Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 11 12 13 14 1520 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(А.М.Щетинина)
Цели:
1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмо-
ционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса
изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и по-
зой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и
обстановка, в которой был изображен человек.)
2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера
поставленной перед ребенком задачи.
3. Определить возрастные закономерности и различия в типах воспри-
ятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изо-
браженного человека.
4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками
эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия
обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмо-
циональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и
владения соответствующими словесными обозначениями.
Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в
изучаемых эмоциональных состояниях.
Для решения поставленных задач были созданы или же частично мо-
дифицированы следующие методики исследования.
1. Высказывание свободных суждений
об эмоциональном состоянии изображенного человека
Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность выска-
зать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении,
эмоциональном состоянии.
Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображен-
ного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющий-
ся опыт и знания о данном состоянии.
2. Номинация эмоционального состояния
Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в
случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?",
"Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).
Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение
точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоцио-
нального состояния (активного и пассивного).
3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому
эмоциональному состоянию изображенного человека
Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую
состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспери-
ментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ-
ствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим
человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то
громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая
кувыркается на перекладине?" и т.п.).
Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого
эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то
есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников
раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека,
выявляя тем самым уровень его понимания.
4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в
каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором опи-
сывался какой-то конкретный случай.
Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточ-
нение возможности и степени понимания экспрессии.
5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии
с опорой на изображение
Данная методика представляет собой модификацию методики, исполь-
зованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.
Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребен-
ком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась
нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризо-
ванный образ-эталон выражения эмоционального состояния.
Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые
он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а),
что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смот-
рел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).
Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный
тип эталона экспрессии.
6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой)
воспринимаемого персонажа
Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного
человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сей-
час заговорил?").
"Оречевление" рассматривалось нами как способность ребенка вжиться
в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как по-
казатель глубины понимания эмоционального состояния.
Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в
процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме ин-
дивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.
Обработка результатов
Показатели понимания эмоционального состояния:
- умение понять эмоциональное состояние человека через конкретиза-
цию его житейской ситуацией;
- умение детей правильно назвать состояние изображенного человек
прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными
заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);
- умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соот-
ветствующей ситуации;
- умение передать состояние через воображаемое высказывание, репли-
ку изображенного человека ("оречевление").
Эти показатели легли в основу определения уровней качества понима-
ния детьми эмоционального состояния человека.
Уровни понимания.
I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состоя-
ния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание
эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкрет-
ную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаго-
лом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предло-
женных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5
мес. - (гнев): "Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закры-
та… Наверно, сердится, что закрыли ее").
III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети бы-
стро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспе-
риментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние;
и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначе-
ние эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или пе-
речисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. - (гнев): "Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фи-
гуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").
IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно,
правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и
описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают
ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. - (гнев): "Я думаю, что это ца-
рица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она
думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то,
что она правила страной со своим королем").
V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпа-
тии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;
б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоя-
тельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют"
персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоцио-
нальное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, ими-
таций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. -
(гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показы-
вает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она
сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали.
И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!").
В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие
параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции
словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенно-
сти; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.
Типы восприятия.
А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание
обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмо-
ционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики
смотрит" и т.п.).
Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспри-
нимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так
нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-
видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован
эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы
еще не дифференцированы.
В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций
глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный
элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).
Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы
экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.
Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие
("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрес-
сии дети не дифференцируют.
Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии
и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша
удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл не-
множко и брови высоко поднял").
Проективная методика "Рисунок человека"
Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.
Материал'E5: альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных карандашей.
Инструкция: нарисуй человека на листе.
Интерпретация.
На тревожность указывают частые обращения к экспериментатору за
поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее
уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным эмоциональ-
ным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой - крайняя
степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы
руки - социальные контакты вызывают эмоциональное напряжение, источ-
ник тревоги. О тревожности свидетельствует подчеркнутая прорисовка
глаз, их преувеличенный размер - о страхах, особенно если глаза зачернены.
Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные растопы-
ренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках средств напа-
дения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм агрессии указыва-
ют прорисовка рта, изображение его приоткрытым. О скрытых формах аг-
рессии говорят военизированность одежды (погоны, фуражка) без прори-
совки средств нападения, спонтанные высказывания по ходу рисования.
Признаки защитной агрессии - размер фигуры человека, сюжетный ри-
сунок - использование технических военных средств. Защитная агрессия в
сочетании со страхом - кулаки или средства нападения заштрихованы, или
руки за спиной.
(А.М.Щетинина)
Цели:
1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмо-
ционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса
изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и по-
зой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и
обстановка, в которой был изображен человек.)
2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера
поставленной перед ребенком задачи.
3. Определить возрастные закономерности и различия в типах воспри-
ятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изо-
браженного человека.
4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками
эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия
обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмо-
циональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и
владения соответствующими словесными обозначениями.
Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в
изучаемых эмоциональных состояниях.
Для решения поставленных задач были созданы или же частично мо-
дифицированы следующие методики исследования.
1. Высказывание свободных суждений
об эмоциональном состоянии изображенного человека
Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность выска-
зать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении,
эмоциональном состоянии.
Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображен-
ного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющий-
ся опыт и знания о данном состоянии.
2. Номинация эмоционального состояния
Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в
случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?",
"Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).
Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение
точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоцио-
нального состояния (активного и пассивного).
3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому
эмоциональному состоянию изображенного человека
Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую
состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспери-
ментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ-
ствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим
человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то
громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая
кувыркается на перекладине?" и т.п.).
Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого
эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то
есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников
раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека,
выявляя тем самым уровень его понимания.
4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в
каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором опи-
сывался какой-то конкретный случай.
Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточ-
нение возможности и степени понимания экспрессии.
5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии
с опорой на изображение
Данная методика представляет собой модификацию методики, исполь-
зованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.
Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребен-
ком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась
нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризо-
ванный образ-эталон выражения эмоционального состояния.
Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые
он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а),
что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смот-
рел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).
Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный
тип эталона экспрессии.
6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой)
воспринимаемого персонажа
Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного
человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сей-
час заговорил?").
"Оречевление" рассматривалось нами как способность ребенка вжиться
в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как по-
казатель глубины понимания эмоционального состояния.
Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в
процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме ин-
дивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.
Обработка результатов
Показатели понимания эмоционального состояния:
- умение понять эмоциональное состояние человека через конкретиза-
цию его житейской ситуацией;
- умение детей правильно назвать состояние изображенного человек
прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными
заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);
- умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соот-
ветствующей ситуации;
- умение передать состояние через воображаемое высказывание, репли-
ку изображенного человека ("оречевление").
Эти показатели легли в основу определения уровней качества понима-
ния детьми эмоционального состояния человека.
Уровни понимания.
I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состоя-
ния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание
эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкрет-
ную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаго-
лом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предло-
женных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5
мес. - (гнев): "Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закры-
та… Наверно, сердится, что закрыли ее").
III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети бы-
стро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспе-
риментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние;
и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначе-
ние эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или пе-
речисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. - (гнев): "Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фи-
гуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").
IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно,
правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и
описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают
ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. - (гнев): "Я думаю, что это ца-
рица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она
думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то,
что она правила страной со своим королем").
V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпа-
тии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;
б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоя-
тельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют"
персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоцио-
нальное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, ими-
таций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. -
(гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показы-
вает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она
сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали.
И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!").
В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие
параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции
словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенно-
сти; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.
Типы восприятия.
А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание
обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмо-
ционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики
смотрит" и т.п.).
Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспри-
нимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так
нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-
видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован
эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы
еще не дифференцированы.
В - диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций
глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный
элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).
Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы
экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.
Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие
("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрес-
сии дети не дифференцируют.
Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии
и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша
удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл не-
множко и брови высоко поднял").
Проективная методика "Рисунок человека"
Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.
Материал'E5: альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных карандашей.
Инструкция: нарисуй человека на листе.
Интерпретация.
На тревожность указывают частые обращения к экспериментатору за
поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее
уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным эмоциональ-
ным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой - крайняя
степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы
руки - социальные контакты вызывают эмоциональное напряжение, источ-
ник тревоги. О тревожности свидетельствует подчеркнутая прорисовка
глаз, их преувеличенный размер - о страхах, особенно если глаза зачернены.
Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные растопы-
ренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках средств напа-
дения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм агрессии указыва-
ют прорисовка рта, изображение его приоткрытым. О скрытых формах аг-
рессии говорят военизированность одежды (погоны, фуражка) без прори-
совки средств нападения, спонтанные высказывания по ходу рисования.
Признаки защитной агрессии - размер фигуры человека, сюжетный ри-
сунок - использование технических военных средств. Защитная агрессия в
сочетании со страхом - кулаки или средства нападения заштрихованы, или
руки за спиной.