3.2 ОСНОВЫ ОСОЗНАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
Сегодня к управлению предприятиями приходят специалисты, у которых зачастую нет опыта управле-
ния разработкой, производством и сбытом продукции в условиях рыночной экономики. Они вынуж-
дены решать новые для себя задачи со многими неизвестными: как обеспечить выпуск продукции
нужного качества, в необходимом количестве, в нужные сроки, с минимальными затратами матери-
альных ресурсов и финансовых средств и с максимальной прибылью. При этом необходимо соблю-
дать законодательные и нормативные требования в области охраны здоровья потребителей и рабо-
тающих, защиты окружающей среды, налоговый кодекс и таможенные правила, законы о труде и
предписания органов государственного надзора.
Конечно, любая организация, выпуская продукцию или оказывая услуги, управляет качеством, но
делает это стихийно, не отдавая себе отчета в этом, по традиции добиваясь соответствия каким-либо
нормативам или предъявленным требованиям заказчиков.
Поэтому закономерен вопрос: как осознанно управлять качеством? Прежде всего, надо вспомнить,
что качество продукции или работы, или услуги в общем случае зависит от: качества проекта (нередко
это называют техническим уровнем), т.е. от уровня требований к качеству, установленных (заданных,
выбранных) разработчиком и/или производителем в проектной и технологической документации; биз-
нес-процессов, их способности реализовать установленные требования к качеству; персонала, выпол-
няющего процессы; ресурсов, закупаемых и используемых для изготовления продукции или выполения
услуги или работ.
К бизнес-процессам относятся: основные процессы (планирование, маркетинг, разработка, закупки,
изготовление, поставки и эксплуатационное обслуживание); обслуживающие процессы (монтаж, налад-
ка и ремонт оборудования, транспорт, связь, энергоснабжение, работа с персоналом, документирование
и т.д.); процессы контроля качества (товара, процессов производства, персонала, ресурсов, управления).
Чтобы была возможность установить высокий уровень требований к качеству и использовать необхо-
димые для этого процессы, персонал и ресурсы, необходимо иметь соответствующие финансовые
возможности. Поэтому цели управления качеством должны также учитываться при управлении фи-
нансами с позиции оптимизации затрат на качество.
Отсюда следует, что управление качеством – это скоординированное управление отдельными условия-
ми, от которых зависит обеспечение надлежащего качества: требованиями к управлению качества,
бизнес-процессами, персоналом, ресурсами, финансами и управлением – условиями качества.
Прогнозирование, выбор, установление, нормирование требований к качеству являются первыми и
важнейшими проектными решениями в цепочке решений, которые в результате обеспечивают искомое,
надлежащее качество продукции, поскольку ошибки при выборе показателей качества, как любые про-
ектные ошибки, наиболее тяжелы и трудно исправимы. Требования к качеству товара устанавливаются
с учетом доступных процессов, персонала, ресурсов и финансов. Эти требования в решающей степени
определяют затраты на производство и обслуживание, а, следовательно, и цену. Причем, если потреби-
телю предлагается «новое» качество, то цена может существенно превышать себестоимость товара [5].
Сегодня к управлению предприятиями приходят специалисты, у которых зачастую нет опыта управле-
ния разработкой, производством и сбытом продукции в условиях рыночной экономики. Они вынуж-
дены решать новые для себя задачи со многими неизвестными: как обеспечить выпуск продукции
нужного качества, в необходимом количестве, в нужные сроки, с минимальными затратами матери-
альных ресурсов и финансовых средств и с максимальной прибылью. При этом необходимо соблю-
дать законодательные и нормативные требования в области охраны здоровья потребителей и рабо-
тающих, защиты окружающей среды, налоговый кодекс и таможенные правила, законы о труде и
предписания органов государственного надзора.
Конечно, любая организация, выпуская продукцию или оказывая услуги, управляет качеством, но
делает это стихийно, не отдавая себе отчета в этом, по традиции добиваясь соответствия каким-либо
нормативам или предъявленным требованиям заказчиков.
Поэтому закономерен вопрос: как осознанно управлять качеством? Прежде всего, надо вспомнить,
что качество продукции или работы, или услуги в общем случае зависит от: качества проекта (нередко
это называют техническим уровнем), т.е. от уровня требований к качеству, установленных (заданных,
выбранных) разработчиком и/или производителем в проектной и технологической документации; биз-
нес-процессов, их способности реализовать установленные требования к качеству; персонала, выпол-
няющего процессы; ресурсов, закупаемых и используемых для изготовления продукции или выполения
услуги или работ.
К бизнес-процессам относятся: основные процессы (планирование, маркетинг, разработка, закупки,
изготовление, поставки и эксплуатационное обслуживание); обслуживающие процессы (монтаж, налад-
ка и ремонт оборудования, транспорт, связь, энергоснабжение, работа с персоналом, документирование
и т.д.); процессы контроля качества (товара, процессов производства, персонала, ресурсов, управления).
Чтобы была возможность установить высокий уровень требований к качеству и использовать необхо-
димые для этого процессы, персонал и ресурсы, необходимо иметь соответствующие финансовые
возможности. Поэтому цели управления качеством должны также учитываться при управлении фи-
нансами с позиции оптимизации затрат на качество.
Отсюда следует, что управление качеством – это скоординированное управление отдельными условия-
ми, от которых зависит обеспечение надлежащего качества: требованиями к управлению качества,
бизнес-процессами, персоналом, ресурсами, финансами и управлением – условиями качества.
Прогнозирование, выбор, установление, нормирование требований к качеству являются первыми и
важнейшими проектными решениями в цепочке решений, которые в результате обеспечивают искомое,
надлежащее качество продукции, поскольку ошибки при выборе показателей качества, как любые про-
ектные ошибки, наиболее тяжелы и трудно исправимы. Требования к качеству товара устанавливаются
с учетом доступных процессов, персонала, ресурсов и финансов. Эти требования в решающей степени
определяют затраты на производство и обслуживание, а, следовательно, и цену. Причем, если потреби-
телю предлагается «новое» качество, то цена может существенно превышать себестоимость товара [5].