45. Развитие промышленности и торговли России во второй половине XIX века
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
После отмены крепостного права промышленный переворот в России вступил в решающую стадию.
Промышленность финансировалась как частными лицами, так и государством. Для кредитования создавались акционерные банки. Иностранные капиталы из Англии, Франции, Германии вкладывались, как правило, в тяжелую промышленность.
Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 60-90-годы были самыми высокими в мире.
Быстро росло число машиностроительных заводов, производивших станки, паровозы, сельскохозяйственные машины. В эти годы были построены два крупнейших российских машиностроительных завода: Путиловский завод в Петербурге и завод транспортного машиностроения в Коломне.
Особое значение для экономики России имело строительство железных дорог. Новые линии связывали промышленные районы между собой. Также железнодорожное строительство повысило спрос на продукцию металлургической, машиностроительной промышленности и вызвало угольный ажиотаж. В 1870-е годы в Донбассе началось строительство новых шахт, горнопромышленных предприятий.
В этот период значительно возрос класс промышленно-торговой буржуазии. Среди крупных предпринимателей были выходцы из купеческого сословия, крестьян и дворян. В 1863 году чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.
В 70-80-е годы появляются организации промышленников:
1) Совет съездов промышленников юга России (1874 г.);
2) Совет съездов горнопромышленников Уральской области (1880 г.);
3) Совет съездов бакинских нефтепромышленников.
Отмена крепостного права привела к быстрому росту класса наемных рабочих. Из-за отсутствия специального рабочего законодательства на предприятиях установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Это привело к тому, что рабочие стали устраивать стачки, особенно на крупных предприятиях, с требованиями повышения зарплаты, улучшения условий труда. В ответ на рабочее движение, правительство выпустило ряд законов, регулирующих трудовые отношения: «Об ограничении работы малолетних и установлении надзора за их занятиями» (1882 г.), «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках и мануфактурах» (1885 г.), «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886 г.).
Развитие промышленности и улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли.
Характерной чертой внутренней торговли во второй половине XIX века стало падение значения ярмарок и развитие товарных бирж.
Во внешней торговле главными партнерами России были Германия (32% импорта и 25% экспорта) и Англия (20% импорта и 20% экспорта). Главным, экспортируемым из России товаром, оставался хлеб. Промышленные товары составляли 25% экспорта. В импорте преобладали хлопок-сырец и машины.
После отмены крепостного права промышленный переворот в России вступил в решающую стадию.
Промышленность финансировалась как частными лицами, так и государством. Для кредитования создавались акционерные банки. Иностранные капиталы из Англии, Франции, Германии вкладывались, как правило, в тяжелую промышленность.
Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 60-90-годы были самыми высокими в мире.
Быстро росло число машиностроительных заводов, производивших станки, паровозы, сельскохозяйственные машины. В эти годы были построены два крупнейших российских машиностроительных завода: Путиловский завод в Петербурге и завод транспортного машиностроения в Коломне.
Особое значение для экономики России имело строительство железных дорог. Новые линии связывали промышленные районы между собой. Также железнодорожное строительство повысило спрос на продукцию металлургической, машиностроительной промышленности и вызвало угольный ажиотаж. В 1870-е годы в Донбассе началось строительство новых шахт, горнопромышленных предприятий.
В этот период значительно возрос класс промышленно-торговой буржуазии. Среди крупных предпринимателей были выходцы из купеческого сословия, крестьян и дворян. В 1863 году чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.
В 70-80-е годы появляются организации промышленников:
1) Совет съездов промышленников юга России (1874 г.);
2) Совет съездов горнопромышленников Уральской области (1880 г.);
3) Совет съездов бакинских нефтепромышленников.
Отмена крепостного права привела к быстрому росту класса наемных рабочих. Из-за отсутствия специального рабочего законодательства на предприятиях установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Это привело к тому, что рабочие стали устраивать стачки, особенно на крупных предприятиях, с требованиями повышения зарплаты, улучшения условий труда. В ответ на рабочее движение, правительство выпустило ряд законов, регулирующих трудовые отношения: «Об ограничении работы малолетних и установлении надзора за их занятиями» (1882 г.), «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках и мануфактурах» (1885 г.), «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886 г.).
Развитие промышленности и улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли.
Характерной чертой внутренней торговли во второй половине XIX века стало падение значения ярмарок и развитие товарных бирж.
Во внешней торговле главными партнерами России были Германия (32% импорта и 25% экспорта) и Англия (20% импорта и 20% экспорта). Главным, экспортируемым из России товаром, оставался хлеб. Промышленные товары составляли 25% экспорта. В импорте преобладали хлопок-сырец и машины.