5.9. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-
кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-
ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 120 с.
Цель: исследование влияния побочной деятельности на удер-
жание мнемических следов.
Стимульный материал: 15 не связанных между собой по
смыслу слов, 14 двузначных чисел для гетерогенного отвлечения, 10
не связанных между собой по смыслу слов для гомогенного отвлече-
ния – см. приложение 9.
Ход выполнения работы.
Экспериментатор предлагает испытуемым разделится на три
группы.
Эксперимент состоит из четырех серий. Первая группа испы-
туемых участвует в 1-й и 4-й сериях.
1-я серия. Экспериментатор зачитывает и предлагает запом-
нить всем испытуемым 15 не связанных между собой по смыслу
слов. Затем испытуемые должны письменно воспроизвести слова в
любой последовательности.
2-я серия. Второй группе испытуемых экспериментатор пред-
лагает перемножить двузначные числа в парах.
3-я серия. Третьей группе испытуемых экспериментатор пред-
лагает запомнить и воспроизвести 10 не связанных между собой по
смыслу слов.
4-я серия. Экспериментатор предлагает всем трем группам
испытуемых воспроизвести слова 1-й серии.
Инструкция к 1-й серии:
«Вам будут предъявлены 15 не связанных между собой по
смыслу слов, ваша задача – как можно больше слов запомнить и
письменно воспроизвести в любой последовательности».
Инструкция ко 2-й серии (второй группе испытуемых):
«Вам будут предъявлены несколько пар двузначных чисел,
ваша задача – перемножить их в уме и записать полученный ре-
зультат».
Инструкция к 3-й серии (третья группа испытуемых):
«Вам будут предъявлены 10 не связанных между собой по
смыслу слов, ваша задача – запомнить как можно больше слов и
письменно воспроизвести в любой последовательности».
Инструкция к 4-й серии:
«Вам необходимо воспроизвести 15 не связанных слов 1-й
серии».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить среднее по группе количество слов, воспроиз-
веденных испытуемыми в 1-й серии.
2. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,
воспроизведенных первой группой испытуемых после отдыха (во
время 4-й серии).
3. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,
воспроизведенных второй группой испытуемых, после умножения
двузначных чисел (гетерогенное отвлечение).
4. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,
воспроизведенных третьей группой испытуемых, после гомогенно-
го отвлечения (запоминание 10 не связанных между собой слов 4-й
серии).
5. Полученные данные занести в таблицу:
Условия воспроизведения
15 слов первой серии
Среднее по группе количество
воспроизведенных слов испытуемыми
Непосредственно после
их предъявления
После отдыха
После умножения 7 пар
двузначных чисел
(гетерогенного отвлечения)
После воспроизведения 10
не связанных между собой слов
6. Определить показатель ретроактивного торможения по
формуле К=((А-Б)/А) . 100%,
где А – число символов, воспроизведенных непосредственно,
Б – число символов, воспроизведенных в том случае, когда за запо-
минанием следовала какая-либо деятельность (или отдых).
7. Полученные результаты свести в таблицу:
Последующая деятельность Показатель ретроактивного торможения
Отдых
Умножение чисел
Запоминание слов
8. На основе анализа полученных результатов сделать вывод
об особенностях влияния каждого вида отвлечения (в том числе и
отдыха) на воспроизведение материала.
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-
кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-
ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 120 с.
Цель: исследование влияния побочной деятельности на удер-
жание мнемических следов.
Стимульный материал: 15 не связанных между собой по
смыслу слов, 14 двузначных чисел для гетерогенного отвлечения, 10
не связанных между собой по смыслу слов для гомогенного отвлече-
ния – см. приложение 9.
Ход выполнения работы.
Экспериментатор предлагает испытуемым разделится на три
группы.
Эксперимент состоит из четырех серий. Первая группа испы-
туемых участвует в 1-й и 4-й сериях.
1-я серия. Экспериментатор зачитывает и предлагает запом-
нить всем испытуемым 15 не связанных между собой по смыслу
слов. Затем испытуемые должны письменно воспроизвести слова в
любой последовательности.
2-я серия. Второй группе испытуемых экспериментатор пред-
лагает перемножить двузначные числа в парах.
3-я серия. Третьей группе испытуемых экспериментатор пред-
лагает запомнить и воспроизвести 10 не связанных между собой по
смыслу слов.
4-я серия. Экспериментатор предлагает всем трем группам
испытуемых воспроизвести слова 1-й серии.
Инструкция к 1-й серии:
«Вам будут предъявлены 15 не связанных между собой по
смыслу слов, ваша задача – как можно больше слов запомнить и
письменно воспроизвести в любой последовательности».
Инструкция ко 2-й серии (второй группе испытуемых):
«Вам будут предъявлены несколько пар двузначных чисел,
ваша задача – перемножить их в уме и записать полученный ре-
зультат».
Инструкция к 3-й серии (третья группа испытуемых):
«Вам будут предъявлены 10 не связанных между собой по
смыслу слов, ваша задача – запомнить как можно больше слов и
письменно воспроизвести в любой последовательности».
Инструкция к 4-й серии:
«Вам необходимо воспроизвести 15 не связанных слов 1-й
серии».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить среднее по группе количество слов, воспроиз-
веденных испытуемыми в 1-й серии.
2. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,
воспроизведенных первой группой испытуемых после отдыха (во
время 4-й серии).
3. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,
воспроизведенных второй группой испытуемых, после умножения
двузначных чисел (гетерогенное отвлечение).
4. Определить среднее по группе количество слов 1-й серии,
воспроизведенных третьей группой испытуемых, после гомогенно-
го отвлечения (запоминание 10 не связанных между собой слов 4-й
серии).
5. Полученные данные занести в таблицу:
Условия воспроизведения
15 слов первой серии
Среднее по группе количество
воспроизведенных слов испытуемыми
Непосредственно после
их предъявления
После отдыха
После умножения 7 пар
двузначных чисел
(гетерогенного отвлечения)
После воспроизведения 10
не связанных между собой слов
6. Определить показатель ретроактивного торможения по
формуле К=((А-Б)/А) . 100%,
где А – число символов, воспроизведенных непосредственно,
Б – число символов, воспроизведенных в том случае, когда за запо-
минанием следовала какая-либо деятельность (или отдых).
7. Полученные результаты свести в таблицу:
Последующая деятельность Показатель ретроактивного торможения
Отдых
Умножение чисел
Запоминание слов
8. На основе анализа полученных результатов сделать вывод
об особенностях влияния каждого вида отвлечения (в том числе и
отдыха) на воспроизведение материала.