5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, САНКХЬЯ И ЙОГА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
Главным источником древнеиндийской философии являются Веды – сборники гимнов в честь богов. Они содержат в себе несколько частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение – религиозно-мифологическое. В нем обосновывается социальное неравенство людей, их деление на касты – замкнутые группы людей, наследующие из поколения в поколение отличительные знаки, символику, образ жизни, профессию, мировоззренческие представления. Так, привилегией брахманов-жрецов был умственный труд, кшатриев – воинское дело, вайшьи занимались земледелием, ремеслом и торговлей, а за шудрами был закреплен самый низший труд.
Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ – даршан. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, называются астика (ортодоксальные). Те же, которые не признают этого авторитета Вед, называются настика (неортодоксальные).
К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным относят чарваку-локаяту, адживику, ранний буддизм, джайнизм. Такая классификация не совсем научна. Мы разделим даршаны на философские и парафилософские. К последним примкнут ранний буддизм и джайнизм.
Джайнизм. Основоположник – Махавира (III в. до н. э.). Основные положения: отрицает святость Вед; осуждает жертвоприношения; допускает женщин к изучению священных текстов; в основе мировоззрения находится представление о карме, космическом законе, который определяет судьбу человека, но не фатально, так как карму можно победить путем соблюдения обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм признается высшей добродетелью человека.
Буддизм. Основатель – принц Гаутама, или Будда (Просветленный). Суть в 4 истинах: жизнь есть страдание (старость, болезни, невзгоды, смерть); корень страдания – в жажде жизни; страдание имеет причину, а раз так, то прекращение страдания – это уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания – достижение нирваны – такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.
Санкхья. Признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. В мире существуют две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух), первая из которых активна, вторая – пассивна. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй – индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются земля, вода, воздух, огонь и эфир.
Йога. Основатель – Патанджали (II в. до н. э.). Главное содержание – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или «я» от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с «я».
Главным источником древнеиндийской философии являются Веды – сборники гимнов в честь богов. Они содержат в себе несколько частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение – религиозно-мифологическое. В нем обосновывается социальное неравенство людей, их деление на касты – замкнутые группы людей, наследующие из поколения в поколение отличительные знаки, символику, образ жизни, профессию, мировоззренческие представления. Так, привилегией брахманов-жрецов был умственный труд, кшатриев – воинское дело, вайшьи занимались земледелием, ремеслом и торговлей, а за шудрами был закреплен самый низший труд.
Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ – даршан. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, называются астика (ортодоксальные). Те же, которые не признают этого авторитета Вед, называются настика (неортодоксальные).
К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным относят чарваку-локаяту, адживику, ранний буддизм, джайнизм. Такая классификация не совсем научна. Мы разделим даршаны на философские и парафилософские. К последним примкнут ранний буддизм и джайнизм.
Джайнизм. Основоположник – Махавира (III в. до н. э.). Основные положения: отрицает святость Вед; осуждает жертвоприношения; допускает женщин к изучению священных текстов; в основе мировоззрения находится представление о карме, космическом законе, который определяет судьбу человека, но не фатально, так как карму можно победить путем соблюдения обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм признается высшей добродетелью человека.
Буддизм. Основатель – принц Гаутама, или Будда (Просветленный). Суть в 4 истинах: жизнь есть страдание (старость, болезни, невзгоды, смерть); корень страдания – в жажде жизни; страдание имеет причину, а раз так, то прекращение страдания – это уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания – достижение нирваны – такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.
Санкхья. Признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. В мире существуют две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух), первая из которых активна, вторая – пассивна. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй – индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются земля, вода, воздух, огонь и эфир.
Йога. Основатель – Патанджали (II в. до н. э.). Главное содержание – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или «я» от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с «я».