66. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960-1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 

В период развитого социализма возникает идея разработки семилетнего плана развития народного хозяйства на 1966-1972 гг., но к концу 1964 г. советская власть решает от нее отказаться, и вернутся к плану восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). Данный проект планировал повысить производительность труда в отрасли промышленности на 33-35%, получить прибыль в двойном размере, произвести прирост продукции до 80%.

Предусматривалось развитие территориально-производственных комплексов, аграрного сектора экономики, производства товаров потребления, увеличение доходов населения страны. Реализация данных поставленных целей невозможна без экономических изменений, в результате этого возникла необходимость реформирования экономики.

На Пленуме ЦК во второй половине 1965 г. было утверждено постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». Согласно этому документу была начата экономическая реформа в стране. Было принято решение об упразднении совнархозов и образования общесоюзных и союзно-республиканских министерств по отдельным промышленным отраслям.

Основным показателем стал рост объемов реализации продукции предприятием, и предполагалось производить оценку результатов его деятельности по получению прибыли, а также осуществлению заданий по поставкам продукции.

Были установлены обязательные показатели хозяйственной деятельности, такие как, фонд заработной платы, отчисления в бюджет, задания по введению современной техники и технологии и многое другое, а остальные показатели предприятия должны были определять самостоятельно. Экономические права хозяйствующих субъектов расширились, стали развиваться связи между производителями и потребителями, необходимо было внедрять договора, регулирующие их отношения.

В целях экономического стимулирования была проведена ценовая политика в отношении произведенной продукции, имеющей низкий уровень рентабельности.

Было намечено усовершенствовать систему оплаты труда, путем ее увязки с повышением тарифных ставок и материальным стимулированием, за счет прибыли предприятия. Многим предприятиям было дано право создавать за счет прибыли фонды стимулирования, т.е. различных поощрений, строительства жилья, культурных мероприятий и т.д.

Было разработано в октябре 1965 г.«Положение о социалистическом государственном предприятии», закреплявшее его права в отношении производственной и хозяйственной деятельности, обязанности и ответственность за их преступление. Проведение реформы способствовало переходу на новые условия работы 43 предприятиям в 1966 г.

Данная реформа коснулась и сельского хозяйства, было решено отменить обязательные посевы кукурузы, особое внимание уделять Центрально-Черноземным районам и т.д. Изменилась закупочная система, утверждены твердые заготовительные планы, увеличены цены закупок на продукцию растениеводства и др. Советская власть усилило финансирование сельскохозяйственного производства.

Была возрождена система организации сельскохозяйственных звеньев для того, чтобы больше заинтересовать рабочих в их трудовых результатах. Предусматривался переход от крупных бригад к звеньям, на которых возлагалась ответственность за технологический процесс и оплата труда должна была производиться согласно количеству и качеству выпускаемой продукции.

Особые экономические улучшения произошли в период первой половины восьмой пятилетки.

В период развитого социализма возникает идея разработки семилетнего плана развития народного хозяйства на 1966-1972 гг., но к концу 1964 г. советская власть решает от нее отказаться, и вернутся к плану восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). Данный проект планировал повысить производительность труда в отрасли промышленности на 33-35%, получить прибыль в двойном размере, произвести прирост продукции до 80%.

Предусматривалось развитие территориально-производственных комплексов, аграрного сектора экономики, производства товаров потребления, увеличение доходов населения страны. Реализация данных поставленных целей невозможна без экономических изменений, в результате этого возникла необходимость реформирования экономики.

На Пленуме ЦК во второй половине 1965 г. было утверждено постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». Согласно этому документу была начата экономическая реформа в стране. Было принято решение об упразднении совнархозов и образования общесоюзных и союзно-республиканских министерств по отдельным промышленным отраслям.

Основным показателем стал рост объемов реализации продукции предприятием, и предполагалось производить оценку результатов его деятельности по получению прибыли, а также осуществлению заданий по поставкам продукции.

Были установлены обязательные показатели хозяйственной деятельности, такие как, фонд заработной платы, отчисления в бюджет, задания по введению современной техники и технологии и многое другое, а остальные показатели предприятия должны были определять самостоятельно. Экономические права хозяйствующих субъектов расширились, стали развиваться связи между производителями и потребителями, необходимо было внедрять договора, регулирующие их отношения.

В целях экономического стимулирования была проведена ценовая политика в отношении произведенной продукции, имеющей низкий уровень рентабельности.

Было намечено усовершенствовать систему оплаты труда, путем ее увязки с повышением тарифных ставок и материальным стимулированием, за счет прибыли предприятия. Многим предприятиям было дано право создавать за счет прибыли фонды стимулирования, т.е. различных поощрений, строительства жилья, культурных мероприятий и т.д.

Было разработано в октябре 1965 г.«Положение о социалистическом государственном предприятии», закреплявшее его права в отношении производственной и хозяйственной деятельности, обязанности и ответственность за их преступление. Проведение реформы способствовало переходу на новые условия работы 43 предприятиям в 1966 г.

Данная реформа коснулась и сельского хозяйства, было решено отменить обязательные посевы кукурузы, особое внимание уделять Центрально-Черноземным районам и т.д. Изменилась закупочная система, утверждены твердые заготовительные планы, увеличены цены закупок на продукцию растениеводства и др. Советская власть усилило финансирование сельскохозяйственного производства.

Была возрождена система организации сельскохозяйственных звеньев для того, чтобы больше заинтересовать рабочих в их трудовых результатах. Предусматривался переход от крупных бригад к звеньям, на которых возлагалась ответственность за технологический процесс и оплата труда должна была производиться согласно количеству и качеству выпускаемой продукции.

Особые экономические улучшения произошли в период первой половины восьмой пятилетки.