5.11. Исследование процесса заучивания и воспроизведения вербального материала модифицированным методом свободных (удачных) ответов (ММСО).
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Цель: изучение влияния проактивного и ретроактивного тор-
можения на процессы заучивания и воспроизведения вербального
материала.
Стимульный материал: 15 бессмысленных слогов (список А),
15 прилагательных (список В), 15 прилагательных (список С) – см.
приложение 10.
Ход выполнения работы.
Используется модифицированный метод свободных ответов,
предложенный Р. Мелтоном.
Эксперимент состоит из трех серий.
В первых двух сериях используется классический метод удач-
ных ответов.
1-я серия. Используется лист А-В, состоящий из списка бес-
смысленных слогов (А) и прилагательных (В), составляющих пары.
Экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому кар-
точки с каждой парой. Время показа каждой пары – 2 сек., интервал
между парами – 4 сек. Материал предъявляют до тех пор, пока он не
будет полностью и безошибочно воспроизведен испытуемым. Экс-
периментатор регистрирует число предъявлений, которое потребова-
лось для безошибочного воспроизведения, и ответы испытуемого.
2-я серия. Проводится аналогично 1-й серии, используется
лист А-С.
3-я серия. Экспериментатор проверяет усвоение обоих листов
– А-В и А-С. Для этого экспериментатор предлагает испытуемому
элементы списка А, на которые он должен ответить соответствую-
щими двумя словами из списков В и С в любом порядке.
Во всех трех сериях устные ответы испытуемого записыва-
ются экспериментатором.
Инструкция к 1-й и 2-й серии:
«Вам будут последовательно предъявляться карточки с бес-
смысленными слогами и прилагательными, составляющими пары.
Эксперимент будет продолжаться до безошибочного воспроизведе-
ния».
Инструкция к 3-й серии:
«Вам последовательно будут предъявляться бессмысленные
слоги, ваша задача – назвать прилагательные из 1-й и 2-й серии,
которые соответствовали этим слогам».
Обработка и анализ результатов:
1. Подсчитать общее количество правильных воспроизведе-
ний слов при каждом повторении для листов А-В и А-С, обозначив
его VВ и VС.
2. Построить по этим данным графики заучивания. По оси абс-
цисс – порядковые номера повторений, по оси ординат – значения
VВ и VС.
3. Подсчитать число правильных воспроизведений слов из
списков В и С.
4. Проанализировать форму полученных графиков с точки
зрения возможного влияния проактивного торможения на заучива-
ние листа А-С.
33
график заучивания
0 5
10
15
20
1 2 3 4 5
порядковый номер повторений
значения VB и
VC
VB
VC
5. Дать анализ ошибок воспроизведения списков В и С, выз-
ванных интерференцией ассоциаций.
6. Проанализировать ответы испытуемого в 3-й серии с точки
зрения возможного влияния ретроактивного торможения на вос-
произведение списка В.
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Цель: изучение влияния проактивного и ретроактивного тор-
можения на процессы заучивания и воспроизведения вербального
материала.
Стимульный материал: 15 бессмысленных слогов (список А),
15 прилагательных (список В), 15 прилагательных (список С) – см.
приложение 10.
Ход выполнения работы.
Используется модифицированный метод свободных ответов,
предложенный Р. Мелтоном.
Эксперимент состоит из трех серий.
В первых двух сериях используется классический метод удач-
ных ответов.
1-я серия. Используется лист А-В, состоящий из списка бес-
смысленных слогов (А) и прилагательных (В), составляющих пары.
Экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому кар-
точки с каждой парой. Время показа каждой пары – 2 сек., интервал
между парами – 4 сек. Материал предъявляют до тех пор, пока он не
будет полностью и безошибочно воспроизведен испытуемым. Экс-
периментатор регистрирует число предъявлений, которое потребова-
лось для безошибочного воспроизведения, и ответы испытуемого.
2-я серия. Проводится аналогично 1-й серии, используется
лист А-С.
3-я серия. Экспериментатор проверяет усвоение обоих листов
– А-В и А-С. Для этого экспериментатор предлагает испытуемому
элементы списка А, на которые он должен ответить соответствую-
щими двумя словами из списков В и С в любом порядке.
Во всех трех сериях устные ответы испытуемого записыва-
ются экспериментатором.
Инструкция к 1-й и 2-й серии:
«Вам будут последовательно предъявляться карточки с бес-
смысленными слогами и прилагательными, составляющими пары.
Эксперимент будет продолжаться до безошибочного воспроизведе-
ния».
Инструкция к 3-й серии:
«Вам последовательно будут предъявляться бессмысленные
слоги, ваша задача – назвать прилагательные из 1-й и 2-й серии,
которые соответствовали этим слогам».
Обработка и анализ результатов:
1. Подсчитать общее количество правильных воспроизведе-
ний слов при каждом повторении для листов А-В и А-С, обозначив
его VВ и VС.
2. Построить по этим данным графики заучивания. По оси абс-
цисс – порядковые номера повторений, по оси ординат – значения
VВ и VС.
3. Подсчитать число правильных воспроизведений слов из
списков В и С.
4. Проанализировать форму полученных графиков с точки
зрения возможного влияния проактивного торможения на заучива-
ние листа А-С.
33
график заучивания
0 5
10
15
20
1 2 3 4 5
порядковый номер повторений
значения VB и
VC
VB
VC
5. Дать анализ ошибок воспроизведения списков В и С, выз-
ванных интерференцией ассоциаций.
6. Проанализировать ответы испытуемого в 3-й серии с точки
зрения возможного влияния ретроактивного торможения на вос-
произведение списка В.