4.4.3. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛАХ ОТ 11 ДО 99. БУСИНЫ И ДВОЙНЫЕ ДОСКИ. ЯЩИК 2
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: 2 доски, разделенные рейками на 5 полей каждая. На первой доске стоят числа от 10
до 50, на второй - числа от 60 до 90. Последнее поле пустое. 9 табличек с числами 1-9. Ящик с 9
стержнями из 10 золотых бусин и 10 отдельными бусинами.
Цель: составить множества из 11-99 бусин. Запомнить символы этих множеств. Упорядочивать
множества и символы. Запомнить числовой ряд 11-99.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом. Учитель кладет перед ребенком доску с полями 10-50, справа от нее -
таблички с числами 1-9, слева ставит ящик с золотыми бусинами и стержнями из них. Учитель указыва-
ет на первое поле и спрашивает ребенка: "Какое это число?" - "Десять!" Он предлагает ребенку рядом
слева от этого поля положить соответствующее множество бусин, то есть стержень из 10 бусин.
Стержень должен лежать вертикально. Затем рядом со стержнем справа учитель кладет одну бусину и
спрашивает ребенка: "Сколько здесь теперь бусин?" - "Одиннадцать!" Числовой ряд 11-19 уже был
введен при работе с ящиком 1. Это упражнение служит ребенку для повторения. Учитель указывает на
число 10, берет табличку с числом 1 и вставляет ее в двойную доску над цифрой 0 числа 10. Он говорит:
"Одиннадцать!" Учитель добавляет еще одну бусину. Ребенок считает до 12. Он заменяет табличку с
числом 1 на табличку с числом 2 так, чтобы получилось число 12. Так продолжают работе до числа 19.
Теперь ребенок кладет десятую отдельную бусину. Учитель предлагает ребенку пересчитать отдельные
бусины. 10 отдельных бусин заменяют стержнем из 10 бусин, 2 стержня передвигают вниз к числу 20,
таблички с числами вынимают и кладут в сторону. Ребенок продолжает работу так же, как и ранее.
Заменять множества бусин ребенок научился на Золотом материале из бусин.
Контроль над ошибками: осуществляется учителем.
Дальнейшие упражнения:
образуют произвольное двузначное число, вставив табличку в некоторое поле двойной доски.
Ребенок кладет слева соответствующее множество бусин. Для этого упражнения понадобятся 45
стержней из 10 бусин и маленькая башня из цветных бусин; - перед каждым полем двойной доски
кладут допустимое множество бусин. Ребенок образует соответствующее число;
раскладывать числовые таблички на доске с сотнями.
Особый материал.
Применение:
писать числа на доске, листе бумаги, в воздухе;
вырезать кружочки и написать на них числа;
найти и прочесть числа вокруг: номера домов, машин, числа календаря, ценники;
пересчитать праздники и дни особых событий.
Материал: 2 доски, разделенные рейками на 5 полей каждая. На первой доске стоят числа от 10
до 50, на второй - числа от 60 до 90. Последнее поле пустое. 9 табличек с числами 1-9. Ящик с 9
стержнями из 10 золотых бусин и 10 отдельными бусинами.
Цель: составить множества из 11-99 бусин. Запомнить символы этих множеств. Упорядочивать
множества и символы. Запомнить числовой ряд 11-99.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом. Учитель кладет перед ребенком доску с полями 10-50, справа от нее -
таблички с числами 1-9, слева ставит ящик с золотыми бусинами и стержнями из них. Учитель указыва-
ет на первое поле и спрашивает ребенка: "Какое это число?" - "Десять!" Он предлагает ребенку рядом
слева от этого поля положить соответствующее множество бусин, то есть стержень из 10 бусин.
Стержень должен лежать вертикально. Затем рядом со стержнем справа учитель кладет одну бусину и
спрашивает ребенка: "Сколько здесь теперь бусин?" - "Одиннадцать!" Числовой ряд 11-19 уже был
введен при работе с ящиком 1. Это упражнение служит ребенку для повторения. Учитель указывает на
число 10, берет табличку с числом 1 и вставляет ее в двойную доску над цифрой 0 числа 10. Он говорит:
"Одиннадцать!" Учитель добавляет еще одну бусину. Ребенок считает до 12. Он заменяет табличку с
числом 1 на табличку с числом 2 так, чтобы получилось число 12. Так продолжают работе до числа 19.
Теперь ребенок кладет десятую отдельную бусину. Учитель предлагает ребенку пересчитать отдельные
бусины. 10 отдельных бусин заменяют стержнем из 10 бусин, 2 стержня передвигают вниз к числу 20,
таблички с числами вынимают и кладут в сторону. Ребенок продолжает работу так же, как и ранее.
Заменять множества бусин ребенок научился на Золотом материале из бусин.
Контроль над ошибками: осуществляется учителем.
Дальнейшие упражнения:
образуют произвольное двузначное число, вставив табличку в некоторое поле двойной доски.
Ребенок кладет слева соответствующее множество бусин. Для этого упражнения понадобятся 45
стержней из 10 бусин и маленькая башня из цветных бусин; - перед каждым полем двойной доски
кладут допустимое множество бусин. Ребенок образует соответствующее число;
раскладывать числовые таблички на доске с сотнями.
Особый материал.
Применение:
писать числа на доске, листе бумаги, в воздухе;
вырезать кружочки и написать на них числа;
найти и прочесть числа вокруг: номера домов, машин, числа календаря, ценники;
пересчитать праздники и дни особых событий.