22. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений – изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение его методологии и методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внешнего, так и внутреннего рынка возникают совершенно новые, не традиционные задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия. С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с другой – как функция управления маркетинговой деятельностью в целом.

Существенное расширение состава субъектов анализа в условиях укрепления рыночных отношений связано с формированием рынка услуг и появлением финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых, факторинговых). Объектом анализа могут служить все этапы цикла сферы услуг, а при предоставлении отдельных из них (консалтинговых) – средством их создания.

Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций как коммерческой деятельности предприятий, так и его внешней среды. В этих условиях наибольшее значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ. Особенность – комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Режим предоставления результатов ситуационного анализа – запросный, построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе. Она состоит из блоков, характеризующих состояние рынка, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен, ценовой политики, спроса, товародвижения.

Задача экономического анализа в условиях рынка – исследование коммерческого риска: организация тщательного анализа затрат труда, учета, контроля и анализа себестоимости продукции; кардинальная перестройка анализа потребительского спроса.

В условиях укрепления рыночных отношений процесс управления коммерческой деятельностью позволяет выделить этапы анализа:

1) предварительный;

2) оперативный. Предпосылка – использование компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Условие организации оперативного анализа (ретроспективного, прогнозного) – информационная база;

3) заключительный.

Результаты оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Эта информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и является строго ориентированной. Состав информационной базы анализа расширяется. Ранее он на 80 % определялся системой бухгалтерского учета и отчетности, в период развития рыночных отношений это соотношение изменяется за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды.

Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений – изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение его методологии и методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внешнего, так и внутреннего рынка возникают совершенно новые, не традиционные задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия. С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с другой – как функция управления маркетинговой деятельностью в целом.

Существенное расширение состава субъектов анализа в условиях укрепления рыночных отношений связано с формированием рынка услуг и появлением финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых, факторинговых). Объектом анализа могут служить все этапы цикла сферы услуг, а при предоставлении отдельных из них (консалтинговых) – средством их создания.

Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций как коммерческой деятельности предприятий, так и его внешней среды. В этих условиях наибольшее значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ. Особенность – комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Режим предоставления результатов ситуационного анализа – запросный, построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе. Она состоит из блоков, характеризующих состояние рынка, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен, ценовой политики, спроса, товародвижения.

Задача экономического анализа в условиях рынка – исследование коммерческого риска: организация тщательного анализа затрат труда, учета, контроля и анализа себестоимости продукции; кардинальная перестройка анализа потребительского спроса.

В условиях укрепления рыночных отношений процесс управления коммерческой деятельностью позволяет выделить этапы анализа:

1) предварительный;

2) оперативный. Предпосылка – использование компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Условие организации оперативного анализа (ретроспективного, прогнозного) – информационная база;

3) заключительный.

Результаты оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Эта информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и является строго ориентированной. Состав информационной базы анализа расширяется. Ранее он на 80 % определялся системой бухгалтерского учета и отчетности, в период развития рыночных отношений это соотношение изменяется за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды.