Тема 2. Причины социальных конфликтов, их типологии и функции.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18
Целью изучения данной темы является выявление наиболее
общих причин и условий возникновения конфликтных ситуаций;
освещение различных типологий конфликтов, выяснение их
функциональной роли в жизни общества.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Депривация – расхождение между ожиданиями и возможностями их
удовлетворения – ведёт к нарастанию беспокойства, негативное энергии
и проявляется в агрессивном поведении;
Императивность – поведение без выбора;
Семантика – значение, смысл отдельного слова, оборота речи;
Патология – деструктивные отклонения от существующих норм;
Простые патологические формы конфликтности – деструктивные
отклонения от нормы, охватывающие не столь значительное количество
людей;
Сложные патологические формы конфликтности –
деструктивные отклонения от нормы, охватывающие значительные
людские массы.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать основные причины социальных конфликтов, ориентироваться в
различных типологиях конфликтов, исходя из предлагаемых
конфликтологами критериев;
• уметь отличать конструктивные функции конфликтов от
деструктивных, помня, что в каждом конкретном конфликте
наблюдается двойственный характер этих функций;
• приобрести навыки выявления истинных причин (не путать со
следствиями, особенностями восприятия) конкретного конфликта.
При изучении Темы 2 необходимо:
• читать раздел 1 (подтемы 1.1.3 – 1.1.4) учебного пособия;
• выполнить тест №1, а также тренировочные задания: №3 (задание
1,2), №5 (задание 4), №6 (задание 1) в Практикуме по курсу
«Конфликтология».
Для самооценки темы 2:
• Выполнить тренировочное задание №3 к разделу №1 учебного
пособия.
Практическое занятие по Теме 2:
Анализ конфликтных ситуаций и выявление их причин (см.
Тренировочные задания №3 (задание 1,2), №5 (задание №4), №6
(задание 1) в Практикуме по курсу «Конфликтология».)
Тема 3. Анализ роли и значения участников конфликта.
Целью изучения данной темы является анализ всех лиц,
участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают:
противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников,
организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими
целями, ролью и значением.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Противоборствующие стороны – это те участники конфликта,
которые непосредственно совершают активные действия друг против
друга.
Подстрекатель – это лицо или группа (организация), которые
подталкивают другого участника к конфликту. Его задача
спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.
Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной
помощью, иными способами.
Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его
развитие и последствия.
Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и
обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или
снизить негативные последствия конфликта.
Позиция – способ выражения своего интереса и способ поведения в
конкретной ситуации.
Рефлексивные игры – имитация поведения и рассуждений
противника.
Рефлексивное управление – попытка передать противнику
основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно
субъекту.
Рефлексивный прогноз – попытка прогнозировать поведение
противника.
Рефлексивная защита – заблаговременная подготовка возможного
отступления на определённые позиции.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать основных действующих лиц конфликта, понимать, что особое,
незаменимое значение в конфликте принадлежит
противоборствующим сторонам.
• уметь анализировать поведение участника конфликта, которое
зависит не только от его социальной роли, но и от таких
субъективных факторов как: аналитическая деятельность, опыт,
эмоции, чувства, мотивации.
• приобрести навыки выявления фактов, определяющих восприятие
конфликта и степень искажения этого восприятия. Нарабатывать
навыки прогнозирования поведения участников конфликта,
поскольку поведение человека характеризуется некоторыми
закономерностями.
При изучении Темы 3 необходимоC(gACk___л”:
• читать раздел 2 учебного пособия.
Для самооценки Темы 3:
• выполнить тренировочное задание №3 к разделу 2 учебного пособия.
Практическое занятие по Теме 3:
Развитие навыков оказания позитивного влияния на окружающих.
Деловая игра
Целью изучения данной темы является выявление наиболее
общих причин и условий возникновения конфликтных ситуаций;
освещение различных типологий конфликтов, выяснение их
функциональной роли в жизни общества.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Депривация – расхождение между ожиданиями и возможностями их
удовлетворения – ведёт к нарастанию беспокойства, негативное энергии
и проявляется в агрессивном поведении;
Императивность – поведение без выбора;
Семантика – значение, смысл отдельного слова, оборота речи;
Патология – деструктивные отклонения от существующих норм;
Простые патологические формы конфликтности – деструктивные
отклонения от нормы, охватывающие не столь значительное количество
людей;
Сложные патологические формы конфликтности –
деструктивные отклонения от нормы, охватывающие значительные
людские массы.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать основные причины социальных конфликтов, ориентироваться в
различных типологиях конфликтов, исходя из предлагаемых
конфликтологами критериев;
• уметь отличать конструктивные функции конфликтов от
деструктивных, помня, что в каждом конкретном конфликте
наблюдается двойственный характер этих функций;
• приобрести навыки выявления истинных причин (не путать со
следствиями, особенностями восприятия) конкретного конфликта.
При изучении Темы 2 необходимо:
• читать раздел 1 (подтемы 1.1.3 – 1.1.4) учебного пособия;
• выполнить тест №1, а также тренировочные задания: №3 (задание
1,2), №5 (задание 4), №6 (задание 1) в Практикуме по курсу
«Конфликтология».
Для самооценки темы 2:
• Выполнить тренировочное задание №3 к разделу №1 учебного
пособия.
Практическое занятие по Теме 2:
Анализ конфликтных ситуаций и выявление их причин (см.
Тренировочные задания №3 (задание 1,2), №5 (задание №4), №6
(задание 1) в Практикуме по курсу «Конфликтология».)
Тема 3. Анализ роли и значения участников конфликта.
Целью изучения данной темы является анализ всех лиц,
участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают:
противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников,
организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими
целями, ролью и значением.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Противоборствующие стороны – это те участники конфликта,
которые непосредственно совершают активные действия друг против
друга.
Подстрекатель – это лицо или группа (организация), которые
подталкивают другого участника к конфликту. Его задача
спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.
Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной
помощью, иными способами.
Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его
развитие и последствия.
Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и
обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или
снизить негативные последствия конфликта.
Позиция – способ выражения своего интереса и способ поведения в
конкретной ситуации.
Рефлексивные игры – имитация поведения и рассуждений
противника.
Рефлексивное управление – попытка передать противнику
основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно
субъекту.
Рефлексивный прогноз – попытка прогнозировать поведение
противника.
Рефлексивная защита – заблаговременная подготовка возможного
отступления на определённые позиции.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать основных действующих лиц конфликта, понимать, что особое,
незаменимое значение в конфликте принадлежит
противоборствующим сторонам.
• уметь анализировать поведение участника конфликта, которое
зависит не только от его социальной роли, но и от таких
субъективных факторов как: аналитическая деятельность, опыт,
эмоции, чувства, мотивации.
• приобрести навыки выявления фактов, определяющих восприятие
конфликта и степень искажения этого восприятия. Нарабатывать
навыки прогнозирования поведения участников конфликта,
поскольку поведение человека характеризуется некоторыми
закономерностями.
При изучении Темы 3 необходимоC(gACk___л”:
• читать раздел 2 учебного пособия.
Для самооценки Темы 3:
• выполнить тренировочное задание №3 к разделу 2 учебного пособия.
Практическое занятие по Теме 3:
Развитие навыков оказания позитивного влияния на окружающих.
Деловая игра