Тема 2. Причины социальных конфликтов, их типологии и функции.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 

Целью изучения данной темы является выявление наиболее

общих причин и условий возникновения конфликтных ситуаций;

освещение различных типологий конфликтов, выяснение их

функциональной роли в жизни общества.

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Депривация – расхождение между ожиданиями и возможностями их

удовлетворения – ведёт к нарастанию беспокойства, негативное энергии

и проявляется в агрессивном поведении;

Императивность – поведение без выбора;

Семантика – значение, смысл отдельного слова, оборота речи;

Патология – деструктивные отклонения от существующих норм;

Простые патологические формы конфликтности – деструктивные

отклонения от нормы, охватывающие не столь значительное количество

людей;

Сложные патологические формы конфликтности –

деструктивные отклонения от нормы, охватывающие значительные

людские массы.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать основные причины социальных конфликтов, ориентироваться в

различных типологиях конфликтов, исходя из предлагаемых

конфликтологами критериев;

• уметь отличать конструктивные функции конфликтов от

деструктивных, помня, что в каждом конкретном конфликте

наблюдается двойственный характер этих функций;

• приобрести навыки выявления истинных причин (не путать со

следствиями, особенностями восприятия) конкретного конфликта.

При изучении Темы 2 необходимо:

• читать раздел 1 (подтемы 1.1.3 – 1.1.4) учебного пособия;

• выполнить тест №1, а также тренировочные задания: №3 (задание

1,2), №5 (задание 4), №6 (задание 1) в Практикуме по курсу

«Конфликтология».

Для самооценки темы 2:

• Выполнить тренировочное задание №3 к разделу №1 учебного

пособия.

Практическое занятие по Теме 2:

Анализ конфликтных ситуаций и выявление их причин (см.

Тренировочные задания №3 (задание 1,2), №5 (задание №4), №6

(задание 1) в Практикуме по курсу «Конфликтология».)

Тема 3. Анализ роли и значения участников конфликта.

Целью изучения данной темы является анализ всех лиц,

участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают:

противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников,

организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими

целями, ролью и значением.

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Противоборствующие стороны – это те участники конфликта,

которые непосредственно совершают активные действия друг против

друга.

Подстрекатель – это лицо или группа (организация), которые

подталкивают другого участника к конфликту. Его задача

спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной

помощью, иными способами.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его

развитие и последствия.

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и

обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или

снизить негативные последствия конфликта.

Позиция – способ выражения своего интереса и способ поведения в

конкретной ситуации.

Рефлексивные игры – имитация поведения и рассуждений

противника.

Рефлексивное управление – попытка передать противнику

основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно

субъекту.

Рефлексивный прогноз – попытка прогнозировать поведение

противника.

Рефлексивная защита – заблаговременная подготовка возможного

отступления на определённые позиции.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать основных действующих лиц конфликта, понимать, что особое,

незаменимое значение в конфликте принадлежит

противоборствующим сторонам.

• уметь анализировать поведение участника конфликта, которое

зависит не только от его социальной роли, но и от таких

субъективных факторов как: аналитическая деятельность, опыт,

эмоции, чувства, мотивации.

• приобрести навыки выявления фактов, определяющих восприятие

конфликта и степень искажения этого восприятия. Нарабатывать

навыки прогнозирования поведения участников конфликта,

поскольку поведение человека характеризуется некоторыми

закономерностями.

При изучении Темы 3 необходимоC(gACk___л”:

• читать раздел 2 учебного пособия.

Для самооценки Темы 3:

• выполнить тренировочное задание №3 к разделу 2 учебного пособия.

Практическое занятие по Теме 3:

Развитие навыков оказания позитивного влияния на окружающих.

Деловая игра

Целью изучения данной темы является выявление наиболее

общих причин и условий возникновения конфликтных ситуаций;

освещение различных типологий конфликтов, выяснение их

функциональной роли в жизни общества.

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Депривация – расхождение между ожиданиями и возможностями их

удовлетворения – ведёт к нарастанию беспокойства, негативное энергии

и проявляется в агрессивном поведении;

Императивность – поведение без выбора;

Семантика – значение, смысл отдельного слова, оборота речи;

Патология – деструктивные отклонения от существующих норм;

Простые патологические формы конфликтности – деструктивные

отклонения от нормы, охватывающие не столь значительное количество

людей;

Сложные патологические формы конфликтности –

деструктивные отклонения от нормы, охватывающие значительные

людские массы.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать основные причины социальных конфликтов, ориентироваться в

различных типологиях конфликтов, исходя из предлагаемых

конфликтологами критериев;

• уметь отличать конструктивные функции конфликтов от

деструктивных, помня, что в каждом конкретном конфликте

наблюдается двойственный характер этих функций;

• приобрести навыки выявления истинных причин (не путать со

следствиями, особенностями восприятия) конкретного конфликта.

При изучении Темы 2 необходимо:

• читать раздел 1 (подтемы 1.1.3 – 1.1.4) учебного пособия;

• выполнить тест №1, а также тренировочные задания: №3 (задание

1,2), №5 (задание 4), №6 (задание 1) в Практикуме по курсу

«Конфликтология».

Для самооценки темы 2:

• Выполнить тренировочное задание №3 к разделу №1 учебного

пособия.

Практическое занятие по Теме 2:

Анализ конфликтных ситуаций и выявление их причин (см.

Тренировочные задания №3 (задание 1,2), №5 (задание №4), №6

(задание 1) в Практикуме по курсу «Конфликтология».)

Тема 3. Анализ роли и значения участников конфликта.

Целью изучения данной темы является анализ всех лиц,

участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают:

противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников,

организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими

целями, ролью и значением.

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Противоборствующие стороны – это те участники конфликта,

которые непосредственно совершают активные действия друг против

друга.

Подстрекатель – это лицо или группа (организация), которые

подталкивают другого участника к конфликту. Его задача

спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной

помощью, иными способами.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его

развитие и последствия.

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и

обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или

снизить негативные последствия конфликта.

Позиция – способ выражения своего интереса и способ поведения в

конкретной ситуации.

Рефлексивные игры – имитация поведения и рассуждений

противника.

Рефлексивное управление – попытка передать противнику

основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно

субъекту.

Рефлексивный прогноз – попытка прогнозировать поведение

противника.

Рефлексивная защита – заблаговременная подготовка возможного

отступления на определённые позиции.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать основных действующих лиц конфликта, понимать, что особое,

незаменимое значение в конфликте принадлежит

противоборствующим сторонам.

• уметь анализировать поведение участника конфликта, которое

зависит не только от его социальной роли, но и от таких

субъективных факторов как: аналитическая деятельность, опыт,

эмоции, чувства, мотивации.

• приобрести навыки выявления фактов, определяющих восприятие

конфликта и степень искажения этого восприятия. Нарабатывать

навыки прогнозирования поведения участников конфликта,

поскольку поведение человека характеризуется некоторыми

закономерностями.

При изучении Темы 3 необходимоC(gACk___л”:

• читать раздел 2 учебного пособия.

Для самооценки Темы 3:

• выполнить тренировочное задание №3 к разделу 2 учебного пособия.

Практическое занятие по Теме 3:

Развитие навыков оказания позитивного влияния на окружающих.

Деловая игра