Глава 2 Похвала капусте, или Почему вам необходимо вспомнить давно забытые навыки переговоров

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 

Ваши первые переговоры происходили на кухне, а не в конфе­ренц-зале. Искусству переговоров вы обучались не на работе. Вы учились переговорам без всяких усилий, неудержимо стремясь к тому, что вам хотелось получить, и тем самым удовлетворить свое сиюминутное желание.

Да-да, вы начинали переговорную практику еще ребенком в подгузниках — задолго до того, как облачились в деловой костюм. Что такое плач младенца, если не предложение сделки? «Если ты накормишь меня, перепеленаешь и т.д., я прекращу орать!»

П1ло время, и вы становились все более хитрым переговорщи­ком (в каждом ребенке скрывается Лис!). Вы вьщвигали все более замысловатые требования, а умение выбрать нужного взрослого достигло такой степени изощренности, которой позавидовал бы любой профессионал прямого маркетинга. А ведь вам, наверное, не было и пяти лет.

Вы усвоили, что выдвигать свои требования лучше всего перед самым началом трансляции футбольного матча или другой инте­ресной для взрослых передачи. В такой момент они готовы почти на все, просто потому, что хотят от вас избавиться. Это гораздо эффективнее, чем обратиться к ним после того, как их любимая передача началась. К тому же в последнем слз^ае они реагировали бы крайне негативно на ваши попытки отвлечь их своими несвое­временными требованиями.

Вы поняли, что бабушки с дедушками обычно более сговорчи­вы, чем родители, — и быстро научились поднимать планку своих требований повыше. Вы безошибочно выбирали нужный момент.

чтобы обратиться к нужному члену семьи. Вы научились лестью выманивать требуемое у того из взрослых, кто находился в состоя­нии войны с кем-то из родственников, особенно если улыбкой или объятиями давали ему понять, что вы—на его стороне [Лис снова высунул свою мордашку!).

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЛУЧШИМИ ПЕРЕГОВОРЩИКАМИ В МИРЕ

(читать с особым вниманием, если вы ответили «правда» на вопрос теста № 1)

Дети убеждены, что все, чего они хотят, не стоит аб­солютно ничего, а единственной помехой на пути к об­ретению желаемого являются их родители. Потому-то они без устали требуют и требуют — и, как правило, вы сдаетесь.

Все взрослые прекрасно знают, как надо воспитывать детей, — но только тогда, когда речь идет о чужих детях, а не о своих собственных. Мы постоянно натыкаемся на «эк­спертов», которые точно знают, как унять раскапризничав­шееся дитя в супермаркете, на автобусной остановке, на за­городном пикнике или в приемной врача — особенно когда дрыгающее ногами чадо не их собственное. Куда как реже встречаются люди, которые в подобной ситуации умудря­ются унять своего ребенка.

В мире ребенка вы — бездонный, неисчерпаемый коло­дец. Все его потребности, нужды и запросы удовлетворяют­ся даром: еда, одежда, тепло, крыша над головой, общение, развлечения, любовь, поддержка, телевидение и Интернет. Но те, кто привык к обслуживанию по первому кивку, чрез- вьгаайно требовательные клиенты. Малейший перебой в непрерывной череде услуг — и они закатывают истерику. Впрочем, истерику они закатывают и тогда, когда все идет

как надо, — просто чтобы держать вас в тонусе. Дети ведут себя тихо только тогда, когда делают что-то запретное.

Сила детей-переговорщиков заключается в асимметрии ценностей — их и ваших. Они быстро подмечают, что важ­нее всего для вас — и, угрожая отнять у вас это, добиваются того, что нужно им. Если вы жаждете тишины и покоя, вам гарантированы шум, гам и беспорядок до тех пор, пока тре­бования другой стороны не будут удовлетворены (бутылоч­ка молока, конфеты, часок игры перед сном и т. д.).

Взрослых, желающих посмотреть телевизор, дети отвле­кают до тех пор, пока те не сдадутся; родителей легко пос­тавить в неловкое положение на людях, закатив истерику, от которой можно только откупиться: мороженым, шоко­ладом, игрушками и тому подобным. Короче говоря, дети знают, как настаивать на своем, — и они не останавливают­ся ни перед какими карательными мерами. Классический терроризм.

Конечно, все родители пытаются время от времени контратаковать, а некоторые даже делают это регулярно. Они принимают решительные меры или, по меньшей мере, угрожают такие меры принять: «Еще раз, и ты отпра­вишься в постель / не увидишь Санта-Клауса / не приве­дешь домой друзей». Часто угроза далека от жизни («Если ты не прекратишь, мы отправим тебя домой и до конца отпуска будем развлекаться сами»), но такими фантази­ями можно запугать разве что самых маленьких. В том возрасте, когда дети уже в состоянии распознать нереа­листичность угрозы, они начинают требовать еще боль­шего— и вы пасуете, дабы обрести желанный покой.

Конечно, это срабатывало не всегда. Порой вы плакали от от­чаяния, потому что не добивались своего, как бы ни пытались. В мрачных размышлениях о том, что весь мир против вас, вы ре­шали в следующий раз быть умнее, расчетливее и упорнее в до­стижении абсолютно заслуженной вами цели — Лис постепенно набирал силу!

Но при этом в вас развивались и противоположные качества. Вы могли прийти к заключению, что лучший способ получить же­лаемое — полностью удовлетвориться тем, что готовы дать вам взрослые. А то, что они готовы вам дать, и есть то, чего вы заслу­живаете. Вы улавливаете тихое блеяние Овцы, в которую готовы превратиться?

Но ваше отчаяние могло вьшиться и в приступы ярости. Воз­мущение от того, что вы не получили требуемое ПРЯМО СЕЙЧАС, могло выплеснуться двумя способами. В большинстве случаев оно принимало форму мрачного согласия — а что поделаешь^ если взрослые полностью контролируют то, к чему вы так страстно стремитесь? Однако при этом вы были убеждены в собственной правоте (вам слышен топот копыт Осла, пробивающего себе до­рогу?).

Для некоторых же вспышки гнева становились оружием, ко­торое в нужное время обращалось против избранных мишеней (чаще всего младших братьев и сестер, а также беззащитных и робких товарищей в детском саду и школе). Вы начинали по­нимать: многие люди поддаются давлению — и с его помощью можно добиться своего. Однако вы понимали также, что следует быть осторожным в том, когда и на кого «наезжать». Если вы со временем справились с подобными тенденциями — что ж, будем надеяться, что так оно и есть. Если же вам улыбалась Фортуна и вы встречали множество готовых подчиниться субъектов (Овец), с которыми такая тактика срабатывала, вы всерьез продвигались к тому, чтобы стать Лисом.

Давайте взглянем на обычный переговорный процесс между Аннализой и ее трехлетней дочерью Самантой.

Саманта не хочет есть за обедом капусту, потому у нее уже «полный животик». Аннализа совершенно справедливо полагает, что капуста — необходимая часть «сбалансированного питания» для Саманты, но маме не хочется затевать с трехлетним ребенком дискуссию о роли капусты в диетологии.

Вместо этого она вступает в переговоры, зная, что Саманта обожает мороженое. Она говорит Саманте, что если та не доест капусту, то не получит мороженого.

Глазки Саманты наполняются слезами, но внезапно она реши­тельно хмурит брови. Она отказьшается есть капусту, но требует мороженое. Аннализа безуспешно пытается указать Саманте на противоречие: значит, животик бьш полным, но не настолько пол­ным, чтобы мороженое в нем не поместилось? Саманта игнорирует собственную непоследовательность, полагая, вероятно, что здесь нет ничего странного: животик вполне может быть очень полным для капусты и совсем не полным для мороженого!

Аннализа пробует новое предложение.

—Ладно,—говорит она,—если ты будешь хорошей девочкой и съешь четыре ложки капустного пюре, то получишь мороженое.

Саманта мотает головой и отодвигает тарелку с капустой по­дальше.

Аннализе приходит в голову удачная, как ей кажется, мысль: достать мороженое из холодильника, чтобы соблазн был перед гла­зами девочки.

Ну хорошо, — говорит она, видя, что Саманта игнорирует и капусту, и мороженое. — Пусть будут две ложки...

Никакого результата. Аннализа ставит тарелку Саманты прямо перед ней и говорит:

Одна ложка — и можешь есть столько мороженого, сколько захочешь!

На это Саманта дает невербальный ответ. Она просто закрывает глаза ладошками, наотрез отказываясь даже смотреть на тарелку.

Черт возьми, Саманта! — восклицает Аннализа. — Хотя бы посмотри на капусту — и можешь есть свое мороженое!

Приходилось ли вам наблюдать, а может, и участвовать в таких переговорах — будь то в роли Аннализы или Саманты? На чьей стороне ваши симпатии? И самое главное: какая из сторон выиг­рала?

Конечно, Саманта получила то, чего добивалась, не обращая внимания на отчаянные попытки матери обеспечить ребенку сба­лансированное питание. В преследовании своих интересов Саман­та была несгибаемой. Аннализа тоже могла бы быть твердой и пос­ледовательной, Она могла убрать из дома все мороженое, шоколад, газировку и массу других вкусностей.

Но и это бьшо бы совершенно бесполезным. Спросите работниц школьных кафетериев: кто покупает больше всего шоколада, колы и тому подобного? Они скажут вам, что это почти всегда дети, чьи родители не дают им всего этого дома. О том, что думают сами дети по поводу такого «предательства» родителей, вы можете догадаться сами. (Мы все знаем, как они реагируют на подлежащие обсужде­нию запреты на курение, наркотики и секс.)

ДЕТИ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ: НЕРАВНАЯ БОРЬБА!

Дети

Знают, чего хотят. '

Знают, как этого добиться (они раскусили своих родителей раньше, чем научились читать).

Абсолютно безжалостны в своем стремлении добиться того, чего хотят.

Не испытывают стьща^ раскаяния или чувства вины.

Не испытывают сострадания к ближнему, если это сострадание может помешать им получить желаемое.

Убеждены, что у родителей «бездонные колодцы», полные всяческих «вкусностей» и «удовольствий».

Не строят долгосрочных планов.

Родители

Непоследовательно и бессистемно уступают / не уступают свои^^ детям.

Уступают друг другу.

Обладают чувством ответственности.

Часто испытывают чувство стыда.

Постоянно раскаиваются.

Чувствуют себя виноватыми (и виноваты на самом деле!).

Неисчерпаемые источники доброты.

Далеко не «бездонные колодцы» с любыми благами.

Думают и планируют на длительный срок.

Результат. Дети в переговорах чаще выигрывают, чем проигрывают.

Решимость в достижении цели в детском возрасте присуща всем нам, но обычно она теряется к тому времени, как мы становимся взрослыми. Что-то происходит в течение этого периода. Маятник перемещается от одной крайней точки к другой. Начав с побед за обладание мороженым, вы кончаете тем, что проглатываете неимо­верные количества капусты. Кто-то выигрывает, а вы привьшаете к проигрышам.

В подростковом возрасте ваш нынешний характер переговор­щика еще не полностью сформировался, но упорство — время де­лает свое — порядком ослабло. Ведь что такое юношеское ухажи­вание, если не эксперимент в деде переговоров?

Ритуал, однако, изменился. Прежде вы вели переговоры с лю­бящими родителями, которые были куда податливее вас — уже потому, что любили вас. Теперь вы договариваетесь с подрос­тками, у которых нет каких-либо причин поддаваться вашему давлению. Ваша партнерша по переговорам может и «полюбить» вас, но и в этом случае она вполне способна передумать и вне­запно «полюбить» кого-то другого — и даже многих «каких-то других».

Смятение, которое вас тогда обуревало, может всплыть в па­мяти и сейчас, но задумайтесь на минуту о прошлом: представьте ее (или его) лицо и снова насладитесь радостью или испытайте тогдашнее чувство замешательства и стьща (только, пожалуйста, поумерьте гнев!).

В период этих подростковых переговоров-ухаживаний с вами произошли две вещи.

Во-первых, вы начали терять упрямство и своеволие ведуще­го переговоры ребенка. Вы начали терять свой врожденный инс­тинкт: предъявлять запредельные, почти невыполнимые требова­ния и стремиться немедленно удовлетворить свой аппетит.

Во-вторых, вы начали учиться вести переговоры с самим собой. Да, именно тогда все и началось. Вы осмыслили то, что вам хоте­лось бы получить, осознали, что шансы получить это малы, — и согласились на компромисс. Если вы не могли обладать девушкой своей радужной мечты, то примирялись с той (или с теми), которая была доступна.

Иными словами, вы сами направили себя на рельсы компро­мисса. (Если позже вы сожалели об этом — ничего не попишешь, жизнь продолжается, и, может быть, когда-нибудь вы задумаетесь: зачем вообще все это вам было'нужно?)

Жизнь—не сплошное мороженое и не сплошная капуста. В ней неизбежно есть и то, и другое.. Искусство переговорщика состоит в том, чтобы найти баланс. То, что вы воспринимаете как капусту, для др)того переговорщика может быть мороженым — и наобо­рот.

Искусство сделки в том, чтобы вьшснить, чего хотят они, — и если это что-то у вас есть, вы можете быть уверенными, что сделка состоялась (если вы в ней заинтересованы).

Ваша цель не выиграть, а добиться успеха. И в этом случае вы не можете проиграть, как не могут проиграть и они. Внутренняя Сова подталкивает вас к тому, чтобы другая сторона тоже преуспе­ла, получив то, к чему стремилась, — ведь и вы получаете то, чего хотели сами.

«Договориться можно обо всем!» нацелена на восстановление переговорных способностей, которыми вы обладали в детстве, и переключение их—после соответствующей адаптации — на прак­тическую деятельность взрослью людей.

КОММЕНТАРИИ К ТЕСТУ НА САМООЦЕНКУ № 2

а) Правильно, при условии, что вам уже больше; чем несколь­

ко дней от роду. Всю свою сознательную жизнь вы вели пе­реговоры, и ваш ответ — свидетельство вашего опыта. По­метьте себя как Сову.

Вы не совсем в неведении относительно того, что знаете, од­нако и уверенности в этом знании у вас нет. Таким образом, вы — Овца.

Вы настаиваете,- что предложенная фраза относилась к ваше­му профессиональному опыту переговорщика, и следова­тельно, это «ложь» — но это неверно, а потому неверен и от­вет. Сказанное относилось к вашему опыту переговоров в целом.

Вы не согласитесь с этой оценкой, что относит вас к людям, с которыми сложно дискутировать. Педантичность без муд­рости — вы, несомненно. Осел.

а) А вот мы и обнаружили Лиса! Достаточно умен, чтобы рас­

смотреть в предложении вербальную ловушку, — в конце концов, что значит «победа»? — и достаточно хитер, чтобы в эту ловушку не попасться. Как и все Лисы, вы предпочита­ете скрывать конкретную цель, которой хотите добиться, прячась за общими словами — ведь победу можно трак­товать широко.

Верно. Если мы заинтересованы только в победе, а не в конкретном результате, то вполне можем упустить сделку, которую нам надо заключить. Если мы выиграли, а они про­играли, то что ждет нас при следующей встрече? Гораздо лучше — и мудрее — нацеливаться не на победу, а на ус­пех. Ваш ответ доказывает, что вы — Сова.

Вы боитесь проиграть и поэтому вынуждены нацеливаться на победу? Не слишком ли ограниченное видение собствен­ных возможностей? Вы —Овца, еще недостаточно умная, чтобы стать Лисом, и явно не обладающая мудростью Совы.

а) Вероятно, вы — менеджер отдела кадров (или даже адво­

кат?), занимающийся жалобами и трудовыми спорами. Кроме того, вы — Осел. Именно в силу того, что существу ют расхождения в оценке «фактов» и сущности проблемы, у нас и появляется повод для переговоров.

Правильно. Явный признак Совы.

Почему? Конечно же, есть мои «факты» и ваши «факты», но мы все равно можем вести переговоры, не приходя к согла­шению о том, что каждь1Й из нас понимает под «фактом». Вы оказываетесь где-то между Лисом и Овцой, но, чтобы подзарядить вас малой толикой «зкесткосТи», этот выбор от­вета я определяю как характеристику Овцы!

а) Ложь? Правильно! Лис.

Неверно. Ни одна из сторон не считает свои предложения неразумными, так что ваше мнение о собственных пред­ложениях — не очень надежное руководство к действию. Во всяком случае «прекратить переговоры» — слишком се­рьезное решение, чтобыдюмещать его в категорию «просто могу». Есть и другие варианты, в том числе попытка по­нять, почему они не принимают ваши предложения. Но вы, вероятно, еще не дойдя до этого предложения, уже мах­нули на меня рукой, так что я прокричу свое «Осел!» вам вслед еще до того, как вы захлопнете дверь.

Я знаю, сейчас вы скажете мне, что это ваша тактика: не­множко их «обработать» и немножко «смягчить». (Автор ус­тало вздыхает.) Вы недостаточно хитры, чтобы быть Лисом, а значит, вы все-таки Овца.

Пометьте на полях: еслиуж вы прекращаете переговоры, то не забудьте сказать, когда намерены вернуться к ним. В противном случае избранная вами блистательная такти­ка «встать и уйти» ударит по вашей репутации, когда вы все- таки вернетесь (Лис спланировал бы этот спектакль именно так!).

И еще одно замечание: не забудьте пометить свои ответы в «Сетке» (с. 356).

ТЕСТ НА САМООЦЕНКУ № 3

Вы хотите продать свою яхту и сознаете, что бьшо бы большой удачей получить за нее €150 ООО. Пока вы со­бираетесь размещать объявление о продаже, на вас вы­ходит страстный яхтсмен, готовый сразу же заплатить за яхту Е165 ООО наличными. Теперь вы;

примете его предложение без промедлений;

предложите ему подождать, пока не будет напечатано объявление о продаже;

начнете торговаться?

Вы собираетесь приобрести яхту, и вам очень пригляну­лась «Изабелла», ее цена, указанная в объявлении, со­ставляет €150 ООО. Максимум, что вам удалось бы соб­рать, это €143 ООО после продажи вашей собственной яхты и займа в банке. Вы слз^айно встречаетесь с вла­дельцем в яхт-клубе и даете понять ему, что заинтересо­ваны (весьма заинтересованы) в покупке. При этом вы упоминаете, что могли бы собрать €143 ООО. Он соглаша­ется продать вам «Изабеллу» за эту сумму. Что это:

предложение, от которого невозможно отказаться;

паршивая ситуация;

повод отпраздновать удачную сделку?

Молодая талантливая актриса мечтает о взлете. Она знако­мится с продюсером, который хотел бы, чтобы она сыграла ведущую роль в новом детективном фильме. Он говорит ей, что она не получит высокого гонорара, пока не станет известной. Однако если она сделает эту работу «задешево» и станет знаменитой, то за будущие работы наверняка бу­дет получать «деньги вагонами». Должна ли она:

посоветовать продюсеру катиться куда подальше;

согласиться, поскольку начинать с чего-то надо;

потребовать высшую ставку, раз уж ей предстоит работа высшей степени сложности?

Ваши первые переговоры происходили на кухне, а не в конфе­ренц-зале. Искусству переговоров вы обучались не на работе. Вы учились переговорам без всяких усилий, неудержимо стремясь к тому, что вам хотелось получить, и тем самым удовлетворить свое сиюминутное желание.

Да-да, вы начинали переговорную практику еще ребенком в подгузниках — задолго до того, как облачились в деловой костюм. Что такое плач младенца, если не предложение сделки? «Если ты накормишь меня, перепеленаешь и т.д., я прекращу орать!»

П1ло время, и вы становились все более хитрым переговорщи­ком (в каждом ребенке скрывается Лис!). Вы вьщвигали все более замысловатые требования, а умение выбрать нужного взрослого достигло такой степени изощренности, которой позавидовал бы любой профессионал прямого маркетинга. А ведь вам, наверное, не было и пяти лет.

Вы усвоили, что выдвигать свои требования лучше всего перед самым началом трансляции футбольного матча или другой инте­ресной для взрослых передачи. В такой момент они готовы почти на все, просто потому, что хотят от вас избавиться. Это гораздо эффективнее, чем обратиться к ним после того, как их любимая передача началась. К тому же в последнем слз^ае они реагировали бы крайне негативно на ваши попытки отвлечь их своими несвое­временными требованиями.

Вы поняли, что бабушки с дедушками обычно более сговорчи­вы, чем родители, — и быстро научились поднимать планку своих требований повыше. Вы безошибочно выбирали нужный момент.

чтобы обратиться к нужному члену семьи. Вы научились лестью выманивать требуемое у того из взрослых, кто находился в состоя­нии войны с кем-то из родственников, особенно если улыбкой или объятиями давали ему понять, что вы—на его стороне [Лис снова высунул свою мордашку!).

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЛУЧШИМИ ПЕРЕГОВОРЩИКАМИ В МИРЕ

(читать с особым вниманием, если вы ответили «правда» на вопрос теста № 1)

Дети убеждены, что все, чего они хотят, не стоит аб­солютно ничего, а единственной помехой на пути к об­ретению желаемого являются их родители. Потому-то они без устали требуют и требуют — и, как правило, вы сдаетесь.

Все взрослые прекрасно знают, как надо воспитывать детей, — но только тогда, когда речь идет о чужих детях, а не о своих собственных. Мы постоянно натыкаемся на «эк­спертов», которые точно знают, как унять раскапризничав­шееся дитя в супермаркете, на автобусной остановке, на за­городном пикнике или в приемной врача — особенно когда дрыгающее ногами чадо не их собственное. Куда как реже встречаются люди, которые в подобной ситуации умудря­ются унять своего ребенка.

В мире ребенка вы — бездонный, неисчерпаемый коло­дец. Все его потребности, нужды и запросы удовлетворяют­ся даром: еда, одежда, тепло, крыша над головой, общение, развлечения, любовь, поддержка, телевидение и Интернет. Но те, кто привык к обслуживанию по первому кивку, чрез- вьгаайно требовательные клиенты. Малейший перебой в непрерывной череде услуг — и они закатывают истерику. Впрочем, истерику они закатывают и тогда, когда все идет

как надо, — просто чтобы держать вас в тонусе. Дети ведут себя тихо только тогда, когда делают что-то запретное.

Сила детей-переговорщиков заключается в асимметрии ценностей — их и ваших. Они быстро подмечают, что важ­нее всего для вас — и, угрожая отнять у вас это, добиваются того, что нужно им. Если вы жаждете тишины и покоя, вам гарантированы шум, гам и беспорядок до тех пор, пока тре­бования другой стороны не будут удовлетворены (бутылоч­ка молока, конфеты, часок игры перед сном и т. д.).

Взрослых, желающих посмотреть телевизор, дети отвле­кают до тех пор, пока те не сдадутся; родителей легко пос­тавить в неловкое положение на людях, закатив истерику, от которой можно только откупиться: мороженым, шоко­ладом, игрушками и тому подобным. Короче говоря, дети знают, как настаивать на своем, — и они не останавливают­ся ни перед какими карательными мерами. Классический терроризм.

Конечно, все родители пытаются время от времени контратаковать, а некоторые даже делают это регулярно. Они принимают решительные меры или, по меньшей мере, угрожают такие меры принять: «Еще раз, и ты отпра­вишься в постель / не увидишь Санта-Клауса / не приве­дешь домой друзей». Часто угроза далека от жизни («Если ты не прекратишь, мы отправим тебя домой и до конца отпуска будем развлекаться сами»), но такими фантази­ями можно запугать разве что самых маленьких. В том возрасте, когда дети уже в состоянии распознать нереа­листичность угрозы, они начинают требовать еще боль­шего— и вы пасуете, дабы обрести желанный покой.

Конечно, это срабатывало не всегда. Порой вы плакали от от­чаяния, потому что не добивались своего, как бы ни пытались. В мрачных размышлениях о том, что весь мир против вас, вы ре­шали в следующий раз быть умнее, расчетливее и упорнее в до­стижении абсолютно заслуженной вами цели — Лис постепенно набирал силу!

Но при этом в вас развивались и противоположные качества. Вы могли прийти к заключению, что лучший способ получить же­лаемое — полностью удовлетвориться тем, что готовы дать вам взрослые. А то, что они готовы вам дать, и есть то, чего вы заслу­живаете. Вы улавливаете тихое блеяние Овцы, в которую готовы превратиться?

Но ваше отчаяние могло вьшиться и в приступы ярости. Воз­мущение от того, что вы не получили требуемое ПРЯМО СЕЙЧАС, могло выплеснуться двумя способами. В большинстве случаев оно принимало форму мрачного согласия — а что поделаешь^ если взрослые полностью контролируют то, к чему вы так страстно стремитесь? Однако при этом вы были убеждены в собственной правоте (вам слышен топот копыт Осла, пробивающего себе до­рогу?).

Для некоторых же вспышки гнева становились оружием, ко­торое в нужное время обращалось против избранных мишеней (чаще всего младших братьев и сестер, а также беззащитных и робких товарищей в детском саду и школе). Вы начинали по­нимать: многие люди поддаются давлению — и с его помощью можно добиться своего. Однако вы понимали также, что следует быть осторожным в том, когда и на кого «наезжать». Если вы со временем справились с подобными тенденциями — что ж, будем надеяться, что так оно и есть. Если же вам улыбалась Фортуна и вы встречали множество готовых подчиниться субъектов (Овец), с которыми такая тактика срабатывала, вы всерьез продвигались к тому, чтобы стать Лисом.

Давайте взглянем на обычный переговорный процесс между Аннализой и ее трехлетней дочерью Самантой.

Саманта не хочет есть за обедом капусту, потому у нее уже «полный животик». Аннализа совершенно справедливо полагает, что капуста — необходимая часть «сбалансированного питания» для Саманты, но маме не хочется затевать с трехлетним ребенком дискуссию о роли капусты в диетологии.

Вместо этого она вступает в переговоры, зная, что Саманта обожает мороженое. Она говорит Саманте, что если та не доест капусту, то не получит мороженого.

Глазки Саманты наполняются слезами, но внезапно она реши­тельно хмурит брови. Она отказьшается есть капусту, но требует мороженое. Аннализа безуспешно пытается указать Саманте на противоречие: значит, животик бьш полным, но не настолько пол­ным, чтобы мороженое в нем не поместилось? Саманта игнорирует собственную непоследовательность, полагая, вероятно, что здесь нет ничего странного: животик вполне может быть очень полным для капусты и совсем не полным для мороженого!

Аннализа пробует новое предложение.

—Ладно,—говорит она,—если ты будешь хорошей девочкой и съешь четыре ложки капустного пюре, то получишь мороженое.

Саманта мотает головой и отодвигает тарелку с капустой по­дальше.

Аннализе приходит в голову удачная, как ей кажется, мысль: достать мороженое из холодильника, чтобы соблазн был перед гла­зами девочки.

Ну хорошо, — говорит она, видя, что Саманта игнорирует и капусту, и мороженое. — Пусть будут две ложки...

Никакого результата. Аннализа ставит тарелку Саманты прямо перед ней и говорит:

Одна ложка — и можешь есть столько мороженого, сколько захочешь!

На это Саманта дает невербальный ответ. Она просто закрывает глаза ладошками, наотрез отказываясь даже смотреть на тарелку.

Черт возьми, Саманта! — восклицает Аннализа. — Хотя бы посмотри на капусту — и можешь есть свое мороженое!

Приходилось ли вам наблюдать, а может, и участвовать в таких переговорах — будь то в роли Аннализы или Саманты? На чьей стороне ваши симпатии? И самое главное: какая из сторон выиг­рала?

Конечно, Саманта получила то, чего добивалась, не обращая внимания на отчаянные попытки матери обеспечить ребенку сба­лансированное питание. В преследовании своих интересов Саман­та была несгибаемой. Аннализа тоже могла бы быть твердой и пос­ледовательной, Она могла убрать из дома все мороженое, шоколад, газировку и массу других вкусностей.

Но и это бьшо бы совершенно бесполезным. Спросите работниц школьных кафетериев: кто покупает больше всего шоколада, колы и тому подобного? Они скажут вам, что это почти всегда дети, чьи родители не дают им всего этого дома. О том, что думают сами дети по поводу такого «предательства» родителей, вы можете догадаться сами. (Мы все знаем, как они реагируют на подлежащие обсужде­нию запреты на курение, наркотики и секс.)

ДЕТИ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ: НЕРАВНАЯ БОРЬБА!

Дети

Знают, чего хотят. '

Знают, как этого добиться (они раскусили своих родителей раньше, чем научились читать).

Абсолютно безжалостны в своем стремлении добиться того, чего хотят.

Не испытывают стьща^ раскаяния или чувства вины.

Не испытывают сострадания к ближнему, если это сострадание может помешать им получить желаемое.

Убеждены, что у родителей «бездонные колодцы», полные всяческих «вкусностей» и «удовольствий».

Не строят долгосрочных планов.

Родители

Непоследовательно и бессистемно уступают / не уступают свои^^ детям.

Уступают друг другу.

Обладают чувством ответственности.

Часто испытывают чувство стыда.

Постоянно раскаиваются.

Чувствуют себя виноватыми (и виноваты на самом деле!).

Неисчерпаемые источники доброты.

Далеко не «бездонные колодцы» с любыми благами.

Думают и планируют на длительный срок.

Результат. Дети в переговорах чаще выигрывают, чем проигрывают.

Решимость в достижении цели в детском возрасте присуща всем нам, но обычно она теряется к тому времени, как мы становимся взрослыми. Что-то происходит в течение этого периода. Маятник перемещается от одной крайней точки к другой. Начав с побед за обладание мороженым, вы кончаете тем, что проглатываете неимо­верные количества капусты. Кто-то выигрывает, а вы привьшаете к проигрышам.

В подростковом возрасте ваш нынешний характер переговор­щика еще не полностью сформировался, но упорство — время де­лает свое — порядком ослабло. Ведь что такое юношеское ухажи­вание, если не эксперимент в деде переговоров?

Ритуал, однако, изменился. Прежде вы вели переговоры с лю­бящими родителями, которые были куда податливее вас — уже потому, что любили вас. Теперь вы договариваетесь с подрос­тками, у которых нет каких-либо причин поддаваться вашему давлению. Ваша партнерша по переговорам может и «полюбить» вас, но и в этом случае она вполне способна передумать и вне­запно «полюбить» кого-то другого — и даже многих «каких-то других».

Смятение, которое вас тогда обуревало, может всплыть в па­мяти и сейчас, но задумайтесь на минуту о прошлом: представьте ее (или его) лицо и снова насладитесь радостью или испытайте тогдашнее чувство замешательства и стьща (только, пожалуйста, поумерьте гнев!).

В период этих подростковых переговоров-ухаживаний с вами произошли две вещи.

Во-первых, вы начали терять упрямство и своеволие ведуще­го переговоры ребенка. Вы начали терять свой врожденный инс­тинкт: предъявлять запредельные, почти невыполнимые требова­ния и стремиться немедленно удовлетворить свой аппетит.

Во-вторых, вы начали учиться вести переговоры с самим собой. Да, именно тогда все и началось. Вы осмыслили то, что вам хоте­лось бы получить, осознали, что шансы получить это малы, — и согласились на компромисс. Если вы не могли обладать девушкой своей радужной мечты, то примирялись с той (или с теми), которая была доступна.

Иными словами, вы сами направили себя на рельсы компро­мисса. (Если позже вы сожалели об этом — ничего не попишешь, жизнь продолжается, и, может быть, когда-нибудь вы задумаетесь: зачем вообще все это вам было'нужно?)

Жизнь—не сплошное мороженое и не сплошная капуста. В ней неизбежно есть и то, и другое.. Искусство переговорщика состоит в том, чтобы найти баланс. То, что вы воспринимаете как капусту, для др)того переговорщика может быть мороженым — и наобо­рот.

Искусство сделки в том, чтобы вьшснить, чего хотят они, — и если это что-то у вас есть, вы можете быть уверенными, что сделка состоялась (если вы в ней заинтересованы).

Ваша цель не выиграть, а добиться успеха. И в этом случае вы не можете проиграть, как не могут проиграть и они. Внутренняя Сова подталкивает вас к тому, чтобы другая сторона тоже преуспе­ла, получив то, к чему стремилась, — ведь и вы получаете то, чего хотели сами.

«Договориться можно обо всем!» нацелена на восстановление переговорных способностей, которыми вы обладали в детстве, и переключение их—после соответствующей адаптации — на прак­тическую деятельность взрослью людей.

КОММЕНТАРИИ К ТЕСТУ НА САМООЦЕНКУ № 2

а) Правильно, при условии, что вам уже больше; чем несколь­

ко дней от роду. Всю свою сознательную жизнь вы вели пе­реговоры, и ваш ответ — свидетельство вашего опыта. По­метьте себя как Сову.

Вы не совсем в неведении относительно того, что знаете, од­нако и уверенности в этом знании у вас нет. Таким образом, вы — Овца.

Вы настаиваете,- что предложенная фраза относилась к ваше­му профессиональному опыту переговорщика, и следова­тельно, это «ложь» — но это неверно, а потому неверен и от­вет. Сказанное относилось к вашему опыту переговоров в целом.

Вы не согласитесь с этой оценкой, что относит вас к людям, с которыми сложно дискутировать. Педантичность без муд­рости — вы, несомненно. Осел.

а) А вот мы и обнаружили Лиса! Достаточно умен, чтобы рас­

смотреть в предложении вербальную ловушку, — в конце концов, что значит «победа»? — и достаточно хитер, чтобы в эту ловушку не попасться. Как и все Лисы, вы предпочита­ете скрывать конкретную цель, которой хотите добиться, прячась за общими словами — ведь победу можно трак­товать широко.

Верно. Если мы заинтересованы только в победе, а не в конкретном результате, то вполне можем упустить сделку, которую нам надо заключить. Если мы выиграли, а они про­играли, то что ждет нас при следующей встрече? Гораздо лучше — и мудрее — нацеливаться не на победу, а на ус­пех. Ваш ответ доказывает, что вы — Сова.

Вы боитесь проиграть и поэтому вынуждены нацеливаться на победу? Не слишком ли ограниченное видение собствен­ных возможностей? Вы —Овца, еще недостаточно умная, чтобы стать Лисом, и явно не обладающая мудростью Совы.

а) Вероятно, вы — менеджер отдела кадров (или даже адво­

кат?), занимающийся жалобами и трудовыми спорами. Кроме того, вы — Осел. Именно в силу того, что существу ют расхождения в оценке «фактов» и сущности проблемы, у нас и появляется повод для переговоров.

Правильно. Явный признак Совы.

Почему? Конечно же, есть мои «факты» и ваши «факты», но мы все равно можем вести переговоры, не приходя к согла­шению о том, что каждь1Й из нас понимает под «фактом». Вы оказываетесь где-то между Лисом и Овцой, но, чтобы подзарядить вас малой толикой «зкесткосТи», этот выбор от­вета я определяю как характеристику Овцы!

а) Ложь? Правильно! Лис.

Неверно. Ни одна из сторон не считает свои предложения неразумными, так что ваше мнение о собственных пред­ложениях — не очень надежное руководство к действию. Во всяком случае «прекратить переговоры» — слишком се­рьезное решение, чтобыдюмещать его в категорию «просто могу». Есть и другие варианты, в том числе попытка по­нять, почему они не принимают ваши предложения. Но вы, вероятно, еще не дойдя до этого предложения, уже мах­нули на меня рукой, так что я прокричу свое «Осел!» вам вслед еще до того, как вы захлопнете дверь.

Я знаю, сейчас вы скажете мне, что это ваша тактика: не­множко их «обработать» и немножко «смягчить». (Автор ус­тало вздыхает.) Вы недостаточно хитры, чтобы быть Лисом, а значит, вы все-таки Овца.

Пометьте на полях: еслиуж вы прекращаете переговоры, то не забудьте сказать, когда намерены вернуться к ним. В противном случае избранная вами блистательная такти­ка «встать и уйти» ударит по вашей репутации, когда вы все- таки вернетесь (Лис спланировал бы этот спектакль именно так!).

И еще одно замечание: не забудьте пометить свои ответы в «Сетке» (с. 356).

ТЕСТ НА САМООЦЕНКУ № 3

Вы хотите продать свою яхту и сознаете, что бьшо бы большой удачей получить за нее €150 ООО. Пока вы со­бираетесь размещать объявление о продаже, на вас вы­ходит страстный яхтсмен, готовый сразу же заплатить за яхту Е165 ООО наличными. Теперь вы;

примете его предложение без промедлений;

предложите ему подождать, пока не будет напечатано объявление о продаже;

начнете торговаться?

Вы собираетесь приобрести яхту, и вам очень пригляну­лась «Изабелла», ее цена, указанная в объявлении, со­ставляет €150 ООО. Максимум, что вам удалось бы соб­рать, это €143 ООО после продажи вашей собственной яхты и займа в банке. Вы слз^айно встречаетесь с вла­дельцем в яхт-клубе и даете понять ему, что заинтересо­ваны (весьма заинтересованы) в покупке. При этом вы упоминаете, что могли бы собрать €143 ООО. Он соглаша­ется продать вам «Изабеллу» за эту сумму. Что это:

предложение, от которого невозможно отказаться;

паршивая ситуация;

повод отпраздновать удачную сделку?

Молодая талантливая актриса мечтает о взлете. Она знако­мится с продюсером, который хотел бы, чтобы она сыграла ведущую роль в новом детективном фильме. Он говорит ей, что она не получит высокого гонорара, пока не станет известной. Однако если она сделает эту работу «задешево» и станет знаменитой, то за будущие работы наверняка бу­дет получать «деньги вагонами». Должна ли она:

посоветовать продюсеру катиться куда подальше;

согласиться, поскольку начинать с чего-то надо;

потребовать высшую ставку, раз уж ей предстоит работа высшей степени сложности?