19. Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64
Финансовый анализ – это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов его деятельности. Финансовое состояние предприятия отражает его способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами.
Финансовый анализ дает возможность оценить имущественное состояние предприятия, степень предпринимательского риска, достаточность капитала, потребность в дополнительных источниках, способность к наращению капитала, рациональность привлечения заемных средств, обоснованность политики распределения и использования прибыли, целесообразность выбора инвестиций и т. д.
Анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках), отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, сводной бухгалтерской отчетности в регистрах, журналах.
Наиболее важен бухгалтерский баланс, представляющий собой зафиксированное на определенную дату состояние имущества фирмы и источников ее финансирования. Баланс не достаточно удобен из-за его статичности.
Анализ финансового состояния может проводиться руководителями и работниками (службами) предприятия – внутренний анализ; а также различными заинтересованными лицами: инвесторами, банками, поставщиками и другими деловыми партнерами, налоговыми органами ит. д. – это внешний анализ. Результаты внутреннего анализа используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель – обеспечить необходимое поступление денежных средств, рациональное размещение и эффективное использование собственных и заемных средств.
Внешний анализ характеризуется множественностью субъектов анализа, разнообразием их целей и интересов. Несмотря на это, внешний анализ проводится на основе типовых методик, стандартов учета и отчетности, которые охватывают различные стороны финансового состояния предприятия и позволяют адаптировать анализ к целям заинтересованных лиц.
Основные группы пользователей бухгалтерской отчетностью, имеющие к ней доступ:
1) акционеры, кредиторы, инвесторы;
2) контролирующие органы;
3) работники предприятий, потенциальные инвесторы, профсоюзные организации, статистические органы.
Все другие пользователи могут получить информацию из официально публикуемой отчетности, которая предоставляется в обязательном порядке определенными законодательно установленными категориями предприятия (например, банки, ломбарды, АО) или на добровольном основании.
Успешность анализа определяется соблюдением следующих основных принципов:
• принцип осторожности, в соответствии с которым результаты любых аналитических процедур следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;
• требование наличия четкой программы анализа, предшествующей его проведению, включая проработку и однозначную идентификацию целей, желаемых результатов и доступных ресурсов;
• принцип построения схемы анализа от общего к частному с выделением наиболее существенных моментов и отбрасыванием несущественных;
• принцип тщательного анализа отклонений от нормативных или плановых значений показателей даже в том случае, когда они имеют позитивный характер;
• требование тщательного выбора используемых аналитических методик и обоснованности применения определенной совокупности критериев и показателей;
• принцип соответствия сложности привлекаемого аппарата целям исследования, в соответствии с которым выбор математического аппарата должен основываться на идее целесообразности и оправданности, поскольку сама по себе сложность аппарата не гарантирует получение более качественных оценок и выводов.
Финансовый анализ – это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов его деятельности. Финансовое состояние предприятия отражает его способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами.
Финансовый анализ дает возможность оценить имущественное состояние предприятия, степень предпринимательского риска, достаточность капитала, потребность в дополнительных источниках, способность к наращению капитала, рациональность привлечения заемных средств, обоснованность политики распределения и использования прибыли, целесообразность выбора инвестиций и т. д.
Анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках), отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, сводной бухгалтерской отчетности в регистрах, журналах.
Наиболее важен бухгалтерский баланс, представляющий собой зафиксированное на определенную дату состояние имущества фирмы и источников ее финансирования. Баланс не достаточно удобен из-за его статичности.
Анализ финансового состояния может проводиться руководителями и работниками (службами) предприятия – внутренний анализ; а также различными заинтересованными лицами: инвесторами, банками, поставщиками и другими деловыми партнерами, налоговыми органами ит. д. – это внешний анализ. Результаты внутреннего анализа используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель – обеспечить необходимое поступление денежных средств, рациональное размещение и эффективное использование собственных и заемных средств.
Внешний анализ характеризуется множественностью субъектов анализа, разнообразием их целей и интересов. Несмотря на это, внешний анализ проводится на основе типовых методик, стандартов учета и отчетности, которые охватывают различные стороны финансового состояния предприятия и позволяют адаптировать анализ к целям заинтересованных лиц.
Основные группы пользователей бухгалтерской отчетностью, имеющие к ней доступ:
1) акционеры, кредиторы, инвесторы;
2) контролирующие органы;
3) работники предприятий, потенциальные инвесторы, профсоюзные организации, статистические органы.
Все другие пользователи могут получить информацию из официально публикуемой отчетности, которая предоставляется в обязательном порядке определенными законодательно установленными категориями предприятия (например, банки, ломбарды, АО) или на добровольном основании.
Успешность анализа определяется соблюдением следующих основных принципов:
• принцип осторожности, в соответствии с которым результаты любых аналитических процедур следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;
• требование наличия четкой программы анализа, предшествующей его проведению, включая проработку и однозначную идентификацию целей, желаемых результатов и доступных ресурсов;
• принцип построения схемы анализа от общего к частному с выделением наиболее существенных моментов и отбрасыванием несущественных;
• принцип тщательного анализа отклонений от нормативных или плановых значений показателей даже в том случае, когда они имеют позитивный характер;
• требование тщательного выбора используемых аналитических методик и обоснованности применения определенной совокупности критериев и показателей;
• принцип соответствия сложности привлекаемого аппарата целям исследования, в соответствии с которым выбор математического аппарата должен основываться на идее целесообразности и оправданности, поскольку сама по себе сложность аппарата не гарантирует получение более качественных оценок и выводов.