5.9. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-

кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-

ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 120 с.

Цель: исследование влияния побочной деятельности на удер-

жание мнемических следов.

Стимульный материал: 15 не связанных между собой по

смыслу слов, 14 двузначных чисел для гетерогенного отвлечения, 10

не связанных между собой по смыслу слов для гомогенного отвлече-

ния – см. приложение 9.

Ход выполнения работы.

Экспериментатор предлагает испытуемым разделится на три

группы.

Эксперимент состоит из четырех серий. Первая группа испы-

туемых участвует в 1-й и 4-й сериях.

1-я серия. Экспериментатор зачитывает и предлагает запом-

нить всем испытуемым 15 не связанных между собой по смыслу

слов. Затем испытуемые должны письменно воспроизвести слова в

любой последовательности.

2-я серия. Второй группе испытуемых экспериментатор пред-

лагает перемножить двузначные числа в парах.

3-я серия. Третьей группе испытуемых экспериментатор пред-

лагает запомнить и воспроизвести 10 не связанных между собой по

смыслу слов.

4-я серия. Экспериментатор предлагает всем трем группам

испытуемых воспроизвести слова 1-й серии.

Инструкция к 1-й серии:

«Вам будут предъявлены 15 не связанных между собой по

смыслу слов, ваша задача – как можно больше слов запомнить и

письменно воспроизвести в любой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии (второй группе испытуемых):

«Вам будут предъявлены несколько пар двузначных чисел,

ваша задача – перемножить их в уме и записать полученный ре-

зультат».

Инструкция к 3-й серии (третья группа испытуемых):

«Вам будут предъявлены 10 не связанных между собой по

смыслу слов, ваша задача – запомнить как можно больше слов и

письменно воспроизвести в любой последовательности».

Инструкция к 4-й серии:

«Вам необходимо воспроизвести 15 не связанных слов 1-й

серии».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить среднее по группе количество слов, воспроиз-

веденных испытуемыми в 1-й серии.

2. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,

воспроизведенных первой группой испытуемых после отдыха (во

время 4-й серии).

3. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,

воспроизведенных второй группой испытуемых, после умножения

двузначных чисел (гетерогенное отвлечение).

4. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,

воспроизведенных третьей группой испытуемых, после гомогенно-

го отвлечения (запоминание 10 не связанных между собой слов 4-й

серии).

5. Полученные данные занести в таблицу:

Условия воспроизведения

15 слов первой серии

Среднее по группе количество

воспроизведенных слов испытуемыми

Непосредственно после

их предъявления

После отдыха

После умножения 7 пар

двузначных чисел

(гетерогенного отвлечения)

После воспроизведения 10

не связанных между собой слов

6. Определить показатель ретроактивного торможения по

формуле К=((А-Б)/А) . 100%,

где А – число символов, воспроизведенных непосредственно,

Б – число символов, воспроизведенных в том случае, когда за запо-

минанием следовала какая-либо деятельность (или отдых).

7. Полученные результаты свести в таблицу:

Последующая деятельность Показатель ретроактивного торможения

Отдых

Умножение чисел

Запоминание слов

8. На основе анализа полученных результатов сделать вывод

об особенностях влияния каждого вида отвлечения (в том числе и

отдыха) на воспроизведение материала.

Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-

кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-

ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 120 с.

Цель: исследование влияния побочной деятельности на удер-

жание мнемических следов.

Стимульный материал: 15 не связанных между собой по

смыслу слов, 14 двузначных чисел для гетерогенного отвлечения, 10

не связанных между собой по смыслу слов для гомогенного отвлече-

ния – см. приложение 9.

Ход выполнения работы.

Экспериментатор предлагает испытуемым разделится на три

группы.

Эксперимент состоит из четырех серий. Первая группа испы-

туемых участвует в 1-й и 4-й сериях.

1-я серия. Экспериментатор зачитывает и предлагает запом-

нить всем испытуемым 15 не связанных между собой по смыслу

слов. Затем испытуемые должны письменно воспроизвести слова в

любой последовательности.

2-я серия. Второй группе испытуемых экспериментатор пред-

лагает перемножить двузначные числа в парах.

3-я серия. Третьей группе испытуемых экспериментатор пред-

лагает запомнить и воспроизвести 10 не связанных между собой по

смыслу слов.

4-я серия. Экспериментатор предлагает всем трем группам

испытуемых воспроизвести слова 1-й серии.

Инструкция к 1-й серии:

«Вам будут предъявлены 15 не связанных между собой по

смыслу слов, ваша задача – как можно больше слов запомнить и

письменно воспроизвести в любой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии (второй группе испытуемых):

«Вам будут предъявлены несколько пар двузначных чисел,

ваша задача – перемножить их в уме и записать полученный ре-

зультат».

Инструкция к 3-й серии (третья группа испытуемых):

«Вам будут предъявлены 10 не связанных между собой по

смыслу слов, ваша задача – запомнить как можно больше слов и

письменно воспроизвести в любой последовательности».

Инструкция к 4-й серии:

«Вам необходимо воспроизвести 15 не связанных слов 1-й

серии».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить среднее по группе количество слов, воспроиз-

веденных испытуемыми в 1-й серии.

2. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,

воспроизведенных первой группой испытуемых после отдыха (во

время 4-й серии).

3. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,

воспроизведенных второй группой испытуемых, после умножения

двузначных чисел (гетерогенное отвлечение).

4. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,

воспроизведенных третьей группой испытуемых, после гомогенно-

го отвлечения (запоминание 10 не связанных между собой слов 4-й

серии).

5. Полученные данные занести в таблицу:

Условия воспроизведения

15 слов первой серии

Среднее по группе количество

воспроизведенных слов испытуемыми

Непосредственно после

их предъявления

После отдыха

После умножения 7 пар

двузначных чисел

(гетерогенного отвлечения)

После воспроизведения 10

не связанных между собой слов

6. Определить показатель ретроактивного торможения по

формуле К=((А-Б)/А) . 100%,

где А – число символов, воспроизведенных непосредственно,

Б – число символов, воспроизведенных в том случае, когда за запо-

минанием следовала какая-либо деятельность (или отдых).

7. Полученные результаты свести в таблицу:

Последующая деятельность Показатель ретроактивного торможения

Отдых

Умножение чисел

Запоминание слов

8. На основе анализа полученных результатов сделать вывод

об особенностях влияния каждого вида отвлечения (в том числе и

отдыха) на воспроизведение материала.