86. Предприниматели и предпринимательская деятельность в России: история и современность

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 

Предприниматель – это главное действующее лицо рыночной экономики. Именно он, решая что, как и для кого производить, организует производство товаров и услуг. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но, руководствуясь соображениями личной выгоды, предприниматель берет на себя риск и ответственность за производство тех товаров и услуг, которые будут востребованы. И в этом отношении он выполняет очень важную экономическую функцию.

На Руси издревле умели и любили торговать. Занимались предпринимательством все: крестьяне, мещане, дворянство. Крупнейшей торговой организацией было хозяйство царского двора, торговали те, кому делать это полагалось в силу сословной принадлежности – купцы.

В середине XVII в. купец Василий Шоринсоздал в России огромную торгово-промышленную империю. Он организовал систему оптовой и розничной торговли, охватывавшую почти всю страну, посылал торговые экспедиции за моря и кредитовал иностранных купцов.

Курский купец Григорий Шелиховсоздал могущественную Русско-американскую компанию и подарил России Аляску, в жесточайшей конкурентной борьбе вытеснив оттуда французов, англичан и испанцев.

Русское купечество, пережив свой «золотой век» сумело приспособиться к новшествам, введенным Петром I и пережить все потрясения бурного XVIII столетия.

В начале XIX в. российское правительство провело две реформы, ударившие по предпринимательскому сословию. Были увеличены подати и снижены пошлины на импортные товары. В России началось массовое разорение отечественных предпринимателей. Число их начало сокращаться уже в XVIII веке, но теперь этот процесс приобрел катастрофические размеры.

С 1800 по 1824 г. число купцов в Москве уменьшилось в два раза, в целом по европейской части страны в три раза. Уничтожалось ядро сословия – старинные купеческие династии, хранители векового опыта, знаний, духа русской предприимчивости. Спустя два десятилетия положение стало выправляться. Появились новые предприниматели, зачастую выходцы из крестьян. Среди них Рябушинский М.Я., основатель первой в России ткацкой фабрики (1846 г.).

В течение многих десятилетий после Октябрьской революции 1917 г. в России существовала централизованно планируемая система организации хозяйства, в которой частному предпринимательству отводилось скромное место.

В развитии современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой либерализации условий для развития предпринимательской деятельности. В экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности.

Сейчас предпринимательская деятельность в России активно развивается. Бизнес наводнил все сферы российской экономики: торговлю, производство, сферу услуг. Кроме экономических задач, российский предприниматель сегодня выполняет и ряд социальных функций.

Предприниматели заинтересованы развивать центры повышения квалификации и переобучения рабочих. Своей второй по значимости (после создания рабочих мест) социальной миссией бизнесмены видят выплату премий и стипендий талантливым студентам, ученым, деятелям культуры, спортсменам. Народ не относит эту задачу к числу наиболее приоритетных. Появление новых рабочих мест более желанно для предпринимателей, а не для населения.

А вот 60% предпринимателей, не понаслышке знакомых с финансовыми и организационными трудностями, уверены, что главное для российского бизнеса сегодня – это эффективность, а не социальные программы. Ведь многие небольшие фирмы едва сводят концы с концами, стараясь обеспечить задел на будущее.

Предприниматель – это главное действующее лицо рыночной экономики. Именно он, решая что, как и для кого производить, организует производство товаров и услуг. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но, руководствуясь соображениями личной выгоды, предприниматель берет на себя риск и ответственность за производство тех товаров и услуг, которые будут востребованы. И в этом отношении он выполняет очень важную экономическую функцию.

На Руси издревле умели и любили торговать. Занимались предпринимательством все: крестьяне, мещане, дворянство. Крупнейшей торговой организацией было хозяйство царского двора, торговали те, кому делать это полагалось в силу сословной принадлежности – купцы.

В середине XVII в. купец Василий Шоринсоздал в России огромную торгово-промышленную империю. Он организовал систему оптовой и розничной торговли, охватывавшую почти всю страну, посылал торговые экспедиции за моря и кредитовал иностранных купцов.

Курский купец Григорий Шелиховсоздал могущественную Русско-американскую компанию и подарил России Аляску, в жесточайшей конкурентной борьбе вытеснив оттуда французов, англичан и испанцев.

Русское купечество, пережив свой «золотой век» сумело приспособиться к новшествам, введенным Петром I и пережить все потрясения бурного XVIII столетия.

В начале XIX в. российское правительство провело две реформы, ударившие по предпринимательскому сословию. Были увеличены подати и снижены пошлины на импортные товары. В России началось массовое разорение отечественных предпринимателей. Число их начало сокращаться уже в XVIII веке, но теперь этот процесс приобрел катастрофические размеры.

С 1800 по 1824 г. число купцов в Москве уменьшилось в два раза, в целом по европейской части страны в три раза. Уничтожалось ядро сословия – старинные купеческие династии, хранители векового опыта, знаний, духа русской предприимчивости. Спустя два десятилетия положение стало выправляться. Появились новые предприниматели, зачастую выходцы из крестьян. Среди них Рябушинский М.Я., основатель первой в России ткацкой фабрики (1846 г.).

В течение многих десятилетий после Октябрьской революции 1917 г. в России существовала централизованно планируемая система организации хозяйства, в которой частному предпринимательству отводилось скромное место.

В развитии современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой либерализации условий для развития предпринимательской деятельности. В экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности.

Сейчас предпринимательская деятельность в России активно развивается. Бизнес наводнил все сферы российской экономики: торговлю, производство, сферу услуг. Кроме экономических задач, российский предприниматель сегодня выполняет и ряд социальных функций.

Предприниматели заинтересованы развивать центры повышения квалификации и переобучения рабочих. Своей второй по значимости (после создания рабочих мест) социальной миссией бизнесмены видят выплату премий и стипендий талантливым студентам, ученым, деятелям культуры, спортсменам. Народ не относит эту задачу к числу наиболее приоритетных. Появление новых рабочих мест более желанно для предпринимателей, а не для населения.

А вот 60% предпринимателей, не понаслышке знакомых с финансовыми и организационными трудностями, уверены, что главное для российского бизнеса сегодня – это эффективность, а не социальные программы. Ведь многие небольшие фирмы едва сводят концы с концами, стараясь обеспечить задел на будущее.