2. Виды некоммерческих организаций, ведущих маркетинговую деятельность

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 

На регулярной основе вести маркетинговые исследования могут научные организации, учреждения и автономные некоммерческие организации.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются па научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и т.д.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности.

Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Согласно ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, научных, образовательных, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Собственник закрепляет за учреждением имущество на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, и субсидиарно отвечают за него учредители.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией (АНО) признается некоммерческая организация, обладающая специальной правоспособностью и предоставляющая различные услуги (в том числе в области образования, науки), приносящие прибыль. Имущество АНО целевого значения не имеет. АНО — организация, не имеющая фиксированного членства, никаких прав у учредителей в отношении АНО как юридического лица нет. АНО — собственник своего имущества, без прав на него со стороны учредителей.

Контроль за соблюдением предпринимателями принципов предпринимательской деятельности и правил бизнеса ведут саморсгулируемыс организации, деятельность которых наиболее заметна на финансовых рынках. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная путем

объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.

Защиту и представление интересов предпринимателей могут осуществлять некоммерческие организации, образованные в форме союзов и ассоциаций. Статья 121 ГК РФ гласит, что ассоциация может быть объединением или только коммерческих, или только некоммерческих организаций. Ассоциации обладают специальной правоспособностью. Цели их создания: координация предпринимательской деятельности участников — членов ассоциации, формирование информационных систем, проведение консультаций, семинаров, участие в PR-компаниях, установление межрегиональных и международных связей, а также представление и защита общих имущественных интересов. При этом непосредственно предпринимательская деятельность для ассоциаций запрещена.

Например, Члены Американской Маркетинговой Ассоциации связаны нормами профессионального этического поведения, которые сформулированы в соответствующем Кодексе, опубликованы в СМИ и общеизвестны. Для заказчиков маркетинга облегчается выбор профессионального исполнителя.

Ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам своих членов. Члены ассоциаций, в свою очередь, отвечают по обязательствам объединений субсидиарно.

Ассоциации и союзы могут создаваться на основе различных принципов, таких, как:

отраслевой (союз предпринимателей машиностроительного комплекса);

территориальный (союз товаропроизводителей определенного региона);

принцип учета специфики деятельности ее членов (союз пред-

приятий, оказывающих какие-либо услуги);

принцип добровольности участия в союзе.

Учредительными документами ассоциации в соответствии с п. 1 ст. 122 ГК РФ являются учредительный договор, подписанный ее членами, а также утвержденный ими устав. В целом это не характерно для некоммерческих организаций, так как у них, как правило, один учредительный документ — устав.

В устав ассоциации (союза) должны быть включены следующие положения:

цель создания союза;

членство в союзе, права и обязанности членов;

основные задачи ассоциации (союза); органы управления ассоциацией и союзом; порядок прекращения деятельности;

сведения о субсидиарной ответственности членов ассоциации

(союза).

Поскольку ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями, сами они не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Ассоциации и союзы финансируются за счет своих членов.

Управление союзом осуществляется на основе широкой демократии, активного участия входящих в него членов в решении всех вопросов. Каждый член ассоциации имеет на собрании один голос. Высшим органом управления ассоциации или союза является собрание уполномоченных, входящих в них организаций. Общее собрание для руководства текущими делами избирает председателя.

Все решения на собрании уполномоченных принимаются открытым голосованием, как правило, простым большинством голосов.

Член ассоциации может по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность пропорционально своему взносу в течение 2 лет с момента выхода (ст. 123 ГК РФ).

Все имущество, переданное ассоциации (союзу) ее членами, а также имущество, приобретенное по другим основаниям, считается собственностью ассоциации, но после ликвидации все имущество ассоциации (союза) после выплаты всех долгов и обязательных платежей распределяется между членами ассоциации (союза) пропорционально их вкладам.

Большое значение для российского бизнеса имеет деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) как одного из наиболее авторитетных некоммерческих объединений предпринимателей России в позитивном регулировании спорных ситуаций между исполнительной властью и предпринимательским сообществом.

На регулярной основе вести маркетинговые исследования могут научные организации, учреждения и автономные некоммерческие организации.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются па научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и т.д.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности.

Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Согласно ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, научных, образовательных, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Собственник закрепляет за учреждением имущество на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, и субсидиарно отвечают за него учредители.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией (АНО) признается некоммерческая организация, обладающая специальной правоспособностью и предоставляющая различные услуги (в том числе в области образования, науки), приносящие прибыль. Имущество АНО целевого значения не имеет. АНО — организация, не имеющая фиксированного членства, никаких прав у учредителей в отношении АНО как юридического лица нет. АНО — собственник своего имущества, без прав на него со стороны учредителей.

Контроль за соблюдением предпринимателями принципов предпринимательской деятельности и правил бизнеса ведут саморсгулируемыс организации, деятельность которых наиболее заметна на финансовых рынках. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная путем

объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.

Защиту и представление интересов предпринимателей могут осуществлять некоммерческие организации, образованные в форме союзов и ассоциаций. Статья 121 ГК РФ гласит, что ассоциация может быть объединением или только коммерческих, или только некоммерческих организаций. Ассоциации обладают специальной правоспособностью. Цели их создания: координация предпринимательской деятельности участников — членов ассоциации, формирование информационных систем, проведение консультаций, семинаров, участие в PR-компаниях, установление межрегиональных и международных связей, а также представление и защита общих имущественных интересов. При этом непосредственно предпринимательская деятельность для ассоциаций запрещена.

Например, Члены Американской Маркетинговой Ассоциации связаны нормами профессионального этического поведения, которые сформулированы в соответствующем Кодексе, опубликованы в СМИ и общеизвестны. Для заказчиков маркетинга облегчается выбор профессионального исполнителя.

Ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам своих членов. Члены ассоциаций, в свою очередь, отвечают по обязательствам объединений субсидиарно.

Ассоциации и союзы могут создаваться на основе различных принципов, таких, как:

отраслевой (союз предпринимателей машиностроительного комплекса);

территориальный (союз товаропроизводителей определенного региона);

принцип учета специфики деятельности ее членов (союз пред-

приятий, оказывающих какие-либо услуги);

принцип добровольности участия в союзе.

Учредительными документами ассоциации в соответствии с п. 1 ст. 122 ГК РФ являются учредительный договор, подписанный ее членами, а также утвержденный ими устав. В целом это не характерно для некоммерческих организаций, так как у них, как правило, один учредительный документ — устав.

В устав ассоциации (союза) должны быть включены следующие положения:

цель создания союза;

членство в союзе, права и обязанности членов;

основные задачи ассоциации (союза); органы управления ассоциацией и союзом; порядок прекращения деятельности;

сведения о субсидиарной ответственности членов ассоциации

(союза).

Поскольку ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями, сами они не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Ассоциации и союзы финансируются за счет своих членов.

Управление союзом осуществляется на основе широкой демократии, активного участия входящих в него членов в решении всех вопросов. Каждый член ассоциации имеет на собрании один голос. Высшим органом управления ассоциации или союза является собрание уполномоченных, входящих в них организаций. Общее собрание для руководства текущими делами избирает председателя.

Все решения на собрании уполномоченных принимаются открытым голосованием, как правило, простым большинством голосов.

Член ассоциации может по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность пропорционально своему взносу в течение 2 лет с момента выхода (ст. 123 ГК РФ).

Все имущество, переданное ассоциации (союзу) ее членами, а также имущество, приобретенное по другим основаниям, считается собственностью ассоциации, но после ликвидации все имущество ассоциации (союза) после выплаты всех долгов и обязательных платежей распределяется между членами ассоциации (союза) пропорционально их вкладам.

Большое значение для российского бизнеса имеет деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) как одного из наиболее авторитетных некоммерческих объединений предпринимателей России в позитивном регулировании спорных ситуаций между исполнительной властью и предпринимательским сообществом.