8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рынка, его ключевой категорией. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла:

• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

• в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями;

• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;

• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.

Конкуренция – весьма жесткое явление. Она имеет ряд отрицательных черт:

• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);

• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);

• не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;

• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

К положительным качествам конкуренции относится то, что она:

• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

• способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

Конкуренция подчас бывает недобросовестной.

Недобросовестная конкуренция имеет следующие виды:

• продажа по демпинговым ценам;

• установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;

• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения (например, чрезмерное завышение цен);

• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т. п.

В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рынка, его ключевой категорией. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла:

• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

• в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями;

• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;

• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.

Конкуренция – весьма жесткое явление. Она имеет ряд отрицательных черт:

• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);

• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);

• не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;

• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

К положительным качествам конкуренции относится то, что она:

• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

• способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

Конкуренция подчас бывает недобросовестной.

Недобросовестная конкуренция имеет следующие виды:

• продажа по демпинговым ценам;

• установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;

• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения (например, чрезмерное завышение цен);

• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т. п.

В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.