8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рынка, его ключевой категорией. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла:
• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;
• в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями;
• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;
• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.
Конкуренция – весьма жесткое явление. Она имеет ряд отрицательных черт:
• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);
• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);
• не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;
• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
К положительным качествам конкуренции относится то, что она:
• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;
• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
• способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.
Конкуренция подчас бывает недобросовестной.
Недобросовестная конкуренция имеет следующие виды:
• продажа по демпинговым ценам;
• установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;
• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения (например, чрезмерное завышение цен);
• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т. п.
В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рынка, его ключевой категорией. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла:
• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;
• в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями;
• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;
• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.
Конкуренция – весьма жесткое явление. Она имеет ряд отрицательных черт:
• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);
• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);
• не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;
• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
К положительным качествам конкуренции относится то, что она:
• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;
• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
• способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.
Конкуренция подчас бывает недобросовестной.
Недобросовестная конкуренция имеет следующие виды:
• продажа по демпинговым ценам;
• установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;
• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения (например, чрезмерное завышение цен);
• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т. п.
В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.