5.11. Исследование процесса заучивания и воспроизведения вербального материала модифицированным методом свободных (удачных) ответов (ММСО).

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Цель: изучение влияния проактивного и ретроактивного тор-

можения на процессы заучивания и воспроизведения вербального

материала.

Стимульный материал: 15 бессмысленных слогов (список А),

15 прилагательных (список В), 15 прилагательных (список С) – см.

приложение 10.

Ход выполнения работы.

Используется модифицированный метод свободных ответов,

предложенный Р. Мелтоном.

Эксперимент состоит из трех серий.

В первых двух сериях используется классический метод удач-

ных ответов.

1-я серия. Используется лист А-В, состоящий из списка бес-

смысленных слогов (А) и прилагательных (В), составляющих пары.

Экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому кар-

точки с каждой парой. Время показа каждой пары – 2 сек., интервал

между парами – 4 сек. Материал предъявляют до тех пор, пока он не

будет полностью и безошибочно воспроизведен испытуемым. Экс-

периментатор регистрирует число предъявлений, которое потребова-

лось для безошибочного воспроизведения, и ответы испытуемого.

2-я серия. Проводится аналогично 1-й серии, используется

лист А-С.

3-я серия. Экспериментатор проверяет усвоение обоих листов

– А-В и А-С. Для этого экспериментатор предлагает испытуемому

элементы списка А, на которые он должен ответить соответствую-

щими двумя словами из списков В и С в любом порядке.

Во всех трех сериях устные ответы испытуемого записыва-

ются экспериментатором.

Инструкция к 1-й и 2-й серии:

«Вам будут последовательно предъявляться карточки с бес-

смысленными слогами и прилагательными, составляющими пары.

Эксперимент будет продолжаться до безошибочного воспроизведе-

ния».

Инструкция к 3-й серии:

«Вам последовательно будут предъявляться бессмысленные

слоги, ваша задача – назвать прилагательные из 1-й и 2-й серии,

которые соответствовали этим слогам».

Обработка и анализ результатов:

1. Подсчитать общее количество правильных воспроизведе-

ний слов при каждом повторении для листов А-В и А-С, обозначив

его VВ и VС.

2. Построить по этим данным графики заучивания. По оси абс-

цисс – порядковые номера повторений, по оси ординат – значения

VВ и VС.

3. Подсчитать число правильных воспроизведений слов из

списков В и С.

4. Проанализировать форму полученных графиков с точки

зрения возможного влияния проактивного торможения на заучива-

ние листа А-С.

33

график заучивания

0 5

10

15

20

1 2 3 4 5

порядковый номер повторений

значения VB и

VC

VB

VC

5. Дать анализ ошибок воспроизведения списков В и С, выз-

ванных интерференцией ассоциаций.

6. Проанализировать ответы испытуемого в 3-й серии с точки

зрения возможного влияния ретроактивного торможения на вос-

произведение списка В.

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Цель: изучение влияния проактивного и ретроактивного тор-

можения на процессы заучивания и воспроизведения вербального

материала.

Стимульный материал: 15 бессмысленных слогов (список А),

15 прилагательных (список В), 15 прилагательных (список С) – см.

приложение 10.

Ход выполнения работы.

Используется модифицированный метод свободных ответов,

предложенный Р. Мелтоном.

Эксперимент состоит из трех серий.

В первых двух сериях используется классический метод удач-

ных ответов.

1-я серия. Используется лист А-В, состоящий из списка бес-

смысленных слогов (А) и прилагательных (В), составляющих пары.

Экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому кар-

точки с каждой парой. Время показа каждой пары – 2 сек., интервал

между парами – 4 сек. Материал предъявляют до тех пор, пока он не

будет полностью и безошибочно воспроизведен испытуемым. Экс-

периментатор регистрирует число предъявлений, которое потребова-

лось для безошибочного воспроизведения, и ответы испытуемого.

2-я серия. Проводится аналогично 1-й серии, используется

лист А-С.

3-я серия. Экспериментатор проверяет усвоение обоих листов

– А-В и А-С. Для этого экспериментатор предлагает испытуемому

элементы списка А, на которые он должен ответить соответствую-

щими двумя словами из списков В и С в любом порядке.

Во всех трех сериях устные ответы испытуемого записыва-

ются экспериментатором.

Инструкция к 1-й и 2-й серии:

«Вам будут последовательно предъявляться карточки с бес-

смысленными слогами и прилагательными, составляющими пары.

Эксперимент будет продолжаться до безошибочного воспроизведе-

ния».

Инструкция к 3-й серии:

«Вам последовательно будут предъявляться бессмысленные

слоги, ваша задача – назвать прилагательные из 1-й и 2-й серии,

которые соответствовали этим слогам».

Обработка и анализ результатов:

1. Подсчитать общее количество правильных воспроизведе-

ний слов при каждом повторении для листов А-В и А-С, обозначив

его VВ и VС.

2. Построить по этим данным графики заучивания. По оси абс-

цисс – порядковые номера повторений, по оси ординат – значения

VВ и VС.

3. Подсчитать число правильных воспроизведений слов из

списков В и С.

4. Проанализировать форму полученных графиков с точки

зрения возможного влияния проактивного торможения на заучива-

ние листа А-С.

33

график заучивания

0 5

10

15

20

1 2 3 4 5

порядковый номер повторений

значения VB и

VC

VB

VC

5. Дать анализ ошибок воспроизведения списков В и С, выз-

ванных интерференцией ассоциаций.

6. Проанализировать ответы испытуемого в 3-й серии с точки

зрения возможного влияния ретроактивного торможения на вос-

произведение списка В.