4.1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
Качество и конкурентоспособность производимой в настоящее время продукции (услуг) – главный
критерий организации и совершенствования производства, эффективности систем управления каждого
товаропроизводителя, который в целом определяет успех деятельности и конкурентоспособность каж-
дого предприятия города, региона и страны в целом.
Поэтому на данный момент в Тамбовской области не найдется, пожалуй, ни одного предприятия,
которое не уделяло бы качест-
ву соответствующего внимания. И это доказывает проводимый
с 1998 г. всероссийский конкурс «100 Лучших товаров России»,
в котором каждый год предприятия Тамбовской области становятся лауреатами и дипломантами.
В 2003 г. заявку на конкурс «100 лучших товаров России» подали 35 предприятий Тамбовской об-
ласти, среди которых впервые участвовали и частные предприятия.
Разработка и внедрение СМК ведется на каждом предприятии Тамбовской области. Правда полу-
чить сертификат на соответствие СМК международным стандартам ИСО серии 9000 удается пока
не всем.
В настоящее время единственным предприятием, сертифицировавшим свою систему качества по
ИСО версии 2000 г., является ОАО «Электроприбор».
В связи с этим главой администрации Тамбовской области
О.И. Бетиным была принята Концепция региональной политики в области качества и конкурентоспо-
собности продукции и услуг. Концепция утверждена Постановлением № 961 от 18.12.2003 г. Цель дан-
ной Концепции: обеспечение выпуска предприятиями области высококачественных и конкурентоспо-
собных товаров, внедрение менеджмента качества и экологического менеджмента на предприятиях об-
ласти и на этой основе успешная интеграция экономики области в российский и мировой рынки.
Контроль за выполнением постановления возложен на заместителя главы администрации области,
председателя комитета по управлению имуществом области И.Т. Щеглова.
Концепция региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг
(далее Концепция) – система взглядов на роль качества продукции и услуг (далее продукции) в реали-
зации интересов населения Тамбовской области, как части национальных интересов России.
Для целей данной Концепции взято определение качества, данное международной организацией по
стандартизации (ИСО): степень соответствия присущих отличительных свойств (характеристик) по-
требностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательны-
ми.
Цели данной Концепции:
В сфере экономики обеспечение устойчивого развития экономики Тамбовской области путем:
– содействия предприятиям и организациям региона в формировании условий для расширения
масштабов производства и реализации качественной и конкурентоспособной продукции;
– определения новой импортозамещающей и экспортоориентированной, наукоемкой и высокотех-
нологичной продукции;
– привлечение инвестиций в развитие производства.
В социальной сфере: обеспечение высокого уровня жизни граждан путем координации деятельно-
сти предприятий по увеличению выпуска качественной и востребованной продукции, приводящему к
подъему экономики, увеличению занятости населения, росту заработной платы, социального обеспе-
чения и платежеспособного спроса.
В информационной сфере: обеспечение устойчивых кана-
лов информирования предприятий и потребителей по вопро-
сам качества, безопасности продукции, а также защиты прав потребителей.
В экологической сфере: обеспечение координации деятельности предприятий и организаций
Тамбовской области в целях:
– выпуска продукции, отвечающей обязательным экологическим требованиям;
– соблюдения требований к охране окружающей среды;
– содействия внедрению на предприятиях и организациях региона экологически чистых технологий
и рециклинга отходов производства и потребления;
– освоения современных способов утилизации отходов;
– создания эффективных систем управления окружающей средой, в том числе объединенных с другими
элементами административного управления для содействия достижению экологических и экономи-
ческих целей.
Основные направления региональной политики в области качества продукции формируются на базе
принципов, определяющих необходимость:
– сознания широкими слоями населения, руководителями и работниками всех уровней роли качест-
ва в решении экономических, социальных и иных проблем, вытекающих из интересов области и нацио-
нальных интересов России;
– овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней исхо-
дя из того, то менеджмент качества является специальной отраслью знаний, содержащей эффективные
универсальные методы, применимые в разных секторах экономики и сферах деятельности;
– создания правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечи-
вающих предприятиям
и организациям возможность успешно решать задачи в области качества;
– формирования действенного механизма защиты потребителей от недоброкачественной продук-
ции, побуждающего все предприятия и организации производить и реализовывать качественную про-
дукцию;
– учета возможных негативных последствий для предприятий, в том числе малого бизнеса, про-
дукция которых может оказаться несоответствующей требованиям потребителей при вступлении
России в ВТО, и принятие соответствующих мер для их предотвращения.
С целью популяризации идей качества и повышения имиджа тамбовской продукции необходимо
организовывать и содействовать участию предприятий и организаций Тамбовской области в ежегодных
конкурсах на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, во Всерос-
сийской Программе «100 лучших товаров России» и других конкурсах на соискание региональных и
отраслевых премий по качеству, премий общественных организаций и движений, направленных на вос-
питание культуры качества.
Необходимо обеспечить функционирование и развитие областной информационной системы по во-
просам качества, подтверждения соответствия и защиты прав потребителей.
Стимулирование выпуска качественной и конкурентоспособной продукции необходимо осуществ-
лять путем организации и проведения конкурсных торгов по реализации продукции для государствен-
ных нужд и нужд региона.
Согласно данной Концепции создание и внедрение на предприятиях эффективных систем менедж-
мента качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента каче-
ства, является залогом устойчивого положения предприятий
на рынке.
Концепция определяет следующие основные направления осуществления своей политики:
– в области развития консультационной деятельности;
– в области внедрения эффективных систем менеджмента качества;
– создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих улучшению
качества продукции;
– в области технического регулирования и метрологии;
– в области развития информационной инфраструктуры и информационных услуг;
– в области защиты рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции;
– учета фактора качества продукции при выработке и принятии решений по вопросам развития эко-
номик
Региональная политика в области качества должна реализовываться с учетом состояния и развития
рынка, а также динамики интеграции экономики области в российский рынок.
Реализация политики в области качества осуществляется путем разработки планов и программ по по-
вышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции по конкретным направлениям
деятельности, видам промышленного производства. Планы разрабатываются с учетом и на основе
планов предприятий и организаций области и включают в себя мероприятия, направленные на реали-
зацию настоящей Концепции.
Координационно-методический совет по проблемам качества и повышения конкурентоспособности
продукции при администрации области определяет задачи стратегического характера в области качест-
ва и осуществляет мониторинг работ по реализации Концепции с целью оценки эффективности выпол-
нения мероприятий программ Тамбовской области по повышению качества и конкурентоспособности
выпускаемой продукции.
Областная информационная система по вопросам качества, подтверждения соответствия и защиты
прав потребителей должна обеспечить своевременное информирование населения области о проблемах
и достижениях в деятельности предприятий, организаций области по повышению качества и конкурен-
тоспособности продукции и услуг в Тамбовской области [9].
Качество и конкурентоспособность производимой в настоящее время продукции (услуг) – главный
критерий организации и совершенствования производства, эффективности систем управления каждого
товаропроизводителя, который в целом определяет успех деятельности и конкурентоспособность каж-
дого предприятия города, региона и страны в целом.
Поэтому на данный момент в Тамбовской области не найдется, пожалуй, ни одного предприятия,
которое не уделяло бы качест-
ву соответствующего внимания. И это доказывает проводимый
с 1998 г. всероссийский конкурс «100 Лучших товаров России»,
в котором каждый год предприятия Тамбовской области становятся лауреатами и дипломантами.
В 2003 г. заявку на конкурс «100 лучших товаров России» подали 35 предприятий Тамбовской об-
ласти, среди которых впервые участвовали и частные предприятия.
Разработка и внедрение СМК ведется на каждом предприятии Тамбовской области. Правда полу-
чить сертификат на соответствие СМК международным стандартам ИСО серии 9000 удается пока
не всем.
В настоящее время единственным предприятием, сертифицировавшим свою систему качества по
ИСО версии 2000 г., является ОАО «Электроприбор».
В связи с этим главой администрации Тамбовской области
О.И. Бетиным была принята Концепция региональной политики в области качества и конкурентоспо-
собности продукции и услуг. Концепция утверждена Постановлением № 961 от 18.12.2003 г. Цель дан-
ной Концепции: обеспечение выпуска предприятиями области высококачественных и конкурентоспо-
собных товаров, внедрение менеджмента качества и экологического менеджмента на предприятиях об-
ласти и на этой основе успешная интеграция экономики области в российский и мировой рынки.
Контроль за выполнением постановления возложен на заместителя главы администрации области,
председателя комитета по управлению имуществом области И.Т. Щеглова.
Концепция региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг
(далее Концепция) – система взглядов на роль качества продукции и услуг (далее продукции) в реали-
зации интересов населения Тамбовской области, как части национальных интересов России.
Для целей данной Концепции взято определение качества, данное международной организацией по
стандартизации (ИСО): степень соответствия присущих отличительных свойств (характеристик) по-
требностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательны-
ми.
Цели данной Концепции:
В сфере экономики обеспечение устойчивого развития экономики Тамбовской области путем:
– содействия предприятиям и организациям региона в формировании условий для расширения
масштабов производства и реализации качественной и конкурентоспособной продукции;
– определения новой импортозамещающей и экспортоориентированной, наукоемкой и высокотех-
нологичной продукции;
– привлечение инвестиций в развитие производства.
В социальной сфере: обеспечение высокого уровня жизни граждан путем координации деятельно-
сти предприятий по увеличению выпуска качественной и востребованной продукции, приводящему к
подъему экономики, увеличению занятости населения, росту заработной платы, социального обеспе-
чения и платежеспособного спроса.
В информационной сфере: обеспечение устойчивых кана-
лов информирования предприятий и потребителей по вопро-
сам качества, безопасности продукции, а также защиты прав потребителей.
В экологической сфере: обеспечение координации деятельности предприятий и организаций
Тамбовской области в целях:
– выпуска продукции, отвечающей обязательным экологическим требованиям;
– соблюдения требований к охране окружающей среды;
– содействия внедрению на предприятиях и организациях региона экологически чистых технологий
и рециклинга отходов производства и потребления;
– освоения современных способов утилизации отходов;
– создания эффективных систем управления окружающей средой, в том числе объединенных с другими
элементами административного управления для содействия достижению экологических и экономи-
ческих целей.
Основные направления региональной политики в области качества продукции формируются на базе
принципов, определяющих необходимость:
– сознания широкими слоями населения, руководителями и работниками всех уровней роли качест-
ва в решении экономических, социальных и иных проблем, вытекающих из интересов области и нацио-
нальных интересов России;
– овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней исхо-
дя из того, то менеджмент качества является специальной отраслью знаний, содержащей эффективные
универсальные методы, применимые в разных секторах экономики и сферах деятельности;
– создания правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечи-
вающих предприятиям
и организациям возможность успешно решать задачи в области качества;
– формирования действенного механизма защиты потребителей от недоброкачественной продук-
ции, побуждающего все предприятия и организации производить и реализовывать качественную про-
дукцию;
– учета возможных негативных последствий для предприятий, в том числе малого бизнеса, про-
дукция которых может оказаться несоответствующей требованиям потребителей при вступлении
России в ВТО, и принятие соответствующих мер для их предотвращения.
С целью популяризации идей качества и повышения имиджа тамбовской продукции необходимо
организовывать и содействовать участию предприятий и организаций Тамбовской области в ежегодных
конкурсах на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, во Всерос-
сийской Программе «100 лучших товаров России» и других конкурсах на соискание региональных и
отраслевых премий по качеству, премий общественных организаций и движений, направленных на вос-
питание культуры качества.
Необходимо обеспечить функционирование и развитие областной информационной системы по во-
просам качества, подтверждения соответствия и защиты прав потребителей.
Стимулирование выпуска качественной и конкурентоспособной продукции необходимо осуществ-
лять путем организации и проведения конкурсных торгов по реализации продукции для государствен-
ных нужд и нужд региона.
Согласно данной Концепции создание и внедрение на предприятиях эффективных систем менедж-
мента качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента каче-
ства, является залогом устойчивого положения предприятий
на рынке.
Концепция определяет следующие основные направления осуществления своей политики:
– в области развития консультационной деятельности;
– в области внедрения эффективных систем менеджмента качества;
– создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих улучшению
качества продукции;
– в области технического регулирования и метрологии;
– в области развития информационной инфраструктуры и информационных услуг;
– в области защиты рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции;
– учета фактора качества продукции при выработке и принятии решений по вопросам развития эко-
номик
Региональная политика в области качества должна реализовываться с учетом состояния и развития
рынка, а также динамики интеграции экономики области в российский рынок.
Реализация политики в области качества осуществляется путем разработки планов и программ по по-
вышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции по конкретным направлениям
деятельности, видам промышленного производства. Планы разрабатываются с учетом и на основе
планов предприятий и организаций области и включают в себя мероприятия, направленные на реали-
зацию настоящей Концепции.
Координационно-методический совет по проблемам качества и повышения конкурентоспособности
продукции при администрации области определяет задачи стратегического характера в области качест-
ва и осуществляет мониторинг работ по реализации Концепции с целью оценки эффективности выпол-
нения мероприятий программ Тамбовской области по повышению качества и конкурентоспособности
выпускаемой продукции.
Областная информационная система по вопросам качества, подтверждения соответствия и защиты
прав потребителей должна обеспечить своевременное информирование населения области о проблемах
и достижениях в деятельности предприятий, организаций области по повышению качества и конкурен-
тоспособности продукции и услуг в Тамбовской области [9].