ГЛАВА 4. РЫНОК АРЕНДЫ ЖИЛЬЯ И ОХОТНИКИ ЗА БЫСТРЫМИ ДЕНЬГАМИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 

Интересно получается...

В последние годы СМИ любят писать о том, что, мол, цены на аренду жилья в российской столице так беспрецедентно высоки, что, имея квартиру в Москве и найдя надежного нанимателя, можно, ни одного дня не работая, вечно нежиться на югах. На самом деле ничего сенсационного в этом нет, и схема извлечения прибыли из собственности, можно сказать, стара как мир. Сдавать в аренду и жить на этом безбедно догадались еще 4000 лет назад в Древнем Шумере. Доказательства этому – глиняные таблички, найденные при раскопках в шумерском городе Ур и столб в Сузах, на котором выбиты законы вавилонского царя Хаммурапи. На этом столбе клинописью по базальту написано, что вавилоняне сдавали в аренду землю, получая в качестве платы одну треть собранного с их участка урожая. Сдавали они внаем и жилые помещения, и домашних животных, и суда, и повозки, и рабов. Своего рода договоры найма они составляли на уже упомянутых глиняных табличках. Сомнительно, что древние люди ехали на вырученные средства на морские курорты недружественной Древней Греции, но точно известно, что кодекс вавилонян устанавливал не только плату за наем чужого движимого и недвижимого имущества, но и ответственность в случае потери или гибели оного.

Осторожно, sail, или Техника безопасности для нанимателя и наймодателя

Рынок аренды квартир изначально зарождался, базируясь главным образом на обмене информацией. Например, в двух концах города жили семьи, одна из которых планировала отъезд за границу, а другая стремилась съехать с родительской жилплощади. К сожалению, эти семьи не знали друг друга, и даже те шесть рукопожатий, через которые, согласно теории, знакомы любые двое на этой планете, ничем не могли им помочь. Не помогли и вывешенные на столбах и деревьях объявления – к несчастью, семьи эти ходили по своим делам разными дорогами и по‑прежнему ничего не знали друг о друге. К счастью, в нашей стране всегда существовали газеты, в которые можно было дать объявление. Однажды газета попала в почтовый ящик одной из наших семей... Вот примерная схема, по которой граждане долгое время узнавали о том, где им искать временное пристанище или жильца.

Информагентства: утром – деньги, вечером – сюрприз

За счет чего движется прогресс? В немалой степени за счет реализации идей, которые витают в воздухе. Иногда эти идеи приходят в головы порядочным людям, а иногда – не очень. Так или иначе, но в начале 90‑х годов XX века на отечественном (преимущественно столичном) рынке аренды жилья стали появляться информационные агентства, и открыты они были людьми, которым пришла в голову простая мысль: информация, размещаемая в газетах, слишком ценная, чтобы оставаться бесплатной. Отныне, если вам была нужна информация о сдаваемой квартире, вы приходили в такое агентство, платили определенную сумму и получали распечатку, в которой содержались сведения о свободных площадях с телефонными номерами. Чтобы убедиться в достоверности продаваемой информации, вы могли тут же на месте позвонить по телефону и договориться с хозяином сдаваемой квартиры о просмотре.

Изначально деятельность информационных агентств нельзя было назвать преступной, она вполне укладывалась в тогдашние представления о сервисе и даже приносила пользу. Увы, прогресс не всегда ведет к светлому будущему, иногда он идет по тупиковой ветви и через некоторое время сменяется упадком. По крайней мере так произошло с вышеописанными организациями. Очень скоро при проверке достоверности сведений распечатки на том конце провода вместо хозяина начали отвечать подставные лица, они назначали нанимателю встречу в квартире, а когда он приходил, из‑за двери сообщали, что впервые слышат о том, что здесь что‑то сдается. В лучшем случае обманутому клиенту информационного агентства говорили, что жилплощадь уже сдана. И тогда перед растерянным гражданином вставал выбор: опять идти за сомнительной распечаткой или обращаться в риелторские агентства, в которых к тому времени уже функционировали отделы по аренде.

Благодаря активным предостерегающим публикациям в СМИ со временем деятельность информационных агентств потеряла смысл и «продавцы списков» исчезли из поля зрения. Вторую эру информационной борьбы за рынок открыли владельцы сайтов и информационных порталов. Примерно к этому же времени выросли и возмужали главные на сегодняшний день враги риелторов и их клиентов – черные маклеры. Именно виртуальные площадки, где можно безвозмездно черпать информацию о квартирах, сделали черных маклеров особенно опасными в настоящее время.

Как избежать мошенничества? Направление аренды в агентствах недвижимости вообще и в компании «ИНКОМ‑недвижимость» в частности развивалось совершенно по другому принципу. Изначально позиционируя себя как посредника, риелтор не просто предоставлял информацию, а сопровождал клиента (собственника или потенциального арендатора), помогал провести переговоры с учетом интересов представляемой стороны, составить договор найма жилого помещения. Главным же отличием профессионального риелтора было и остается соблюдение одного правила: если в информационном агентстве клиенту продавали список адресов, немедленно требуя оплаты, то специалист из официального агентства получал свой гонорар только по факту успешно завершенной сделки – когда клиент не только находил квартиру, но и заключал договор с собственником. По словам старожилов «ИНКОМ‑недвижимости», в 90‑е годы в компании достаточно много знали о возможных способах мошенничества, в том числе в рамках информационных агентств, потому что после того, как обман становился свершившимся фактом, бывшие клиенты жуликов приходили уже к риелторам и рассказывали им свои грустные истории. Все, что могли сделать специалисты, – это честно подобрать квартиру и организовать сделку, помочь вернуть потраченные впустую деньги они, увы, были не в силах.

Паспорт‑трансформер: кручу‑верчу, пишу что хочу

В то время, когда паспорта еще сшивались на скрепки, жулики часто разбирали их по частям и составляли заново. То есть в одном документе вполне могли оказаться имя, фамилия и фотография из одного паспорта, а вот страница о регистрации на соответствующей жилплощади – из другого. Только внимательный глаз мог заметить, что номер и серия на разных страницах не совпадают. Опасения вызывали и ксерокопии паспортов – скопировать нужные страницы из разных документов, чтобы получился «идеальный паспорт владельца», – минутное дело, которое оборачивалось для многих серьезными финансовыми потерями.

Одним из самых распространенных способов подделки паспорта вплоть до наших дней остается замена фото. Пример – новая фотография, на более тонкой бумаге, накладывается на старую, а поверху все проклеивается тонкой ламинированной пленкой. Бывают такие подделки, что даже опытный криминалист не сразу отличит их от подлинника. Другой разговор, что качественная «работа» обойдется недешево. И если на вторичном рынке жилья вложения в дорогостоящую аферу окупятся, то плата за квартиру на рынке аренды не так велика. Видимо, поэтому такие подделки в сфере аренды жилья встречаются крайне редко.

Как избежать мошенничества? Пристальной работе с документами (как и многому другому) риелторов в «ИНКОМ‑ недвижимости» обучают специально, что лишило возможности мошенников работать со специалистами Корпорации. Профессиональные мошенники в сфере аренды обходят «ИНКОМ‑недвижимость» стороной, а непрофессиональные отсеиваются еще на этапе проверки документов.

Черные маклеры: гарантия не распространяется

Для начала определимся с термином. Черными маклерами называют работающих нелегально риелторов‑одиночек. Они не являются представителями компаний и предлагают услуги посредников при поиске квартиры или квартирантов, по юридически (в отличие от агентств, где подписывается договор о предоставлении услуг) не имеют перед своими клиентами никаких обязательств. Стоит оговориться, что бывают случаи откровенного подлога, когда клиентам показывают поддельные беджи и используют печати известных компаний. Черные маклеры не лучший вариант по следующим причинам: они работают самостоятельно, при этом мало кто из них имеет юридическое образование или располагает рекламными ресурсами. Тем не менее за услугу сомнительного качества «свободные» посредники требуют сумму немногим меньшую, чем легальные компании. Черный маклер – преступник уже потому, что занимается предпринимательской деятельностью, но не платит налогов. Отсюда возникает вполне резонный вопрос – если человеку ничего не стоит обмануть государство, где гарантия, что он не обманет своего клиента? Как правило, взаимоотношения с черными маклерами действительно заканчиваются печально. При относительно благополучном исходе сделки наниматель или наймодатель найдут друг друга, но случись в дальнейшем между ними трения, свои проблемы они будут решать самостоятельно. Но, как всем известно, в случаях, когда у каждой стороны «своя правда», договориться без «третейского судьи» проблематично.

На протяжении долгих лет формирования рынка ситуация менялась, черные маклеры то затихали, то эпидемия захватывала направление аренды с новой силой. По мнению руководителя Управления аренды квартир «ИНКОМ‑недвижимости» Галины Юрьевны Киселевой, последний всплеск активности черных маклеров и откровенных мошенников наблюдался во время экономического кризиса 2008‑2009 годов: «В самый разгар кризиса какой‑то весьма неглупый человек повторил фразу профессора Преображенского: "Кризис у нас в головах!" Эти слова булгаковского персонажа сразу же подхватила общественность и начала цитировать налево и направо, не вдумываясь в смысл. А между тем они очень точно передают суть теперешней, посткризисной ситуации. Экономический кризис миновал – нам вновь повышают зарплаты, рынок труда пополняется вакансиями – но кризис в головах продолжается, там все еще по инерции щелкает: "экономь, экономь, экономь". И если бы мы анализировали последствия своих действий с такой же регулярностью, с которой повторяем чужие фразы, то наверняка бы рано или поздно смогли понять, на чем стоит экономить и сколько порой стоит безоглядная "экономия".

Виной тому, что участились случаи мошенничества, стали наши стереотипы, которые создают для жуликов благо приятную "среду обитания". Вот простой пример. Человеку снижают зарплату, а цепы на продукты в супермаркете не изменяются. Что предпримет среднестатистический гражданин? Пойдет на рынок, поскольку еще в незапамятные времена слышал, что там все дешевле, хотя на самом деле это может быть и не так... Но вернемся к недвижимости. Если бы наниматель мог прийти напрямую к собственнику, возможно, он бы сумел избежать необходимости платить агенту комиссию, а если еще пофантазировать, то даже сумел бы сбавить выставленную цену вдвое или вообще растрогать владельца так, что тот пустил бы его пожить бесплатно. Но в реальности этой возможности нет, поскольку прямой путь к собственнику перекрыт не столько официальными агентствами, сколько черными маклерами, которые действительно могут предлагать дешевые услуги и дешевые квартиры. Но так же, как и продавцы на рынке, они ограничиваются одними обещаниями – уже на показе выясняется, что и квартира стоит дороже, чем было заявлено в объявлении, и процент комиссии агента выше. Такая реклама незаконна, но срабатывает даже тогда, когда оказывается, что реальная цена аренды ничуть не ниже среднерыночной. Почему такая обманная схема продолжает работать? Потому что черных маклеров никто не контролирует, напротив, их деятельность даже поощряется обращениями доверчивых людей».

Как избежать мошенничества? «Сейчас в Интернете появилось огромное количество открытых информационных ресурсов, где можно свободно размещать объявления о сдаче квартир, – продолжает Галина Юрьевна. – Эти ресурсы активно используют наниматели. Важно помнить, что ни одна из виртуальных площадок не является агентством недвижимости, занимающимся проведением сделок. Объявления на них размещают в основном черные маклеры, обычно с заведомо ложной информацией. Заниженные цены на квартиры, минимальная комиссия посредника – это привлекательная реклама, рассчитанная на жаждущих экономии и попадающая точно в цель. А на просмотре удивленный хозяин не понимает – откуда взялись 25 тысяч рублей, когда он уже два года сдает за 30 тысяч? При публикации объявления на сайте маклер указывает только номер мобильного телефона, что, разумеется, не оставляет надежды найти конкретного человека, ведь сим‑карта в наше время меняется, как носовой платок. Да и кто станет искать? Разумеется, брать на себя функцию контролера владельцу такого сайта невыгодно, хлопотно, да и зачем – ведь он не обязан нести ответственность за достоверность данных, которые предоставляют другие люди. В Московской ассоциации риелторов уже не раз поднимался вопрос о необходимости создания единых баз по объектам недвижимости в Москве как для направления аренды, так и для рынка вторичного жилья и загородной недвижимости. Увы, такой системы по‑прежнему нет. Хотя теоретически это единственная реальная возможность пойти по пути "отбеливания рынка", когда черные маклеры были бы вынуждены работать легально. Только в случае официальной регистрации на сайтах с выставленными объектами недвижимости информация в объявлениях соответствовала бы истине, а в случае размещения заведомо ложных сведений виновник мог бы быть подвергнут административному взысканию. В противном случае мы имеем то, что имеем, – граждане охотно клюют на заманчивые предложения, в итоге либо впустую тратят время, либо рискуют, заключая сделки без каких‑либо гарантий и обязательств со стороны посредника. В "ИНКОМ‑ недвижимости" есть своя достаточно обширная база – ее мы стараемся содержать в идеальном состоянии – следим, чтобы информация была достоверной, полной и постоянно обновлялась. Но главное наше преимущество перед другими агентствами, не говоря уже о черных маклерах, состоит к том, что мы предоставляем возможность заключить договор с компанией на "абонентское обслуживание". Это значит, что если наниматель не по своей вине лишается жилья, мы бесплатно подбираем ему новое.

Что происходит, когда человек невнимательно подходит к процессу оформления отношений с агентством? Во‑первых, ему могут представиться кем угодно и даже показать визитку компании "ИНКОМ‑недвижимость". Дает ли это какие‑либо гарантии? Конечно, нет. Первое, что должен сделать наш будущий клиент, – это позвонить в подразделение аренды и проверить – а действительно ли такой сотрудник есть в штате. Во‑вторых, предметом повышенного внимания должен стать сам договор на обслуживание, который всегда заключается между физическим лицом и компанией "ИНКОМ‑недвижимость". Приведу пример. Мне звонит женщина и требует бесплатно подобрать ей жилье, поскольку всего месяц назад заплатила нашему агенту комиссию, а теперь хозяин ее выселяет. Наша ли это проблема? Разумеется, наша, если договор заключен с компанией "ИНКОМ‑недвижимость". Но на просьбу предъявить соответствующий документ слышу печальную историю: агент предложил пострадавшей подобрать жилье вдвое дешевле, не заключая официальный договор на оказание услуг. Естественно, желая сэкономить, дама согласилась. А теперь представьте – вы пришли в магазин покупать телевизор. Продавец отвел вас в сторонку и предложил пройти с ним через дорогу в его гараж и купить у него с рук телевизор за полцены. Вы соглашаетесь, приобретаете технику, а через день она ломается. Неужели вы пойдете жаловаться в магазин, не имея товарного чека? Да и продавец, вероятно, к этому моменту уже окажется уволенным – нечистоплотность пресекается не только в солидных агентствах недвижимости. Что тут можно посоветовать клиенту? Если хотите получить гарантии по договору, заключайте его с компанией в лице руководителя подразделения и не верьте тем, кто предлагает "бесплатный сыр"».

На чужих ошибках...

Несколько историй из жизни

Прежде чем рассказать несколько интересных случаев, произошедших в реальной жизни с реальными людьми, нужно оговориться, что помимо мошенничества в чистом виде на рынке аренды случаются инциденты, которые с юридической точки зрения должны быть классифицированы не как уголовные преступления, а как гражданско‑правовые отношения. Но поскольку для обычного гражданина последствия оказываются одинаково печальными, рассмотрим и те и другие ситуации.

Не оправдал доверия. Мошенничеством можно считать случай, рассказанный юрисконсультом Корпорации «ИНКОМ‑недвижимость» Кириллом Владимировичем Кокориным: «Уезжая за границу, собственник квартиры выдал доверенность своему знакомому, поручив тому сдать его жилплощадь в аренду. Доверенность включала в себя право передачи квартиры по договору найма/аренды, но не включала получение доверенным лицом денег по такому договору. Знакомый на основе этой доверенности сделал другую – проще говоря, подделал: с теми же реквизитами, с указанием того же нотариуса, но в перечень прав внес дополнение, которое позволяло ему получать арендную плату. Через некоторое время собственник вернулся, чтобы получить свои деньги, а наниматель ему сообщил, что отдавал деньги за квартиру доверенному лицу, и показал копию доверенности, в которой было прописано право того получать деньги. Хозяин квартиры, понимая, что не давал такого разрешения, запросил у нотариуса архивную копию составленной им доверенности с указанием реальных полномочий, нанимателю пришлось выплачивать дополнительные средства уже собственнику квартиры, а на доверенное лицо завели уголовное дело».

На словах гладко, да на деле несладко. Нередко возникают ситуации, когда «мошенником» становится один из членов семьи. Рассказывает заместитель руководителя Управления аренды квартир Корпорации «ИНКОМ‑недвижимость» Оксана Александровна Полякова: «Молодая пара, пользуясь услугами частного посредника, нашла замечательную квартиру. В роли собственника выступал молодой человек, предъявивший на переговорах паспорт и свидетельство о собственности на жилье, в котором также упоминалась его мать. На вопрос, дала ли она согласие на аренду, он ответил, что действует от ее имени. Каково же было удивление молодой пары, когда через месяц разгневанная родительница вернулась с дачи и потребовала освободить помещение. Она утверждала, что ни о какой сдаче жилья внаем и не знает... Понятно, что разбирательство затянулось надолго, что, впрочем, лишь усугубило положение жильцов – ни убедительного договора, подтверждающего право их проживания, ни свидетеля, представляющего их интересы, они не смогли противопоставить фактам и документам собственницы. Ситуация очень напоминает патовую, между тем оговоримся, что в случае, если бы сделка проходила через легального специалиста, документы собственника прошли бы более серьезную проверку, а между наймодателем и нанимателем был бы заключен договор. Не говоря уже о том, что в случае серьезного конфликта компания отстаивает интересы своего клиента вплоть до суда, предоставляя ему своих юристов. Почему? Потому, что для любой крупной компании важна ее репутация и, вступая в нелегкую борьбу, она защищает не только интересы клиента, но и свое имя».

Двойной счет. Одна из ошибок, которую можно допустить при найме жилых помещений, – это не брать с наймодателя расписку о полученных денежных средствах за наем квартиры. Такая беспечность для квартиросъемщика может обернуться катастрофическими последствиями. Для наглядности приведем пример из жизни.

Квартира со всех сторон казалась юридически чистой: один собственник, никто не зарегистрирован, ничьих согласий на заключение договора найма не требовалось. Договор был составлен идеально: установлен срок найма – один год; установлен порядок расчетов и сумма ежемесячных платежей – 50 тысяч рублей; составлен акт приема‑передачи, по которому жилое помещение вместе со всем содержимым было передано квартиросъемщику. В период действия договора проблемных вопросов между сторонами не возникало, напротив, сложились приятельские взаимоотношения. Все обязательства исполнялись в соответствии с договором. Денежные средства выплачивались хозяину квартиры без задержек – ежемесячно, лично в руки, вот только расписки не составлялись. По окончании срока действия договора наниматель вернул жилое помещение владельцу, и они тепло попрощались.

Но, как оказалось, ненадолго. Спустя месяц бывший жилец получил повестку в суд. Оказалось, что его наймодатель подал на него в суд. Предмет иска заключался в следующем: наймодатель просил суд взыскать с нанимателя денежные средства в размере 600 тысяч рублей – за двенадцать месяцев аренды и еще дополнительные 175 тысяч рублей – неустойку. Мотивируя свои требования, представитель собственника сообщил суду, что жилец за весь срок найма ни разу не произвел оплату, каждый месяц просил отсрочки, ссылаясь на материальные проблемы, а потом просто съехал. Стоит отметить, что сам наймодатель в суде лично не присутствовал, его интересы представлял адвокат. В итоге исковые требования наймодателя были удовлетворены в полном объеме. На судебном заседании все доводы нанимателя о том, что в течение срока действия договора найма хозяин квартиры ни разу не пытался выселить его за неуплату, хотя договор допускал такие возможности, пи разу не выставил письменного требования выплатить деньги или освободить квартиру в связи с неуплатой, судом не были услышаны. Попытка обрисовать реальную картину событий, согласно которой между хозяином и жильцом сложились дружеские отношения и все взаиморасчеты производились без письменного подтверждения, не показалась суду убедительной и не явилась основанием для вынесения судебного решения в пользу жильца. И такой исход судебного разбирательства предсказуем исходя из требования статьи 161 Гражданского кодекса РФ о необходимости заключения гражданами сделок в простой письменной форме. На практике данное положение закона подтверждается многочисленными решениями судов РФ.

Из приведенного примера становится очевидным, что из‑за непонимания серьезности вопроса (казалось бы, что такое бумажка, написанная от руки, и так ли она важна?) наниматель может в одночасье предстать перед судом как злостный неплательщик.

Имущество под роспись. Рассмотрим еще одну ситуацию. Заключен договор найма. Собственником жилого помещения является физическое лицо. По истечении трех месяцев к нанимателю пришли судебные приставы описывать имущество. Как выяснилось, собственник задолжал банку приличную сумму – не вернул вовремя кредит. Банк подал в суд на собственника, исковые требования банка суд удовлетворил, и в отношении должника было возбуждено исполнительное производство. Так как его собственностью и местом постоянной регистрации являлась квартира, арендуемая нанимателем, судебные приставы пришли именно туда – и в соответствии с законом описали все имущество собственника, а заодно и имущество нанимателя.

Полномочия судебных приставов очень обширные, их действия не ограничены отсутствием при описи собственника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство. В большинстве случаев доказать судебному приставу в момент описи, что телевизор и стиральная машина принадлежат жильцу, а не хозяину квартиры, не удается. Для этого необходимо как минимум предъявить товарные чеки на упомянутое имущество, но мало кто хранит магазинные чеки несколько месяцев или лет. В данном случае чеков у нанимателя не оказалось. Для того чтобы вернуть телевизор и стиральную машину, ему пришлось обращаться в суд с исковым заявлением (исковое заявление об исключении имущества из описи). К счастью для жильца, ему удалось в суде отстоять свои вещи: помогли свидетельские показания и акт приема‑передачи имущества, составленный как приложение к договору найма жилого помещения, в описи которого отсутствовали телевизор и стиральная машина.

Из приведенного случая можно сделать вывод: грамотно составленный акт приема‑передачи не только поможет избежать неожиданных посягательств на ваше имущество со стороны третьих лиц в период действия договора найма, но и гарантирует, что при его расторжении имущество, принадлежащее сторонам договора, по‑прежнему останется в их владении.

За чей счет благотворительность? Подписание договора найма состоялось при участии доверенного лица собственника жилого помещения, полномочия которого были оформлены надлежащим образом и заверены нотариусом. В доверенности было указано право передавать жилое помещение по договору найма/аренды, устанавливая условия договора по своему усмотрению, а также право лично получать все денежные средства по таким договорам. Однако действие доверенности заканчивалось через два месяца, соответственно, заканчивались и полномочия получать доверенным лицом деньги. Риелтор компании, который подобрал квартиру, поставил нанимателя в известность, что через два месяца платежи доверенному лицу необходимо прекратить до момента представления новой доверенности. А в случае, если новая доверенность не будет предъявлена, оплату найма необходимо производить лично собственнику жилого помещения. Однако по истечении двухмесячного срока жилец забыл или проигнорировал предупреждения риелтора и продолжил вносить плату за найм лицу, которое получать деньги больше неправомочно, иными словами, постороннему человеку.

По истечении десяти месяцев объявился собственник и потребовал с нанимателя деньги за восемь месяцев проживания. Наниматель предъявил собственнику расписки, сообщил, что оплату производил доверенному лицу, на что собственник ответил, что действие доверенности прекратилось восемь месяцев назад, а значит, оснований отдавать плату за аренду кому‑либо, кроме собственника, у нанимателя не было. В результате наймодатель в судебном порядке взыскал с нанимателя денежные средства за восемь месяцев, а незадачливый жилец, в свою очередь, подал в суд на экс‑ доверенное лицо.

Подводя итоги, можно сказать, что в судебных спорах немаловажную роль играет договор найма, все приложения к договору найма, дополнительные соглашения, любая переписка между сторонами, документы, подтверждающие выплаты по договору найма, любые письменные уведомления сторон. Поэтому из‑за отсутствия или присутствия юридически значимого документа решения судов по судебным спорам в одинаковых ситуациях (например, досрочное расторжение договора найма по инициативе наймодателя) могут значительно различаться.

Если дело дойдет до суда

В отличие от описанных выше ситуаций, когда наймодатель и наниматель самостоятельно отстаивали свои права в суде, клиенты «ИНКОМ‑недвижимости» могут рассчитывать на помощь Корпорации. В зависимости от ситуации представители компании «ИНКОМ‑недвижимость» принимают участие в судебных спорах как третьи лица в качестве экспертов, консультируют клиента в рамках законодательства. В некоторых случаях интересы клиента помогают отстаивать юристы компании.

Приведем пример рассмотрения в суде спора нанимателя и наймодателя с участием «ИНКОМ‑недвижимости» в качестве третьего лица. Спор заключался в следующем: хозяин квартиры устно попросил жильца освободить жилое помещение досрочно в связи с тем, что он заболел и не имел больше возможности проживать за городом. Жилец согласился, но так как такая просьба является нарушением принятых наймодателем обязательств, последствия неисполнения которых предусмотрены договором найма, поставил следующие условия: он освободит жилое помещение не раньше чем через месяц и хозяин выплатит ему все денежные средства за неиспользованный срок, а также неустойку в размере месячной арендной платы. Однако собственник отказался производить какие‑либо выплаты и потребовал от жильца освободить жилое помещение в течение трех дней. Наниматель обратился в суд с исковыми требованиями взыскать с хозяина квартиры вышеуказанные платежи в связи с нарушением обязательств по договору найма. В процессе судебного разбирательства наймодатель подтвердил, что действительно потребовал от жильца освободить квартиру в течение трех дней, что и легло в основу судебного решения. Исковые требования нанимателя были удовлетворены в полном объеме.

Если рассматривать аналогичное дело и исключить факт подтверждения наймодателем своих намерений досрочного выселения жильца, то решение суда могло бы быть в корне противоположным. Наймодатель вполне мог заявить, что никого не выселял и никаких устных уведомлений или предупреждений нанимателю не представлял.

Что касается клиентов, которые обращаются в судебные органы с исками к компании, то происходит это крайне редко. Как правило, такие споры связаны с ошибочным пониманием людьми юридической стороны их правоотношений с агентством недвижимости и второй стороной договора найма. Компания не может нести ответственность за действия или бездействия сторон но договору найма, поскольку не является участником этих правоотношений. Проблемы, связанные с досрочным расторжением договора найма или противоправных действий (например, невыплатой арендной платы, порчей имущества или конфликтами на бытовой почве), находятся вне обязательств компании и не могут быть истолкованы как ненадлежащее исполнение ее договора на оказание услуг. Как правило, претензии клиентов к работе Корпорации решаются путем досудебного урегулирования преимущественно в пользу клиента. Необходимо учесть, что компания, в свою очередь, оставляет за собой право обратиться в суд в случае, когда клиенты уклоняются от оплаты оказанных им услуг.

Нарочно не придумаешь: курьезные и просто необычные истории из риелторской практики

Новогодняя сделка

Однажды к нам обратился клиент из далекого северного края – мужчина лет пятидесяти. Получил он в наследство квартиру в Москве и приехал ее продавать. Квартирка была хорошая, в тихом районе, комнаты большие, только был необходим ремонт. А поскольку московских цен на квартиры он не знал, то решил обратиться в агентство – чтобы не попасться на удочку черных маклеров и не продешевить. Мы с ним обсудили все условия, и вскоре нашла я покупателя квартиры – женщину в годах, которая наконец решила пожить в тишине и спокойствии, без детей и внуков. Посмотрели квартиру, оценили, сторговались. Сходили к нотариусу, все оформили как положено.

Дело тем временем подошло к Новому году, освобождение квартиры назначили на 30 декабря. Ну и, соответственно, подписание актов, передачу денег. В условленный день, условленный час я подготовила все бумаги, все проверила, жду своих клиентов. Жду полчаса, час – нет их. Ни одного, ни второго. Начала беспокоиться, не случилось ли что с ними. И как потом выяснилось, случилось...

Пришли они наконец к нам в отделение, оба веселые, с шампанским. Сидят с таинственным видом, такие загадочные... Агенты наши думают: ну все, похоже, не собираются они сделку до конца доводить – может, подешевле услуги нашли, а может, и вовсе меж собой сторговались. Но нет, все вроде бы нормально.

Потом поехали каждый по своим делам: он – квартиру освобождать, она – за своими вещами. А после выяснилось, что приехала она к нему в квартиру – да так и осталась там Новый год встречать. И в новогоднюю ночь, под бой курантов, решили они сочетаться законным браком. А после все удивлялись: и как они раньше друг друга не разглядели – ведь встречались и на просмотре квартиры, и у нотариуса...

Конечно, я за них была рада – все‑таки немолодые уже люди так неожиданно нашли свое счастье... А с другой стороны, мысль о сделке потихоньку зудит – как же она состоится, если у них теперь одна семья будет?

Но они решили, что раз все так замечательно получилось из‑за этой квартиры, то надо сделку до конца довести, чтобы жить в квартире вместе до конца дней своих. Все подписали и комиссионные щедрые заплатили.

И Новый год у моих клиентов счастливый, свадебный получился, и отгуляли они его как следует – за остальными документами на свою новую квартиру ко мне только 10 января пришли.

Так что вот какие чудеса, бывает, случаются...

Клиент из полыньи

На 23 февраля любят армейские байки рассказывать – прошедшее вспомнить и молодежь уму‑разуму поучить, чтобы слушали да мотали на ус. Вот и мне припомнилась история необычная, даже, можно сказать, героическая...

Пришел в наш офис клиент – квартиру покупать. Сидим, обсуждаем детали. И вдруг, гляжу, у клиента брови наверх поползли и глаза на меня выпучились. И хрипит изумленно‑радостно: «Мишанька, ты!!!» «Я», – отвечаю. И тут осенило: «Майор! Сколько зим, сколько лет». И припомнил я обстоятельства нашего знакомства.

Середина марта 1989 года выдалась холодная. На Верхне‑Царицынских прудах было безлюдно. Только на спасательной станции скучала дежурная вахта: водолаз Смеркалов по прозвищу Бык, «фершал» Лева, изгнанный из мединститута, бывший капитан дальнего плавания Дима и дежурный водолаз Раздольский по прозвищу Морской свинк. Спирт, предназначенный для дезинфекции снаряжения, еще не был израсходован по назначению, и вся вахта с нетерпением ожидала окончания дежурства.

И тут дикий вопль выбросил нас на улицу. В самом центре пруда в большой полынье барахталось что‑то темное.

– По‑мо‑ги‑те! Мать вашу так и перетак! Спасатели поганые! – неслось надо льдами.

Спасатели бросились на выручку, но лед выдержал только тщедушного Леву и приземистого Диму. Добежав до полыньи, наши мелкие товарищи подали утопающим (двум совершенно пьяным военным) багор, но вот вытянуть их на лед никак не удавалось – военные в длинных мокрых шинелях, огромные, тяжелые.

– Придется, Мишанька, тебе одеваться, – сказал Бык.

В несколько прыжков я добежал до станции, ввинтился в гидрокомбинезон и «включился» в акваланг. В это время Бык уже поставил на лед легкую пластиковую лодку. Он обвязал меня за пояс прочным линем, и я багром стал подтягивать себя вместе с лодкой к полынье. Как только я добрался, четыре красные руки вцепились в борт, оба военных подтянулись, и лодка перевернулась. Не зря я напяливал на себя громоздкое снаряжение. От холода оно меня не спасало, но акваланг работал исправно. Обхватил я левой рукой одного, а правой – другого офицера, они, в свою очередь, вцепились в меня, как кошки в мышку, – известное дело, пехота, «крупа». Сережа‑Бык прицепил мой линек к вороту лебедки, с помощью которой обычно вытаскивают на берег большие спасательные боты. Наяривая рукоятью лебедки, он вопил на всю акваторию:

– Тащите быстрее, сволочи!

В считанные секунды вся наша троица была доставлена в здание станции и сложена в углу. Я уже ни ног, ни рук не чувствовал, а военные были и того хуже. Шутка ли, столько времени в воде ледяной бултыхаться: как бы воспаление легких или еще чего похуже не заработать! Тут мы вспомнили о спирте нашем драгоценном, он мигом пошел в дело. Отогрелись, подсохли, разговорились. Оказалось, что капитан и майор, отмечавшие досрочное «производство», а заодно и вывод наших войск из Афганистана, решили сократить дорогу в магазин и пересечь пруд по льду. Но льды – не горы, и присыпанные снежком, просверленные рыболовными лунками льдины оказались опаснее пуштунской засады.

Расстались мы с вояками по‑дружески, а через месяц нас вызвали в спасательную службу и наградили медалями «За спасение утопающих». Пировали мы потом целую неделю: будь на дворе лето – утопленников было бы море, спасать‑то некому, но – обошлось...

...И говорит майор в офисе моем: «Давай, Мишаня, второй раз меня спасай – квартира нужна срочно». Отвечаю ему: «Я тебе тогда помог и сейчас помогу. Иди домой, не кашляй». Отличную я ему квартиру нашел. До сих пор звонит мне, благодарит. Да и дельту я на этой сделке хорошую «срубил». С приятелями оно легче: я – тебе хорошо, ты – мне хорошо. Вот так‑то!

Сделка длиною в жизнь

В декабре 1999 года к нам в компанию обратился клиент с просьбой помочь и поведал историю, которая выглядела примерно так. Служили на Севере два друга. Один из них вышел в отставку, перебрался в Москву и купил трехкомнатную квартиру. За это время второй товарищ дослужился в правительстве этого Севера до того, что оно выделило ему сумму на приобретение однокомнатной квартиры в Москве. А тот друг, который перебрался в Москву первым, собрался во Францию.

Добавить свои деньги, чтобы сразу купить трехкомнатную квартиру, чиновнику не позволял закон, к тому же очень запала в душу квартира друга. И тогда он предложил собравшемуся эмигрировать товарищу обмен. То есть он, чиновник, покупает себе однокомнатную на казенные деньги, потом меняет ее с доплатой на трехкомнатную, и все счастливы – чиновник получит большую квартиру; у его друга будет «пожизненный гостиничный номер» в Москве; и у государства нет претензий.

Стали мы выяснять, какую же квартиру хочет получить наш клиент, собирающийся во Францию. «Что‑нибудь в историческом центре Москвы, на "Китай‑городе", в двух минутах ходьбы от метро», – объяснил нам наш «француз». Мы сделали подборку и показали ему с десяток квартир на «Китай‑городе», от которых он пришел в ужас. Тогда мы предложили расширить диапазон поиска до Ленинского проспекта и так далее. «И так далее» тоже не подошло. Через полгода «француз» нашел свой идеал – это была... новостройка на метро «Октябрьское поле», и не в двух минутах ходьбы, а в десяти минутах езды. Это был уже май 2000 года.

Буквально в день регистрации сделки по однокомнатной квартире на трехкомнатную наложила арест налоговая полиция. Шесть месяцев спустя запрет был снят, мы получили необходимые документы и готовились перейти непосредственно к обмену. Тут оказалось, что, пока время шло, наш «французский» клиент успел прописать в пока еще своей трехкомнатной квартире двоих малолетних сыновей. Пытаться выписать детей из 160‑метровой квартиры, чтобы прописать в 40‑метровой, – гиблое дело, никакая опека этого не пропустит. К счастью, наш клиент вспомнил, что в Краснодарском крае, в станице Коневской, у него «завалялся» домик площадью 300 квадратных метров. И с мая 2000 года мы начали прописывать детей в этот дом.

Паспортный стол станицы Коневской должен был направить в Москву открепительный талон, подтверждающий, что дети действительно прописаны по новому адресу. Увы, долгожданный талон оказался филькиной грамотой – в станице Коневской его заполнили не по форме, не заверив ни одной печатью. Причем не специально, а по незнанию. Московские паспортистки отказались объяснить, как же должен быть заполнен открепительный талон, – сама форма выписки является секретной, так что даже просто показать его они не имеют права. Мы оказались в тупике – это было уже в июле 2000 года. С этого момента в истории сделки открылась новая глава – «Секретные материалы». После долгих и неправедных трудов нам удалось добыть весь пакет документов по выписке. Мы присовокупили к ним ксерокопию, в которой пометили крестиками и галочками те места, где должны стоять печати и штампы. К ксерокопии прилагалась подробнейшая инструкция, что каждая галочка означает и какой штамп нужно туда поставить. После этого в течение трех месяцев каждые два‑три дня мне звонили из станичного паспортного стола и спрашивали: «Скажите, а вот тут у вас крестик, он для чего?»

Через три месяца такой жизни нервы нашего друга‑чиновника не выдержали.

– Татьяна, – сказал он, – я больше не могу!

– Ну и что теперь делать?

– Я оплачиваю вам все расходы, вы летите в Краснодар, находите станицу Коневскую и заполняете эти проклятые бумаги!..

Я съездила в станицу, оформила документы, и детей наконец‑то выписали. Пока тянулась эта эпопея, владелец трехкомнатной квартиры улетел во Францию, передоверив моему стажеру заключать договор мены. Но в самый ответственный момент стажер вышла замуж и ушла в декрет. Мы переоформили доверенность на меня. Наконец в марте 2002 года сделка, начавшаяся несколько лет назад, подошла к своему завершению. Чиновник получил в собственность желанную трехкомнатную квартиру. По такому поводу мы с ним угостились коньяком, пожали друг другу руки, и только уходя, уже в дверях он спросил:

– Танечка! А кто же будет выписывать нашего «француза»? Ведь он у меня все еще прописан!..

Интересно получается...

В последние годы СМИ любят писать о том, что, мол, цены на аренду жилья в российской столице так беспрецедентно высоки, что, имея квартиру в Москве и найдя надежного нанимателя, можно, ни одного дня не работая, вечно нежиться на югах. На самом деле ничего сенсационного в этом нет, и схема извлечения прибыли из собственности, можно сказать, стара как мир. Сдавать в аренду и жить на этом безбедно догадались еще 4000 лет назад в Древнем Шумере. Доказательства этому – глиняные таблички, найденные при раскопках в шумерском городе Ур и столб в Сузах, на котором выбиты законы вавилонского царя Хаммурапи. На этом столбе клинописью по базальту написано, что вавилоняне сдавали в аренду землю, получая в качестве платы одну треть собранного с их участка урожая. Сдавали они внаем и жилые помещения, и домашних животных, и суда, и повозки, и рабов. Своего рода договоры найма они составляли на уже упомянутых глиняных табличках. Сомнительно, что древние люди ехали на вырученные средства на морские курорты недружественной Древней Греции, но точно известно, что кодекс вавилонян устанавливал не только плату за наем чужого движимого и недвижимого имущества, но и ответственность в случае потери или гибели оного.

Осторожно, sail, или Техника безопасности для нанимателя и наймодателя

Рынок аренды квартир изначально зарождался, базируясь главным образом на обмене информацией. Например, в двух концах города жили семьи, одна из которых планировала отъезд за границу, а другая стремилась съехать с родительской жилплощади. К сожалению, эти семьи не знали друг друга, и даже те шесть рукопожатий, через которые, согласно теории, знакомы любые двое на этой планете, ничем не могли им помочь. Не помогли и вывешенные на столбах и деревьях объявления – к несчастью, семьи эти ходили по своим делам разными дорогами и по‑прежнему ничего не знали друг о друге. К счастью, в нашей стране всегда существовали газеты, в которые можно было дать объявление. Однажды газета попала в почтовый ящик одной из наших семей... Вот примерная схема, по которой граждане долгое время узнавали о том, где им искать временное пристанище или жильца.

Информагентства: утром – деньги, вечером – сюрприз

За счет чего движется прогресс? В немалой степени за счет реализации идей, которые витают в воздухе. Иногда эти идеи приходят в головы порядочным людям, а иногда – не очень. Так или иначе, но в начале 90‑х годов XX века на отечественном (преимущественно столичном) рынке аренды жилья стали появляться информационные агентства, и открыты они были людьми, которым пришла в голову простая мысль: информация, размещаемая в газетах, слишком ценная, чтобы оставаться бесплатной. Отныне, если вам была нужна информация о сдаваемой квартире, вы приходили в такое агентство, платили определенную сумму и получали распечатку, в которой содержались сведения о свободных площадях с телефонными номерами. Чтобы убедиться в достоверности продаваемой информации, вы могли тут же на месте позвонить по телефону и договориться с хозяином сдаваемой квартиры о просмотре.

Изначально деятельность информационных агентств нельзя было назвать преступной, она вполне укладывалась в тогдашние представления о сервисе и даже приносила пользу. Увы, прогресс не всегда ведет к светлому будущему, иногда он идет по тупиковой ветви и через некоторое время сменяется упадком. По крайней мере так произошло с вышеописанными организациями. Очень скоро при проверке достоверности сведений распечатки на том конце провода вместо хозяина начали отвечать подставные лица, они назначали нанимателю встречу в квартире, а когда он приходил, из‑за двери сообщали, что впервые слышат о том, что здесь что‑то сдается. В лучшем случае обманутому клиенту информационного агентства говорили, что жилплощадь уже сдана. И тогда перед растерянным гражданином вставал выбор: опять идти за сомнительной распечаткой или обращаться в риелторские агентства, в которых к тому времени уже функционировали отделы по аренде.

Благодаря активным предостерегающим публикациям в СМИ со временем деятельность информационных агентств потеряла смысл и «продавцы списков» исчезли из поля зрения. Вторую эру информационной борьбы за рынок открыли владельцы сайтов и информационных порталов. Примерно к этому же времени выросли и возмужали главные на сегодняшний день враги риелторов и их клиентов – черные маклеры. Именно виртуальные площадки, где можно безвозмездно черпать информацию о квартирах, сделали черных маклеров особенно опасными в настоящее время.

Как избежать мошенничества? Направление аренды в агентствах недвижимости вообще и в компании «ИНКОМ‑недвижимость» в частности развивалось совершенно по другому принципу. Изначально позиционируя себя как посредника, риелтор не просто предоставлял информацию, а сопровождал клиента (собственника или потенциального арендатора), помогал провести переговоры с учетом интересов представляемой стороны, составить договор найма жилого помещения. Главным же отличием профессионального риелтора было и остается соблюдение одного правила: если в информационном агентстве клиенту продавали список адресов, немедленно требуя оплаты, то специалист из официального агентства получал свой гонорар только по факту успешно завершенной сделки – когда клиент не только находил квартиру, но и заключал договор с собственником. По словам старожилов «ИНКОМ‑недвижимости», в 90‑е годы в компании достаточно много знали о возможных способах мошенничества, в том числе в рамках информационных агентств, потому что после того, как обман становился свершившимся фактом, бывшие клиенты жуликов приходили уже к риелторам и рассказывали им свои грустные истории. Все, что могли сделать специалисты, – это честно подобрать квартиру и организовать сделку, помочь вернуть потраченные впустую деньги они, увы, были не в силах.

Паспорт‑трансформер: кручу‑верчу, пишу что хочу

В то время, когда паспорта еще сшивались на скрепки, жулики часто разбирали их по частям и составляли заново. То есть в одном документе вполне могли оказаться имя, фамилия и фотография из одного паспорта, а вот страница о регистрации на соответствующей жилплощади – из другого. Только внимательный глаз мог заметить, что номер и серия на разных страницах не совпадают. Опасения вызывали и ксерокопии паспортов – скопировать нужные страницы из разных документов, чтобы получился «идеальный паспорт владельца», – минутное дело, которое оборачивалось для многих серьезными финансовыми потерями.

Одним из самых распространенных способов подделки паспорта вплоть до наших дней остается замена фото. Пример – новая фотография, на более тонкой бумаге, накладывается на старую, а поверху все проклеивается тонкой ламинированной пленкой. Бывают такие подделки, что даже опытный криминалист не сразу отличит их от подлинника. Другой разговор, что качественная «работа» обойдется недешево. И если на вторичном рынке жилья вложения в дорогостоящую аферу окупятся, то плата за квартиру на рынке аренды не так велика. Видимо, поэтому такие подделки в сфере аренды жилья встречаются крайне редко.

Как избежать мошенничества? Пристальной работе с документами (как и многому другому) риелторов в «ИНКОМ‑ недвижимости» обучают специально, что лишило возможности мошенников работать со специалистами Корпорации. Профессиональные мошенники в сфере аренды обходят «ИНКОМ‑недвижимость» стороной, а непрофессиональные отсеиваются еще на этапе проверки документов.

Черные маклеры: гарантия не распространяется

Для начала определимся с термином. Черными маклерами называют работающих нелегально риелторов‑одиночек. Они не являются представителями компаний и предлагают услуги посредников при поиске квартиры или квартирантов, по юридически (в отличие от агентств, где подписывается договор о предоставлении услуг) не имеют перед своими клиентами никаких обязательств. Стоит оговориться, что бывают случаи откровенного подлога, когда клиентам показывают поддельные беджи и используют печати известных компаний. Черные маклеры не лучший вариант по следующим причинам: они работают самостоятельно, при этом мало кто из них имеет юридическое образование или располагает рекламными ресурсами. Тем не менее за услугу сомнительного качества «свободные» посредники требуют сумму немногим меньшую, чем легальные компании. Черный маклер – преступник уже потому, что занимается предпринимательской деятельностью, но не платит налогов. Отсюда возникает вполне резонный вопрос – если человеку ничего не стоит обмануть государство, где гарантия, что он не обманет своего клиента? Как правило, взаимоотношения с черными маклерами действительно заканчиваются печально. При относительно благополучном исходе сделки наниматель или наймодатель найдут друг друга, но случись в дальнейшем между ними трения, свои проблемы они будут решать самостоятельно. Но, как всем известно, в случаях, когда у каждой стороны «своя правда», договориться без «третейского судьи» проблематично.

На протяжении долгих лет формирования рынка ситуация менялась, черные маклеры то затихали, то эпидемия захватывала направление аренды с новой силой. По мнению руководителя Управления аренды квартир «ИНКОМ‑недвижимости» Галины Юрьевны Киселевой, последний всплеск активности черных маклеров и откровенных мошенников наблюдался во время экономического кризиса 2008‑2009 годов: «В самый разгар кризиса какой‑то весьма неглупый человек повторил фразу профессора Преображенского: "Кризис у нас в головах!" Эти слова булгаковского персонажа сразу же подхватила общественность и начала цитировать налево и направо, не вдумываясь в смысл. А между тем они очень точно передают суть теперешней, посткризисной ситуации. Экономический кризис миновал – нам вновь повышают зарплаты, рынок труда пополняется вакансиями – но кризис в головах продолжается, там все еще по инерции щелкает: "экономь, экономь, экономь". И если бы мы анализировали последствия своих действий с такой же регулярностью, с которой повторяем чужие фразы, то наверняка бы рано или поздно смогли понять, на чем стоит экономить и сколько порой стоит безоглядная "экономия".

Виной тому, что участились случаи мошенничества, стали наши стереотипы, которые создают для жуликов благо приятную "среду обитания". Вот простой пример. Человеку снижают зарплату, а цепы на продукты в супермаркете не изменяются. Что предпримет среднестатистический гражданин? Пойдет на рынок, поскольку еще в незапамятные времена слышал, что там все дешевле, хотя на самом деле это может быть и не так... Но вернемся к недвижимости. Если бы наниматель мог прийти напрямую к собственнику, возможно, он бы сумел избежать необходимости платить агенту комиссию, а если еще пофантазировать, то даже сумел бы сбавить выставленную цену вдвое или вообще растрогать владельца так, что тот пустил бы его пожить бесплатно. Но в реальности этой возможности нет, поскольку прямой путь к собственнику перекрыт не столько официальными агентствами, сколько черными маклерами, которые действительно могут предлагать дешевые услуги и дешевые квартиры. Но так же, как и продавцы на рынке, они ограничиваются одними обещаниями – уже на показе выясняется, что и квартира стоит дороже, чем было заявлено в объявлении, и процент комиссии агента выше. Такая реклама незаконна, но срабатывает даже тогда, когда оказывается, что реальная цена аренды ничуть не ниже среднерыночной. Почему такая обманная схема продолжает работать? Потому что черных маклеров никто не контролирует, напротив, их деятельность даже поощряется обращениями доверчивых людей».

Как избежать мошенничества? «Сейчас в Интернете появилось огромное количество открытых информационных ресурсов, где можно свободно размещать объявления о сдаче квартир, – продолжает Галина Юрьевна. – Эти ресурсы активно используют наниматели. Важно помнить, что ни одна из виртуальных площадок не является агентством недвижимости, занимающимся проведением сделок. Объявления на них размещают в основном черные маклеры, обычно с заведомо ложной информацией. Заниженные цены на квартиры, минимальная комиссия посредника – это привлекательная реклама, рассчитанная на жаждущих экономии и попадающая точно в цель. А на просмотре удивленный хозяин не понимает – откуда взялись 25 тысяч рублей, когда он уже два года сдает за 30 тысяч? При публикации объявления на сайте маклер указывает только номер мобильного телефона, что, разумеется, не оставляет надежды найти конкретного человека, ведь сим‑карта в наше время меняется, как носовой платок. Да и кто станет искать? Разумеется, брать на себя функцию контролера владельцу такого сайта невыгодно, хлопотно, да и зачем – ведь он не обязан нести ответственность за достоверность данных, которые предоставляют другие люди. В Московской ассоциации риелторов уже не раз поднимался вопрос о необходимости создания единых баз по объектам недвижимости в Москве как для направления аренды, так и для рынка вторичного жилья и загородной недвижимости. Увы, такой системы по‑прежнему нет. Хотя теоретически это единственная реальная возможность пойти по пути "отбеливания рынка", когда черные маклеры были бы вынуждены работать легально. Только в случае официальной регистрации на сайтах с выставленными объектами недвижимости информация в объявлениях соответствовала бы истине, а в случае размещения заведомо ложных сведений виновник мог бы быть подвергнут административному взысканию. В противном случае мы имеем то, что имеем, – граждане охотно клюют на заманчивые предложения, в итоге либо впустую тратят время, либо рискуют, заключая сделки без каких‑либо гарантий и обязательств со стороны посредника. В "ИНКОМ‑ недвижимости" есть своя достаточно обширная база – ее мы стараемся содержать в идеальном состоянии – следим, чтобы информация была достоверной, полной и постоянно обновлялась. Но главное наше преимущество перед другими агентствами, не говоря уже о черных маклерах, состоит к том, что мы предоставляем возможность заключить договор с компанией на "абонентское обслуживание". Это значит, что если наниматель не по своей вине лишается жилья, мы бесплатно подбираем ему новое.

Что происходит, когда человек невнимательно подходит к процессу оформления отношений с агентством? Во‑первых, ему могут представиться кем угодно и даже показать визитку компании "ИНКОМ‑недвижимость". Дает ли это какие‑либо гарантии? Конечно, нет. Первое, что должен сделать наш будущий клиент, – это позвонить в подразделение аренды и проверить – а действительно ли такой сотрудник есть в штате. Во‑вторых, предметом повышенного внимания должен стать сам договор на обслуживание, который всегда заключается между физическим лицом и компанией "ИНКОМ‑недвижимость". Приведу пример. Мне звонит женщина и требует бесплатно подобрать ей жилье, поскольку всего месяц назад заплатила нашему агенту комиссию, а теперь хозяин ее выселяет. Наша ли это проблема? Разумеется, наша, если договор заключен с компанией "ИНКОМ‑недвижимость". Но на просьбу предъявить соответствующий документ слышу печальную историю: агент предложил пострадавшей подобрать жилье вдвое дешевле, не заключая официальный договор на оказание услуг. Естественно, желая сэкономить, дама согласилась. А теперь представьте – вы пришли в магазин покупать телевизор. Продавец отвел вас в сторонку и предложил пройти с ним через дорогу в его гараж и купить у него с рук телевизор за полцены. Вы соглашаетесь, приобретаете технику, а через день она ломается. Неужели вы пойдете жаловаться в магазин, не имея товарного чека? Да и продавец, вероятно, к этому моменту уже окажется уволенным – нечистоплотность пресекается не только в солидных агентствах недвижимости. Что тут можно посоветовать клиенту? Если хотите получить гарантии по договору, заключайте его с компанией в лице руководителя подразделения и не верьте тем, кто предлагает "бесплатный сыр"».

На чужих ошибках...

Несколько историй из жизни

Прежде чем рассказать несколько интересных случаев, произошедших в реальной жизни с реальными людьми, нужно оговориться, что помимо мошенничества в чистом виде на рынке аренды случаются инциденты, которые с юридической точки зрения должны быть классифицированы не как уголовные преступления, а как гражданско‑правовые отношения. Но поскольку для обычного гражданина последствия оказываются одинаково печальными, рассмотрим и те и другие ситуации.

Не оправдал доверия. Мошенничеством можно считать случай, рассказанный юрисконсультом Корпорации «ИНКОМ‑недвижимость» Кириллом Владимировичем Кокориным: «Уезжая за границу, собственник квартиры выдал доверенность своему знакомому, поручив тому сдать его жилплощадь в аренду. Доверенность включала в себя право передачи квартиры по договору найма/аренды, но не включала получение доверенным лицом денег по такому договору. Знакомый на основе этой доверенности сделал другую – проще говоря, подделал: с теми же реквизитами, с указанием того же нотариуса, но в перечень прав внес дополнение, которое позволяло ему получать арендную плату. Через некоторое время собственник вернулся, чтобы получить свои деньги, а наниматель ему сообщил, что отдавал деньги за квартиру доверенному лицу, и показал копию доверенности, в которой было прописано право того получать деньги. Хозяин квартиры, понимая, что не давал такого разрешения, запросил у нотариуса архивную копию составленной им доверенности с указанием реальных полномочий, нанимателю пришлось выплачивать дополнительные средства уже собственнику квартиры, а на доверенное лицо завели уголовное дело».

На словах гладко, да на деле несладко. Нередко возникают ситуации, когда «мошенником» становится один из членов семьи. Рассказывает заместитель руководителя Управления аренды квартир Корпорации «ИНКОМ‑недвижимость» Оксана Александровна Полякова: «Молодая пара, пользуясь услугами частного посредника, нашла замечательную квартиру. В роли собственника выступал молодой человек, предъявивший на переговорах паспорт и свидетельство о собственности на жилье, в котором также упоминалась его мать. На вопрос, дала ли она согласие на аренду, он ответил, что действует от ее имени. Каково же было удивление молодой пары, когда через месяц разгневанная родительница вернулась с дачи и потребовала освободить помещение. Она утверждала, что ни о какой сдаче жилья внаем и не знает... Понятно, что разбирательство затянулось надолго, что, впрочем, лишь усугубило положение жильцов – ни убедительного договора, подтверждающего право их проживания, ни свидетеля, представляющего их интересы, они не смогли противопоставить фактам и документам собственницы. Ситуация очень напоминает патовую, между тем оговоримся, что в случае, если бы сделка проходила через легального специалиста, документы собственника прошли бы более серьезную проверку, а между наймодателем и нанимателем был бы заключен договор. Не говоря уже о том, что в случае серьезного конфликта компания отстаивает интересы своего клиента вплоть до суда, предоставляя ему своих юристов. Почему? Потому, что для любой крупной компании важна ее репутация и, вступая в нелегкую борьбу, она защищает не только интересы клиента, но и свое имя».

Двойной счет. Одна из ошибок, которую можно допустить при найме жилых помещений, – это не брать с наймодателя расписку о полученных денежных средствах за наем квартиры. Такая беспечность для квартиросъемщика может обернуться катастрофическими последствиями. Для наглядности приведем пример из жизни.

Квартира со всех сторон казалась юридически чистой: один собственник, никто не зарегистрирован, ничьих согласий на заключение договора найма не требовалось. Договор был составлен идеально: установлен срок найма – один год; установлен порядок расчетов и сумма ежемесячных платежей – 50 тысяч рублей; составлен акт приема‑передачи, по которому жилое помещение вместе со всем содержимым было передано квартиросъемщику. В период действия договора проблемных вопросов между сторонами не возникало, напротив, сложились приятельские взаимоотношения. Все обязательства исполнялись в соответствии с договором. Денежные средства выплачивались хозяину квартиры без задержек – ежемесячно, лично в руки, вот только расписки не составлялись. По окончании срока действия договора наниматель вернул жилое помещение владельцу, и они тепло попрощались.

Но, как оказалось, ненадолго. Спустя месяц бывший жилец получил повестку в суд. Оказалось, что его наймодатель подал на него в суд. Предмет иска заключался в следующем: наймодатель просил суд взыскать с нанимателя денежные средства в размере 600 тысяч рублей – за двенадцать месяцев аренды и еще дополнительные 175 тысяч рублей – неустойку. Мотивируя свои требования, представитель собственника сообщил суду, что жилец за весь срок найма ни разу не произвел оплату, каждый месяц просил отсрочки, ссылаясь на материальные проблемы, а потом просто съехал. Стоит отметить, что сам наймодатель в суде лично не присутствовал, его интересы представлял адвокат. В итоге исковые требования наймодателя были удовлетворены в полном объеме. На судебном заседании все доводы нанимателя о том, что в течение срока действия договора найма хозяин квартиры ни разу не пытался выселить его за неуплату, хотя договор допускал такие возможности, пи разу не выставил письменного требования выплатить деньги или освободить квартиру в связи с неуплатой, судом не были услышаны. Попытка обрисовать реальную картину событий, согласно которой между хозяином и жильцом сложились дружеские отношения и все взаиморасчеты производились без письменного подтверждения, не показалась суду убедительной и не явилась основанием для вынесения судебного решения в пользу жильца. И такой исход судебного разбирательства предсказуем исходя из требования статьи 161 Гражданского кодекса РФ о необходимости заключения гражданами сделок в простой письменной форме. На практике данное положение закона подтверждается многочисленными решениями судов РФ.

Из приведенного примера становится очевидным, что из‑за непонимания серьезности вопроса (казалось бы, что такое бумажка, написанная от руки, и так ли она важна?) наниматель может в одночасье предстать перед судом как злостный неплательщик.

Имущество под роспись. Рассмотрим еще одну ситуацию. Заключен договор найма. Собственником жилого помещения является физическое лицо. По истечении трех месяцев к нанимателю пришли судебные приставы описывать имущество. Как выяснилось, собственник задолжал банку приличную сумму – не вернул вовремя кредит. Банк подал в суд на собственника, исковые требования банка суд удовлетворил, и в отношении должника было возбуждено исполнительное производство. Так как его собственностью и местом постоянной регистрации являлась квартира, арендуемая нанимателем, судебные приставы пришли именно туда – и в соответствии с законом описали все имущество собственника, а заодно и имущество нанимателя.

Полномочия судебных приставов очень обширные, их действия не ограничены отсутствием при описи собственника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство. В большинстве случаев доказать судебному приставу в момент описи, что телевизор и стиральная машина принадлежат жильцу, а не хозяину квартиры, не удается. Для этого необходимо как минимум предъявить товарные чеки на упомянутое имущество, но мало кто хранит магазинные чеки несколько месяцев или лет. В данном случае чеков у нанимателя не оказалось. Для того чтобы вернуть телевизор и стиральную машину, ему пришлось обращаться в суд с исковым заявлением (исковое заявление об исключении имущества из описи). К счастью для жильца, ему удалось в суде отстоять свои вещи: помогли свидетельские показания и акт приема‑передачи имущества, составленный как приложение к договору найма жилого помещения, в описи которого отсутствовали телевизор и стиральная машина.

Из приведенного случая можно сделать вывод: грамотно составленный акт приема‑передачи не только поможет избежать неожиданных посягательств на ваше имущество со стороны третьих лиц в период действия договора найма, но и гарантирует, что при его расторжении имущество, принадлежащее сторонам договора, по‑прежнему останется в их владении.

За чей счет благотворительность? Подписание договора найма состоялось при участии доверенного лица собственника жилого помещения, полномочия которого были оформлены надлежащим образом и заверены нотариусом. В доверенности было указано право передавать жилое помещение по договору найма/аренды, устанавливая условия договора по своему усмотрению, а также право лично получать все денежные средства по таким договорам. Однако действие доверенности заканчивалось через два месяца, соответственно, заканчивались и полномочия получать доверенным лицом деньги. Риелтор компании, который подобрал квартиру, поставил нанимателя в известность, что через два месяца платежи доверенному лицу необходимо прекратить до момента представления новой доверенности. А в случае, если новая доверенность не будет предъявлена, оплату найма необходимо производить лично собственнику жилого помещения. Однако по истечении двухмесячного срока жилец забыл или проигнорировал предупреждения риелтора и продолжил вносить плату за найм лицу, которое получать деньги больше неправомочно, иными словами, постороннему человеку.

По истечении десяти месяцев объявился собственник и потребовал с нанимателя деньги за восемь месяцев проживания. Наниматель предъявил собственнику расписки, сообщил, что оплату производил доверенному лицу, на что собственник ответил, что действие доверенности прекратилось восемь месяцев назад, а значит, оснований отдавать плату за аренду кому‑либо, кроме собственника, у нанимателя не было. В результате наймодатель в судебном порядке взыскал с нанимателя денежные средства за восемь месяцев, а незадачливый жилец, в свою очередь, подал в суд на экс‑ доверенное лицо.

Подводя итоги, можно сказать, что в судебных спорах немаловажную роль играет договор найма, все приложения к договору найма, дополнительные соглашения, любая переписка между сторонами, документы, подтверждающие выплаты по договору найма, любые письменные уведомления сторон. Поэтому из‑за отсутствия или присутствия юридически значимого документа решения судов по судебным спорам в одинаковых ситуациях (например, досрочное расторжение договора найма по инициативе наймодателя) могут значительно различаться.

Если дело дойдет до суда

В отличие от описанных выше ситуаций, когда наймодатель и наниматель самостоятельно отстаивали свои права в суде, клиенты «ИНКОМ‑недвижимости» могут рассчитывать на помощь Корпорации. В зависимости от ситуации представители компании «ИНКОМ‑недвижимость» принимают участие в судебных спорах как третьи лица в качестве экспертов, консультируют клиента в рамках законодательства. В некоторых случаях интересы клиента помогают отстаивать юристы компании.

Приведем пример рассмотрения в суде спора нанимателя и наймодателя с участием «ИНКОМ‑недвижимости» в качестве третьего лица. Спор заключался в следующем: хозяин квартиры устно попросил жильца освободить жилое помещение досрочно в связи с тем, что он заболел и не имел больше возможности проживать за городом. Жилец согласился, но так как такая просьба является нарушением принятых наймодателем обязательств, последствия неисполнения которых предусмотрены договором найма, поставил следующие условия: он освободит жилое помещение не раньше чем через месяц и хозяин выплатит ему все денежные средства за неиспользованный срок, а также неустойку в размере месячной арендной платы. Однако собственник отказался производить какие‑либо выплаты и потребовал от жильца освободить жилое помещение в течение трех дней. Наниматель обратился в суд с исковыми требованиями взыскать с хозяина квартиры вышеуказанные платежи в связи с нарушением обязательств по договору найма. В процессе судебного разбирательства наймодатель подтвердил, что действительно потребовал от жильца освободить квартиру в течение трех дней, что и легло в основу судебного решения. Исковые требования нанимателя были удовлетворены в полном объеме.

Если рассматривать аналогичное дело и исключить факт подтверждения наймодателем своих намерений досрочного выселения жильца, то решение суда могло бы быть в корне противоположным. Наймодатель вполне мог заявить, что никого не выселял и никаких устных уведомлений или предупреждений нанимателю не представлял.

Что касается клиентов, которые обращаются в судебные органы с исками к компании, то происходит это крайне редко. Как правило, такие споры связаны с ошибочным пониманием людьми юридической стороны их правоотношений с агентством недвижимости и второй стороной договора найма. Компания не может нести ответственность за действия или бездействия сторон но договору найма, поскольку не является участником этих правоотношений. Проблемы, связанные с досрочным расторжением договора найма или противоправных действий (например, невыплатой арендной платы, порчей имущества или конфликтами на бытовой почве), находятся вне обязательств компании и не могут быть истолкованы как ненадлежащее исполнение ее договора на оказание услуг. Как правило, претензии клиентов к работе Корпорации решаются путем досудебного урегулирования преимущественно в пользу клиента. Необходимо учесть, что компания, в свою очередь, оставляет за собой право обратиться в суд в случае, когда клиенты уклоняются от оплаты оказанных им услуг.

Нарочно не придумаешь: курьезные и просто необычные истории из риелторской практики

Новогодняя сделка

Однажды к нам обратился клиент из далекого северного края – мужчина лет пятидесяти. Получил он в наследство квартиру в Москве и приехал ее продавать. Квартирка была хорошая, в тихом районе, комнаты большие, только был необходим ремонт. А поскольку московских цен на квартиры он не знал, то решил обратиться в агентство – чтобы не попасться на удочку черных маклеров и не продешевить. Мы с ним обсудили все условия, и вскоре нашла я покупателя квартиры – женщину в годах, которая наконец решила пожить в тишине и спокойствии, без детей и внуков. Посмотрели квартиру, оценили, сторговались. Сходили к нотариусу, все оформили как положено.

Дело тем временем подошло к Новому году, освобождение квартиры назначили на 30 декабря. Ну и, соответственно, подписание актов, передачу денег. В условленный день, условленный час я подготовила все бумаги, все проверила, жду своих клиентов. Жду полчаса, час – нет их. Ни одного, ни второго. Начала беспокоиться, не случилось ли что с ними. И как потом выяснилось, случилось...

Пришли они наконец к нам в отделение, оба веселые, с шампанским. Сидят с таинственным видом, такие загадочные... Агенты наши думают: ну все, похоже, не собираются они сделку до конца доводить – может, подешевле услуги нашли, а может, и вовсе меж собой сторговались. Но нет, все вроде бы нормально.

Потом поехали каждый по своим делам: он – квартиру освобождать, она – за своими вещами. А после выяснилось, что приехала она к нему в квартиру – да так и осталась там Новый год встречать. И в новогоднюю ночь, под бой курантов, решили они сочетаться законным браком. А после все удивлялись: и как они раньше друг друга не разглядели – ведь встречались и на просмотре квартиры, и у нотариуса...

Конечно, я за них была рада – все‑таки немолодые уже люди так неожиданно нашли свое счастье... А с другой стороны, мысль о сделке потихоньку зудит – как же она состоится, если у них теперь одна семья будет?

Но они решили, что раз все так замечательно получилось из‑за этой квартиры, то надо сделку до конца довести, чтобы жить в квартире вместе до конца дней своих. Все подписали и комиссионные щедрые заплатили.

И Новый год у моих клиентов счастливый, свадебный получился, и отгуляли они его как следует – за остальными документами на свою новую квартиру ко мне только 10 января пришли.

Так что вот какие чудеса, бывает, случаются...

Клиент из полыньи

На 23 февраля любят армейские байки рассказывать – прошедшее вспомнить и молодежь уму‑разуму поучить, чтобы слушали да мотали на ус. Вот и мне припомнилась история необычная, даже, можно сказать, героическая...

Пришел в наш офис клиент – квартиру покупать. Сидим, обсуждаем детали. И вдруг, гляжу, у клиента брови наверх поползли и глаза на меня выпучились. И хрипит изумленно‑радостно: «Мишанька, ты!!!» «Я», – отвечаю. И тут осенило: «Майор! Сколько зим, сколько лет». И припомнил я обстоятельства нашего знакомства.

Середина марта 1989 года выдалась холодная. На Верхне‑Царицынских прудах было безлюдно. Только на спасательной станции скучала дежурная вахта: водолаз Смеркалов по прозвищу Бык, «фершал» Лева, изгнанный из мединститута, бывший капитан дальнего плавания Дима и дежурный водолаз Раздольский по прозвищу Морской свинк. Спирт, предназначенный для дезинфекции снаряжения, еще не был израсходован по назначению, и вся вахта с нетерпением ожидала окончания дежурства.

И тут дикий вопль выбросил нас на улицу. В самом центре пруда в большой полынье барахталось что‑то темное.

– По‑мо‑ги‑те! Мать вашу так и перетак! Спасатели поганые! – неслось надо льдами.

Спасатели бросились на выручку, но лед выдержал только тщедушного Леву и приземистого Диму. Добежав до полыньи, наши мелкие товарищи подали утопающим (двум совершенно пьяным военным) багор, но вот вытянуть их на лед никак не удавалось – военные в длинных мокрых шинелях, огромные, тяжелые.

– Придется, Мишанька, тебе одеваться, – сказал Бык.

В несколько прыжков я добежал до станции, ввинтился в гидрокомбинезон и «включился» в акваланг. В это время Бык уже поставил на лед легкую пластиковую лодку. Он обвязал меня за пояс прочным линем, и я багром стал подтягивать себя вместе с лодкой к полынье. Как только я добрался, четыре красные руки вцепились в борт, оба военных подтянулись, и лодка перевернулась. Не зря я напяливал на себя громоздкое снаряжение. От холода оно меня не спасало, но акваланг работал исправно. Обхватил я левой рукой одного, а правой – другого офицера, они, в свою очередь, вцепились в меня, как кошки в мышку, – известное дело, пехота, «крупа». Сережа‑Бык прицепил мой линек к вороту лебедки, с помощью которой обычно вытаскивают на берег большие спасательные боты. Наяривая рукоятью лебедки, он вопил на всю акваторию:

– Тащите быстрее, сволочи!

В считанные секунды вся наша троица была доставлена в здание станции и сложена в углу. Я уже ни ног, ни рук не чувствовал, а военные были и того хуже. Шутка ли, столько времени в воде ледяной бултыхаться: как бы воспаление легких или еще чего похуже не заработать! Тут мы вспомнили о спирте нашем драгоценном, он мигом пошел в дело. Отогрелись, подсохли, разговорились. Оказалось, что капитан и майор, отмечавшие досрочное «производство», а заодно и вывод наших войск из Афганистана, решили сократить дорогу в магазин и пересечь пруд по льду. Но льды – не горы, и присыпанные снежком, просверленные рыболовными лунками льдины оказались опаснее пуштунской засады.

Расстались мы с вояками по‑дружески, а через месяц нас вызвали в спасательную службу и наградили медалями «За спасение утопающих». Пировали мы потом целую неделю: будь на дворе лето – утопленников было бы море, спасать‑то некому, но – обошлось...

...И говорит майор в офисе моем: «Давай, Мишаня, второй раз меня спасай – квартира нужна срочно». Отвечаю ему: «Я тебе тогда помог и сейчас помогу. Иди домой, не кашляй». Отличную я ему квартиру нашел. До сих пор звонит мне, благодарит. Да и дельту я на этой сделке хорошую «срубил». С приятелями оно легче: я – тебе хорошо, ты – мне хорошо. Вот так‑то!

Сделка длиною в жизнь

В декабре 1999 года к нам в компанию обратился клиент с просьбой помочь и поведал историю, которая выглядела примерно так. Служили на Севере два друга. Один из них вышел в отставку, перебрался в Москву и купил трехкомнатную квартиру. За это время второй товарищ дослужился в правительстве этого Севера до того, что оно выделило ему сумму на приобретение однокомнатной квартиры в Москве. А тот друг, который перебрался в Москву первым, собрался во Францию.

Добавить свои деньги, чтобы сразу купить трехкомнатную квартиру, чиновнику не позволял закон, к тому же очень запала в душу квартира друга. И тогда он предложил собравшемуся эмигрировать товарищу обмен. То есть он, чиновник, покупает себе однокомнатную на казенные деньги, потом меняет ее с доплатой на трехкомнатную, и все счастливы – чиновник получит большую квартиру; у его друга будет «пожизненный гостиничный номер» в Москве; и у государства нет претензий.

Стали мы выяснять, какую же квартиру хочет получить наш клиент, собирающийся во Францию. «Что‑нибудь в историческом центре Москвы, на "Китай‑городе", в двух минутах ходьбы от метро», – объяснил нам наш «француз». Мы сделали подборку и показали ему с десяток квартир на «Китай‑городе», от которых он пришел в ужас. Тогда мы предложили расширить диапазон поиска до Ленинского проспекта и так далее. «И так далее» тоже не подошло. Через полгода «француз» нашел свой идеал – это была... новостройка на метро «Октябрьское поле», и не в двух минутах ходьбы, а в десяти минутах езды. Это был уже май 2000 года.

Буквально в день регистрации сделки по однокомнатной квартире на трехкомнатную наложила арест налоговая полиция. Шесть месяцев спустя запрет был снят, мы получили необходимые документы и готовились перейти непосредственно к обмену. Тут оказалось, что, пока время шло, наш «французский» клиент успел прописать в пока еще своей трехкомнатной квартире двоих малолетних сыновей. Пытаться выписать детей из 160‑метровой квартиры, чтобы прописать в 40‑метровой, – гиблое дело, никакая опека этого не пропустит. К счастью, наш клиент вспомнил, что в Краснодарском крае, в станице Коневской, у него «завалялся» домик площадью 300 квадратных метров. И с мая 2000 года мы начали прописывать детей в этот дом.

Паспортный стол станицы Коневской должен был направить в Москву открепительный талон, подтверждающий, что дети действительно прописаны по новому адресу. Увы, долгожданный талон оказался филькиной грамотой – в станице Коневской его заполнили не по форме, не заверив ни одной печатью. Причем не специально, а по незнанию. Московские паспортистки отказались объяснить, как же должен быть заполнен открепительный талон, – сама форма выписки является секретной, так что даже просто показать его они не имеют права. Мы оказались в тупике – это было уже в июле 2000 года. С этого момента в истории сделки открылась новая глава – «Секретные материалы». После долгих и неправедных трудов нам удалось добыть весь пакет документов по выписке. Мы присовокупили к ним ксерокопию, в которой пометили крестиками и галочками те места, где должны стоять печати и штампы. К ксерокопии прилагалась подробнейшая инструкция, что каждая галочка означает и какой штамп нужно туда поставить. После этого в течение трех месяцев каждые два‑три дня мне звонили из станичного паспортного стола и спрашивали: «Скажите, а вот тут у вас крестик, он для чего?»

Через три месяца такой жизни нервы нашего друга‑чиновника не выдержали.

– Татьяна, – сказал он, – я больше не могу!

– Ну и что теперь делать?

– Я оплачиваю вам все расходы, вы летите в Краснодар, находите станицу Коневскую и заполняете эти проклятые бумаги!..

Я съездила в станицу, оформила документы, и детей наконец‑то выписали. Пока тянулась эта эпопея, владелец трехкомнатной квартиры улетел во Францию, передоверив моему стажеру заключать договор мены. Но в самый ответственный момент стажер вышла замуж и ушла в декрет. Мы переоформили доверенность на меня. Наконец в марте 2002 года сделка, начавшаяся несколько лет назад, подошла к своему завершению. Чиновник получил в собственность желанную трехкомнатную квартиру. По такому поводу мы с ним угостились коньяком, пожали друг другу руки, и только уходя, уже в дверях он спросил:

– Танечка! А кто же будет выписывать нашего «француза»? Ведь он у меня все еще прописан!..