3.2 ОСНОВЫ ОСОЗНАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

Сегодня к управлению предприятиями приходят специалисты, у которых зачастую нет опыта управле-

ния разработкой, производством и сбытом продукции в условиях рыночной экономики. Они вынуж-

дены решать новые для себя задачи со многими неизвестными: как обеспечить выпуск продукции

нужного качества, в необходимом количестве, в нужные сроки, с минимальными затратами матери-

альных ресурсов и финансовых средств и с максимальной прибылью. При этом необходимо соблю-

дать законодательные и нормативные требования в области охраны здоровья потребителей и рабо-

тающих, защиты окружающей среды, налоговый кодекс и таможенные правила, законы о труде и

предписания органов государственного надзора.

Конечно, любая организация, выпуская продукцию или оказывая услуги, управляет качеством, но

делает это стихийно, не отдавая себе отчета в этом, по традиции добиваясь соответствия каким-либо

нормативам или предъявленным требованиям заказчиков.

Поэтому закономерен вопрос: как осознанно управлять качеством? Прежде всего, надо вспомнить,

что качество продукции или работы, или услуги в общем случае зависит от: качества проекта (нередко

это называют техническим уровнем), т.е. от уровня требований к качеству, установленных (заданных,

выбранных) разработчиком и/или производителем в проектной и технологической документации; биз-

нес-процессов, их способности реализовать установленные требования к качеству; персонала, выпол-

няющего процессы; ресурсов, закупаемых и используемых для изготовления продукции или выполения

услуги или работ.

К бизнес-процессам относятся: основные процессы (планирование, маркетинг, разработка, закупки,

изготовление, поставки и эксплуатационное обслуживание); обслуживающие процессы (монтаж, налад-

ка и ремонт оборудования, транспорт, связь, энергоснабжение, работа с персоналом, документирование

и т.д.); процессы контроля качества (товара, процессов производства, персонала, ресурсов, управления).

Чтобы была возможность установить высокий уровень требований к качеству и использовать необхо-

димые для этого процессы, персонал и ресурсы, необходимо иметь соответствующие финансовые

возможности. Поэтому цели управления качеством должны также учитываться при управлении фи-

нансами с позиции оптимизации затрат на качество.

Отсюда следует, что управление качеством – это скоординированное управление отдельными условия-

ми, от которых зависит обеспечение надлежащего качества: требованиями к управлению качества,

бизнес-процессами, персоналом, ресурсами, финансами и управлением – условиями качества.

Прогнозирование, выбор, установление, нормирование требований к качеству являются первыми и

важнейшими проектными решениями в цепочке решений, которые в результате обеспечивают искомое,

надлежащее качество продукции, поскольку ошибки при выборе показателей качества, как любые про-

ектные ошибки, наиболее тяжелы и трудно исправимы. Требования к качеству товара устанавливаются

с учетом доступных процессов, персонала, ресурсов и финансов. Эти требования в решающей степени

определяют затраты на производство и обслуживание, а, следовательно, и цену. Причем, если потреби-

телю предлагается «новое» качество, то цена может существенно превышать себестоимость товара [5].

Сегодня к управлению предприятиями приходят специалисты, у которых зачастую нет опыта управле-

ния разработкой, производством и сбытом продукции в условиях рыночной экономики. Они вынуж-

дены решать новые для себя задачи со многими неизвестными: как обеспечить выпуск продукции

нужного качества, в необходимом количестве, в нужные сроки, с минимальными затратами матери-

альных ресурсов и финансовых средств и с максимальной прибылью. При этом необходимо соблю-

дать законодательные и нормативные требования в области охраны здоровья потребителей и рабо-

тающих, защиты окружающей среды, налоговый кодекс и таможенные правила, законы о труде и

предписания органов государственного надзора.

Конечно, любая организация, выпуская продукцию или оказывая услуги, управляет качеством, но

делает это стихийно, не отдавая себе отчета в этом, по традиции добиваясь соответствия каким-либо

нормативам или предъявленным требованиям заказчиков.

Поэтому закономерен вопрос: как осознанно управлять качеством? Прежде всего, надо вспомнить,

что качество продукции или работы, или услуги в общем случае зависит от: качества проекта (нередко

это называют техническим уровнем), т.е. от уровня требований к качеству, установленных (заданных,

выбранных) разработчиком и/или производителем в проектной и технологической документации; биз-

нес-процессов, их способности реализовать установленные требования к качеству; персонала, выпол-

няющего процессы; ресурсов, закупаемых и используемых для изготовления продукции или выполения

услуги или работ.

К бизнес-процессам относятся: основные процессы (планирование, маркетинг, разработка, закупки,

изготовление, поставки и эксплуатационное обслуживание); обслуживающие процессы (монтаж, налад-

ка и ремонт оборудования, транспорт, связь, энергоснабжение, работа с персоналом, документирование

и т.д.); процессы контроля качества (товара, процессов производства, персонала, ресурсов, управления).

Чтобы была возможность установить высокий уровень требований к качеству и использовать необхо-

димые для этого процессы, персонал и ресурсы, необходимо иметь соответствующие финансовые

возможности. Поэтому цели управления качеством должны также учитываться при управлении фи-

нансами с позиции оптимизации затрат на качество.

Отсюда следует, что управление качеством – это скоординированное управление отдельными условия-

ми, от которых зависит обеспечение надлежащего качества: требованиями к управлению качества,

бизнес-процессами, персоналом, ресурсами, финансами и управлением – условиями качества.

Прогнозирование, выбор, установление, нормирование требований к качеству являются первыми и

важнейшими проектными решениями в цепочке решений, которые в результате обеспечивают искомое,

надлежащее качество продукции, поскольку ошибки при выборе показателей качества, как любые про-

ектные ошибки, наиболее тяжелы и трудно исправимы. Требования к качеству товара устанавливаются

с учетом доступных процессов, персонала, ресурсов и финансов. Эти требования в решающей степени

определяют затраты на производство и обслуживание, а, следовательно, и цену. Причем, если потреби-

телю предлагается «новое» качество, то цена может существенно превышать себестоимость товара [5].