5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Элементами денежной системы являются:

денежная единица, т. е. мера денег, принятая в стране за единицу (рубль, доллар и т. д.);

масштаб цен, т. е. весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (например, рубль состоит из 100 копеек и в течение 60-80-х гг. приравнивался к 0,987672 г золота);

эмиссионная система, т. е. учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги (например, Центральный банк России и др.);

виды денежных знаков, т. е. система кредитных бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в обороте;

институты денежной системы, т. е. государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

Исторически система обращения металлических денег прошла через биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм базировался на использовании в качестве денег двух металлов – золота и серебра (XVI–XIX вв.).

Монометаллизм в качестве денег использовал только золото, а бумажные и кредитные деньги свободно на него обменивались. Монометаллизм имеет три разновидности:

золотомонетный стандарт (с 1821 г. до Первой мировой войны), который характеризовался обращением золотых монет и свободным обменом бумажных и кредитных денег на золото;

золотослитковый стандарт (Англия и Франция – годы Первой мировой войны), предусматривающий обмен знаков стоимости на золото, если они соответствовали цене стандартного слитка золота (например, если картина по цене соответствовала слитку в 1 кг золота, то она на него обменивалась);

золотодевизный стандарт (20-30-е гг. ХХ в.), предусматривающий обмен банкнот на иностранную валюту (девизы), разменную на золото.

После кризиса 1929–1933 гг. свободный обмен банкнот на золото был прекращен, а эпоха монометаллизма закончена.

С 30-х гг. установилась система неразменных кредитных денег.

Ее черты: уход из обращения золота (демонетизация золота), отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания, усиление положения кредитных денег, расширение безналичного оборота, эмиссия денег государством в целях увеличения денежной массы.

Эволюция денежного обращения и самих денег – это объективный исторический процесс развития товарного производства.

Замена золота в роли денег кредитно-бумажными деньгами стала возможна по следующим причинам: при обмене товаров возникает потребность не в том, чтобы определить, какая именно стоимость заключена в том или ином товаре, а в том, чтобы выяснить, во сколько раз она больше или меньше стоимости, заключенной в товаре, предложенном для обмена. Для соизмерения стоимостей не требуется обязательно использовать стоимость какого-либо реально существующего в вещественной форме товара (золота). Важно другое – чтобы обращающиеся деньги представляли стоимость, эквивалентную стоимости обмениваемых товаров, но не обязательно сами имели стоимость.

Именно это и позволило заменить золото простыми бумажными знаками.

Вытеснение золота кредитными деньгами получило дальнейшее развитие в замене носителей денежных функций (банкнот, векселей, чеков) кредитными карточками.

Кредитная карточка выполняет функцию денег быть средством платежа.

Виды кредитных карточек:

Возобновляемые карточки. Применяются в магазинах, ресторанах и т. п. После погашения задолженности карточка возобновляется.

Одномесячные карточки «путешествий и увеселений». Применяются для расчета с туристическими фирмами. Задолженность должна быть погашена в конце месяца.

Фирменные карточки. Выпускаются различными фирмами для оплаты различных служебных расходов.

Премиальные, или «золотые», кредитные карточки. Они выдаются только клиентам с высоким годовым доходом.

Кредитные карточки ведут отсчет своего существования с 1915 г., когда они впервые появились в США в форме записи долга.

Для одновременного этапа эволюции денег характерно появление системы электронных денег, с помощью которой проводятся денежные операции: получение денег с банковского счета, прием вкладов, платежи, выдача чековых книжек, дебет-карточек и др. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

В России система электронных денег находится в стадии становления. Первые «пластиковые деньги» были выпущены в ограниченном количестве Внешэкономбанком в 1989 г. В настоящее время их выпускают крупнейшие банки страны.

Практикум по ТЕМЕ ЛЕКЦИИ 5

План семинара

Характерные черты натурального хозяйства.

Сущность и типы товарного производства.

Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости товара и цены.

Происхождение, сущность и функции денег. Теории денег.

История российских денег.

Сущность и типы денежных систем. Денежное обращение и его эволюция.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

Приведите примеры натурализации хозяйства на микро– и макроуровнях.

Как вы считаете, меновые отношения возникают внутри отдельных общих или на стыке отношений разных по специализации общин?

Определите сущность, условия и причины возникновения и существования товарного производства. Проанализируйте форму экономических отношений товаропроизводителей в нем.

Известно, что основными формами обмена являются бартерный и денежный. Может ли стремительно происходящая ныне эволюция денег привести к новой форме товарного обмена? Какой она вам видится (кредитной, компьютерной или?..).

Наблюдаете ли вы различия между категориями «товар», «благо» и «услуга»? Всегда ли услуга является товаром? Любой ли товар можно считать благом?

Является ли товаром полезный продукт труда, произведенный товаропроизводителями для себя? Аргументируйте ответ примерами.

Всегда ли полезный продукт труда, произведенный для других, является товаром? Приведите примеры.

Можно ли подсчитать стоимость? Какие ответы на этот дискуссионный вопрос дают представители разных экономических школ?

Раскройте содержание экономических категорий «стоимость», «меновая стоимость» и «деньги». Что связывает эти категории?

Бывший президент США Р. Рейган считал, что средством спасения страны от инфляции может стать возращение к золотомо-нетному стандарту. Его оппоненты полагали, что решить такую сложную проблему таким допотопным способом невозможно. Выскажите свое мнение по этой проблеме.

Проведите сравнительный анализ трех разновидностей монометаллизма.

Охарактеризуйте золото как товар и как всеобщий эквивалент.

Могут ли бумажные деньги уйти в «сокровище»?

Тесты, ситуации, задачи

Выберите правильные ответы

1. Товар – это:

а) вещь, способная удовлетворять те или иные потребности людей;

б) материальное благо, имеющее потребительную стоимость для того, кто его произвел;

в) материальное благо, обладающее общественной потребительной стоимостью;

г) вещь, созданная трудом и удовлетворяющая потребности общества;

д) продукт труда, который обладает общественной потребительной стоимостью и передается посредством обмена.

2. Товарное производство – это:

а) изолированное хозяйство, не прибегающее к обмену;

б) хозяйство, основанное на разделении труда по полу и возрасту людей, удовлетворяющих свои потребности собственным трудом;

в) общественное хозяйство, в котором продукты производят обособленные производители, специализирующиеся на выработке какого-либо одного продукта и прибегающие для удовлетворения своих потребностей к обмену.

3. Разграничьте конкретный и абстрактный труд:

а) выражает взаимодействие человека со средствами производства;

б) определяется целью трудовой деятельности, применяемыми орудиями и предметами труда, характером выполняемых операций;

в) выступает в качестве объективной основы для приравнивания различных продуктов труда в процессе их обмена;

г) существует при любой общественной форме производства;

д) выступает в качестве создателя стоимости товара.

4. Разграничьте субъективные и объективные подходы к определению сущности денег:

а) «деньги – это экспериментальная и теоретическая конструкция, изобретенная человечеством» (М. Фридмен);

б) «деньги – это особый товар, выделившийся из общей товарной массы и ставший всеобщим эквивалентом» (К. Маркс);

в) «деньги – это искусственная социальная условность» (П. Самуэльсон).

5. Сопоставьте увеличение стоимости золота со стоимостью и ценой товара. Увеличение стоимости золота:

а) увеличивает цену товара;

б) уменьшает цену товара;

в) не изменяет цену товара;

г) уменьшает стоимость товара;

д) увеличивает стоимость товара;

е) не влияет на стоимость товара.

6. Определите, какие функции выполняют деньги при:

а) измерении стоимости других товаров;

б) предоставлении кредита;

в) покупке товара;

г) погашении долга;

д) арендных платежах;

е) получении заработной платы;

ж) помещении в банк;

з) оплате коммунальных услуг;

и) использовании в международных расчетах.

7. Какие функции не выполняют бумажные деньги:

а) мера стоимости;

б) средство обращения;

в) средство платежа;

г) средство накопления;

д) мировые деньги.

8. Наибольшей ликвидностью обладают:

а) чеки;

б) векселя;

в) акции;

г) деньги;

д) предметы роскоши.

Вопросы для знатоков

1. Сравните два определения денег.

а) «Деньги – это все то, что принимается в обмен на товары и услуги».

б) «Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента».

С каким из этих определений вы согласны? Обоснуйте свою позицию.

У вас имеется 500 тыс. руб. наличными, а у вашего друга – загородный дом, оцениваемый в 1 млн руб. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ хранения имущества более рационален?

Знаменитый шотландец Джон Ло, которого часто называют отцом современных кредитных денег, считал, что изобилие денег в стране – это основа экономического процветания (причем он рассматривал именно бумажные деньги), что, увеличивая выпуск денег, банк увеличивает богатство. В начале XVIII в. он попробовал внедрить свои идеи в жизнь во Франции. Первые два года все шло прекрасно, но впоследствии инфляционные процессы привели к краху всей системы Джона Ло, он был объявлен авантюристом и был вынужден бежать в Брюссель. В чем, с вашей точки зрения, ошибочность взглядов Джона Ло на природу денег?

Разберитесь в ситуации

Представьте себе, что в известной телеэпопее «Последний герой» группа россиян, заброшенная на необитаемый остров, лишилась связи с внешним миром и столкнулась с «проблемами Робинзона».

а) Какие из благ приобрели бы для них наибольшую полезность:

пресная вода, видеокамера, какао-бобы, плоды хлебного дерева,

фотоаппарат, модная одежда?

б) Нуждались бы на необитаемом острове в деньгах? Стало бы там

золото дороже любого другого продукта? Стала бы выловленная

рыба товаром? Проанализируйте экономическую жизнь «вне остро-

ва» и определите условия, при которых появляются такие ка-

тегории, как «товар», «деньги», «предельная полезность».

Решите задачи

Задача 1.

Однородная продукция производится тремя группами товаропроизводителей. На производство единицы продукции в первой группе затрачивается 10 часов, во второй – 12 часов, в третьей – 15 часов. Соответственно производится 200, 500 и 200 изделий. Определите величину стоимости товара при условии, что 1 час рабочего времени соответствует $2. Кто из товаропроизводителей окажется в наиболее выгодном положении на рынке и почему? Какой труд не будет признан обществом?

Задача 2.

Допустим, что сумма цен товаров, подлежащих реализации, составляет $120 млрд, сделки в кредит составляют $20 млрд, срочные платежи – $70 млрд, взаимопогашающиеся платежи – $30 млрд. Каждая денежная единица делает за год в среднем 7 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд бумажных долларов. К каким последствиям приведет выпуск такого количества денег?

Задача 3.

Общественно необходимые затраты труда на производство товаров А, В и С относятся как 1: 2: 3. Цена товара А совпадает со стоимостью и составляет $2. Цена товара В равна $5, а товара С – $4. Определите, в каком направлении цены товаров В и С отклоняются от их стоимости, а также укажите наиболее вероятную причину этих отклонений. Какие меры необходимо предпринять для снижения цен на товар В, а какие для повышения на товар С?

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе

Напишите реферат на выбранную тему

История российских денег.

Становление и развитие товарного хозяйства в России.

Трактовка функций денег представителями различных экономических школ.

Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

Бартер в современной экономике: причины использования и характерные особенности.

Выскажите на семинаре свои впечатления об интересных книгах

А. Н. Толстой в научно-фантастическом романе «Гиперболоид инженера Гарина» пишет о том, как русский эмигрант инженер Гарин овладел способом добывать золото из глубин земной коры в огромном количестве. Интересен вопрос: если перенести фантазию А. Н. Толстого в современный мир, то каких последствий для экономики можно было бы ожидать от внезапного понижения цены золота до цены железа? А может быть, не будет последствий?

А. В. Аникин в книге «Золото» (М., 1984) в увлекательной форме рассказывает о золоте и деньгах, от Средних веков до наших дней. Сделайте аннотацию к любой главе этой книги.

Сочините экономическое эссе на любую из тем

«Золото! Золото! Золото! Его хранят, меняют, покупают и продают, воруют, берут взаймы, мотают, неохотно отдают. Оно – причина многих безвестных преступлений» (Томас Гуд, английский поэт-сатирик).

«Деньги – тлен, душа бессмертна» (Ю. И. Шунин).

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Элементами денежной системы являются:

денежная единица, т. е. мера денег, принятая в стране за единицу (рубль, доллар и т. д.);

масштаб цен, т. е. весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (например, рубль состоит из 100 копеек и в течение 60-80-х гг. приравнивался к 0,987672 г золота);

эмиссионная система, т. е. учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги (например, Центральный банк России и др.);

виды денежных знаков, т. е. система кредитных бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в обороте;

институты денежной системы, т. е. государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

Исторически система обращения металлических денег прошла через биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм базировался на использовании в качестве денег двух металлов – золота и серебра (XVI–XIX вв.).

Монометаллизм в качестве денег использовал только золото, а бумажные и кредитные деньги свободно на него обменивались. Монометаллизм имеет три разновидности:

золотомонетный стандарт (с 1821 г. до Первой мировой войны), который характеризовался обращением золотых монет и свободным обменом бумажных и кредитных денег на золото;

золотослитковый стандарт (Англия и Франция – годы Первой мировой войны), предусматривающий обмен знаков стоимости на золото, если они соответствовали цене стандартного слитка золота (например, если картина по цене соответствовала слитку в 1 кг золота, то она на него обменивалась);

золотодевизный стандарт (20-30-е гг. ХХ в.), предусматривающий обмен банкнот на иностранную валюту (девизы), разменную на золото.

После кризиса 1929–1933 гг. свободный обмен банкнот на золото был прекращен, а эпоха монометаллизма закончена.

С 30-х гг. установилась система неразменных кредитных денег.

Ее черты: уход из обращения золота (демонетизация золота), отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания, усиление положения кредитных денег, расширение безналичного оборота, эмиссия денег государством в целях увеличения денежной массы.

Эволюция денежного обращения и самих денег – это объективный исторический процесс развития товарного производства.

Замена золота в роли денег кредитно-бумажными деньгами стала возможна по следующим причинам: при обмене товаров возникает потребность не в том, чтобы определить, какая именно стоимость заключена в том или ином товаре, а в том, чтобы выяснить, во сколько раз она больше или меньше стоимости, заключенной в товаре, предложенном для обмена. Для соизмерения стоимостей не требуется обязательно использовать стоимость какого-либо реально существующего в вещественной форме товара (золота). Важно другое – чтобы обращающиеся деньги представляли стоимость, эквивалентную стоимости обмениваемых товаров, но не обязательно сами имели стоимость.

Именно это и позволило заменить золото простыми бумажными знаками.

Вытеснение золота кредитными деньгами получило дальнейшее развитие в замене носителей денежных функций (банкнот, векселей, чеков) кредитными карточками.

Кредитная карточка выполняет функцию денег быть средством платежа.

Виды кредитных карточек:

Возобновляемые карточки. Применяются в магазинах, ресторанах и т. п. После погашения задолженности карточка возобновляется.

Одномесячные карточки «путешествий и увеселений». Применяются для расчета с туристическими фирмами. Задолженность должна быть погашена в конце месяца.

Фирменные карточки. Выпускаются различными фирмами для оплаты различных служебных расходов.

Премиальные, или «золотые», кредитные карточки. Они выдаются только клиентам с высоким годовым доходом.

Кредитные карточки ведут отсчет своего существования с 1915 г., когда они впервые появились в США в форме записи долга.

Для одновременного этапа эволюции денег характерно появление системы электронных денег, с помощью которой проводятся денежные операции: получение денег с банковского счета, прием вкладов, платежи, выдача чековых книжек, дебет-карточек и др. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

В России система электронных денег находится в стадии становления. Первые «пластиковые деньги» были выпущены в ограниченном количестве Внешэкономбанком в 1989 г. В настоящее время их выпускают крупнейшие банки страны.

Практикум по ТЕМЕ ЛЕКЦИИ 5

План семинара

Характерные черты натурального хозяйства.

Сущность и типы товарного производства.

Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости товара и цены.

Происхождение, сущность и функции денег. Теории денег.

История российских денег.

Сущность и типы денежных систем. Денежное обращение и его эволюция.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

Приведите примеры натурализации хозяйства на микро– и макроуровнях.

Как вы считаете, меновые отношения возникают внутри отдельных общих или на стыке отношений разных по специализации общин?

Определите сущность, условия и причины возникновения и существования товарного производства. Проанализируйте форму экономических отношений товаропроизводителей в нем.

Известно, что основными формами обмена являются бартерный и денежный. Может ли стремительно происходящая ныне эволюция денег привести к новой форме товарного обмена? Какой она вам видится (кредитной, компьютерной или?..).

Наблюдаете ли вы различия между категориями «товар», «благо» и «услуга»? Всегда ли услуга является товаром? Любой ли товар можно считать благом?

Является ли товаром полезный продукт труда, произведенный товаропроизводителями для себя? Аргументируйте ответ примерами.

Всегда ли полезный продукт труда, произведенный для других, является товаром? Приведите примеры.

Можно ли подсчитать стоимость? Какие ответы на этот дискуссионный вопрос дают представители разных экономических школ?

Раскройте содержание экономических категорий «стоимость», «меновая стоимость» и «деньги». Что связывает эти категории?

Бывший президент США Р. Рейган считал, что средством спасения страны от инфляции может стать возращение к золотомо-нетному стандарту. Его оппоненты полагали, что решить такую сложную проблему таким допотопным способом невозможно. Выскажите свое мнение по этой проблеме.

Проведите сравнительный анализ трех разновидностей монометаллизма.

Охарактеризуйте золото как товар и как всеобщий эквивалент.

Могут ли бумажные деньги уйти в «сокровище»?

Тесты, ситуации, задачи

Выберите правильные ответы

1. Товар – это:

а) вещь, способная удовлетворять те или иные потребности людей;

б) материальное благо, имеющее потребительную стоимость для того, кто его произвел;

в) материальное благо, обладающее общественной потребительной стоимостью;

г) вещь, созданная трудом и удовлетворяющая потребности общества;

д) продукт труда, который обладает общественной потребительной стоимостью и передается посредством обмена.

2. Товарное производство – это:

а) изолированное хозяйство, не прибегающее к обмену;

б) хозяйство, основанное на разделении труда по полу и возрасту людей, удовлетворяющих свои потребности собственным трудом;

в) общественное хозяйство, в котором продукты производят обособленные производители, специализирующиеся на выработке какого-либо одного продукта и прибегающие для удовлетворения своих потребностей к обмену.

3. Разграничьте конкретный и абстрактный труд:

а) выражает взаимодействие человека со средствами производства;

б) определяется целью трудовой деятельности, применяемыми орудиями и предметами труда, характером выполняемых операций;

в) выступает в качестве объективной основы для приравнивания различных продуктов труда в процессе их обмена;

г) существует при любой общественной форме производства;

д) выступает в качестве создателя стоимости товара.

4. Разграничьте субъективные и объективные подходы к определению сущности денег:

а) «деньги – это экспериментальная и теоретическая конструкция, изобретенная человечеством» (М. Фридмен);

б) «деньги – это особый товар, выделившийся из общей товарной массы и ставший всеобщим эквивалентом» (К. Маркс);

в) «деньги – это искусственная социальная условность» (П. Самуэльсон).

5. Сопоставьте увеличение стоимости золота со стоимостью и ценой товара. Увеличение стоимости золота:

а) увеличивает цену товара;

б) уменьшает цену товара;

в) не изменяет цену товара;

г) уменьшает стоимость товара;

д) увеличивает стоимость товара;

е) не влияет на стоимость товара.

6. Определите, какие функции выполняют деньги при:

а) измерении стоимости других товаров;

б) предоставлении кредита;

в) покупке товара;

г) погашении долга;

д) арендных платежах;

е) получении заработной платы;

ж) помещении в банк;

з) оплате коммунальных услуг;

и) использовании в международных расчетах.

7. Какие функции не выполняют бумажные деньги:

а) мера стоимости;

б) средство обращения;

в) средство платежа;

г) средство накопления;

д) мировые деньги.

8. Наибольшей ликвидностью обладают:

а) чеки;

б) векселя;

в) акции;

г) деньги;

д) предметы роскоши.

Вопросы для знатоков

1. Сравните два определения денег.

а) «Деньги – это все то, что принимается в обмен на товары и услуги».

б) «Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента».

С каким из этих определений вы согласны? Обоснуйте свою позицию.

У вас имеется 500 тыс. руб. наличными, а у вашего друга – загородный дом, оцениваемый в 1 млн руб. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ хранения имущества более рационален?

Знаменитый шотландец Джон Ло, которого часто называют отцом современных кредитных денег, считал, что изобилие денег в стране – это основа экономического процветания (причем он рассматривал именно бумажные деньги), что, увеличивая выпуск денег, банк увеличивает богатство. В начале XVIII в. он попробовал внедрить свои идеи в жизнь во Франции. Первые два года все шло прекрасно, но впоследствии инфляционные процессы привели к краху всей системы Джона Ло, он был объявлен авантюристом и был вынужден бежать в Брюссель. В чем, с вашей точки зрения, ошибочность взглядов Джона Ло на природу денег?

Разберитесь в ситуации

Представьте себе, что в известной телеэпопее «Последний герой» группа россиян, заброшенная на необитаемый остров, лишилась связи с внешним миром и столкнулась с «проблемами Робинзона».

а) Какие из благ приобрели бы для них наибольшую полезность:

пресная вода, видеокамера, какао-бобы, плоды хлебного дерева,

фотоаппарат, модная одежда?

б) Нуждались бы на необитаемом острове в деньгах? Стало бы там

золото дороже любого другого продукта? Стала бы выловленная

рыба товаром? Проанализируйте экономическую жизнь «вне остро-

ва» и определите условия, при которых появляются такие ка-

тегории, как «товар», «деньги», «предельная полезность».

Решите задачи

Задача 1.

Однородная продукция производится тремя группами товаропроизводителей. На производство единицы продукции в первой группе затрачивается 10 часов, во второй – 12 часов, в третьей – 15 часов. Соответственно производится 200, 500 и 200 изделий. Определите величину стоимости товара при условии, что 1 час рабочего времени соответствует $2. Кто из товаропроизводителей окажется в наиболее выгодном положении на рынке и почему? Какой труд не будет признан обществом?

Задача 2.

Допустим, что сумма цен товаров, подлежащих реализации, составляет $120 млрд, сделки в кредит составляют $20 млрд, срочные платежи – $70 млрд, взаимопогашающиеся платежи – $30 млрд. Каждая денежная единица делает за год в среднем 7 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд бумажных долларов. К каким последствиям приведет выпуск такого количества денег?

Задача 3.

Общественно необходимые затраты труда на производство товаров А, В и С относятся как 1: 2: 3. Цена товара А совпадает со стоимостью и составляет $2. Цена товара В равна $5, а товара С – $4. Определите, в каком направлении цены товаров В и С отклоняются от их стоимости, а также укажите наиболее вероятную причину этих отклонений. Какие меры необходимо предпринять для снижения цен на товар В, а какие для повышения на товар С?

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе

Напишите реферат на выбранную тему

История российских денег.

Становление и развитие товарного хозяйства в России.

Трактовка функций денег представителями различных экономических школ.

Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

Бартер в современной экономике: причины использования и характерные особенности.

Выскажите на семинаре свои впечатления об интересных книгах

А. Н. Толстой в научно-фантастическом романе «Гиперболоид инженера Гарина» пишет о том, как русский эмигрант инженер Гарин овладел способом добывать золото из глубин земной коры в огромном количестве. Интересен вопрос: если перенести фантазию А. Н. Толстого в современный мир, то каких последствий для экономики можно было бы ожидать от внезапного понижения цены золота до цены железа? А может быть, не будет последствий?

А. В. Аникин в книге «Золото» (М., 1984) в увлекательной форме рассказывает о золоте и деньгах, от Средних веков до наших дней. Сделайте аннотацию к любой главе этой книги.

Сочините экономическое эссе на любую из тем

«Золото! Золото! Золото! Его хранят, меняют, покупают и продают, воруют, берут взаймы, мотают, неохотно отдают. Оно – причина многих безвестных преступлений» (Томас Гуд, английский поэт-сатирик).

«Деньги – тлен, душа бессмертна» (Ю. И. Шунин).