3. Генезис капиталистической экономики в странах первого эшелона (Голландия, Англия, Франция, США)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Голландия
Геополитическая ситуация содействовала тому, что в середине XVII в.
Голландия стала центром мировой торговли, чем удачно воспользовались голландские банкиры, сбавив процентные ставки по ссудам и тем самым увеличив приток финансового капитала в государство.
Притянутые средства направлялись, как правило, только в одну сферу хозяйственной деятельности – судостроение, имеющее большой срок оборачиваемости (а значит, и возврата) средств. Это привело к увеличению налогов, пошлин, сборов и т. п. Во-первых, это явилось причиной повышения цен, а, во-вторых, обернулось ухудшением рыночной конъюнктуры.
К концу XVII в. Голландия, потеряв мировое лидерство как в банковской сфере так и в торговле, тем не менее стала самой морской крупной державой в мире (75 % европейского флота «ходило» под голландским флагом).
Англия
Первоначальное накопления капитала в Англии было связано с ростом спроса на шерсть, что способствовало разведению овец и развитию сукноделия: в этой сфере хозяйственной деятельности к концу XVI в. трудилось около половины населения страны (в большей части сельского).
Крупной статьей доходов Англии была также работорговля, монопольное право на которую Англия добилась в начале XVIII в. Еще одним источником первоначального капитала было привлечение средств собственного населения, что имело аналогичные Голландии последствия: рост цен, увеличение таможенных пошлин, которое в Англии к тому же было сопряжено с явным протекционизмом.
Одержав ряд побед над Испанией, Голландией и Францией, Англия стала супердержавой, крупнейшей в мире колониальной империей, что обеспечило дополнительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы.
Спрос на сукно стал причиной не только социальной, но и промышленной революции в Англии, охватившей практически все отрасли.
Основными изобретениями, появившимися в Англии в период промышленной революции либо достаточно быстро нашедшими применении в ее промыпшенности, были: тюль-машина (1783 г.); паровая машина, пудлинговая печь (1784 г.); механический ткацкий станок (1785 г.); токарный станок (1798 г.); строгальный станок (1802 г.); локомотив (1814 г.); железная дорога (1824 г.). Таким образом, в результате промышленной революции в Англии сложились самые современные для того времени металлургия и машиностроение.
Франция
Первоначальное накопление капитала во Франции было обеспечено за счет тех же основных источников, что в Голландии и Англии, а именно: банковской деятельности (основное направление), внешней торговли (Франция была крупнейшим после Англии экспортером, чему способствовало установление режимов взаимного благоприятствования практически со всеми европейскими странами, исключая Англию), колонизации.
Все это позволило Франции в 1830-1840-е гг. создать современную для того времени легкую промышленность (в основном, текстильное производство), а в последующие годы – осуществить железнодорожное строительство и создать все отрасли тяжелой промышленности.
Промышленная революция была завершена к началу 1860-х гг., и уже в 1870 г.
Франция имела крупнейшие в Европе металлургические заводы, 18 тыс. км железнодорожной сети, 25 тыс. паровых двигателей, около 5 млн человек, занятых в промышленности.
США
Финансово-материальные условия промышленного переворота в США были созданы не только деньгами переселенцев из Европы, но и не имеющим аналогов в мире талантом американских инженеров (ткацкая машина Слейтера, простого рабочего-эмигранта; швейная машина Зингера; пароход Фултона; телеграф Морзе; жатвенная машина Маккормика и т. д.), на долгие годы заложивших традицию непрерывной рационализации.
Третья особенность промышленной революции в США – опережающие темпы развития рыночной инфраструктуры: так, в течение 20 лет (1830–1850 гг.) общая протяженность железных дорог (связавших в единую систему рудные, угольные копи и металлургические производства) увеличилась в 300 раз, что стало базой для развития собственного машиностроения, вышедшего к 1870 г. на первое место в мире как по объемам производства, так и качественным характеристикам выпускаемого оборудования.
Принципиально важное значение имело проведение капиталистической сельскохозяйственной реформы, основными вехами которой были: «гомстед-акт» (1862 г.) и отмена рабства (1863 г.), что явилось началом развития сельскохозяйственных производств, основанных наличном труде фермеров.
Голландия
Геополитическая ситуация содействовала тому, что в середине XVII в.
Голландия стала центром мировой торговли, чем удачно воспользовались голландские банкиры, сбавив процентные ставки по ссудам и тем самым увеличив приток финансового капитала в государство.
Притянутые средства направлялись, как правило, только в одну сферу хозяйственной деятельности – судостроение, имеющее большой срок оборачиваемости (а значит, и возврата) средств. Это привело к увеличению налогов, пошлин, сборов и т. п. Во-первых, это явилось причиной повышения цен, а, во-вторых, обернулось ухудшением рыночной конъюнктуры.
К концу XVII в. Голландия, потеряв мировое лидерство как в банковской сфере так и в торговле, тем не менее стала самой морской крупной державой в мире (75 % европейского флота «ходило» под голландским флагом).
Англия
Первоначальное накопления капитала в Англии было связано с ростом спроса на шерсть, что способствовало разведению овец и развитию сукноделия: в этой сфере хозяйственной деятельности к концу XVI в. трудилось около половины населения страны (в большей части сельского).
Крупной статьей доходов Англии была также работорговля, монопольное право на которую Англия добилась в начале XVIII в. Еще одним источником первоначального капитала было привлечение средств собственного населения, что имело аналогичные Голландии последствия: рост цен, увеличение таможенных пошлин, которое в Англии к тому же было сопряжено с явным протекционизмом.
Одержав ряд побед над Испанией, Голландией и Францией, Англия стала супердержавой, крупнейшей в мире колониальной империей, что обеспечило дополнительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы.
Спрос на сукно стал причиной не только социальной, но и промышленной революции в Англии, охватившей практически все отрасли.
Основными изобретениями, появившимися в Англии в период промышленной революции либо достаточно быстро нашедшими применении в ее промыпшенности, были: тюль-машина (1783 г.); паровая машина, пудлинговая печь (1784 г.); механический ткацкий станок (1785 г.); токарный станок (1798 г.); строгальный станок (1802 г.); локомотив (1814 г.); железная дорога (1824 г.). Таким образом, в результате промышленной революции в Англии сложились самые современные для того времени металлургия и машиностроение.
Франция
Первоначальное накопление капитала во Франции было обеспечено за счет тех же основных источников, что в Голландии и Англии, а именно: банковской деятельности (основное направление), внешней торговли (Франция была крупнейшим после Англии экспортером, чему способствовало установление режимов взаимного благоприятствования практически со всеми европейскими странами, исключая Англию), колонизации.
Все это позволило Франции в 1830-1840-е гг. создать современную для того времени легкую промышленность (в основном, текстильное производство), а в последующие годы – осуществить железнодорожное строительство и создать все отрасли тяжелой промышленности.
Промышленная революция была завершена к началу 1860-х гг., и уже в 1870 г.
Франция имела крупнейшие в Европе металлургические заводы, 18 тыс. км железнодорожной сети, 25 тыс. паровых двигателей, около 5 млн человек, занятых в промышленности.
США
Финансово-материальные условия промышленного переворота в США были созданы не только деньгами переселенцев из Европы, но и не имеющим аналогов в мире талантом американских инженеров (ткацкая машина Слейтера, простого рабочего-эмигранта; швейная машина Зингера; пароход Фултона; телеграф Морзе; жатвенная машина Маккормика и т. д.), на долгие годы заложивших традицию непрерывной рационализации.
Третья особенность промышленной революции в США – опережающие темпы развития рыночной инфраструктуры: так, в течение 20 лет (1830–1850 гг.) общая протяженность железных дорог (связавших в единую систему рудные, угольные копи и металлургические производства) увеличилась в 300 раз, что стало базой для развития собственного машиностроения, вышедшего к 1870 г. на первое место в мире как по объемам производства, так и качественным характеристикам выпускаемого оборудования.
Принципиально важное значение имело проведение капиталистической сельскохозяйственной реформы, основными вехами которой были: «гомстед-акт» (1862 г.) и отмена рабства (1863 г.), что явилось началом развития сельскохозяйственных производств, основанных наличном труде фермеров.