3.1. Методы сравнительной рейтинговой оценки и анализ инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность предприятия

и его потенциал в деловом сотрудничестве, служит гарантом эффективной

реализации экономических интересов всех участников финансовых

отношений: как самого предприятия, так и его партнеров. Устойчивое

финансовое положение предприятия является результатом умелого,

просчитанного управления всей совокупностью производственно-

хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой

оценки финансового состояния предприятия являются:

1) сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый

период;

2) обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой

оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности

предприятия, их классификация и расчет итогового показателя рейтинговой

оценки;

3) классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры

(показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности

предприятия, т. е. хозяйственной активности в целом. При ее построении

используют данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности

его продукции, эффективности использования производственных

и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках

и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового

состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей.

Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово- хозяйственной

деятельности должны осуществляться на основе теории финансов

предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической

оценке. В табл. 54 приведен примерный набор исходных показателей

для общей сравнительной оценки.

Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной

отчетности предприятий. Это требование делает оценку массовой, позволяет

контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия

всеми участниками экономического процесса. Оно также позволяет оценить

результативность и объективность используемой методики комплексной

оценки.

Таблица 54

Система исходных показателен для рейтинговой оценки

по данным публичной отчетности

1-я группа

Показатели оценки

прибыльности

хозяйственной

деятельности

1. Общая рентабельность

предприятия

- балансовая

прибыль на

1 руб. активов

2. Чистая рентабельность

предприятия -

чистая прибыль

на 1 руб. активов

3. Рентабельность

собственного

капитала - чистая

прибыль на 1 руб.

собственного

капитала

4. Общая рентабельность

производственных

активов - балансовая

прибыль к

средней величине

основных производственных

и

оборотных

средств в товар-

но-матернальных

ценностях

2-я группа

Показатели

оценки эффективности

управления

1. Чистая

прибыль на

1 руб. объема

реализации

2. Прибыль от

реализации '

продукции на

1 руб. объема

реализации

3. Прибыль от

финансово-

хозяйственной

деятельности

на 1 руб. объема

реализации

4. Балансовая

прибыль на

1 руб объема

реализации

3-я группа

Показатели оценки деловой

активности

1. Отдача всех активов -

выручка от реализации на

1 руб.активов

2. Отдача основных

средств - выручка от реализации

продукции на

1 руб. основных средств

3. Оборачиваемость оборотных

средств - выручка

от реализации продукции

на 1 руб. оборотных

средств

4. Оборачиваемость запасов

- выручка от реализации

продукции на 1 руб.

запасов

5. Оборачиваемость дебиторской

задолженности -

выручка от реализации

продукции на 1 руб. дебиторской

задолженности

6. Оборачиваемость наиболее

ликвидных активов -

расход за период денежных

средств на 1 руб. наиболее

ликвидных активов

7. Отдача собственного

капитала - выручка от

реализации на 1 руб. собственного

капитала

4-я группа

Показатели оценки

ликвидности и

финансовой устойчивости

1. Коэффициент

покрытия - оборотные

средства

на 1 руб. срочных

обязательств

2. Коэффициент

текущей ликвидности

- денежные

средства, расчеты

и прочие активы

на 1 руб. срочных

обязательств

3. Индекс постоянного

актива -

основные средства

и прочие внеоборотные

активы

к собственным

средствам

4. Коэффициент

автономии - собственные

средства

на 1 руб. итога

баланса-нетто

5. Обеспеченность

запасов

собственными

оборотными средствами

- собственные

оборотные

средства на

1 руб.запасов

Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре

группы (убыточные предприятия в данной системе не рассмотрены).

В 1-ю группу включены наиболее обобщенные и важные показатели

оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности

предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия

представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам

(имуществу) предприятия, участвующим в получении прибыли.

Во 2-ю группу включены показатели оценки эффективности управления

предприятием. Рассмотрены четыре наиболее общих показателя.

Эффективность определяют отношением прибыли ко всему обороту. При

этом используют показатели прибыли от реализации, продукции, прибыли

от финансово-хозяйственной деятельности, балансовой прибыли, чистой

прибыли.

В 3-ю группу включены показатели оценки деловой активности предприятия.

В 4-ю группу включены показатели оценки ликвидности и финансовой

устойчивости предприятия.

Среди исходных показателей оценки имеются итоговые, результативные

показатели, характеризующие объем реализации продукции, прибыли

за отчетный период. Показатели баланса имеют одномоментный характер,

т. е. исчислены на начало и конец отчетного периода. Так как все

исходные показатели, включенные в табл. 54, являются относительными,

возникает необходимость методологического обоснования порядка их

расчета. Нет смысла рассчитывать эти показатели на начало периода,

потому что данные о прибыли и объеме продаж имеются только за текущий

отчетный период. Поэтому показатели табл. 54 рассчитаны на основе

усредненных значений статей баланса.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит

сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния,

рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием,

имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям.

Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки

состояния дел предприятия служат не субъективные предположения экспертов,

а сложившиеся в реальной рыночной среде наиболее высокие

результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном

сравнения является самый удачливый конкурент, у которого все показатели

наилучшие.

Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где

каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы

по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового

состояния, рентабельности и деловой активности предприятия

может быть представлен в виде последовательности следующих

действий:

1. Исходные данные представляют в виде матрицы (а0), т. е. таблицы, где

по строкам записаны номера показателей (/ = 1, 2, 3, ..., п), а по столбцам -

номера предприятий (J = 1,2,3 ..., /и).

2. По каждому показателю находят максимальное или оптимальное

значение и заносят в столбец условного эталонного предприятия {т + 1).

3. Исходные показатели матрицы стандартизуются в отношении соответствующего

показателя эталонного предприятия по формуле

а у а у

Ху= —И™ *,;,=— ' m a x y °P'ij

J i

где Xjj - стандартизованные показатели состояния у'-го анализируемого

предприятия.

Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой

оценки определяется по формуле

Rj = 7(1-*,,)2+(1-*2,)2+--- + 0-*я,)2,

где Rj ~ рейтинговая оценка j-ro предприятия;

Ху, jf2., •••, Хп ~ стандартизованные показателиj-vo анализируемого

предприятия.

4. Предприятия ранжируют в порядке возрастания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг (1-е место) имеет предприятие с минимальным

значением R. Для применения данного алгоритма на практике никаких

ограничений количества сравниваемых показателей и предприятий не

предусмотрено.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки финансового

состояния, рентабельности и деловой активности предприятия можно

применять для сравнения предприятий за один период или на дату составления

баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

Перечень данных табл. 54 может быть расширен за счет включения в

нее дополнительных показателей из справок, представляемых предприятиями

в банки и налоговые инспекции, из форм статистической отчетности

и других источников. Особенностью системы показателей, предлагаемой

в табл. 54, является то, что почти все они (за исключением индекса

постоянного актива, динамика которого носит сложный характер) имеют

одинаковую направленность: чем выше уровень показателя или чем выше

его темп роста, тем лучше финансовое состояние оцениваемого предприятия.

Поэтому при включении в предлагаемую систему новых показателей

необходимо следить, чтобы и они имели такую же направленность.

В заключение можно перечислить основные характеристики предлагаемой

методики рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности

и деловой активности предприятия:

1. Предлагаемая методика базируется на комплексном, многомерном

подходе к оценке такого сложного явления, как финансовая деятельность

предприятия.

2. Рейтинговая оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется

на основе данных публичной отчетности предприятия. Для ее

получения используют важнейшие показатели финансовой деятельности,

применяемые в рыночной экономике.

3. Рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает реальные

достижения всех конкурентов.

4. Для получения рейтинговой оценки используют гибкий вычислительный

алгоритм, реализующий возможности математической модели

сравнительной комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности

предприятия, прошедший широкую апробацию на практике.

Зачастую при принятии решения о выборе делового партнера менеджеры

предприятий оценивают финансовое состояние будущего партнера

не с точки зрения близости к эталонному, а с точки зрения отдаленности

от критического. Поэтому при выборе базы отсчета рейтинговой оценки

возникает необходимость введения понятия «условного удовлетворительное

предприятие». Условное удовлетворительное предприятие имеет

финансовые показатели, соответствующие нормативным минимальным

значениям, определенным исходя из критериев эффективности хозяйственной

деятельности и организации финансов предприятия, принципов

достаточности, ликвидности и доходности его капитала и отсутствия оснований

для признания структуры баланса неудовлетворительной,

а предприятия - неплатежеспособным.

С учетом изложенного предложены формулировки требований, которым

должна удовлетворять система финансовых коэффициентов с точки

зрения эффективности рейтинговой оценки финансового состояния предприятия:

1. Финансовые коэффициенты должны быть максимально информативными

и давать целостную картину устойчивости финансового состояния

предприятия.

2. В экономическом смысле финансовые коэффициенты в основном

должны иметь одинаковую направленность (рост коэффициента означает

изучение финансового состояния).

3. Для всех финансовых коэффициентов должны быть указаны числовые

нормативы минимального удовлетворительного уровня или диапазона

изменений.

4. Финансовые коэффициенты должны быть рассчитаны только по

данным публичной бухгалтерской отчетности предприятий.

5. Финансовые коэффициенты должны давать возможность проводить

рейтинговую оценку предприятия как в пространстве (в сравнении с другими

предприятиями), так и во времени (за ряд периодов).

На основе этих требований разработаны система показателей и методика

рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия.

В общем виде алгоритм определения рейтингового числа анализируемого

предприятия выглядит следующим образом.

По установленным алгоритмам на основе данных баланса и других

форм отчетности вычисляются финансовые коэффициенты.

Рейтинговое число определяется по формуле:

L 1

w LNi

где L - число показателей, используемых для рейтинговой оценки;

Nr- нормативный уровень для /-го коэффициента;

Кг- i'-й коэффициент;

весовой индекс i-ro коэффициента.

LNi

Для определения рейтинга предприятий предлагается использовать

пять показателей, наиболее часто применяемых и наиболее полно характеризующих

финансовое состояние:

1) обеспеченность собственными средствами, которая характеризует

наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых

для его устойчивости (Ко).

Нормативное требование: Ко S 0,1;

2) коэффициент покрытия, который характеризуется степенью общего

покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных

обязательств (ликвидность баланса) (К„).

Нормативное требование: Кп > 2;

3) интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует

объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств,

вложенных в деятельность предприятия, и определяется по формуле:

Ф2, стр. 010 365

Ки Ф1, стр. (390яот+390мя)х 0,5Х Г '

где стр. 010 - соответствующая строка формы № 2 «Отчет о прибылях и

убытках»;

Т- количество дней в рассматриваемом периоде;

Стр. 390„OT ,390гаж - строки раздела 1-2 актива баланса, соответствующие

началу и концу исследуемого периода.

Нормативное требование: Ku S 2,5;

4) менеджмент (эффективность управления предприятием), который

характеризуется соотношением величины прибыли от реализации и величины

выручки от реализации определяется по формуле:

_ ФЫ2, стр. 050

*'" ~ ФЫ2, стр. 010'

Нормативное требование косвенно обусловлено уровнем учетной

ставки Центрального банка Российской Федерации.

5) прибыльность (рентабельность) предприятия, которая характеризует

объем прибыли, приходящейся на 1 рубль собственного капитала и

определяется по формуле

ON2, стр. 140 365

*'~<DNl,cip.(490M,+490„ll)xO,5X Т '

Нормативное требование:/^ > 0,2.

Согласно формуле, показывающей выражение для рейтингового числа,

определяемого на основе перечисленных пяти показателей, будет выглядеть

следующим образом:

R = 2Ко + 0,\К„ +0,08/:, +0,45К„+Кр .

Таким образом, вычислив значения финансовых показателей и подставив

их в выражение для рейтингового числа, определяем рейтинговую

экспресс-оценку финансового состояния предприятия.

Инвестиции (капитальные вложения) - это долгосрочные вложения

средств в активы предприятия. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью

времени, на протяжении которого предприятие получает

экономический эффект (увеличение выпуска продукции, производительности

труда, прибыли и т. д.). Это платеж за крупный капитальный элемент,

после чего его невозможно быстро перепродать с прибылью, капитал замораживается

на несколько лет, данное капитальное вложение будет

приносить прибыль на протяжении нескольких лет, в конце периода капитальный

объект будет иметь некоторую ликвидную стоимость либо не

будет ее иметь совсем.

По своей природе инвестиции делятся на производные, коммерческие,

финансовые, социальные, интеллектуальные и т. д.

По целевому назначению их можно подразделить на следующие виды:

а) обновление имеющейся материально-технической базы предприятия;

6) наращивание производственной мощности предприятия;

в) затраты на освоение новых видов продукции или технологий;

г) затраты, не связанные с изменением финансовых результатов деятельности

(строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на

экологию и др.);

д) долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий,

корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные

источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции, и т. д.;

е) нематериальные активы.

Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения

предприятия, но и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как

производственного, так и непроизводственного характера, укрепляется

материально-техническая база субъекта хозяйствования. Это позволяет

предприятиям увеличивать объемы производства продукции, улучшать

условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент,

качество, новизна и привлекательность продукции, ее конкурентоспособность.

Задача анализа заключается в оценке динамики и степени выполнения

капитальных вложений, а также в изыскании резервов увеличения объемов

инвестирования.

Субъекты хозяйствования должны не только увеличивать объемы инвестиций,

но и повышать их экономическую эффективность, т. е. отдачу.

В связи с этим одной из важнейших задач анализа являются изучение

показателей эффективности инвестиционной деятельности и выявление

резервов ее роста.

Основными источниками информации для анализа служат формы

«Отчет о выполнении плана ввода в действие объектов основных фондов

и использовании капитальных вложений», «Себестоимость строительных

работ, выполненных хозяйственным способом», «Отчет о наличии

и движении основных средств», данные аналитического бухгалтерского

учета, бизнес-плана предприятия, проектно-сметная документация.

Анализ типов инвестиций. Наиболее часто встречаются следующие

классификации инвестиций: по видам, по происхождению, по функциям,

по объектам, по сегменту, по отрасли, по срокам. Аналитик должен сделать

свой выбор в зависимости от целей своей работы.

1. Анализ инвестиций по стратегии. Обычно различают стратегии

развития предприятия двух видов: внутреннюю стратегию развития, характеризуемую

увеличением или модернизацией производительного

оборудования, и внешнюю стратегию развития, реализуемую при помощи

инвестиций в другие компании.

Инвестиции, осуществленные за пределами компании, фиксируют по

статье «Финансовые инвестиции», которые в основном включают ценные

бумаги и кредиты под вложения в капитал.

2. Анализ инвестиций по видам.

Виды этих инвестиций:

1) инвестиции в материальные активы (земельные участки, постройки,

техническое оборудование, транспорт и т. д.);

2) инвестиции в запасы сырья и материалов, текущие, конечной продукции,

товарные;

3) инвестиции в долговые обязательства: кредиты клиентам, другие

эксплуатационные долги, разные долговые обязательства;

4) инвестиции в ценные бумаги.

3. Анализ инвестиций по функциям. Этот тип анализа сложен, особенно

потому, что бухгалтерия не дает сведений по функциям. Однако важно

знать, сколько предприятие инвестирует в образование, исследования,

рекламу, распределительную сеть.

4. Анализ инвестиций по географическим зонам. Этот анализ применяется

в многонациональных компаниях для определения стратегического

выбора в отношении месторасположения. Он связан с исследованием

ставки доходности, фактической или ожидаемой, в различных географических

зонах расположения фирм.

5. Анализ инвестиций по сегментам активности позволяет определить

рыночную стратегию предприятия.

6. Анализ инвестиций по объекту. В этой связи можно различать:

1) инвестиции в обновление, которые направлены на сохранение в рабочем

состоянии основного капитала;

2) инвестиции в расширение, которые направлены на увеличение

мощности предприятия без увеличения производительности;

3) инвестиции в новую, более совершенную технику, которые направлены

на увеличение общей производительности.

7. Анализ инвестиций по виду отраслей. Этот тип анализа позволяет

лучше оценить стратегию предприятия, различая инвестиции, которые

ведут к изменению долгосрочной политики инвестиций, и те, что способ-

. ствуют продолжению существующей политики.

8. Анализ инвестиций по срокам также дополняет анализ стратегии

предприятия: можно отличать предприятия, идущие на риск в долгосрочный

период, от тех, которые ограничиваются краткосрочным периодом.

Анализ по срокам может послужить проверке соответствия стратегии

ресурсам.

Как показывает обширный зарубежный опыт, инвестиционная деятельность

в условиях рыночных отношений очень актуальна и весьма

эффективна. С позиции управленческого персонала компании инвестиционные

проекты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по величине требуемых инвестиций: крупные, традиционные, мелкие;

2) по типу предполагаемых доходов: сокращение затрат, дополнительные

доходы от расширения традиционных производств и технологий,

выход на новые рынки сбыта, экспансия в новые сферы бизнеса,

снижение риска производства и сбыта социальный эффект;

3) по отношениям взаимозависимости: взаимоисключающие (альтернативные)

проекты, отношения комплементарности, отношения замещения,

отношения экономической независимости;

4) по типу денежного потока: ординарные, неординарные.

При сравнении два анализируемых проекта называются независимыми,

если решение о принятии одного из них не влияет на решение о принятии другого, и альтернативными, если они не могут быть реализованы

одновременно, т. е. принятие одного из них автоматически означает, что

второй проект должен быть отвергнут.

Рассматриваемые проекты связаны между собой отношениями ком-

плементарности, если принятие нового проекта способствует росту доходов

по одному или нескольким другим проектам, и отношениями замещения,

если принятие нового проекта приводит к некоторому снижению

доходов по одному или нескольким действующим проектам.

Поток называется ординарным, если он состоит из исходной инвестиции,

вложенной одновременно или в течение нескольких последовательных

базовых периодов, и последующих притоков денежных

средств. Если притоки денежных средств чередуются в любой последовательности

с их оттоками, поток называется неординарным.

Стадии администрирования инвестиционной деятельности включают:

1) планирование: формирование цели, исследование рынка и инден-

тификацию возможных проектов, экономическую оценку, перебор вариантов

в условиях различных ограничений, формирование инвестиционного

портфеля;

2) реализацию проекта: фазу инвестирования, фазу действия (производство,

сбыт, затраты, финансирование), фазу ликвидации последствий

проекта;

3) контроль: в процессе инвестирования, в процессе действия, в процессе

ликвидации;

4) оценку и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей.

Инвестиционная политика предприятия предполагает: формулирование

долгосрочных целей ее деятельности; поиск новых перспективных

сфер приложения свободного капитала; разработку инженерно-

технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов; подготовку

бюджета капитальных вложений; оценку альтернативных проектов;

оценку последствий реализации предшествующих проектов.

Критическими моментами в процессе составления бюджета капиталовложений

являются:

- прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса

на продукцию (поскольку большинство проектов связано с дополнительным

выпуском продукции);

- оценка притока денежных средств по годам;

- оценка доступности требуемых источников финансирования;

- оценка приемлемого значения цены капитала, используемого в том

числе и в качестве коэффициента дисконтирования.

Аналитическое исследование возможной емкости рынка сбыта продукции

(т. е. прогнозирование объема реализации) наиболее существенно,

так как ее недооценка может привести к потере определенной доли

рынка сбыта, а переоценка - к неэффективному использованию введенных по проекту производственных мощностей, т. е. к неэффективности

капиталовложений.

Анализ выполнения плана капитальных вложений следует начинать с

изучения общих показателей. В первую очередь нужно изучить выполнение

плана инвестирования за отчетный год в целом и по основным направлениям

(табл. 55).

Следует также изучить динамику инвестиций с учетом индекса роста

цен. Наряду с абсолютными показателями необходимо анализировать и

относительные, такие, как размер инвестиций на одного работника, коэффициент

обновления основных средств производства.

Успешное выполнение плана капитальных вложений во многом зависит

от обеспеченности их источником финансирования. Одновременно с

изучением выполнения плана капитальных вложений нужно проанализировать

и выполнение плана по их финансированию.

Таблица 55

Показатели выполнения плана капитальных вложений

Вид капитальных вложений

1. Строительно-монтажные работы

2. Приобретение основных средств

3 Прочие капитальные работы и

затраты

4. Долгосрочные финансовые вложения

S. Всего инвестиций

По плану, млн руб. Фактически (сметни стоимость),

млн руб.

Финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет

прибыли предприятия, амортизационных отчислений, выручки от реализации

основных средств, кредитов банка, бюджетных ассигнований, резервного

фонда предприятия, лизинга и т. д. В связи с переходом к рыночной

экономике доля собственных источников и кредитов банка возрастает,

а бюджетное финансирование сокращается.

Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных

проектов связано для предприятия с определенными расходами:

выпуск новых акций требует выплаты дивидендов акционерам; выпуск

облигаций - выплаты процентов; получение кредита - выплаты процентов

по ним использование лизинга - выплаты вознаграждения

лизингодателю и т. д.

Поэтому в процессе анализа необходимо определить цену разных источников

финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.

Основными источниками заемного капитала являются ссуды банка и

выпущенные облигации. Цена кредитов банка равна годовой процентной его ставке. Учитывая, что проценты за пользование кредитами банка

включаются в себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую

прибыль, цена этого ресурса меньше, чем уплачиваемый банку процент

(СП), на уровень налогообложения (К„):

Цкр=СПх(1-Ки).

Цена облигации предприятия равна величине уплачиваемых по ним

процентов (Р). Если затраты по выплате данных процентов разрешено

относить на прибыль до налогообложения, то цена этого источника финансирования

также будет меньше на уровень налогообложения:

Цена акционерного капитала равна уровню дивидендов, выплачиваемых

по привилегированным и обыкновенным акциям, рассчитанным по

средней арифметической взвешенной.

Реинвестированная прибыль также может занимать большой удельный

вес в инвестициях. Цена этого источника финансирования на акционерных

предприятиях равна приблизительному уровню дивидендов по

обыкновенным акциям, так как операция реинвестирования прибыли

равносильна приобретению акционерами новых акций.

Для оценки эффективности инвестиций используется комплекс показателей.

1) дополнительный выход продукции на рубль инвестиций

Э = (ВП1-ВП0)/И,

где Э - эффективность инвестиций;

ВП0, Bnt - валовая продукция соответственно при исходных и дополнительных

инвестициях;

И - сумма дополнительных инвестиций;

2) снижение себестоимости продукции в расчете на рубль инвестиций

Э = 0(Со-С,)/Я,

где С0, С, - себестоимость единицы продукции соответственно при исходных

и дополнительных инвестициях;

2, - годовой объем производства продукции в натуральном выражении

после дополнительных инвестиций;

3) сокращение затрат труда на производство продукции в расчете на

рубль инвестиций

Э = 0(Го-71)/Я>

где Го.Г, - соответственно затраты труда на производство единицы продукции

до и после дополнительных инвестиций;

4) увеличение прибыли в расчете на рубль инвестиций э=а(я,-я0)/я,

где П0, Пх - соответственно прибыль на единицу продукции до и после

дополнительных инвестиций;

5) срок окупаемости инвестиций

t = HIQx{nx-nu) или / = /f/Q(C0-C,).

Все перечисленные показатели используют для комплексной оценки

эффективности инвестирования как в целом, так и по отдельным объектам.

Необходимо изучить динамику данных показателей, выполнение

плана, определить влияние факторов и разработать мероприятия по повышению

их уровня.

При принятии решений в бизнесе о долгосрочных инвестициях возникает

потребность в прогнозировании эффективности капитальных вложений.

Для этого нужен долгосрочный анализ доходов и издержек.

Практика показывает, что цена капитала, привлекаемого для финансирования

проекта, может меняться (как правило, в сторону увеличения)

в силу разных обстоятельств. Это означает, что проект, принимаемый

при одних условиях, может быть невыгодным при других. Основные известные

методы оценки и анализа проектов подразделяются на две категории:

а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на

учетных оценках. Известно, что чем протяженнее во времени проект, тем

более неопределенными и рискованными становятся притоки денежных

средств последних лет его реализации.

Основными критериями, используемыми в оценке инвестиционных

проектов являются:

1) чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV);

2) индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI);

3) внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR);

4) модифицированная внутренняя норма прибыли (Modified International

Rate of Return, MIRR);

5) срок окупаемости инвестиции (Payback Period, PP);

6) расчетная норма прибыли (Accounting Rate of Return, ARR).

1. Метод чистого приведенного эффекта

Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции

(1С) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений,

генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Так как приток

денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью

коэффициента г, устанавливаемого инвестором самостоятельно исходя

из ежегодного процента возврата, который он хочет или может

иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, что делается прогноз - инвестиция (1С) будет генерировать

в течение п лет годовые доходы в размере Р%,Р г, .... Р п. Рассчитывают

текущую стоимость будущих денежных поступлений от проекта, для чего

доходы за каждый год приводят к текущей дате. Результаты расчетов

показывают, сколько средств нужно было бы вложить сейчас для получения

запланированных доходов, если бы ставка доходов была равна

ставке процента в банке или дивидендной отдаче капитала. Подытожив

текущую стоимость доходов за все годы, получим общую накопленную

величину дисконтированных доходов (PV):

/1=1 (1 + г)-

Величина исходной инвестиции (1С) сравнивается с общей накопленной

величиной дисконтированных доходов (PV). Разность между ними

составляет чистый приведенный эффект

NPV = Y—^ 1С.

£(1 + 0"

NPV показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора в результате

помещения денег в проект. Очевидно, что если:

- NPV> О, то проект следует принять;

- NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

-NPV= 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное

инвестирование финансовых ресурсов в течение нескольких лет, то

формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:

где п - число периодов получения доходов;

j - число периодов инвестирования средств.

Для удобства применения этого и других методов, основанных на

дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические

таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих

множителей и т. п. в зависимости от временного интервала и

значения коэффициента дисконтирования.

Показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического

потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта.

NPV различных проектов можно суммировать.

2. Метод расчета индекса рентабельности инвестиции

Индекс рентабельности (РГ) - это дисконтированная стоимость денежных

поступлений от проекта в расчете на рубль инвестиций в данный

проект. PI рассчитывается по формуле

п р

PI = Y r" не.

Если:

-Р1> 1, то проект следует принять;

-Р1< 1, то проект следует отвергнуть;

- PI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Так как PI является относительным показателем, он очень удобен при

выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно

одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций

с максимальным суммарным значением NPV.

3. Метод расчета нормы прибыли (рентабельности) инвестиций

Под нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиции

(IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при

котором NPV проекта равен нулю:

IRR=r,

при котором NPV =f(r) = 0.

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых

инвестиций заключается в следующем: 1RR показывает максимально

допустимый относительный уровень расходов, которые могут

быть связаны с данным проектом.

Экономический смысл этого показателя заключается в том, что предприятие

может принимать любые решения инвестиционного характера,

уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя

СС (или цены источника средств для данного проекта). Именно с ним

сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта,

при этом связь между ними такова:

если IRR > СС, то проект следует принять;

- JRR < СС, то проект следует отвергнуть;

- IRR — СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

4. Модифицированная внутренняя норма прибыли (MIRR)

Критерий MIRR представляет собой коэффициент дисконтирования,

уравнивающий приведенную стоимость оттоков денежных средств (инвестиций)

и наращенную величину притоков, причем операции дисконтирования

оттоков и наращения притоков выполняются с использованием

цены капитала проекта. MIRR характеризует эффективность проекта.

5. Метод определения срока окупаемости инвестиций

Этот метод - один из самых простых. Он широко распространен в мировой

учетно-аналитической практике, не предполагает временной упорядоченности

денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости

зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов

от инвестиций. Если доход распределен по годам равномерно, то срок

окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину

годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного

числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если

прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается

прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет

погашена? кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя

(РР) имеет вид

РР = min n,

при котором ^Р„ > 1С.

6. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиций.

Этот метод имеет две характерные черты:

1) он не предполагает дисконтирования показателей дохода;

2) доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая

прибыль за минусом отчислений в бюджет).

Коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывают делением

среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиций (коэффициент

берется в процентах). Среднюю величину инвестиций находят

делением исходной суммы капитальных вложений на 2, если предполагается,

что по истечении срока реализации анализируемого проекта все

капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной

или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена:

PN

ARR = WC+RV)

Данный показатель сравнивают с коэффициентом рентабельности

авансированного капитала.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность предприятия

и его потенциал в деловом сотрудничестве, служит гарантом эффективной

реализации экономических интересов всех участников финансовых

отношений: как самого предприятия, так и его партнеров. Устойчивое

финансовое положение предприятия является результатом умелого,

просчитанного управления всей совокупностью производственно-

хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой

оценки финансового состояния предприятия являются:

1) сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый

период;

2) обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой

оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности

предприятия, их классификация и расчет итогового показателя рейтинговой

оценки;

3) классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры

(показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности

предприятия, т. е. хозяйственной активности в целом. При ее построении

используют данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности

его продукции, эффективности использования производственных

и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках

и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового

состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей.

Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово- хозяйственной

деятельности должны осуществляться на основе теории финансов

предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической

оценке. В табл. 54 приведен примерный набор исходных показателей

для общей сравнительной оценки.

Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной

отчетности предприятий. Это требование делает оценку массовой, позволяет

контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия

всеми участниками экономического процесса. Оно также позволяет оценить

результативность и объективность используемой методики комплексной

оценки.

Таблица 54

Система исходных показателен для рейтинговой оценки

по данным публичной отчетности

1-я группа

Показатели оценки

прибыльности

хозяйственной

деятельности

1. Общая рентабельность

предприятия

- балансовая

прибыль на

1 руб. активов

2. Чистая рентабельность

предприятия -

чистая прибыль

на 1 руб. активов

3. Рентабельность

собственного

капитала - чистая

прибыль на 1 руб.

собственного

капитала

4. Общая рентабельность

производственных

активов - балансовая

прибыль к

средней величине

основных производственных

и

оборотных

средств в товар-

но-матернальных

ценностях

2-я группа

Показатели

оценки эффективности

управления

1. Чистая

прибыль на

1 руб. объема

реализации

2. Прибыль от

реализации '

продукции на

1 руб. объема

реализации

3. Прибыль от

финансово-

хозяйственной

деятельности

на 1 руб. объема

реализации

4. Балансовая

прибыль на

1 руб объема

реализации

3-я группа

Показатели оценки деловой

активности

1. Отдача всех активов -

выручка от реализации на

1 руб.активов

2. Отдача основных

средств - выручка от реализации

продукции на

1 руб. основных средств

3. Оборачиваемость оборотных

средств - выручка

от реализации продукции

на 1 руб. оборотных

средств

4. Оборачиваемость запасов

- выручка от реализации

продукции на 1 руб.

запасов

5. Оборачиваемость дебиторской

задолженности -

выручка от реализации

продукции на 1 руб. дебиторской

задолженности

6. Оборачиваемость наиболее

ликвидных активов -

расход за период денежных

средств на 1 руб. наиболее

ликвидных активов

7. Отдача собственного

капитала - выручка от

реализации на 1 руб. собственного

капитала

4-я группа

Показатели оценки

ликвидности и

финансовой устойчивости

1. Коэффициент

покрытия - оборотные

средства

на 1 руб. срочных

обязательств

2. Коэффициент

текущей ликвидности

- денежные

средства, расчеты

и прочие активы

на 1 руб. срочных

обязательств

3. Индекс постоянного

актива -

основные средства

и прочие внеоборотные

активы

к собственным

средствам

4. Коэффициент

автономии - собственные

средства

на 1 руб. итога

баланса-нетто

5. Обеспеченность

запасов

собственными

оборотными средствами

- собственные

оборотные

средства на

1 руб.запасов

Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре

группы (убыточные предприятия в данной системе не рассмотрены).

В 1-ю группу включены наиболее обобщенные и важные показатели

оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности

предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия

представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам

(имуществу) предприятия, участвующим в получении прибыли.

Во 2-ю группу включены показатели оценки эффективности управления

предприятием. Рассмотрены четыре наиболее общих показателя.

Эффективность определяют отношением прибыли ко всему обороту. При

этом используют показатели прибыли от реализации, продукции, прибыли

от финансово-хозяйственной деятельности, балансовой прибыли, чистой

прибыли.

В 3-ю группу включены показатели оценки деловой активности предприятия.

В 4-ю группу включены показатели оценки ликвидности и финансовой

устойчивости предприятия.

Среди исходных показателей оценки имеются итоговые, результативные

показатели, характеризующие объем реализации продукции, прибыли

за отчетный период. Показатели баланса имеют одномоментный характер,

т. е. исчислены на начало и конец отчетного периода. Так как все

исходные показатели, включенные в табл. 54, являются относительными,

возникает необходимость методологического обоснования порядка их

расчета. Нет смысла рассчитывать эти показатели на начало периода,

потому что данные о прибыли и объеме продаж имеются только за текущий

отчетный период. Поэтому показатели табл. 54 рассчитаны на основе

усредненных значений статей баланса.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит

сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния,

рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием,

имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям.

Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки

состояния дел предприятия служат не субъективные предположения экспертов,

а сложившиеся в реальной рыночной среде наиболее высокие

результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном

сравнения является самый удачливый конкурент, у которого все показатели

наилучшие.

Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где

каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы

по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового

состояния, рентабельности и деловой активности предприятия

может быть представлен в виде последовательности следующих

действий:

1. Исходные данные представляют в виде матрицы (а0), т. е. таблицы, где

по строкам записаны номера показателей (/ = 1, 2, 3, ..., п), а по столбцам -

номера предприятий (J = 1,2,3 ..., /и).

2. По каждому показателю находят максимальное или оптимальное

значение и заносят в столбец условного эталонного предприятия {т + 1).

3. Исходные показатели матрицы стандартизуются в отношении соответствующего

показателя эталонного предприятия по формуле

а у а у

Ху= —И™ *,;,=— ' m a x y °P'ij

J i

где Xjj - стандартизованные показатели состояния у'-го анализируемого

предприятия.

Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой

оценки определяется по формуле

Rj = 7(1-*,,)2+(1-*2,)2+--- + 0-*я,)2,

где Rj ~ рейтинговая оценка j-ro предприятия;

Ху, jf2., •••, Хп ~ стандартизованные показателиj-vo анализируемого

предприятия.

4. Предприятия ранжируют в порядке возрастания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг (1-е место) имеет предприятие с минимальным

значением R. Для применения данного алгоритма на практике никаких

ограничений количества сравниваемых показателей и предприятий не

предусмотрено.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки финансового

состояния, рентабельности и деловой активности предприятия можно

применять для сравнения предприятий за один период или на дату составления

баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

Перечень данных табл. 54 может быть расширен за счет включения в

нее дополнительных показателей из справок, представляемых предприятиями

в банки и налоговые инспекции, из форм статистической отчетности

и других источников. Особенностью системы показателей, предлагаемой

в табл. 54, является то, что почти все они (за исключением индекса

постоянного актива, динамика которого носит сложный характер) имеют

одинаковую направленность: чем выше уровень показателя или чем выше

его темп роста, тем лучше финансовое состояние оцениваемого предприятия.

Поэтому при включении в предлагаемую систему новых показателей

необходимо следить, чтобы и они имели такую же направленность.

В заключение можно перечислить основные характеристики предлагаемой

методики рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности

и деловой активности предприятия:

1. Предлагаемая методика базируется на комплексном, многомерном

подходе к оценке такого сложного явления, как финансовая деятельность

предприятия.

2. Рейтинговая оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется

на основе данных публичной отчетности предприятия. Для ее

получения используют важнейшие показатели финансовой деятельности,

применяемые в рыночной экономике.

3. Рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает реальные

достижения всех конкурентов.

4. Для получения рейтинговой оценки используют гибкий вычислительный

алгоритм, реализующий возможности математической модели

сравнительной комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности

предприятия, прошедший широкую апробацию на практике.

Зачастую при принятии решения о выборе делового партнера менеджеры

предприятий оценивают финансовое состояние будущего партнера

не с точки зрения близости к эталонному, а с точки зрения отдаленности

от критического. Поэтому при выборе базы отсчета рейтинговой оценки

возникает необходимость введения понятия «условного удовлетворительное

предприятие». Условное удовлетворительное предприятие имеет

финансовые показатели, соответствующие нормативным минимальным

значениям, определенным исходя из критериев эффективности хозяйственной

деятельности и организации финансов предприятия, принципов

достаточности, ликвидности и доходности его капитала и отсутствия оснований

для признания структуры баланса неудовлетворительной,

а предприятия - неплатежеспособным.

С учетом изложенного предложены формулировки требований, которым

должна удовлетворять система финансовых коэффициентов с точки

зрения эффективности рейтинговой оценки финансового состояния предприятия:

1. Финансовые коэффициенты должны быть максимально информативными

и давать целостную картину устойчивости финансового состояния

предприятия.

2. В экономическом смысле финансовые коэффициенты в основном

должны иметь одинаковую направленность (рост коэффициента означает

изучение финансового состояния).

3. Для всех финансовых коэффициентов должны быть указаны числовые

нормативы минимального удовлетворительного уровня или диапазона

изменений.

4. Финансовые коэффициенты должны быть рассчитаны только по

данным публичной бухгалтерской отчетности предприятий.

5. Финансовые коэффициенты должны давать возможность проводить

рейтинговую оценку предприятия как в пространстве (в сравнении с другими

предприятиями), так и во времени (за ряд периодов).

На основе этих требований разработаны система показателей и методика

рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия.

В общем виде алгоритм определения рейтингового числа анализируемого

предприятия выглядит следующим образом.

По установленным алгоритмам на основе данных баланса и других

форм отчетности вычисляются финансовые коэффициенты.

Рейтинговое число определяется по формуле:

L 1

w LNi

где L - число показателей, используемых для рейтинговой оценки;

Nr- нормативный уровень для /-го коэффициента;

Кг- i'-й коэффициент;

весовой индекс i-ro коэффициента.

LNi

Для определения рейтинга предприятий предлагается использовать

пять показателей, наиболее часто применяемых и наиболее полно характеризующих

финансовое состояние:

1) обеспеченность собственными средствами, которая характеризует

наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых

для его устойчивости (Ко).

Нормативное требование: Ко S 0,1;

2) коэффициент покрытия, который характеризуется степенью общего

покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных

обязательств (ликвидность баланса) (К„).

Нормативное требование: Кп > 2;

3) интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует

объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств,

вложенных в деятельность предприятия, и определяется по формуле:

Ф2, стр. 010 365

Ки Ф1, стр. (390яот+390мя)х 0,5Х Г '

где стр. 010 - соответствующая строка формы № 2 «Отчет о прибылях и

убытках»;

Т- количество дней в рассматриваемом периоде;

Стр. 390„OT ,390гаж - строки раздела 1-2 актива баланса, соответствующие

началу и концу исследуемого периода.

Нормативное требование: Ku S 2,5;

4) менеджмент (эффективность управления предприятием), который

характеризуется соотношением величины прибыли от реализации и величины

выручки от реализации определяется по формуле:

_ ФЫ2, стр. 050

*'" ~ ФЫ2, стр. 010'

Нормативное требование косвенно обусловлено уровнем учетной

ставки Центрального банка Российской Федерации.

5) прибыльность (рентабельность) предприятия, которая характеризует

объем прибыли, приходящейся на 1 рубль собственного капитала и

определяется по формуле

ON2, стр. 140 365

*'~<DNl,cip.(490M,+490„ll)xO,5X Т '

Нормативное требование:/^ > 0,2.

Согласно формуле, показывающей выражение для рейтингового числа,

определяемого на основе перечисленных пяти показателей, будет выглядеть

следующим образом:

R = 2Ко + 0,\К„ +0,08/:, +0,45К„+Кр .

Таким образом, вычислив значения финансовых показателей и подставив

их в выражение для рейтингового числа, определяем рейтинговую

экспресс-оценку финансового состояния предприятия.

Инвестиции (капитальные вложения) - это долгосрочные вложения

средств в активы предприятия. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью

времени, на протяжении которого предприятие получает

экономический эффект (увеличение выпуска продукции, производительности

труда, прибыли и т. д.). Это платеж за крупный капитальный элемент,

после чего его невозможно быстро перепродать с прибылью, капитал замораживается

на несколько лет, данное капитальное вложение будет

приносить прибыль на протяжении нескольких лет, в конце периода капитальный

объект будет иметь некоторую ликвидную стоимость либо не

будет ее иметь совсем.

По своей природе инвестиции делятся на производные, коммерческие,

финансовые, социальные, интеллектуальные и т. д.

По целевому назначению их можно подразделить на следующие виды:

а) обновление имеющейся материально-технической базы предприятия;

6) наращивание производственной мощности предприятия;

в) затраты на освоение новых видов продукции или технологий;

г) затраты, не связанные с изменением финансовых результатов деятельности

(строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на

экологию и др.);

д) долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий,

корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные

источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции, и т. д.;

е) нематериальные активы.

Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения

предприятия, но и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как

производственного, так и непроизводственного характера, укрепляется

материально-техническая база субъекта хозяйствования. Это позволяет

предприятиям увеличивать объемы производства продукции, улучшать

условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент,

качество, новизна и привлекательность продукции, ее конкурентоспособность.

Задача анализа заключается в оценке динамики и степени выполнения

капитальных вложений, а также в изыскании резервов увеличения объемов

инвестирования.

Субъекты хозяйствования должны не только увеличивать объемы инвестиций,

но и повышать их экономическую эффективность, т. е. отдачу.

В связи с этим одной из важнейших задач анализа являются изучение

показателей эффективности инвестиционной деятельности и выявление

резервов ее роста.

Основными источниками информации для анализа служат формы

«Отчет о выполнении плана ввода в действие объектов основных фондов

и использовании капитальных вложений», «Себестоимость строительных

работ, выполненных хозяйственным способом», «Отчет о наличии

и движении основных средств», данные аналитического бухгалтерского

учета, бизнес-плана предприятия, проектно-сметная документация.

Анализ типов инвестиций. Наиболее часто встречаются следующие

классификации инвестиций: по видам, по происхождению, по функциям,

по объектам, по сегменту, по отрасли, по срокам. Аналитик должен сделать

свой выбор в зависимости от целей своей работы.

1. Анализ инвестиций по стратегии. Обычно различают стратегии

развития предприятия двух видов: внутреннюю стратегию развития, характеризуемую

увеличением или модернизацией производительного

оборудования, и внешнюю стратегию развития, реализуемую при помощи

инвестиций в другие компании.

Инвестиции, осуществленные за пределами компании, фиксируют по

статье «Финансовые инвестиции», которые в основном включают ценные

бумаги и кредиты под вложения в капитал.

2. Анализ инвестиций по видам.

Виды этих инвестиций:

1) инвестиции в материальные активы (земельные участки, постройки,

техническое оборудование, транспорт и т. д.);

2) инвестиции в запасы сырья и материалов, текущие, конечной продукции,

товарные;

3) инвестиции в долговые обязательства: кредиты клиентам, другие

эксплуатационные долги, разные долговые обязательства;

4) инвестиции в ценные бумаги.

3. Анализ инвестиций по функциям. Этот тип анализа сложен, особенно

потому, что бухгалтерия не дает сведений по функциям. Однако важно

знать, сколько предприятие инвестирует в образование, исследования,

рекламу, распределительную сеть.

4. Анализ инвестиций по географическим зонам. Этот анализ применяется

в многонациональных компаниях для определения стратегического

выбора в отношении месторасположения. Он связан с исследованием

ставки доходности, фактической или ожидаемой, в различных географических

зонах расположения фирм.

5. Анализ инвестиций по сегментам активности позволяет определить

рыночную стратегию предприятия.

6. Анализ инвестиций по объекту. В этой связи можно различать:

1) инвестиции в обновление, которые направлены на сохранение в рабочем

состоянии основного капитала;

2) инвестиции в расширение, которые направлены на увеличение

мощности предприятия без увеличения производительности;

3) инвестиции в новую, более совершенную технику, которые направлены

на увеличение общей производительности.

7. Анализ инвестиций по виду отраслей. Этот тип анализа позволяет

лучше оценить стратегию предприятия, различая инвестиции, которые

ведут к изменению долгосрочной политики инвестиций, и те, что способ-

. ствуют продолжению существующей политики.

8. Анализ инвестиций по срокам также дополняет анализ стратегии

предприятия: можно отличать предприятия, идущие на риск в долгосрочный

период, от тех, которые ограничиваются краткосрочным периодом.

Анализ по срокам может послужить проверке соответствия стратегии

ресурсам.

Как показывает обширный зарубежный опыт, инвестиционная деятельность

в условиях рыночных отношений очень актуальна и весьма

эффективна. С позиции управленческого персонала компании инвестиционные

проекты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по величине требуемых инвестиций: крупные, традиционные, мелкие;

2) по типу предполагаемых доходов: сокращение затрат, дополнительные

доходы от расширения традиционных производств и технологий,

выход на новые рынки сбыта, экспансия в новые сферы бизнеса,

снижение риска производства и сбыта социальный эффект;

3) по отношениям взаимозависимости: взаимоисключающие (альтернативные)

проекты, отношения комплементарности, отношения замещения,

отношения экономической независимости;

4) по типу денежного потока: ординарные, неординарные.

При сравнении два анализируемых проекта называются независимыми,

если решение о принятии одного из них не влияет на решение о принятии другого, и альтернативными, если они не могут быть реализованы

одновременно, т. е. принятие одного из них автоматически означает, что

второй проект должен быть отвергнут.

Рассматриваемые проекты связаны между собой отношениями ком-

плементарности, если принятие нового проекта способствует росту доходов

по одному или нескольким другим проектам, и отношениями замещения,

если принятие нового проекта приводит к некоторому снижению

доходов по одному или нескольким действующим проектам.

Поток называется ординарным, если он состоит из исходной инвестиции,

вложенной одновременно или в течение нескольких последовательных

базовых периодов, и последующих притоков денежных

средств. Если притоки денежных средств чередуются в любой последовательности

с их оттоками, поток называется неординарным.

Стадии администрирования инвестиционной деятельности включают:

1) планирование: формирование цели, исследование рынка и инден-

тификацию возможных проектов, экономическую оценку, перебор вариантов

в условиях различных ограничений, формирование инвестиционного

портфеля;

2) реализацию проекта: фазу инвестирования, фазу действия (производство,

сбыт, затраты, финансирование), фазу ликвидации последствий

проекта;

3) контроль: в процессе инвестирования, в процессе действия, в процессе

ликвидации;

4) оценку и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей.

Инвестиционная политика предприятия предполагает: формулирование

долгосрочных целей ее деятельности; поиск новых перспективных

сфер приложения свободного капитала; разработку инженерно-

технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов; подготовку

бюджета капитальных вложений; оценку альтернативных проектов;

оценку последствий реализации предшествующих проектов.

Критическими моментами в процессе составления бюджета капиталовложений

являются:

- прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса

на продукцию (поскольку большинство проектов связано с дополнительным

выпуском продукции);

- оценка притока денежных средств по годам;

- оценка доступности требуемых источников финансирования;

- оценка приемлемого значения цены капитала, используемого в том

числе и в качестве коэффициента дисконтирования.

Аналитическое исследование возможной емкости рынка сбыта продукции

(т. е. прогнозирование объема реализации) наиболее существенно,

так как ее недооценка может привести к потере определенной доли

рынка сбыта, а переоценка - к неэффективному использованию введенных по проекту производственных мощностей, т. е. к неэффективности

капиталовложений.

Анализ выполнения плана капитальных вложений следует начинать с

изучения общих показателей. В первую очередь нужно изучить выполнение

плана инвестирования за отчетный год в целом и по основным направлениям

(табл. 55).

Следует также изучить динамику инвестиций с учетом индекса роста

цен. Наряду с абсолютными показателями необходимо анализировать и

относительные, такие, как размер инвестиций на одного работника, коэффициент

обновления основных средств производства.

Успешное выполнение плана капитальных вложений во многом зависит

от обеспеченности их источником финансирования. Одновременно с

изучением выполнения плана капитальных вложений нужно проанализировать

и выполнение плана по их финансированию.

Таблица 55

Показатели выполнения плана капитальных вложений

Вид капитальных вложений

1. Строительно-монтажные работы

2. Приобретение основных средств

3 Прочие капитальные работы и

затраты

4. Долгосрочные финансовые вложения

S. Всего инвестиций

По плану, млн руб. Фактически (сметни стоимость),

млн руб.

Финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет

прибыли предприятия, амортизационных отчислений, выручки от реализации

основных средств, кредитов банка, бюджетных ассигнований, резервного

фонда предприятия, лизинга и т. д. В связи с переходом к рыночной

экономике доля собственных источников и кредитов банка возрастает,

а бюджетное финансирование сокращается.

Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных

проектов связано для предприятия с определенными расходами:

выпуск новых акций требует выплаты дивидендов акционерам; выпуск

облигаций - выплаты процентов; получение кредита - выплаты процентов

по ним использование лизинга - выплаты вознаграждения

лизингодателю и т. д.

Поэтому в процессе анализа необходимо определить цену разных источников

финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.

Основными источниками заемного капитала являются ссуды банка и

выпущенные облигации. Цена кредитов банка равна годовой процентной его ставке. Учитывая, что проценты за пользование кредитами банка

включаются в себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую

прибыль, цена этого ресурса меньше, чем уплачиваемый банку процент

(СП), на уровень налогообложения (К„):

Цкр=СПх(1-Ки).

Цена облигации предприятия равна величине уплачиваемых по ним

процентов (Р). Если затраты по выплате данных процентов разрешено

относить на прибыль до налогообложения, то цена этого источника финансирования

также будет меньше на уровень налогообложения:

Цена акционерного капитала равна уровню дивидендов, выплачиваемых

по привилегированным и обыкновенным акциям, рассчитанным по

средней арифметической взвешенной.

Реинвестированная прибыль также может занимать большой удельный

вес в инвестициях. Цена этого источника финансирования на акционерных

предприятиях равна приблизительному уровню дивидендов по

обыкновенным акциям, так как операция реинвестирования прибыли

равносильна приобретению акционерами новых акций.

Для оценки эффективности инвестиций используется комплекс показателей.

1) дополнительный выход продукции на рубль инвестиций

Э = (ВП1-ВП0)/И,

где Э - эффективность инвестиций;

ВП0, Bnt - валовая продукция соответственно при исходных и дополнительных

инвестициях;

И - сумма дополнительных инвестиций;

2) снижение себестоимости продукции в расчете на рубль инвестиций

Э = 0(Со-С,)/Я,

где С0, С, - себестоимость единицы продукции соответственно при исходных

и дополнительных инвестициях;

2, - годовой объем производства продукции в натуральном выражении

после дополнительных инвестиций;

3) сокращение затрат труда на производство продукции в расчете на

рубль инвестиций

Э = 0(Го-71)/Я>

где Го.Г, - соответственно затраты труда на производство единицы продукции

до и после дополнительных инвестиций;

4) увеличение прибыли в расчете на рубль инвестиций э=а(я,-я0)/я,

где П0, Пх - соответственно прибыль на единицу продукции до и после

дополнительных инвестиций;

5) срок окупаемости инвестиций

t = HIQx{nx-nu) или / = /f/Q(C0-C,).

Все перечисленные показатели используют для комплексной оценки

эффективности инвестирования как в целом, так и по отдельным объектам.

Необходимо изучить динамику данных показателей, выполнение

плана, определить влияние факторов и разработать мероприятия по повышению

их уровня.

При принятии решений в бизнесе о долгосрочных инвестициях возникает

потребность в прогнозировании эффективности капитальных вложений.

Для этого нужен долгосрочный анализ доходов и издержек.

Практика показывает, что цена капитала, привлекаемого для финансирования

проекта, может меняться (как правило, в сторону увеличения)

в силу разных обстоятельств. Это означает, что проект, принимаемый

при одних условиях, может быть невыгодным при других. Основные известные

методы оценки и анализа проектов подразделяются на две категории:

а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на

учетных оценках. Известно, что чем протяженнее во времени проект, тем

более неопределенными и рискованными становятся притоки денежных

средств последних лет его реализации.

Основными критериями, используемыми в оценке инвестиционных

проектов являются:

1) чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV);

2) индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI);

3) внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR);

4) модифицированная внутренняя норма прибыли (Modified International

Rate of Return, MIRR);

5) срок окупаемости инвестиции (Payback Period, PP);

6) расчетная норма прибыли (Accounting Rate of Return, ARR).

1. Метод чистого приведенного эффекта

Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции

(1С) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений,

генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Так как приток

денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью

коэффициента г, устанавливаемого инвестором самостоятельно исходя

из ежегодного процента возврата, который он хочет или может

иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, что делается прогноз - инвестиция (1С) будет генерировать

в течение п лет годовые доходы в размере Р%,Р г, .... Р п. Рассчитывают

текущую стоимость будущих денежных поступлений от проекта, для чего

доходы за каждый год приводят к текущей дате. Результаты расчетов

показывают, сколько средств нужно было бы вложить сейчас для получения

запланированных доходов, если бы ставка доходов была равна

ставке процента в банке или дивидендной отдаче капитала. Подытожив

текущую стоимость доходов за все годы, получим общую накопленную

величину дисконтированных доходов (PV):

/1=1 (1 + г)-

Величина исходной инвестиции (1С) сравнивается с общей накопленной

величиной дисконтированных доходов (PV). Разность между ними

составляет чистый приведенный эффект

NPV = Y—^ 1С.

£(1 + 0"

NPV показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора в результате

помещения денег в проект. Очевидно, что если:

- NPV> О, то проект следует принять;

- NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

-NPV= 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное

инвестирование финансовых ресурсов в течение нескольких лет, то

формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:

где п - число периодов получения доходов;

j - число периодов инвестирования средств.

Для удобства применения этого и других методов, основанных на

дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические

таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих

множителей и т. п. в зависимости от временного интервала и

значения коэффициента дисконтирования.

Показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического

потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта.

NPV различных проектов можно суммировать.

2. Метод расчета индекса рентабельности инвестиции

Индекс рентабельности (РГ) - это дисконтированная стоимость денежных

поступлений от проекта в расчете на рубль инвестиций в данный

проект. PI рассчитывается по формуле

п р

PI = Y r" не.

Если:

-Р1> 1, то проект следует принять;

-Р1< 1, то проект следует отвергнуть;

- PI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Так как PI является относительным показателем, он очень удобен при

выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно

одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций

с максимальным суммарным значением NPV.

3. Метод расчета нормы прибыли (рентабельности) инвестиций

Под нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиции

(IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при

котором NPV проекта равен нулю:

IRR=r,

при котором NPV =f(r) = 0.

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых

инвестиций заключается в следующем: 1RR показывает максимально

допустимый относительный уровень расходов, которые могут

быть связаны с данным проектом.

Экономический смысл этого показателя заключается в том, что предприятие

может принимать любые решения инвестиционного характера,

уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя

СС (или цены источника средств для данного проекта). Именно с ним

сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта,

при этом связь между ними такова:

если IRR > СС, то проект следует принять;

- JRR < СС, то проект следует отвергнуть;

- IRR — СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

4. Модифицированная внутренняя норма прибыли (MIRR)

Критерий MIRR представляет собой коэффициент дисконтирования,

уравнивающий приведенную стоимость оттоков денежных средств (инвестиций)

и наращенную величину притоков, причем операции дисконтирования

оттоков и наращения притоков выполняются с использованием

цены капитала проекта. MIRR характеризует эффективность проекта.

5. Метод определения срока окупаемости инвестиций

Этот метод - один из самых простых. Он широко распространен в мировой

учетно-аналитической практике, не предполагает временной упорядоченности

денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости

зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов

от инвестиций. Если доход распределен по годам равномерно, то срок

окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину

годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного

числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если

прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается

прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет

погашена? кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя

(РР) имеет вид

РР = min n,

при котором ^Р„ > 1С.

6. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиций.

Этот метод имеет две характерные черты:

1) он не предполагает дисконтирования показателей дохода;

2) доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая

прибыль за минусом отчислений в бюджет).

Коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывают делением

среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиций (коэффициент

берется в процентах). Среднюю величину инвестиций находят

делением исходной суммы капитальных вложений на 2, если предполагается,

что по истечении срока реализации анализируемого проекта все

капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной

или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена:

PN

ARR = WC+RV)

Данный показатель сравнивают с коэффициентом рентабельности

авансированного капитала.