3. Форма устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов.
1. Простая (унитарная).
Страны с такой формой представляют собой единое централизованное государство, состоящее из зависимых административно—территориальных единиц (Япония, Англия, Швейцария, Франция и др.). Унитарные государства имеют двухуровневую бюджетную систему: государственный бюджет и местные бюджеты.
Государственный бюджет является аккумулятором части национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему.
За государственным бюджетом закреплены крупные налоговые доходы, позволяющие производить расходы по осуществлению социально—экономических задач.
В 1960–1970 гг. в западных странах произошло укрупнение муниципальных административных единиц. Вследствие этого увеличилась значимость местных бюджетов.
Кроме того, более мелкие административные единицы, такие как сельские округа и приходы, упразднились. Положительными моментами реформирования органов местного самоуправления оказались сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Таким образом, межбюджетные отношения между государственной казной и бюджетами муниципальных единиц стали более целенаправленными. Органы местного самоуправления самостоятельно смогли регулировать многие вопросы социального характера на данной территории. Местные бюджеты выступают «проводниками» финансовой, экономической, социальной политики правительства.
Хотя формально местные бюджеты считаются независимыми от центра, в реальности на финансирование текущих расходов местных органов власти выделяются значительные средства из общего бюджета в форме дотаций и целевых субсидий.
2. Сложная (федеративная, конфедеративная, имперская).
Сложная форма устройства представляет союз государств или территориальных образований, независимых друг от друга (США, Канада, ФРГ, союзные государства, Россия и т. д.).
В федеративных государствах трехуровневая бюджетная система: бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.
Особенность федеративного устройства финансов состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.
К примеру, бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов, более 80 000 бюджетов местных административных подразделений:
1) 3000 округов;
2) 19 000 муниципалитетов;
3) 17 000 городов и тауншипов;
4) 15 000 школьных округов;
5) 29 000 специальных округов.
Бюджетная система ФРГ состоит из: федерального бюджета, бюджетов 16 земель, в том числе бюджетов ганзейских городов, бюджетов общин, в том числе бюджетов объединений общин и округов и т. д.
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов.
1. Простая (унитарная).
Страны с такой формой представляют собой единое централизованное государство, состоящее из зависимых административно—территориальных единиц (Япония, Англия, Швейцария, Франция и др.). Унитарные государства имеют двухуровневую бюджетную систему: государственный бюджет и местные бюджеты.
Государственный бюджет является аккумулятором части национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему.
За государственным бюджетом закреплены крупные налоговые доходы, позволяющие производить расходы по осуществлению социально—экономических задач.
В 1960–1970 гг. в западных странах произошло укрупнение муниципальных административных единиц. Вследствие этого увеличилась значимость местных бюджетов.
Кроме того, более мелкие административные единицы, такие как сельские округа и приходы, упразднились. Положительными моментами реформирования органов местного самоуправления оказались сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Таким образом, межбюджетные отношения между государственной казной и бюджетами муниципальных единиц стали более целенаправленными. Органы местного самоуправления самостоятельно смогли регулировать многие вопросы социального характера на данной территории. Местные бюджеты выступают «проводниками» финансовой, экономической, социальной политики правительства.
Хотя формально местные бюджеты считаются независимыми от центра, в реальности на финансирование текущих расходов местных органов власти выделяются значительные средства из общего бюджета в форме дотаций и целевых субсидий.
2. Сложная (федеративная, конфедеративная, имперская).
Сложная форма устройства представляет союз государств или территориальных образований, независимых друг от друга (США, Канада, ФРГ, союзные государства, Россия и т. д.).
В федеративных государствах трехуровневая бюджетная система: бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.
Особенность федеративного устройства финансов состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.
К примеру, бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов, более 80 000 бюджетов местных административных подразделений:
1) 3000 округов;
2) 19 000 муниципалитетов;
3) 17 000 городов и тауншипов;
4) 15 000 школьных округов;
5) 29 000 специальных округов.
Бюджетная система ФРГ состоит из: федерального бюджета, бюджетов 16 земель, в том числе бюджетов ганзейских городов, бюджетов общин, в том числе бюджетов объединений общин и округов и т. д.