86. Предприниматели и предпринимательская деятельность в России: история и современность
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Предприниматель – это главное действующее лицо рыночной экономики. Именно он, решая что, как и для кого производить, организует производство товаров и услуг. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но, руководствуясь соображениями личной выгоды, предприниматель берет на себя риск и ответственность за производство тех товаров и услуг, которые будут востребованы. И в этом отношении он выполняет очень важную экономическую функцию.
На Руси издревле умели и любили торговать. Занимались предпринимательством все: крестьяне, мещане, дворянство. Крупнейшей торговой организацией было хозяйство царского двора, торговали те, кому делать это полагалось в силу сословной принадлежности – купцы.
В середине XVII в. купец Василий Шоринсоздал в России огромную торгово-промышленную империю. Он организовал систему оптовой и розничной торговли, охватывавшую почти всю страну, посылал торговые экспедиции за моря и кредитовал иностранных купцов.
Курский купец Григорий Шелиховсоздал могущественную Русско-американскую компанию и подарил России Аляску, в жесточайшей конкурентной борьбе вытеснив оттуда французов, англичан и испанцев.
Русское купечество, пережив свой «золотой век» сумело приспособиться к новшествам, введенным Петром I и пережить все потрясения бурного XVIII столетия.
В начале XIX в. российское правительство провело две реформы, ударившие по предпринимательскому сословию. Были увеличены подати и снижены пошлины на импортные товары. В России началось массовое разорение отечественных предпринимателей. Число их начало сокращаться уже в XVIII веке, но теперь этот процесс приобрел катастрофические размеры.
С 1800 по 1824 г. число купцов в Москве уменьшилось в два раза, в целом по европейской части страны в три раза. Уничтожалось ядро сословия – старинные купеческие династии, хранители векового опыта, знаний, духа русской предприимчивости. Спустя два десятилетия положение стало выправляться. Появились новые предприниматели, зачастую выходцы из крестьян. Среди них Рябушинский М.Я., основатель первой в России ткацкой фабрики (1846 г.).
В течение многих десятилетий после Октябрьской революции 1917 г. в России существовала централизованно планируемая система организации хозяйства, в которой частному предпринимательству отводилось скромное место.
В развитии современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой либерализации условий для развития предпринимательской деятельности. В экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности.
Сейчас предпринимательская деятельность в России активно развивается. Бизнес наводнил все сферы российской экономики: торговлю, производство, сферу услуг. Кроме экономических задач, российский предприниматель сегодня выполняет и ряд социальных функций.
Предприниматели заинтересованы развивать центры повышения квалификации и переобучения рабочих. Своей второй по значимости (после создания рабочих мест) социальной миссией бизнесмены видят выплату премий и стипендий талантливым студентам, ученым, деятелям культуры, спортсменам. Народ не относит эту задачу к числу наиболее приоритетных. Появление новых рабочих мест более желанно для предпринимателей, а не для населения.
А вот 60% предпринимателей, не понаслышке знакомых с финансовыми и организационными трудностями, уверены, что главное для российского бизнеса сегодня – это эффективность, а не социальные программы. Ведь многие небольшие фирмы едва сводят концы с концами, стараясь обеспечить задел на будущее.
Предприниматель – это главное действующее лицо рыночной экономики. Именно он, решая что, как и для кого производить, организует производство товаров и услуг. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но, руководствуясь соображениями личной выгоды, предприниматель берет на себя риск и ответственность за производство тех товаров и услуг, которые будут востребованы. И в этом отношении он выполняет очень важную экономическую функцию.
На Руси издревле умели и любили торговать. Занимались предпринимательством все: крестьяне, мещане, дворянство. Крупнейшей торговой организацией было хозяйство царского двора, торговали те, кому делать это полагалось в силу сословной принадлежности – купцы.
В середине XVII в. купец Василий Шоринсоздал в России огромную торгово-промышленную империю. Он организовал систему оптовой и розничной торговли, охватывавшую почти всю страну, посылал торговые экспедиции за моря и кредитовал иностранных купцов.
Курский купец Григорий Шелиховсоздал могущественную Русско-американскую компанию и подарил России Аляску, в жесточайшей конкурентной борьбе вытеснив оттуда французов, англичан и испанцев.
Русское купечество, пережив свой «золотой век» сумело приспособиться к новшествам, введенным Петром I и пережить все потрясения бурного XVIII столетия.
В начале XIX в. российское правительство провело две реформы, ударившие по предпринимательскому сословию. Были увеличены подати и снижены пошлины на импортные товары. В России началось массовое разорение отечественных предпринимателей. Число их начало сокращаться уже в XVIII веке, но теперь этот процесс приобрел катастрофические размеры.
С 1800 по 1824 г. число купцов в Москве уменьшилось в два раза, в целом по европейской части страны в три раза. Уничтожалось ядро сословия – старинные купеческие династии, хранители векового опыта, знаний, духа русской предприимчивости. Спустя два десятилетия положение стало выправляться. Появились новые предприниматели, зачастую выходцы из крестьян. Среди них Рябушинский М.Я., основатель первой в России ткацкой фабрики (1846 г.).
В течение многих десятилетий после Октябрьской революции 1917 г. в России существовала централизованно планируемая система организации хозяйства, в которой частному предпринимательству отводилось скромное место.
В развитии современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой либерализации условий для развития предпринимательской деятельности. В экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности.
Сейчас предпринимательская деятельность в России активно развивается. Бизнес наводнил все сферы российской экономики: торговлю, производство, сферу услуг. Кроме экономических задач, российский предприниматель сегодня выполняет и ряд социальных функций.
Предприниматели заинтересованы развивать центры повышения квалификации и переобучения рабочих. Своей второй по значимости (после создания рабочих мест) социальной миссией бизнесмены видят выплату премий и стипендий талантливым студентам, ученым, деятелям культуры, спортсменам. Народ не относит эту задачу к числу наиболее приоритетных. Появление новых рабочих мест более желанно для предпринимателей, а не для населения.
А вот 60% предпринимателей, не понаслышке знакомых с финансовыми и организационными трудностями, уверены, что главное для российского бизнеса сегодня – это эффективность, а не социальные программы. Ведь многие небольшие фирмы едва сводят концы с концами, стараясь обеспечить задел на будущее.