4.4.2. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛАХ ОТ 11 ДО 19. БУСИНЫ И ДВОЙНЫЕ ДОСКИ. ЯЩИК 1

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: 2 доски, разделенные рейками на 5 полей каждая. На первой доске число 10 стоит 5

раз, на второй 4 раза. Таблички с числами 1-9. Коробка с 9 стержнями из 10 бусин, маленькая башня из

разноцветных бусин от 1 до 9.

Цель: составить множества из 11-19 бусин. Узнать числа 11-19. Упорядочивание множеств и

символов. Запомнить числовой ряд от 11 до 19.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель вынимает стержни с бусинами из коробки и раскладывает

их. Стержни из 10 бусин лежат сами по себе, стержни с цветными бусинами сложены в виде башни.

Учитель дает ребенку стержень из 10 золотых бусин и предлагает пересчитать их. Он кладет этот

стержень на стол перед ребенком вертикально, а рядом кладет стержень с одной красной бусиной и

говорит: "Одиннадцать!" Ребенок отталкивается от последовательности чисел 1-10 (штанги, веретена,

кружки). Точно так же, в форме трехступенчатого урока, он вводит следующие числа Для запоминания

символов множеств из 11-19 бусин перед ребенком кладут двойные доски. Справа от них в беспорядке

лежат таблички с числами 1-9. Учитель указывает на первое поле двойной доски и спрашивает: "Какое

это число?" - "Десять!" Затем он вставляет табличку с цифрой 1 справа в двойную доску, так чтобы над

цифрой 0 числа 10 появилась цифра 1, и говорит: "Одиннадцать!" Так одно за другим в форме трехсту-

пенчатого урока вводятся числа до 19. Для упорядочивания множеств и символов нужно взять двойные

доски и бусины. Перед ребенком посередине лежат двойные доски, справа - неупорядоченные таблички

с числами, слева - стержни с бусинами. Учитель указывает на первое поле двойной доски и спрашивает:

"Какое это число?" - "Десять!" Он предлагает ребенку положить вертикально слева от этого поля

соответствующее множество из бусин, а именно стержень из 10 бусин. Рядом с этим стержнем справа

от него учитель кладет стержень с одной красной бусиной и спрашивает ребенка: "Сколько теперь

бусин?" - "Одиннадцать!" Учитель берет табличку с числом 1 и вставляет ее справа в двойную доску,

помещая над цифрой 0 первого из чисел 10. Он читает так полученное число 11. Точно так же продол-

жается работа со всеми остальными числами до 19. Учитывая возможности ребенка, целесообразно

ввести сначала лишь несколько чисел.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

Дальнейшие упражнения:

в двойные доски таблички с числами 1-9 вставлены так, чтобы полученные числа 11-19 рас-

полагались по порядку. Ребенок упорядочивает соответственно этим числам множества из бусин;

перед полями двойной доски лежат в неупорядоченной последовательности множества из 11-

19 бусин. Ребенок упорядочивает числа соответственно этим множествам, вставляя в двойную доску

подходящие таблички с числами 1-9;

учитель называет ребенку число. Ребенок должен составить это число и соответствующее ему

множество.

Применение:

ребенка просят: "Принеси мне 11 золотых бусин! Принеси мне 13 красных бусин!" и т. д.;

сопоставление чисел 11-19 с предметами в комнате. Предметы берутся из окружения ребенка,

например, пуговицы, камешки, карандаши и карточки с числами 11-19.

Материал: 2 доски, разделенные рейками на 5 полей каждая. На первой доске число 10 стоит 5

раз, на второй 4 раза. Таблички с числами 1-9. Коробка с 9 стержнями из 10 бусин, маленькая башня из

разноцветных бусин от 1 до 9.

Цель: составить множества из 11-19 бусин. Узнать числа 11-19. Упорядочивание множеств и

символов. Запомнить числовой ряд от 11 до 19.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель вынимает стержни с бусинами из коробки и раскладывает

их. Стержни из 10 бусин лежат сами по себе, стержни с цветными бусинами сложены в виде башни.

Учитель дает ребенку стержень из 10 золотых бусин и предлагает пересчитать их. Он кладет этот

стержень на стол перед ребенком вертикально, а рядом кладет стержень с одной красной бусиной и

говорит: "Одиннадцать!" Ребенок отталкивается от последовательности чисел 1-10 (штанги, веретена,

кружки). Точно так же, в форме трехступенчатого урока, он вводит следующие числа Для запоминания

символов множеств из 11-19 бусин перед ребенком кладут двойные доски. Справа от них в беспорядке

лежат таблички с числами 1-9. Учитель указывает на первое поле двойной доски и спрашивает: "Какое

это число?" - "Десять!" Затем он вставляет табличку с цифрой 1 справа в двойную доску, так чтобы над

цифрой 0 числа 10 появилась цифра 1, и говорит: "Одиннадцать!" Так одно за другим в форме трехсту-

пенчатого урока вводятся числа до 19. Для упорядочивания множеств и символов нужно взять двойные

доски и бусины. Перед ребенком посередине лежат двойные доски, справа - неупорядоченные таблички

с числами, слева - стержни с бусинами. Учитель указывает на первое поле двойной доски и спрашивает:

"Какое это число?" - "Десять!" Он предлагает ребенку положить вертикально слева от этого поля

соответствующее множество из бусин, а именно стержень из 10 бусин. Рядом с этим стержнем справа

от него учитель кладет стержень с одной красной бусиной и спрашивает ребенка: "Сколько теперь

бусин?" - "Одиннадцать!" Учитель берет табличку с числом 1 и вставляет ее справа в двойную доску,

помещая над цифрой 0 первого из чисел 10. Он читает так полученное число 11. Точно так же продол-

жается работа со всеми остальными числами до 19. Учитывая возможности ребенка, целесообразно

ввести сначала лишь несколько чисел.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

Дальнейшие упражнения:

в двойные доски таблички с числами 1-9 вставлены так, чтобы полученные числа 11-19 рас-

полагались по порядку. Ребенок упорядочивает соответственно этим числам множества из бусин;

перед полями двойной доски лежат в неупорядоченной последовательности множества из 11-

19 бусин. Ребенок упорядочивает числа соответственно этим множествам, вставляя в двойную доску

подходящие таблички с числами 1-9;

учитель называет ребенку число. Ребенок должен составить это число и соответствующее ему

множество.

Применение:

ребенка просят: "Принеси мне 11 золотых бусин! Принеси мне 13 красных бусин!" и т. д.;

сопоставление чисел 11-19 с предметами в комнате. Предметы берутся из окружения ребенка,

например, пуговицы, камешки, карандаши и карточки с числами 11-19.