19. Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 

Финансовый анализ – это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов его деятельности. Финансовое состояние предприятия отражает его способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами.

Финансовый анализ дает возможность оценить имущественное состояние предприятия, степень предпринимательского риска, достаточность капитала, потребность в дополнительных источниках, способность к наращению капитала, рациональность привлечения заемных средств, обоснованность политики распределения и использования прибыли, целесообразность выбора инвестиций и т. д.

Анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках), отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, сводной бухгалтерской отчетности в регистрах, журналах.

Наиболее важен бухгалтерский баланс, представляющий собой зафиксированное на определенную дату состояние имущества фирмы и источников ее финансирования. Баланс не достаточно удобен из-за его статичности.

Анализ финансового состояния может проводиться руководителями и работниками (службами) предприятия – внутренний анализ; а также различными заинтересованными лицами: инвесторами, банками, поставщиками и другими деловыми партнерами, налоговыми органами ит. д. – это внешний анализ. Результаты внутреннего анализа используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель – обеспечить необходимое поступление денежных средств, рациональное размещение и эффективное использование собственных и заемных средств.

Внешний анализ характеризуется множественностью субъектов анализа, разнообразием их целей и интересов. Несмотря на это, внешний анализ проводится на основе типовых методик, стандартов учета и отчетности, которые охватывают различные стороны финансового состояния предприятия и позволяют адаптировать анализ к целям заинтересованных лиц.

Основные группы пользователей бухгалтерской отчетностью, имеющие к ней доступ:

1) акционеры, кредиторы, инвесторы;

2) контролирующие органы;

3) работники предприятий, потенциальные инвесторы, профсоюзные организации, статистические органы.

Все другие пользователи могут получить информацию из официально публикуемой отчетности, которая предоставляется в обязательном порядке определенными законодательно установленными категориями предприятия (например, банки, ломбарды, АО) или на добровольном основании.

Успешность анализа определяется соблюдением следующих основных принципов:

• принцип осторожности, в соответствии с которым результаты любых аналитических процедур следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;

• требование наличия четкой программы анализа, предшествующей его проведению, включая проработку и однозначную идентификацию целей, желаемых результатов и доступных ресурсов;

• принцип построения схемы анализа от общего к частному с выделением наиболее существенных моментов и отбрасыванием несущественных;

• принцип тщательного анализа отклонений от нормативных или плановых значений показателей даже в том случае, когда они имеют позитивный характер;

• требование тщательного выбора используемых аналитических методик и обоснованности применения определенной совокупности критериев и показателей;

• принцип соответствия сложности привлекаемого аппарата целям исследования, в соответствии с которым выбор математического аппарата должен основываться на идее целесообразности и оправданности, поскольку сама по себе сложность аппарата не гарантирует получение более качественных оценок и выводов.

Финансовый анализ – это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов его деятельности. Финансовое состояние предприятия отражает его способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами.

Финансовый анализ дает возможность оценить имущественное состояние предприятия, степень предпринимательского риска, достаточность капитала, потребность в дополнительных источниках, способность к наращению капитала, рациональность привлечения заемных средств, обоснованность политики распределения и использования прибыли, целесообразность выбора инвестиций и т. д.

Анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках), отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, сводной бухгалтерской отчетности в регистрах, журналах.

Наиболее важен бухгалтерский баланс, представляющий собой зафиксированное на определенную дату состояние имущества фирмы и источников ее финансирования. Баланс не достаточно удобен из-за его статичности.

Анализ финансового состояния может проводиться руководителями и работниками (службами) предприятия – внутренний анализ; а также различными заинтересованными лицами: инвесторами, банками, поставщиками и другими деловыми партнерами, налоговыми органами ит. д. – это внешний анализ. Результаты внутреннего анализа используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель – обеспечить необходимое поступление денежных средств, рациональное размещение и эффективное использование собственных и заемных средств.

Внешний анализ характеризуется множественностью субъектов анализа, разнообразием их целей и интересов. Несмотря на это, внешний анализ проводится на основе типовых методик, стандартов учета и отчетности, которые охватывают различные стороны финансового состояния предприятия и позволяют адаптировать анализ к целям заинтересованных лиц.

Основные группы пользователей бухгалтерской отчетностью, имеющие к ней доступ:

1) акционеры, кредиторы, инвесторы;

2) контролирующие органы;

3) работники предприятий, потенциальные инвесторы, профсоюзные организации, статистические органы.

Все другие пользователи могут получить информацию из официально публикуемой отчетности, которая предоставляется в обязательном порядке определенными законодательно установленными категориями предприятия (например, банки, ломбарды, АО) или на добровольном основании.

Успешность анализа определяется соблюдением следующих основных принципов:

• принцип осторожности, в соответствии с которым результаты любых аналитических процедур следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;

• требование наличия четкой программы анализа, предшествующей его проведению, включая проработку и однозначную идентификацию целей, желаемых результатов и доступных ресурсов;

• принцип построения схемы анализа от общего к частному с выделением наиболее существенных моментов и отбрасыванием несущественных;

• принцип тщательного анализа отклонений от нормативных или плановых значений показателей даже в том случае, когда они имеют позитивный характер;

• требование тщательного выбора используемых аналитических методик и обоснованности применения определенной совокупности критериев и показателей;

• принцип соответствия сложности привлекаемого аппарата целям исследования, в соответствии с которым выбор математического аппарата должен основываться на идее целесообразности и оправданности, поскольку сама по себе сложность аппарата не гарантирует получение более качественных оценок и выводов.