3.6. «Хотите поговорить об этом?»: нужен ли компании штатный психолог?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Не влезай в душу ближнего ногами, даже если ты вытер их.
Станислав Ежи Лец
Внесем немного лирики в наше повествование.
По сей день в профессиональных HR-кругах ведется немало споров о том, нужен ли в компании штатный психолог. Давайте поговорим на эту тему и попробуем разобраться.
Сами по себе специалисты-психологи – персонажи, безусловно, очень полезные. Особенно когда речь идет о работе с такой тонкой материей, как человеческая личность. Но такова уж сущность психологии, что она рассматривает решение проблем, как правило, на уровне отдельно взятой личности или группы личностей, объединенной по какому-либо признаку. Для психолога важна именно личность. Но когда мы говорим о бизнесе в целом, то понимаем, что бизнес состоит из целого ряда элементов, важнейшим из которых является, конечно, человеческий ресурс (т. е. те самые личности и группы), но также есть и иные, увы, неодушевленные и потому чуждые психологии элементы. Именно поэтому психология в бизнесе выполняет важную, но весьма локализованную функцию. И подход к бизнесу с точки зрения личности, а не системы ошибочен. Следовательно, психология в бизнесе имеет прикладное значение, является инструментом вспомогательным, а не основным и не ключевым.
В идеале каждый управленец должен владеть психологией в определенной степени. Но нужен ли специально выделенный психолог каждой компании- Давайте посмотрим, в каких ситуациях, в каких процессах и функциях психолог может использоваться.
Первое – процесс подбора персонала в части оценки соискателей. Отсюда логически следует участие психолога и в процедуре оценки персонала. Далее в книге мы будем говорить об адаптации персонала, которая включает в себя психологическую адаптацию. Работа с конфликтами – лучшая возможность для психолога применить свои чудесные знания и навыки. Не помешает участие психолога и при разработке систем мотивации. И конечно, такой важный момент, как увольнение. В работе с увольнениями участие психолога будет как нельзя более кстати. В любой ситуации. Будь то попытка удержания увольняющегося работника или ситуация увольнения по инициативе работодателя. Да и анализ причин увольнения – тоже вполне подходящее место применения способностей психолога. Это возможные зоны работы психолога. В бизнесах, где высок уровень воздействия так называемого «человеческого фактора» (например, авиаперевозки, транспорт и др.), для психолога есть особая зона применения профессиональных навыков.
Решение о том, нужен ли психолог в штате, можно принимать, измерив объем работы по перечисленным направлениям и степень значимости этих работ для компании. Полностью отдавать штатному психологу на откуп процесс подбора персонала, оценки персонала или адаптации не советуем. Затестирует всех до изнеможения, а в адаптации сделает основной акцент на психологической адаптации, возможно, в ущерб иным ее видам. Кроме того, есть опасность, что психолог, увязнув в диагностике при проведении оценочных процедур, не дойдет до аналитики и принятия решений. Зато работу с конфликтами можно отдать штатному психологу всю целиком.
Все сказанное выше не означает, что специалист с психологическим образованием не может полноценно работать в HR. Мы ведем речь конкретно о психологе. О должности «психолог». О специалисте, чьи профессиональные и должностные компетенции заключаются в основном лишь во владении психологическим инструментарием. То есть о работе того сотрудника, чья бурная деятельность строится на психологических знаниях и навыках – и только.
Еще один момент. Если уж вы обзавелись штатным психологом, то будьте готовы к тому, чтобы внимательно прислушиваться к его советам и рекомендациям, учитывать их, принимая решения, но не следовать им безмятежно и безоговорочно. Иначе… Иначе профессиональный психолог способен превратить деятельность по управлению человеческими ресурсами в бесконечное копание в тонкостях души человеческой. Для директора по персоналу важна эффективность использования человеческих ресурсов, а не создание психологического рая для персонала.
Не влезай в душу ближнего ногами, даже если ты вытер их.
Станислав Ежи Лец
Внесем немного лирики в наше повествование.
По сей день в профессиональных HR-кругах ведется немало споров о том, нужен ли в компании штатный психолог. Давайте поговорим на эту тему и попробуем разобраться.
Сами по себе специалисты-психологи – персонажи, безусловно, очень полезные. Особенно когда речь идет о работе с такой тонкой материей, как человеческая личность. Но такова уж сущность психологии, что она рассматривает решение проблем, как правило, на уровне отдельно взятой личности или группы личностей, объединенной по какому-либо признаку. Для психолога важна именно личность. Но когда мы говорим о бизнесе в целом, то понимаем, что бизнес состоит из целого ряда элементов, важнейшим из которых является, конечно, человеческий ресурс (т. е. те самые личности и группы), но также есть и иные, увы, неодушевленные и потому чуждые психологии элементы. Именно поэтому психология в бизнесе выполняет важную, но весьма локализованную функцию. И подход к бизнесу с точки зрения личности, а не системы ошибочен. Следовательно, психология в бизнесе имеет прикладное значение, является инструментом вспомогательным, а не основным и не ключевым.
В идеале каждый управленец должен владеть психологией в определенной степени. Но нужен ли специально выделенный психолог каждой компании- Давайте посмотрим, в каких ситуациях, в каких процессах и функциях психолог может использоваться.
Первое – процесс подбора персонала в части оценки соискателей. Отсюда логически следует участие психолога и в процедуре оценки персонала. Далее в книге мы будем говорить об адаптации персонала, которая включает в себя психологическую адаптацию. Работа с конфликтами – лучшая возможность для психолога применить свои чудесные знания и навыки. Не помешает участие психолога и при разработке систем мотивации. И конечно, такой важный момент, как увольнение. В работе с увольнениями участие психолога будет как нельзя более кстати. В любой ситуации. Будь то попытка удержания увольняющегося работника или ситуация увольнения по инициативе работодателя. Да и анализ причин увольнения – тоже вполне подходящее место применения способностей психолога. Это возможные зоны работы психолога. В бизнесах, где высок уровень воздействия так называемого «человеческого фактора» (например, авиаперевозки, транспорт и др.), для психолога есть особая зона применения профессиональных навыков.
Решение о том, нужен ли психолог в штате, можно принимать, измерив объем работы по перечисленным направлениям и степень значимости этих работ для компании. Полностью отдавать штатному психологу на откуп процесс подбора персонала, оценки персонала или адаптации не советуем. Затестирует всех до изнеможения, а в адаптации сделает основной акцент на психологической адаптации, возможно, в ущерб иным ее видам. Кроме того, есть опасность, что психолог, увязнув в диагностике при проведении оценочных процедур, не дойдет до аналитики и принятия решений. Зато работу с конфликтами можно отдать штатному психологу всю целиком.
Все сказанное выше не означает, что специалист с психологическим образованием не может полноценно работать в HR. Мы ведем речь конкретно о психологе. О должности «психолог». О специалисте, чьи профессиональные и должностные компетенции заключаются в основном лишь во владении психологическим инструментарием. То есть о работе того сотрудника, чья бурная деятельность строится на психологических знаниях и навыках – и только.
Еще один момент. Если уж вы обзавелись штатным психологом, то будьте готовы к тому, чтобы внимательно прислушиваться к его советам и рекомендациям, учитывать их, принимая решения, но не следовать им безмятежно и безоговорочно. Иначе… Иначе профессиональный психолог способен превратить деятельность по управлению человеческими ресурсами в бесконечное копание в тонкостях души человеческой. Для директора по персоналу важна эффективность использования человеческих ресурсов, а не создание психологического рая для персонала.