70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. ИХ РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ, ХРАНЕНИИ, ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
Высшие животные (млекопитающие и птицы), в отличие от неживой природы и низших животных, используют знаки-жесты, в которых может заключаться реакция на еще не произошедшее событие, связанное с контактом животных или с реакцией животного на следы пребывания того или иного объекта. Рычание собаки – это уже знак-жест, в отличие от нежестового знака.
Но у сугубо человеческих языков, у языков культуры есть свои яркие особенности, отличающие их от языков животных: 1) языки культуры далеко выходят за пределы видовой деятельности, за пределы проблем видовой иерархии, проблем добывания пищи и защиты, обусловленных генетической программой; 2) человеческие языки могут давать представление об объекте не только в его отсутствие, но и в отсутствие непосредственно следов его пребывания. В них выражается способность человека не только к ограниченному временному (как у животных), но и к пространственному отвлеченному мышлению, к так называемым полным абстракциям; 3) знаковые системы человеческих языков охватывают практически все явления природы, наблюдаемые человеком; 4) знаковый запас человеческих языков отличается исключительным богатством. Словарный запас человека составляет в среднем 10–15 тыс. слов, часть из них – активные, которые человек использует, другая часть – пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам; 5) знак в рамках культуры приобретает поливариантность, т. е., в принципе, может быть соотнесен с неопределенно большим количеством значений, а знаковые системы приобретают динамизм и изменчивость. Таким образом, знакам культуры придается значение символов.
В этих чертах человеческих языков отражается тот факт, что человек выступает активным преобразователем законов природы (разумеется, на доступном ему уровне). Речевые средства коммуникации позволили человеку создать множество систем звуковых языков, получивших впоследствии графическое выражение и ставших письменностью. Сам язык, который может передать любое культурное содержание, выступает в роли символа культуры и является единственным средством создания символов культуры. Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства и отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. Знаком может быть не только буква или цифра, но и целая знаковая совокупность, обозначающая что-либо (напр., слово, предложение или большое определение). Культура – незаконченный текст с меняющимися значениями знаков, которым таким образом придается значение символов, в отличие от знака в его узком понимании изменчивых и, в принципе, могущих иметь любое значение. Каждый конкретный знак может быть отождествлен с реально существующим значением (денотатом), и число денотатов всегда ограничено или же их нет вовсе. Но в то же время у знака есть десигнат – совокупность объектов, к которым знак может быть применен (в том числе в качестве элемента).
Высшие животные (млекопитающие и птицы), в отличие от неживой природы и низших животных, используют знаки-жесты, в которых может заключаться реакция на еще не произошедшее событие, связанное с контактом животных или с реакцией животного на следы пребывания того или иного объекта. Рычание собаки – это уже знак-жест, в отличие от нежестового знака.
Но у сугубо человеческих языков, у языков культуры есть свои яркие особенности, отличающие их от языков животных: 1) языки культуры далеко выходят за пределы видовой деятельности, за пределы проблем видовой иерархии, проблем добывания пищи и защиты, обусловленных генетической программой; 2) человеческие языки могут давать представление об объекте не только в его отсутствие, но и в отсутствие непосредственно следов его пребывания. В них выражается способность человека не только к ограниченному временному (как у животных), но и к пространственному отвлеченному мышлению, к так называемым полным абстракциям; 3) знаковые системы человеческих языков охватывают практически все явления природы, наблюдаемые человеком; 4) знаковый запас человеческих языков отличается исключительным богатством. Словарный запас человека составляет в среднем 10–15 тыс. слов, часть из них – активные, которые человек использует, другая часть – пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам; 5) знак в рамках культуры приобретает поливариантность, т. е., в принципе, может быть соотнесен с неопределенно большим количеством значений, а знаковые системы приобретают динамизм и изменчивость. Таким образом, знакам культуры придается значение символов.
В этих чертах человеческих языков отражается тот факт, что человек выступает активным преобразователем законов природы (разумеется, на доступном ему уровне). Речевые средства коммуникации позволили человеку создать множество систем звуковых языков, получивших впоследствии графическое выражение и ставших письменностью. Сам язык, который может передать любое культурное содержание, выступает в роли символа культуры и является единственным средством создания символов культуры. Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства и отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. Знаком может быть не только буква или цифра, но и целая знаковая совокупность, обозначающая что-либо (напр., слово, предложение или большое определение). Культура – незаконченный текст с меняющимися значениями знаков, которым таким образом придается значение символов, в отличие от знака в его узком понимании изменчивых и, в принципе, могущих иметь любое значение. Каждый конкретный знак может быть отождествлен с реально существующим значением (денотатом), и число денотатов всегда ограничено или же их нет вовсе. Но в то же время у знака есть десигнат – совокупность объектов, к которым знак может быть применен (в том числе в качестве элемента).