека,

выявляя тем самым уровень его понимания.

4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации

Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в

каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором опи-

сывался какой-то конкретный случай.

Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточ-

нение возможности и степени понимания экспрессии.

5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии

с опорой на изображение

Данная методика представляет собой модификацию методики, исполь-

зованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.

Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребен-

ком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась

нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризо-

ванный образ-эталон выражения эмоционального состояния.

Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые

он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а),

что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смот-

рел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).

Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный

тип эталона экспрессии.

6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой)

воспринимаемого персонажа

Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного

человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сей-

час заговорил?").

"Оречевление" рассматривалось нами как способность ребенка вжиться

в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как по-

казатель глубины понимания эмоционального состояния.

Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в

процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме ин-

дивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

Обработка результатов

Показатели понимания эмоционального состояния:

- умение понять эмоциональное состояние человека через конкретиза-

цию его житейской ситуацией;

- умение детей правильно назвать состояние изображенного человек

прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными

заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);

- умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соот-

ветствующей ситуации;

- умение передать состояние через воображаемое высказывание, репли-

ку изображенного человека ("оречевление").

Эти показатели легли в основу определения уровней качества понима-

ния детьми эмоционального состояния человека.

Уровни понимания.

I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состоя-

ния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание

эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкрет-

ную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаго-

лом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предло-

женных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5

мес. - (гнев): "Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закры-

та… Наверно, сердится, что закрыли ее").

III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети бы-

стро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспе-

риментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние;

и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначе-

ние эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или пе-

речисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. - (гнев): "Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фи-

гуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").

IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно,

правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и

описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают

ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. - (гнев): "Я думаю, что это ца-

рица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она

думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то,

что она правила страной со своим королем").

V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпа-

тии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;

б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоя-

тельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют"

персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоцио-

нальное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, ими-

таций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. -

(гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показы-

вает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она

сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали.

И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!").

В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие

параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции

словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенно-

сти; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

Типы восприятия.

А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание

обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмо-

ционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики

смотрит" и т.п.).

Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспри-

нимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так

нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-

видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован

эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы

еще не дифференцированы.

В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций

глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный

элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).

Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы

экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.

Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие

("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрес-

сии дети не дифференцируют.

Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии

и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша

удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл не-

множко и брови высоко поднял").

Проективная методика "Рисунок человека"

Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.

Материал'E5: альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных карандашей.

Инструкция: нарисуй человека на листе.

Интерпретация.

На тревожность указывают частые обращения к экспериментатору за

поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее

уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным эмоциональ-

ным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой - крайняя

степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы

руки - социальные контакты вызывают эмоциональное напряжение, источ-

ник тревоги. О тревожности свидетельствует подчеркнутая прорисовка

глаз, их преувеличенный размер - о страхах, особенно если глаза зачернены.

Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные растопы-

ренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках средств напа-

дения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм агрессии указыва-

ют прорисовка рта, изображение его приоткрытым. О скрытых формах аг-

рессии говорят военизированность одежды (погоны, фуражка) без прори-

совки средств нападения, спонтанные высказывания по ходу рисования.

Признаки защитной агрессии - размер фигуры человека, сюжетный ри-

сунок - использование технических военных средств. Защитная агрессия в

сочетании со страхом - кулаки или средства нападения заштрихованы, или

руки за спиной.