2.2.4. Операции РЕПО, займы ценными бумагами и операции с финансовыми инструментами срочных сделок

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 

V  Освобождены от НДС операции займа ценными бумагами, включая проценты
по ним,  а также  операции РЕПО, включая  денежные суммы, подлежащие
уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО (пп. 15 п. 3
ст. 149 НК РФ).                                                    
V  Появились новые нормы, регулирующие порядок налогообложения операций
по реализации финансовых  инструментов срочных сделок (п. 6 ст. 154,
пп. 12 п. 2 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ).

В 2010 г. пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождает от НДС операции:

1) займа в денежной форме, включая проценты по ним;

2) займа ценными бумагами, включая проценты по ним;

3) РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.

Займы в денежной форме, включая проценты по ним, освобождаются от НДС уже много лет. Просто до 2010 г. в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ использовалась другая формулировка. Согласно прежней редакции от НДС освобождались операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

Важная информация. Изменение формулировки пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ никаких изменений в порядок налогообложения операций по предоставлению займов в денежной форме не внесло. НДС по-прежнему не облагаются как сама сумма займа, так и суммы процентов.

Подробные разъяснения по вопросу применения льготы в отношении операций по предоставлению займов в денежной форме можно найти в Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-07/40.

В Письме разъясняется, что сама сумма займа в силу п. 2 ст. 146 и пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ объектом налогообложения вообще не является, а льгота, предусмотренная пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении процентов, начисляемых на сумму займа, которые следует признавать стоимостью услуг по предоставлению займа в денежной форме, оказываемых заимодавцем заемщику.

Соответственно, при осуществлении операций займа в денежной форме от НДС освобождаются проценты, начисляемые заимодавцем в размере, определенном договором займа, либо проценты, начисляемые в размере, определенном исходя из ставки банковского процента (ставки рефинансирования), в случае отсутствия в договоре займа условия о размере процента.

При этом Минфин обращает внимание на то, что согласно п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан составлять счеты-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Поэтому заимодавец обязан составлять счета-фактуры на суммы процентов по договору займа в общеустановленном порядке. При этом счет-фактура на саму сумму займа заимодавцем не составляется.

Операции займа ценными бумагами, включая проценты по ним, включены в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ только с 1 января 2010 г.

Важная информация. До 2010 г. в отсутствие льготы проценты по неденежным договорам займа, включая займы ценными бумагами, облагались НДС в общем порядке.

В этой связи возник вопрос о порядке налогообложения процентов по договорам займа ценными бумагами, заключенным до 1 января 2010 г.

Минфин России в Письме от 06.05.2010 N 03-07-11/167 разъяснил, что если ценные бумаги по договору займа переданы до 2010 г., то независимо от даты окончания договора (в том числе после 1 января 2010 г.) проценты по нему облагаются НДС.

Свою позицию чиновники обосновывают тем, что согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при введении новых льгот налогоплательщик должен применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), независимо от даты их оплаты.

Ценные бумаги согласно гражданскому законодательству признаются имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), которое для целей налогообложения является товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег и других ценных вещей (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Следовательно, датой отгрузки в данном случае будет дата передачи ценных бумаг по договору займа.

Если бумаги были переданы в заем до 1 января 2010 г., то налогообложение операций по такому договору займа осуществляется по правилам, действовавшим до 1 января 2010 г.

С 1 января 2010 г. от НДС освобождаются и операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.

В целях исчисления НДС операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

В соответствии с п. 1 ст. 51.3 упомянутого Закона договором РЕПО признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору РЕПО) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору РЕПО) ценные бумаги, а покупатель по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора РЕПО) и по которому покупатель по договору РЕПО обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору РЕПО, а продавец по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора РЕПО).

В пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2010 г. внесено уточнение, в соответствии с которым от обложения НДС не освобождается реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок (далее - ФИСС), подлежащего обложению НДС.

При этом п. 6 ст. 154 НК РФ дополнен правилами определения налоговой базы по НДС при реализации ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, а также базисного актива финансовых инструментов (отдельно - для базисного актива опционных договоров (контрактов)), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива.

Кроме того, в п. 4 ст. 170 НК РФ введены новые правила расчета пропорции для раздельного учета сумм "входного" НДС в отношении ФИСС.

V  Освобождены от НДС операции займа ценными бумагами, включая проценты
по ним,  а также  операции РЕПО, включая  денежные суммы, подлежащие
уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО (пп. 15 п. 3
ст. 149 НК РФ).                                                    
V  Появились новые нормы, регулирующие порядок налогообложения операций
по реализации финансовых  инструментов срочных сделок (п. 6 ст. 154,
пп. 12 п. 2 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ).

В 2010 г. пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождает от НДС операции:

1) займа в денежной форме, включая проценты по ним;

2) займа ценными бумагами, включая проценты по ним;

3) РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.

Займы в денежной форме, включая проценты по ним, освобождаются от НДС уже много лет. Просто до 2010 г. в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ использовалась другая формулировка. Согласно прежней редакции от НДС освобождались операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

Важная информация. Изменение формулировки пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ никаких изменений в порядок налогообложения операций по предоставлению займов в денежной форме не внесло. НДС по-прежнему не облагаются как сама сумма займа, так и суммы процентов.

Подробные разъяснения по вопросу применения льготы в отношении операций по предоставлению займов в денежной форме можно найти в Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-07/40.

В Письме разъясняется, что сама сумма займа в силу п. 2 ст. 146 и пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ объектом налогообложения вообще не является, а льгота, предусмотренная пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении процентов, начисляемых на сумму займа, которые следует признавать стоимостью услуг по предоставлению займа в денежной форме, оказываемых заимодавцем заемщику.

Соответственно, при осуществлении операций займа в денежной форме от НДС освобождаются проценты, начисляемые заимодавцем в размере, определенном договором займа, либо проценты, начисляемые в размере, определенном исходя из ставки банковского процента (ставки рефинансирования), в случае отсутствия в договоре займа условия о размере процента.

При этом Минфин обращает внимание на то, что согласно п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан составлять счеты-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Поэтому заимодавец обязан составлять счета-фактуры на суммы процентов по договору займа в общеустановленном порядке. При этом счет-фактура на саму сумму займа заимодавцем не составляется.

Операции займа ценными бумагами, включая проценты по ним, включены в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ только с 1 января 2010 г.

Важная информация. До 2010 г. в отсутствие льготы проценты по неденежным договорам займа, включая займы ценными бумагами, облагались НДС в общем порядке.

В этой связи возник вопрос о порядке налогообложения процентов по договорам займа ценными бумагами, заключенным до 1 января 2010 г.

Минфин России в Письме от 06.05.2010 N 03-07-11/167 разъяснил, что если ценные бумаги по договору займа переданы до 2010 г., то независимо от даты окончания договора (в том числе после 1 января 2010 г.) проценты по нему облагаются НДС.

Свою позицию чиновники обосновывают тем, что согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при введении новых льгот налогоплательщик должен применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), независимо от даты их оплаты.

Ценные бумаги согласно гражданскому законодательству признаются имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), которое для целей налогообложения является товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег и других ценных вещей (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Следовательно, датой отгрузки в данном случае будет дата передачи ценных бумаг по договору займа.

Если бумаги были переданы в заем до 1 января 2010 г., то налогообложение операций по такому договору займа осуществляется по правилам, действовавшим до 1 января 2010 г.

С 1 января 2010 г. от НДС освобождаются и операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.

В целях исчисления НДС операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

В соответствии с п. 1 ст. 51.3 упомянутого Закона договором РЕПО признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору РЕПО) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору РЕПО) ценные бумаги, а покупатель по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора РЕПО) и по которому покупатель по договору РЕПО обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору РЕПО, а продавец по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора РЕПО).

В пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2010 г. внесено уточнение, в соответствии с которым от обложения НДС не освобождается реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок (далее - ФИСС), подлежащего обложению НДС.

При этом п. 6 ст. 154 НК РФ дополнен правилами определения налоговой базы по НДС при реализации ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, а также базисного актива финансовых инструментов (отдельно - для базисного актива опционных договоров (контрактов)), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива.

Кроме того, в п. 4 ст. 170 НК РФ введены новые правила расчета пропорции для раздельного учета сумм "входного" НДС в отношении ФИСС.