4.4.3. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛАХ ОТ 11 ДО 99. БУСИНЫ И ДВОЙНЫЕ ДОСКИ. ЯЩИК 2

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: 2 доски, разделенные рейками на 5 полей каждая. На первой доске стоят числа от 10

до 50, на второй - числа от 60 до 90. Последнее поле пустое. 9 табличек с числами 1-9. Ящик с 9

стержнями из 10 золотых бусин и 10 отдельными бусинами.

Цель: составить множества из 11-99 бусин. Запомнить символы этих множеств. Упорядочивать

множества и символы. Запомнить числовой ряд 11-99.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель кладет перед ребенком доску с полями 10-50, справа от нее -

таблички с числами 1-9, слева ставит ящик с золотыми бусинами и стержнями из них. Учитель указыва-

ет на первое поле и спрашивает ребенка: "Какое это число?" - "Десять!" Он предлагает ребенку рядом

слева от этого поля положить соответствующее множество бусин, то есть стержень из 10 бусин.

Стержень должен лежать вертикально. Затем рядом со стержнем справа учитель кладет одну бусину и

спрашивает ребенка: "Сколько здесь теперь бусин?" - "Одиннадцать!" Числовой ряд 11-19 уже был

введен при работе с ящиком 1. Это упражнение служит ребенку для повторения. Учитель указывает на

число 10, берет табличку с числом 1 и вставляет ее в двойную доску над цифрой 0 числа 10. Он говорит:

"Одиннадцать!" Учитель добавляет еще одну бусину. Ребенок считает до 12. Он заменяет табличку с

числом 1 на табличку с числом 2 так, чтобы получилось число 12. Так продолжают работе до числа 19.

Теперь ребенок кладет десятую отдельную бусину. Учитель предлагает ребенку пересчитать отдельные

бусины. 10 отдельных бусин заменяют стержнем из 10 бусин, 2 стержня передвигают вниз к числу 20,

таблички с числами вынимают и кладут в сторону. Ребенок продолжает работу так же, как и ранее.

Заменять множества бусин ребенок научился на Золотом материале из бусин.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

Дальнейшие упражнения:

образуют произвольное двузначное число, вставив табличку в некоторое поле двойной доски.

Ребенок кладет слева соответствующее множество бусин. Для этого упражнения понадобятся 45

стержней из 10 бусин и маленькая башня из цветных бусин; - перед каждым полем двойной доски

кладут допустимое множество бусин. Ребенок образует соответствующее число;

раскладывать числовые таблички на доске с сотнями.

Особый материал.

Применение:

писать числа на доске, листе бумаги, в воздухе;

вырезать кружочки и написать на них числа;

найти и прочесть числа вокруг: номера домов, машин, числа календаря, ценники;

пересчитать праздники и дни особых событий.

Материал: 2 доски, разделенные рейками на 5 полей каждая. На первой доске стоят числа от 10

до 50, на второй - числа от 60 до 90. Последнее поле пустое. 9 табличек с числами 1-9. Ящик с 9

стержнями из 10 золотых бусин и 10 отдельными бусинами.

Цель: составить множества из 11-99 бусин. Запомнить символы этих множеств. Упорядочивать

множества и символы. Запомнить числовой ряд 11-99.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель кладет перед ребенком доску с полями 10-50, справа от нее -

таблички с числами 1-9, слева ставит ящик с золотыми бусинами и стержнями из них. Учитель указыва-

ет на первое поле и спрашивает ребенка: "Какое это число?" - "Десять!" Он предлагает ребенку рядом

слева от этого поля положить соответствующее множество бусин, то есть стержень из 10 бусин.

Стержень должен лежать вертикально. Затем рядом со стержнем справа учитель кладет одну бусину и

спрашивает ребенка: "Сколько здесь теперь бусин?" - "Одиннадцать!" Числовой ряд 11-19 уже был

введен при работе с ящиком 1. Это упражнение служит ребенку для повторения. Учитель указывает на

число 10, берет табличку с числом 1 и вставляет ее в двойную доску над цифрой 0 числа 10. Он говорит:

"Одиннадцать!" Учитель добавляет еще одну бусину. Ребенок считает до 12. Он заменяет табличку с

числом 1 на табличку с числом 2 так, чтобы получилось число 12. Так продолжают работе до числа 19.

Теперь ребенок кладет десятую отдельную бусину. Учитель предлагает ребенку пересчитать отдельные

бусины. 10 отдельных бусин заменяют стержнем из 10 бусин, 2 стержня передвигают вниз к числу 20,

таблички с числами вынимают и кладут в сторону. Ребенок продолжает работу так же, как и ранее.

Заменять множества бусин ребенок научился на Золотом материале из бусин.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

Дальнейшие упражнения:

образуют произвольное двузначное число, вставив табличку в некоторое поле двойной доски.

Ребенок кладет слева соответствующее множество бусин. Для этого упражнения понадобятся 45

стержней из 10 бусин и маленькая башня из цветных бусин; - перед каждым полем двойной доски

кладут допустимое множество бусин. Ребенок образует соответствующее число;

раскладывать числовые таблички на доске с сотнями.

Особый материал.

Применение:

писать числа на доске, листе бумаги, в воздухе;

вырезать кружочки и написать на них числа;

найти и прочесть числа вокруг: номера домов, машин, числа календаря, ценники;

пересчитать праздники и дни особых событий.