50. Система нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в России, ее отличие от зарубежной практики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 

Нетарифные ограничения импортных операций (далее – НТО) – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. НТО используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.

В международной практики нетарифные меры, используемые в качестве барьеров, делят на две группы:

– экономические – особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования;

– административные – эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.

В России в настоящее время сохраняется и расширяется применение нетарифных ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы и субъекты ВЭД.

Нетарифные ограничения включают ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей:

– сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;

– меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;

– установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых на территорию России, а также транзитных товаров;

– установление особого порядка оформления подакцизных товаров;

– создание специальных таможенных постов для таможенного оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (алмазов, бриллиантов, изумрудов);

– прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.

Главными остаются: лицензирование; квотирование и контингентирование; экспортный, импортный и валютный контроль; прохождение таможенных формальностей и таможенный контроль, система льгот.

Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного ограничения экспорта и импорта.

Вместе с тем не менее ряд мер, необходимых для эффективного регулирования экономики, в России в отличие от мировой практики, пока не используется.

К паратарифным платежам (взимаемым с товара, пересекающего таможенную границу, и увеличивающих стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины) в России относятся:

● сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;

● внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, – налог на добавленную стоимость и акцизы;

● декретированная таможенная стоимость (применяется в России в отношении подакцизных товаров – автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.);

● паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.

В России не применяются:

– меры контроля над ценами, нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне;

– финансовые меры, ограничивающие использование иностранной валюты в целях импорта.

Не получили развития в России и меры автоматического лицензирования, используемые как метод контроля за состоянием рынка, который позволяет отслеживать наблюдающиеся тенденции и в случае необходимости вводить защитные меры. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью:

– обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;

– обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;

– обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами ого и двойного значения;

Процедура таможенного оформления в России еще не полностью соответствует международным стандартам.

Нетарифные ограничения импортных операций (далее – НТО) – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. НТО используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.

В международной практики нетарифные меры, используемые в качестве барьеров, делят на две группы:

– экономические – особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования;

– административные – эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.

В России в настоящее время сохраняется и расширяется применение нетарифных ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы и субъекты ВЭД.

Нетарифные ограничения включают ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей:

– сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;

– меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;

– установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых на территорию России, а также транзитных товаров;

– установление особого порядка оформления подакцизных товаров;

– создание специальных таможенных постов для таможенного оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (алмазов, бриллиантов, изумрудов);

– прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.

Главными остаются: лицензирование; квотирование и контингентирование; экспортный, импортный и валютный контроль; прохождение таможенных формальностей и таможенный контроль, система льгот.

Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного ограничения экспорта и импорта.

Вместе с тем не менее ряд мер, необходимых для эффективного регулирования экономики, в России в отличие от мировой практики, пока не используется.

К паратарифным платежам (взимаемым с товара, пересекающего таможенную границу, и увеличивающих стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины) в России относятся:

● сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;

● внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, – налог на добавленную стоимость и акцизы;

● декретированная таможенная стоимость (применяется в России в отношении подакцизных товаров – автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.);

● паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.

В России не применяются:

– меры контроля над ценами, нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне;

– финансовые меры, ограничивающие использование иностранной валюты в целях импорта.

Не получили развития в России и меры автоматического лицензирования, используемые как метод контроля за состоянием рынка, который позволяет отслеживать наблюдающиеся тенденции и в случае необходимости вводить защитные меры. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью:

– обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;

– обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;

– обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами ого и двойного значения;

Процедура таможенного оформления в России еще не полностью соответствует международным стандартам.