44. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II. ДВОРЯНСТВО И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Одна из проблем, разрешением которой занялась Екатерина II в первую очередь, была связана с церковными имениями. Число крестьян, принадлежавших духовенству, составляло почти 1 млн человек. Екатерина II лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Духовенство окончательно превратилось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль Екатерина II, и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.

Манифестом от 7 ноября 1775 г. были указаны недостатки существующего областного управления. Прежде губернии делились на провинции, а провинции – на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2 млн 230 тыс. жителей, а Архангельская – только 438 тыс. жителей, а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам или условиям, в основание губернского деления Екатериной II принято было исключительно количество населения. При новом административном разделении было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде – от 20 до 30 тыс. Екатерина II стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы, но ее учреждения были гораздо сложнее учреждений Петра I. Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему все государственное управление. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина II сделала значительный шаг вперед на пути либерализации общества.

Положение дворянства на закате правления Екатерины II.

Грамотой 1785 г. завершен был процесс сложения и возвышения дворянского сословия. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе как по суду лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только с равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет офицерского чина.

Дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. Дворянство пришло к концу XVIII в. к таким результатам: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.

Одна из проблем, разрешением которой занялась Екатерина II в первую очередь, была связана с церковными имениями. Число крестьян, принадлежавших духовенству, составляло почти 1 млн человек. Екатерина II лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Духовенство окончательно превратилось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль Екатерина II, и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.

Манифестом от 7 ноября 1775 г. были указаны недостатки существующего областного управления. Прежде губернии делились на провинции, а провинции – на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2 млн 230 тыс. жителей, а Архангельская – только 438 тыс. жителей, а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам или условиям, в основание губернского деления Екатериной II принято было исключительно количество населения. При новом административном разделении было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде – от 20 до 30 тыс. Екатерина II стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы, но ее учреждения были гораздо сложнее учреждений Петра I. Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему все государственное управление. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина II сделала значительный шаг вперед на пути либерализации общества.

Положение дворянства на закате правления Екатерины II.

Грамотой 1785 г. завершен был процесс сложения и возвышения дворянского сословия. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе как по суду лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только с равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет офицерского чина.

Дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. Дворянство пришло к концу XVIII в. к таким результатам: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.