44. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II. ДВОРЯНСТВО И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Одна из проблем, разрешением которой занялась Екатерина II в первую очередь, была связана с церковными имениями. Число крестьян, принадлежавших духовенству, составляло почти 1 млн человек. Екатерина II лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Духовенство окончательно превратилось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль Екатерина II, и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.
Манифестом от 7 ноября 1775 г. были указаны недостатки существующего областного управления. Прежде губернии делились на провинции, а провинции – на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2 млн 230 тыс. жителей, а Архангельская – только 438 тыс. жителей, а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам или условиям, в основание губернского деления Екатериной II принято было исключительно количество населения. При новом административном разделении было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде – от 20 до 30 тыс. Екатерина II стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы, но ее учреждения были гораздо сложнее учреждений Петра I. Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему все государственное управление. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина II сделала значительный шаг вперед на пути либерализации общества.
Положение дворянства на закате правления Екатерины II.
Грамотой 1785 г. завершен был процесс сложения и возвышения дворянского сословия. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе как по суду лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только с равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет офицерского чина.
Дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. Дворянство пришло к концу XVIII в. к таким результатам: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.
Одна из проблем, разрешением которой занялась Екатерина II в первую очередь, была связана с церковными имениями. Число крестьян, принадлежавших духовенству, составляло почти 1 млн человек. Екатерина II лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Духовенство окончательно превратилось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль Екатерина II, и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.
Манифестом от 7 ноября 1775 г. были указаны недостатки существующего областного управления. Прежде губернии делились на провинции, а провинции – на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2 млн 230 тыс. жителей, а Архангельская – только 438 тыс. жителей, а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам или условиям, в основание губернского деления Екатериной II принято было исключительно количество населения. При новом административном разделении было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде – от 20 до 30 тыс. Екатерина II стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы, но ее учреждения были гораздо сложнее учреждений Петра I. Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему все государственное управление. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина II сделала значительный шаг вперед на пути либерализации общества.
Положение дворянства на закате правления Екатерины II.
Грамотой 1785 г. завершен был процесс сложения и возвышения дворянского сословия. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе как по суду лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только с равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет офицерского чина.
Дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. Дворянство пришло к концу XVIII в. к таким результатам: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.