3. Генезис капиталистической экономики в странах первого эшелона (Голландия, Англия, Франция, США)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Голландия

Геополитическая ситуация содействовала тому, что в середине XVII в.

Голландия стала центром мировой торговли, чем удачно воспользовались голландские банкиры, сбавив процентные ставки по ссудам и тем самым увеличив приток финансового капитала в государство.

Притянутые средства направлялись, как правило, только в одну сферу хозяйственной деятельности – судостроение, имеющее большой срок оборачиваемости (а значит, и возврата) средств. Это привело к увеличению налогов, пошлин, сборов и т. п. Во-первых, это явилось причиной повышения цен, а, во-вторых, обернулось ухудшением рыночной конъюнктуры.

К концу XVII в. Голландия, потеряв мировое лидерство как в банковской сфере так и в торговле, тем не менее стала самой морской крупной державой в мире (75 % европейского флота «ходило» под голландским флагом).

Англия

Первоначальное накопления капитала в Англии было связано с ростом спроса на шерсть, что способствовало разведению овец и развитию сукноделия: в этой сфере хозяйственной деятельности к концу XVI в. трудилось около половины населения страны (в большей части сельского).

Крупной статьей доходов Англии была также работорговля, монопольное право на которую Англия добилась в начале XVIII в. Еще одним источником первоначального капитала было привлечение средств собственного населения, что имело аналогичные Голландии последствия: рост цен, увеличение таможенных пошлин, которое в Англии к тому же было сопряжено с явным протекционизмом.

Одержав ряд побед над Испанией, Голландией и Францией, Англия стала супердержавой, крупнейшей в мире колониальной империей, что обеспечило дополнительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Спрос на сукно стал причиной не только социальной, но и промышленной революции в Англии, охватившей практически все отрасли.

Основными изобретениями, появившимися в Англии в период промышленной революции либо достаточно быстро нашедшими применении в ее промыпшенности, были: тюль-машина (1783 г.); паровая машина, пудлинговая печь (1784 г.); механический ткацкий станок (1785 г.); токарный станок (1798 г.); строгальный станок (1802 г.); локомотив (1814 г.); железная дорога (1824 г.). Таким образом, в результате промышленной революции в Англии сложились самые современные для того времени металлургия и машиностроение.

Франция

Первоначальное накопление капитала во Франции было обеспечено за счет тех же основных источников, что в Голландии и Англии, а именно: банковской деятельности (основное направление), внешней торговли (Франция была крупнейшим после Англии экспортером, чему способствовало установление режимов взаимного благоприятствования практически со всеми европейскими странами, исключая Англию), колонизации.

Все это позволило Франции в 1830-1840-е гг. создать современную для того времени легкую промышленность (в основном, текстильное производство), а в последующие годы – осуществить железнодорожное строительство и создать все отрасли тяжелой промышленности.

Промышленная революция была завершена к началу 1860-х гг., и уже в 1870 г.

Франция имела крупнейшие в Европе металлургические заводы, 18 тыс. км железнодорожной сети, 25 тыс. паровых двигателей, около 5 млн человек, занятых в промышленности.

США

Финансово-материальные условия промышленного переворота в США были созданы не только деньгами переселенцев из Европы, но и не имеющим аналогов в мире талантом американских инженеров (ткацкая машина Слейтера, простого рабочего-эмигранта; швейная машина Зингера; пароход Фултона; телеграф Морзе; жатвенная машина Маккормика и т. д.), на долгие годы заложивших традицию непрерывной рационализации.

Третья особенность промышленной революции в США – опережающие темпы развития рыночной инфраструктуры: так, в течение 20 лет (1830–1850 гг.) общая протяженность железных дорог (связавших в единую систему рудные, угольные копи и металлургические производства) увеличилась в 300 раз, что стало базой для развития собственного машиностроения, вышедшего к 1870 г. на первое место в мире как по объемам производства, так и качественным характеристикам выпускаемого оборудования.

Принципиально важное значение имело проведение капиталистической сельскохозяйственной реформы, основными вехами которой были: «гомстед-акт» (1862 г.) и отмена рабства (1863 г.), что явилось началом развития сельскохозяйственных производств, основанных наличном труде фермеров.

Голландия

Геополитическая ситуация содействовала тому, что в середине XVII в.

Голландия стала центром мировой торговли, чем удачно воспользовались голландские банкиры, сбавив процентные ставки по ссудам и тем самым увеличив приток финансового капитала в государство.

Притянутые средства направлялись, как правило, только в одну сферу хозяйственной деятельности – судостроение, имеющее большой срок оборачиваемости (а значит, и возврата) средств. Это привело к увеличению налогов, пошлин, сборов и т. п. Во-первых, это явилось причиной повышения цен, а, во-вторых, обернулось ухудшением рыночной конъюнктуры.

К концу XVII в. Голландия, потеряв мировое лидерство как в банковской сфере так и в торговле, тем не менее стала самой морской крупной державой в мире (75 % европейского флота «ходило» под голландским флагом).

Англия

Первоначальное накопления капитала в Англии было связано с ростом спроса на шерсть, что способствовало разведению овец и развитию сукноделия: в этой сфере хозяйственной деятельности к концу XVI в. трудилось около половины населения страны (в большей части сельского).

Крупной статьей доходов Англии была также работорговля, монопольное право на которую Англия добилась в начале XVIII в. Еще одним источником первоначального капитала было привлечение средств собственного населения, что имело аналогичные Голландии последствия: рост цен, увеличение таможенных пошлин, которое в Англии к тому же было сопряжено с явным протекционизмом.

Одержав ряд побед над Испанией, Голландией и Францией, Англия стала супердержавой, крупнейшей в мире колониальной империей, что обеспечило дополнительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Спрос на сукно стал причиной не только социальной, но и промышленной революции в Англии, охватившей практически все отрасли.

Основными изобретениями, появившимися в Англии в период промышленной революции либо достаточно быстро нашедшими применении в ее промыпшенности, были: тюль-машина (1783 г.); паровая машина, пудлинговая печь (1784 г.); механический ткацкий станок (1785 г.); токарный станок (1798 г.); строгальный станок (1802 г.); локомотив (1814 г.); железная дорога (1824 г.). Таким образом, в результате промышленной революции в Англии сложились самые современные для того времени металлургия и машиностроение.

Франция

Первоначальное накопление капитала во Франции было обеспечено за счет тех же основных источников, что в Голландии и Англии, а именно: банковской деятельности (основное направление), внешней торговли (Франция была крупнейшим после Англии экспортером, чему способствовало установление режимов взаимного благоприятствования практически со всеми европейскими странами, исключая Англию), колонизации.

Все это позволило Франции в 1830-1840-е гг. создать современную для того времени легкую промышленность (в основном, текстильное производство), а в последующие годы – осуществить железнодорожное строительство и создать все отрасли тяжелой промышленности.

Промышленная революция была завершена к началу 1860-х гг., и уже в 1870 г.

Франция имела крупнейшие в Европе металлургические заводы, 18 тыс. км железнодорожной сети, 25 тыс. паровых двигателей, около 5 млн человек, занятых в промышленности.

США

Финансово-материальные условия промышленного переворота в США были созданы не только деньгами переселенцев из Европы, но и не имеющим аналогов в мире талантом американских инженеров (ткацкая машина Слейтера, простого рабочего-эмигранта; швейная машина Зингера; пароход Фултона; телеграф Морзе; жатвенная машина Маккормика и т. д.), на долгие годы заложивших традицию непрерывной рационализации.

Третья особенность промышленной революции в США – опережающие темпы развития рыночной инфраструктуры: так, в течение 20 лет (1830–1850 гг.) общая протяженность железных дорог (связавших в единую систему рудные, угольные копи и металлургические производства) увеличилась в 300 раз, что стало базой для развития собственного машиностроения, вышедшего к 1870 г. на первое место в мире как по объемам производства, так и качественным характеристикам выпускаемого оборудования.

Принципиально важное значение имело проведение капиталистической сельскохозяйственной реформы, основными вехами которой были: «гомстед-акт» (1862 г.) и отмена рабства (1863 г.), что явилось началом развития сельскохозяйственных производств, основанных наличном труде фермеров.