1.10 Коучинг и наставничество - это одно и то же?

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

Практика - критерий истины. Карл Маркс

Коучинг  и  наставничество,  включающее  инструктаж, родственные понятия. Тем не менее это не одно и то же. Легче всего разницу усвоить на простом примере.

Пример

Повар учит поваренка готовить баранью ногу.

Этап 1

Инструктаж

Это баранья нога. Она свежая. Посмотри на цвет мяса. Он темно-розовый. Понюхай. Пахнет свежим, непорченым мясом. Чтобы приготовить ногу, мы будем ис­пользовать духовку, рукав для запекания, оливковое масло, лук, чеснок, пряности. Вот они.

Этап 2

Наставничество

Возьми баранью ногу. Хорошо. Зачисть от лишних пленок. Давай я покажу... Теперь ты... Хорошо! Осмотри ногу со всех сторон, все ли готово? Хорошо. Теперь будем ногу шпиговать чесноком. Давай я покажу... Теперь ты... Хорошо! Только постарайся чеснок резать крупнее. Вот так. Молодец.

И так далее вплоть до извлечения готовой ноги из духового шкафа и снятия пробы.

Проходит 2 дня, в течение которых поваренок неоднократно ассистирует повару в приготовлении запеченного мяса. Этап 3 Коучинг

Поваренок сам готовит ногу, вслух комментируя свои действия. Повар молча наблюдает, лишь время от време­ни издавая нечленораздельные поощрительные звуки. Во время приготовления ноги повар замечает, что поваренок, увлекшись шпигованием и обмазыванием пряной смесью, забывает посолить баранью ногу. Тем не менее повар не вмешивается. Кроме того, он отмечает, что поваренок, открыв рукав для запекания в конце приготовления, забывает прибавить температуру в духовом шкафу, чтобы на фи­нальном этапе быстро получить красивую поджаристую корочку. Повар по-прежнему не вмешивается. Звучит звонок таймера, духовка выключается. Открыв духовой шкаф, поваренок замечает, что нога не подрумянилась сверху, хотя и полностью готова внутри и издает божественный аромат. Он быстро сам исправляет ошибку, прибавив температуру и установив новое время таймера. Повар одобрительно кивает и пресекает оправды­вающиеся восклицания поваренка. Новое ожидание, звонок таймера.

Блюдо выглядит образцово. Повар и поваренок снимают пробу. О, ужас! Оно не соленое.

Повар предлагает обсудить этот факт. Не дожидаясь допол­нительных вопросов, поваренок быстро и четко объясняет, когда нужно было солить мясо. Больше он не допустит этой ошибки.

Повар и поваренок еще раз проговаривают этапы приго­товления бараньей ноги. Поваренок молодец. Нет боль­шой необходимости в новом коучинге, но опытный повар предлагает позвать его в следующий раз перед тем, как поваренок будет ставить мясо в духовой шкаф, чтобы тот еще раз повторил порядок запекания бараньей ноги.

Давайте проанализируем этот пример.

Во время инструктажа повар наглядно вводит основные простые понятия. Здесь важна именно наглядность. Лекционный инструктаж без демонстрации имеет нулевую эффективность. Представьте, к примеру, теоретическую лекцию о спасении на водах). Также важна простота. Для более сложных понятий (в нашем случае - видов пряностей, правил разделки целого барана, типологии блюд) необходим предварительный тренинг.

Во время наставничества работа происходит следующим образом: демонстрация со стороны наставника с после­дующим повторением учеником и корректировкой настав­ником. При необходимости может быть проведена после­дующая демонстрация.

Наставничество на коммерческом визите часто называют «on the job training», тренинг на рабочем месте, который проводится чаще всего с новыми сотрудниками. Принцип работы здесь тот же: демонстрация - повторение - коррек-тировка с последующей повторной демонстрацией при необ-ходимости.

Но время коучинга повар наблюдает, поощрительным навыком жестов и интонациями поддерживая уровень моти-вации поваренка. Замечая ошибки, он ни в коем случае не вмешивается. Люди учатся на своих ошибках лучше всего! Вмсшательство возможно только в критической ситуации. Испорченная баранья нога - не критическая ситуации, пожар на кухне - да. На коммерческом визите дурно выполненная презентация - не критическая ситуация, а вот введение кли­ента в заблуждение по поводу финансовых условий - да.

Коучинг - это и о том, чтобы дать совершить ошибку

(дать сесть в лужу).

Пример

Одна моя знакомая учила своего сына подростка пользоваться стиральной машиной. Со скептическим, скучающим видом он слушал занудную лекцию о подборе температурного режима и раздельной стирке различных видов тканей («Я и сам все знаю!»). Во время первой же самостоятель­ной стирки он постирал свой любимый свитер вместе с джин­сами. Джинсы уцелели, свитер превратился в валяную коф­точку для куклы. Понадобился сеанс коучинга, который запросил сам сын. С тех пор его можно считать экспертом в стирке.

Вернемся к нашему примеру с поваром и поваренком. После получения первого негативного результата (конкретный результат: нога не пропеклась в отведенное время) повар дает возможность поваренку самому исправить ошибку. После получения окончательного результата повар предлагает перейти к обсуждению другого факта - поваренок не посолил ногу (это наше наблюдаемое поведение) и конкретного результата (нога несоленая). В нашем случае коучинговых вопросов не понадобилось, но в реальной жизни, возможно, после констатации наблюдения понадобится применить ту или иную технику коучинга, чтобы помочь сотруднику самому скорректировать свое наблюдаемое поведение.

Итак, наставничество - это тренинг на рабочем месте, который предполагает демонстрацию, повторение и коррек­тировку.

Коучинг - доведение уже имеющихся навыков до совершен­ства путем обсуждения конкретных результатов и действий, которые к ним привели (наблюдаемого поведения).

Коучинг и инструктаж - это одно и то же?

Это различные понятия.

Инструктаж - это сжатое представление формализованной теоретической информации с последующим введением ее в практику. Инструктаж - распространенная практика настав­ничества.

Коучинг - развитие уже имеющихся навыков, доведение их до совершенства.

Тренинг

Наставничество (тренинг на рабочем месте)

Коучинг

Инструктаж

Наставничество (тренинг на рабочем месте)

Коучинг (при необходимости)

Пример

Во многих крупных компаниях существует системы обучения, которые предполагают наличие вводного тренинга для новых сотрудников, на котором новички получают основы профессионального мастерства. Вслед за вводным тренингом следует «полевой» тренинг с региональным тренером или опытным сотрудником в течение первых нескольких месяцев в компании. Затем непосредственный руководитель сотрудника проводит регулярный коучинг, развивая различные навыки, начиная с базовых (навыки продаж, общения и др.) и далее переходя к более продви­нутым (навыки работы с ключевыми клиентами, навыки управления проектами, навыки проведения крупных мероприятий и др.).

Практика - критерий истины. Карл Маркс

Коучинг  и  наставничество,  включающее  инструктаж, родственные понятия. Тем не менее это не одно и то же. Легче всего разницу усвоить на простом примере.

Пример

Повар учит поваренка готовить баранью ногу.

Этап 1

Инструктаж

Это баранья нога. Она свежая. Посмотри на цвет мяса. Он темно-розовый. Понюхай. Пахнет свежим, непорченым мясом. Чтобы приготовить ногу, мы будем ис­пользовать духовку, рукав для запекания, оливковое масло, лук, чеснок, пряности. Вот они.

Этап 2

Наставничество

Возьми баранью ногу. Хорошо. Зачисть от лишних пленок. Давай я покажу... Теперь ты... Хорошо! Осмотри ногу со всех сторон, все ли готово? Хорошо. Теперь будем ногу шпиговать чесноком. Давай я покажу... Теперь ты... Хорошо! Только постарайся чеснок резать крупнее. Вот так. Молодец.

И так далее вплоть до извлечения готовой ноги из духового шкафа и снятия пробы.

Проходит 2 дня, в течение которых поваренок неоднократно ассистирует повару в приготовлении запеченного мяса. Этап 3 Коучинг

Поваренок сам готовит ногу, вслух комментируя свои действия. Повар молча наблюдает, лишь время от време­ни издавая нечленораздельные поощрительные звуки. Во время приготовления ноги повар замечает, что поваренок, увлекшись шпигованием и обмазыванием пряной смесью, забывает посолить баранью ногу. Тем не менее повар не вмешивается. Кроме того, он отмечает, что поваренок, открыв рукав для запекания в конце приготовления, забывает прибавить температуру в духовом шкафу, чтобы на фи­нальном этапе быстро получить красивую поджаристую корочку. Повар по-прежнему не вмешивается. Звучит звонок таймера, духовка выключается. Открыв духовой шкаф, поваренок замечает, что нога не подрумянилась сверху, хотя и полностью готова внутри и издает божественный аромат. Он быстро сам исправляет ошибку, прибавив температуру и установив новое время таймера. Повар одобрительно кивает и пресекает оправды­вающиеся восклицания поваренка. Новое ожидание, звонок таймера.

Блюдо выглядит образцово. Повар и поваренок снимают пробу. О, ужас! Оно не соленое.

Повар предлагает обсудить этот факт. Не дожидаясь допол­нительных вопросов, поваренок быстро и четко объясняет, когда нужно было солить мясо. Больше он не допустит этой ошибки.

Повар и поваренок еще раз проговаривают этапы приго­товления бараньей ноги. Поваренок молодец. Нет боль­шой необходимости в новом коучинге, но опытный повар предлагает позвать его в следующий раз перед тем, как поваренок будет ставить мясо в духовой шкаф, чтобы тот еще раз повторил порядок запекания бараньей ноги.

Давайте проанализируем этот пример.

Во время инструктажа повар наглядно вводит основные простые понятия. Здесь важна именно наглядность. Лекционный инструктаж без демонстрации имеет нулевую эффективность. Представьте, к примеру, теоретическую лекцию о спасении на водах). Также важна простота. Для более сложных понятий (в нашем случае - видов пряностей, правил разделки целого барана, типологии блюд) необходим предварительный тренинг.

Во время наставничества работа происходит следующим образом: демонстрация со стороны наставника с после­дующим повторением учеником и корректировкой настав­ником. При необходимости может быть проведена после­дующая демонстрация.

Наставничество на коммерческом визите часто называют «on the job training», тренинг на рабочем месте, который проводится чаще всего с новыми сотрудниками. Принцип работы здесь тот же: демонстрация - повторение - коррек-тировка с последующей повторной демонстрацией при необ-ходимости.

Но время коучинга повар наблюдает, поощрительным навыком жестов и интонациями поддерживая уровень моти-вации поваренка. Замечая ошибки, он ни в коем случае не вмешивается. Люди учатся на своих ошибках лучше всего! Вмсшательство возможно только в критической ситуации. Испорченная баранья нога - не критическая ситуации, пожар на кухне - да. На коммерческом визите дурно выполненная презентация - не критическая ситуация, а вот введение кли­ента в заблуждение по поводу финансовых условий - да.

Коучинг - это и о том, чтобы дать совершить ошибку

(дать сесть в лужу).

Пример

Одна моя знакомая учила своего сына подростка пользоваться стиральной машиной. Со скептическим, скучающим видом он слушал занудную лекцию о подборе температурного режима и раздельной стирке различных видов тканей («Я и сам все знаю!»). Во время первой же самостоятель­ной стирки он постирал свой любимый свитер вместе с джин­сами. Джинсы уцелели, свитер превратился в валяную коф­точку для куклы. Понадобился сеанс коучинга, который запросил сам сын. С тех пор его можно считать экспертом в стирке.

Вернемся к нашему примеру с поваром и поваренком. После получения первого негативного результата (конкретный результат: нога не пропеклась в отведенное время) повар дает возможность поваренку самому исправить ошибку. После получения окончательного результата повар предлагает перейти к обсуждению другого факта - поваренок не посолил ногу (это наше наблюдаемое поведение) и конкретного результата (нога несоленая). В нашем случае коучинговых вопросов не понадобилось, но в реальной жизни, возможно, после констатации наблюдения понадобится применить ту или иную технику коучинга, чтобы помочь сотруднику самому скорректировать свое наблюдаемое поведение.

Итак, наставничество - это тренинг на рабочем месте, который предполагает демонстрацию, повторение и коррек­тировку.

Коучинг - доведение уже имеющихся навыков до совершен­ства путем обсуждения конкретных результатов и действий, которые к ним привели (наблюдаемого поведения).

Коучинг и инструктаж - это одно и то же?

Это различные понятия.

Инструктаж - это сжатое представление формализованной теоретической информации с последующим введением ее в практику. Инструктаж - распространенная практика настав­ничества.

Коучинг - развитие уже имеющихся навыков, доведение их до совершенства.

Тренинг

Наставничество (тренинг на рабочем месте)

Коучинг

Инструктаж

Наставничество (тренинг на рабочем месте)

Коучинг (при необходимости)

Пример

Во многих крупных компаниях существует системы обучения, которые предполагают наличие вводного тренинга для новых сотрудников, на котором новички получают основы профессионального мастерства. Вслед за вводным тренингом следует «полевой» тренинг с региональным тренером или опытным сотрудником в течение первых нескольких месяцев в компании. Затем непосредственный руководитель сотрудника проводит регулярный коучинг, развивая различные навыки, начиная с базовых (навыки продаж, общения и др.) и далее переходя к более продви­нутым (навыки работы с ключевыми клиентами, навыки управления проектами, навыки проведения крупных мероприятий и др.).