9.2. Экономическая мысль в России XIX – начала XX вв. Работы Н. Г. Чернышевского и И. М. Туган-Барановского

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) выступал за отмену крепостничества и считал, что следует провести безвозмездную передачу помещичьих земель общинам крестьян и ликвидировать привилегии дворянства. В решении аграрного вопроса важную роль он отводил крестьянской общине. В работах «Капитал и труд» (1860), «Очерки политической экономии (по Миллю)» (1861), «Письма без адреса» (1862) он изложил свои экономические взгляды. Политическую экономию он определял как науку о материальном благосостоянии человека, в качестве основного метода исследования выдвинул метод гипотез, т. е. научную абстракцию.

Будучи сторонником трудовой теории стоимости, Н.Г. Чернышевский отрицал идею о том, что труд может быть товаром. Поскольку труд служит мерой стоимости, сам он стоимости не имеет. В условиях капитализма превращение труда в товар ведет к тому, что меновая стоимость товаров не совпадает с их стоимостью. Пока существуют капиталистические отношения, заработная плата рабочих будет снижаться и классовые противоречия обострятся. Он разработал «политическую экономию трудящихся» и утверждал, что для улучшения положения рабочих и роста производства должен быть установлен социалистический строй. На базе общинной собственности в России, по мнению Н.Г. Чернышевского, сразу возможно установление социализма, минуя стадию капитализма.

В теории земельной ренты, в отличие от Д. Рикардо, Н.Г. Чернышевский доказывал существование не только дифференциальной, но и абсолютной ренты, образующейся на худших участках земли.

Связь экономических вопросов с этическими и социальными проблемами рассматривал Михаил Иванович Туган-Баранов-ский (1865–1919). В числе его работ: «Теоретические основы марксизма» (1905), «Социальные основы кооперации» (1916), «Политическая экономия. Популярный курс» (1919). В работе «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898) приводится всестороннее исследование развития промышленности в России XVIII–XIX вв. и показана российская специфика. В работе «Периодические промышленные кризисы» (1894) использовано множество статистических данных, большой раздел посвящен анализу экономических процессов в Англии XIX в.

Основным нравственным критерием для общества М.И. Туган-Барановский считал принцип верховной ценности человеческой личности. Признание этого принципа всеми людьми позволит устранить классовые противоречия и сформировать объективную экономическую теорию. Трудовую теорию стоимости ученый объединил с теорией предельной полезности, считая, что обе теории «...находятся между собой в согласии, которое тем больше, чем в большей мере распределение народного труда подчинено хозяйственному принципу».[32]  Теория предельной полезности объясняет субъективные причины ценности, а теория стоимости – объективные причины. Основой стоимости являются затраты труда. Субъективная ценность блага – от имеющегося количества этого блага, а его количество – от объема затраченного труда. В статье «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности», опубликованной в 1890 г., М.И. Туган-Барановский сформулировал следующий вывод: «Если производство руководствуется основным хозяйственным принципом – стремлением к достижению с наименьшей затратой наибольшей пользы, то отношения предельных полезностей свободно производимых продуктов и их трудовых стоимостей равны».[33]

В оценке перспектив развития общества М.И. Туган-Барановский не соглашался с выводом К. Маркса о неизбежности отмирания капиталистических отношений. Рассматривая экономические циклы и кризисы, он сделал следующие выводы. Кризисные явления могут успешно преодолеваться капиталистической экономикой. С течением времени они повторяются, но нет предрасположенности к их углублению. Тенденция снижения нормы прибыли, выявленная К. Марксом, также не подтверждается. Напротив, развитие производительных сил вызывает повышение процента прибыли. Капитализм является вполне жизнеспособной системой, хотя и имеет недостатки в социально-нравственном плане. Капитализм превращает человека в раба вещей.

Для умножения общественного богатства М.И. Туган-Бара-новский предлагал использовать централизованное планирование. Объемы производства товаров должны рассчитываться государством исходя из условия пропорциональности предельных полезностей товаров их трудовым затратам. Цены следует устанавливать государству. Это обеспечит эффективное распределение ресурсов между отраслями экономики. Социализм, построенный с учетом этих правил, тоже не лишен недостатков в сфере нравственности.

Важнейшей социальной ценностью общества является свобода личности, а не социальное равенство. В условиях государственного социализма личная свобода будет ограничиваться. Обеспечить соединение принципов свободного труда и идей социализма может кооперация.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) выступал за отмену крепостничества и считал, что следует провести безвозмездную передачу помещичьих земель общинам крестьян и ликвидировать привилегии дворянства. В решении аграрного вопроса важную роль он отводил крестьянской общине. В работах «Капитал и труд» (1860), «Очерки политической экономии (по Миллю)» (1861), «Письма без адреса» (1862) он изложил свои экономические взгляды. Политическую экономию он определял как науку о материальном благосостоянии человека, в качестве основного метода исследования выдвинул метод гипотез, т. е. научную абстракцию.

Будучи сторонником трудовой теории стоимости, Н.Г. Чернышевский отрицал идею о том, что труд может быть товаром. Поскольку труд служит мерой стоимости, сам он стоимости не имеет. В условиях капитализма превращение труда в товар ведет к тому, что меновая стоимость товаров не совпадает с их стоимостью. Пока существуют капиталистические отношения, заработная плата рабочих будет снижаться и классовые противоречия обострятся. Он разработал «политическую экономию трудящихся» и утверждал, что для улучшения положения рабочих и роста производства должен быть установлен социалистический строй. На базе общинной собственности в России, по мнению Н.Г. Чернышевского, сразу возможно установление социализма, минуя стадию капитализма.

В теории земельной ренты, в отличие от Д. Рикардо, Н.Г. Чернышевский доказывал существование не только дифференциальной, но и абсолютной ренты, образующейся на худших участках земли.

Связь экономических вопросов с этическими и социальными проблемами рассматривал Михаил Иванович Туган-Баранов-ский (1865–1919). В числе его работ: «Теоретические основы марксизма» (1905), «Социальные основы кооперации» (1916), «Политическая экономия. Популярный курс» (1919). В работе «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898) приводится всестороннее исследование развития промышленности в России XVIII–XIX вв. и показана российская специфика. В работе «Периодические промышленные кризисы» (1894) использовано множество статистических данных, большой раздел посвящен анализу экономических процессов в Англии XIX в.

Основным нравственным критерием для общества М.И. Туган-Барановский считал принцип верховной ценности человеческой личности. Признание этого принципа всеми людьми позволит устранить классовые противоречия и сформировать объективную экономическую теорию. Трудовую теорию стоимости ученый объединил с теорией предельной полезности, считая, что обе теории «...находятся между собой в согласии, которое тем больше, чем в большей мере распределение народного труда подчинено хозяйственному принципу».[32]  Теория предельной полезности объясняет субъективные причины ценности, а теория стоимости – объективные причины. Основой стоимости являются затраты труда. Субъективная ценность блага – от имеющегося количества этого блага, а его количество – от объема затраченного труда. В статье «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности», опубликованной в 1890 г., М.И. Туган-Барановский сформулировал следующий вывод: «Если производство руководствуется основным хозяйственным принципом – стремлением к достижению с наименьшей затратой наибольшей пользы, то отношения предельных полезностей свободно производимых продуктов и их трудовых стоимостей равны».[33]

В оценке перспектив развития общества М.И. Туган-Барановский не соглашался с выводом К. Маркса о неизбежности отмирания капиталистических отношений. Рассматривая экономические циклы и кризисы, он сделал следующие выводы. Кризисные явления могут успешно преодолеваться капиталистической экономикой. С течением времени они повторяются, но нет предрасположенности к их углублению. Тенденция снижения нормы прибыли, выявленная К. Марксом, также не подтверждается. Напротив, развитие производительных сил вызывает повышение процента прибыли. Капитализм является вполне жизнеспособной системой, хотя и имеет недостатки в социально-нравственном плане. Капитализм превращает человека в раба вещей.

Для умножения общественного богатства М.И. Туган-Бара-новский предлагал использовать централизованное планирование. Объемы производства товаров должны рассчитываться государством исходя из условия пропорциональности предельных полезностей товаров их трудовым затратам. Цены следует устанавливать государству. Это обеспечит эффективное распределение ресурсов между отраслями экономики. Социализм, построенный с учетом этих правил, тоже не лишен недостатков в сфере нравственности.

Важнейшей социальной ценностью общества является свобода личности, а не социальное равенство. В условиях государственного социализма личная свобода будет ограничиваться. Обеспечить соединение принципов свободного труда и идей социализма может кооперация.