Тема 18. Классификация информационных бизнес-продуктов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 

Чтобы контролировать разные параметры состояния фирмы и ее внешнего окружения, необходима классификация информационных продуктов не только по экономическим, но и юридическим параметрам.

1. Информационные продукты по доступности (согласно ст. 10

Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»):

1) открытые и общедоступные информационные ресурсы;

2) документированная информация с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную

к государственной тайне (согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»), и конфиденциальную информацию.

Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ от 6 марта

1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». В соответствии с данным Указом к конфиденциальной информации относятся:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в установленных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебная тайна, т.е. информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая государственный интерес (например, налоговая тайна согласно ст. 102 НК РФ);

профессиональная тайна, т.е. сведения, связанные с профессиональной деятельностью (например, врача, нотариуса, аудитора);

коммерческая тайна (понятие дается в ст. 139 ГК РФ);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (согласно Патентному закону РФ от 23 сентября 1992 г.).

Особым видом информации с ограниченным доступом является

«ноу-хау». Это информационный продукт в режиме коммерческой тайны, систематизированный, находящийся в собственности, оборотоспособный, предназначенный для целевого коммерческого использования.

2. Содержание сведений для бизнеса:

экономико-статистические;

правовые; управленческие; финансово-бюджетные;

производственные и коммерческие.

3. Форма представления информации:

1) письменный документ — документ в бумажной форме при наличии реквизитов;

2) электронный документ — документ, содержащий информацию в электронно-цифровой форме, удостоверенный электронной цифровой подписью владельца, а владелец документа, получив сертификат ключа подписи, хранит в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи, позволяющий владельцу создавать свою электронную цифровую подпись. Электронный документ является разновидностью компьютерной

информации, т.е. информации, зафиксированной на машинном носителе или передаваемой по телекоммуникационным каналам в форме, доступной для ЭВМ.

Компьютерная информация занимает все большее информационное пространство в деятельности предпринимателя, а поэтому, безусловно, растет возможность совершения правонарушений с данной информацией.

4. Функциональная способность информации:

1) бизнес-справка, в которую включены справочные сведения (например, об учредителях (акционерах, участниках), руководителях и персонале интересующей компании), статистические данные об отрасли, рынке; количественные характеристики финансового анализа фирмы; официально опубликованные результаты социологических и маркетинговых исследований; выписка из государственного реестра о коммерческой организации. Бизнес-справка позволяет объективно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, учитывать все возможные риски.

Бизнес-справка может быть составлена в двух вариантах: а) типовая — содержит базовую информацию в обобщенном виде; б) развернутая — отражает детализированную информацию по разным экономическим аспектам.

Например, бизнес-справка по маркетинговому исследованию компании или холдинга включает: юридический статус и реквизиты; организационную структуру; связи с госструктурами, региональными властями, другими компаниями; крупнейших владельцев; репутацию; финансовые показатели; основные этапы  деятельности  компании, включая производство и реализацию; историю компании; рейтинг компании в отрасли; маркетинговую политику (продукция, ценообразование, дистрибьюция, продвижение); планы компании; конкурентов; СМИ о компании',

2) аналитический отчет, содержащий системную информацию о положении фирмы на рынке, се бизнесе, о ее материальных и нематериальных ресурсах, о капитале учредителей и квалификации менеджеров, характеристики конкурентов и партнеров, историю и перспективы организации. Компании, представляющие такую информацию, способны не только собирать информацию, но и проводить информационные мероприятия, а также системный анализ, основанный на таких источниках, как бизнес-план, финансовый отчет, заключение аудитора, акты экспертов, расчеты, анализ публикаций в средствах массовой информации и т.д.;

3) программа для ЭВМ — это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки данного объекта, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. При этом каждое аудиовизуальное отображение, взятое в отдельности (например, заетавка к игровой программе), может рассматриваться и как художественное произведение (т.е. как отдельный объект авторского права);

4) база данных —• объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Статья 7 Закона РФ от 9 июля 1993 г.

«Об авторском праве и смежных правах» определяет базы данных среди составных произведений (сборников), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Причем составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Программы для ЭВМ и базы данных являются объектами интеллектуальной собственности, охраняются авторским правом, следовательно, появляется потенциал для их широкого использования в гражданском обороте, передачи прав на них в форме авторского договора;

5) банк данных — это совокупность баз данных, а также программные и иные средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью ЭВМ;

6) информационные технологии представляют собой средства сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

7) информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2 Федерального закона об информации, информатизации и защите информации).

Например, как утверждает руководитель информационно-аналитического отдела «Медиасервис Видео Интернэшнл» Виктор Коломиец: «Планирование должно снизить риски инвестиционных вложений

в рекламу, а для этого нужна обширная информационная база, которой обладают профессионалы»\

Типы компьютеризированных информационных систем, применяемых в предпринимательской деятельности, можно обозначить как: крупные интегрированные, производственные интегрированные, финансово-управленческие и локальные системы.

Наиболее прогрессивными и дорогостоящими из информационных систем являются крупные интегрированные (так называемые «ERP-системы»), с помощью которых происходят комплексная автоматизация управления производством, глобальное планирование, бюджетирование и корпоративная консолидация ресурсов. Среди наиболее совершенных интегрированных систем такого уровня можно назвать BaaN, Orakl, SAP R/3, JD Edwards. Реализация проектов их установки требует колоссальных финансовых (от полумиллиона долларов) и временных (одиндва года) затрат. Поэтому в России данными автоматизированными системами владеют лишь несколько компаний энергетики, нефтеи газодобывающей промышленности.

Производственные интегрированные системы предназначены для среднего бизнеса и направлены на управление производством и оперативное планирование. При этом учетные функции в них не развиты.

Финансово-управленческие системы решают задачи бухгалтерского учета, управления кадрами и т.д. Поэтому эти системы более применимы для сферы торговли, услуг и т.п.

Локальные системы позволяют вести учет по одному или нескольким направлениям хозяйственной деятельности (например, система сбыта, складское хранение). Таким образом, их основная задача — это автоматизация учетных функций.

Одна из актуальных задач менеджмента — точность финансовых решений. Для того чтобы их правильно принимать и контролировать исполнение, требуется мониторинг освоения денег, оперативное маневрирование ресурсами, комплексная оценка ситуации, а также точный выбор приоритетных направлений управленческих действий. На информационном рынке появляется новое поколение компьютерно-информационных систем: Информационные системы руководства — EIS (Executive Information System), Системы поддержки принятия решений — DSS (Decision Support System), а также система «эмоциональный компьютер», куда входит комплекс унифицированных эмоциональноаналитических технологий.

5. Информационная среда по отношению к фирме:

1) информация о внешних для фирмы событиях и явлениях (например, об отрасли, о рынке, об общей политико-экономической ситуации, о конкурентах, образе фирмы, ее рейтинге).

Источники внешней информации: статистика, СМИ, интернет-сайты, базы данных, маркетинговые и социологические исследования, источники службы безопасности;

2) информация о внутрифирменных процессах (например, о структуре фирмы, о комплектации и деятельности органов управления, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности фирмы, таких, как прибыльность, материальные издержки; об образовании и профессиональном уровне персонала).

Источники внутренней информации: собрания учредителей и трудового коллектива, заседания совета директоров и правления, внутрифирменные конференции и семинары, анкеты и отчеты сотрудников, информационные системы по учету, анализу и контролю выполнения поручений, внутрифирменные исследования.

6. Цель использования информации:

1) стратегические информационные ресурсы, в которых сформулированы и обоснованы цель, направление движения компании с точки зрения развития ее бизнеса. К стратегическим базам относится информация, отражающая: тенденции по регионам (развитие экономики, развитие профильных видов деятельности фирмы, динамика конъюнктуры); технологический процесс (сырье, производственные технологии); конкуренты (их акционеры, союзники, объединения); диверсификация (поиск новых возможностей бизнеса);

2) тактические информационные ресурсы в основном создаются в форме проектов, планов и схем оптимальных способов достижения целей стратегических. При этом специалисты выделяют тактические информационные ресурсы по двум основным типам потребности в информации: а) необходимость знать общие характеристики каждого из путей развития бизнеса; б) необходимость постоянно наблюдать за состоянием окружающей среды, чтобы своевременно выявлять все препятствия на пути.

Тактические базы для потребностей первого типа могут включать планы реструктуризации управления, запуска в производство новой продукции, наращивания производственных мощностей, реорганизации и (или) создания дочерних фирм и филиалов в регионах, развития дистрибьюторских каналов и т.д.

на рынке, о планах, инновациях и материально-технической базе конкурентов, о тенденциях изменения конъюнктуры рынка и законодательства.

Пример 2. Для наращивания производственных мощностей необходима информация о том, является ли увеличение спроса на рынке долгосрочным, об уменьшении риска перепроизводства, о технологиях повышения производительности труда;

3) оперативная информация — это продукт мониторинга текущей деятельности, ею располагает любая фирма. Основным источником ее получения являются услуги консультантов и каналы бесперебойной деловой информации, которую поставляют в форме абонентского обслуживания.

Цель владения оперативной информацией — это решение текущих проблем с наименьшими затратами ресурсов фирмы. Оперативные базы данных должны быть легкодоступны и максимально реализуемы. Оперативные базы касаются текущих сделок фирмы, ее экономического, налогового и т.п. положения на настоящий момент.

Стратегические, тактические и оперативные цели предпринимателя должны быть взаимоувязаны в едином информационном поле.

Чтобы контролировать разные параметры состояния фирмы и ее внешнего окружения, необходима классификация информационных продуктов не только по экономическим, но и юридическим параметрам.

1. Информационные продукты по доступности (согласно ст. 10

Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»):

1) открытые и общедоступные информационные ресурсы;

2) документированная информация с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную

к государственной тайне (согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»), и конфиденциальную информацию.

Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ от 6 марта

1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». В соответствии с данным Указом к конфиденциальной информации относятся:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в установленных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебная тайна, т.е. информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая государственный интерес (например, налоговая тайна согласно ст. 102 НК РФ);

профессиональная тайна, т.е. сведения, связанные с профессиональной деятельностью (например, врача, нотариуса, аудитора);

коммерческая тайна (понятие дается в ст. 139 ГК РФ);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (согласно Патентному закону РФ от 23 сентября 1992 г.).

Особым видом информации с ограниченным доступом является

«ноу-хау». Это информационный продукт в режиме коммерческой тайны, систематизированный, находящийся в собственности, оборотоспособный, предназначенный для целевого коммерческого использования.

2. Содержание сведений для бизнеса:

экономико-статистические;

правовые; управленческие; финансово-бюджетные;

производственные и коммерческие.

3. Форма представления информации:

1) письменный документ — документ в бумажной форме при наличии реквизитов;

2) электронный документ — документ, содержащий информацию в электронно-цифровой форме, удостоверенный электронной цифровой подписью владельца, а владелец документа, получив сертификат ключа подписи, хранит в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи, позволяющий владельцу создавать свою электронную цифровую подпись. Электронный документ является разновидностью компьютерной

информации, т.е. информации, зафиксированной на машинном носителе или передаваемой по телекоммуникационным каналам в форме, доступной для ЭВМ.

Компьютерная информация занимает все большее информационное пространство в деятельности предпринимателя, а поэтому, безусловно, растет возможность совершения правонарушений с данной информацией.

4. Функциональная способность информации:

1) бизнес-справка, в которую включены справочные сведения (например, об учредителях (акционерах, участниках), руководителях и персонале интересующей компании), статистические данные об отрасли, рынке; количественные характеристики финансового анализа фирмы; официально опубликованные результаты социологических и маркетинговых исследований; выписка из государственного реестра о коммерческой организации. Бизнес-справка позволяет объективно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, учитывать все возможные риски.

Бизнес-справка может быть составлена в двух вариантах: а) типовая — содержит базовую информацию в обобщенном виде; б) развернутая — отражает детализированную информацию по разным экономическим аспектам.

Например, бизнес-справка по маркетинговому исследованию компании или холдинга включает: юридический статус и реквизиты; организационную структуру; связи с госструктурами, региональными властями, другими компаниями; крупнейших владельцев; репутацию; финансовые показатели; основные этапы  деятельности  компании, включая производство и реализацию; историю компании; рейтинг компании в отрасли; маркетинговую политику (продукция, ценообразование, дистрибьюция, продвижение); планы компании; конкурентов; СМИ о компании',

2) аналитический отчет, содержащий системную информацию о положении фирмы на рынке, се бизнесе, о ее материальных и нематериальных ресурсах, о капитале учредителей и квалификации менеджеров, характеристики конкурентов и партнеров, историю и перспективы организации. Компании, представляющие такую информацию, способны не только собирать информацию, но и проводить информационные мероприятия, а также системный анализ, основанный на таких источниках, как бизнес-план, финансовый отчет, заключение аудитора, акты экспертов, расчеты, анализ публикаций в средствах массовой информации и т.д.;

3) программа для ЭВМ — это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки данного объекта, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. При этом каждое аудиовизуальное отображение, взятое в отдельности (например, заетавка к игровой программе), может рассматриваться и как художественное произведение (т.е. как отдельный объект авторского права);

4) база данных —• объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Статья 7 Закона РФ от 9 июля 1993 г.

«Об авторском праве и смежных правах» определяет базы данных среди составных произведений (сборников), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Причем составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Программы для ЭВМ и базы данных являются объектами интеллектуальной собственности, охраняются авторским правом, следовательно, появляется потенциал для их широкого использования в гражданском обороте, передачи прав на них в форме авторского договора;

5) банк данных — это совокупность баз данных, а также программные и иные средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью ЭВМ;

6) информационные технологии представляют собой средства сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

7) информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2 Федерального закона об информации, информатизации и защите информации).

Например, как утверждает руководитель информационно-аналитического отдела «Медиасервис Видео Интернэшнл» Виктор Коломиец: «Планирование должно снизить риски инвестиционных вложений

в рекламу, а для этого нужна обширная информационная база, которой обладают профессионалы»\

Типы компьютеризированных информационных систем, применяемых в предпринимательской деятельности, можно обозначить как: крупные интегрированные, производственные интегрированные, финансово-управленческие и локальные системы.

Наиболее прогрессивными и дорогостоящими из информационных систем являются крупные интегрированные (так называемые «ERP-системы»), с помощью которых происходят комплексная автоматизация управления производством, глобальное планирование, бюджетирование и корпоративная консолидация ресурсов. Среди наиболее совершенных интегрированных систем такого уровня можно назвать BaaN, Orakl, SAP R/3, JD Edwards. Реализация проектов их установки требует колоссальных финансовых (от полумиллиона долларов) и временных (одиндва года) затрат. Поэтому в России данными автоматизированными системами владеют лишь несколько компаний энергетики, нефтеи газодобывающей промышленности.

Производственные интегрированные системы предназначены для среднего бизнеса и направлены на управление производством и оперативное планирование. При этом учетные функции в них не развиты.

Финансово-управленческие системы решают задачи бухгалтерского учета, управления кадрами и т.д. Поэтому эти системы более применимы для сферы торговли, услуг и т.п.

Локальные системы позволяют вести учет по одному или нескольким направлениям хозяйственной деятельности (например, система сбыта, складское хранение). Таким образом, их основная задача — это автоматизация учетных функций.

Одна из актуальных задач менеджмента — точность финансовых решений. Для того чтобы их правильно принимать и контролировать исполнение, требуется мониторинг освоения денег, оперативное маневрирование ресурсами, комплексная оценка ситуации, а также точный выбор приоритетных направлений управленческих действий. На информационном рынке появляется новое поколение компьютерно-информационных систем: Информационные системы руководства — EIS (Executive Information System), Системы поддержки принятия решений — DSS (Decision Support System), а также система «эмоциональный компьютер», куда входит комплекс унифицированных эмоциональноаналитических технологий.

5. Информационная среда по отношению к фирме:

1) информация о внешних для фирмы событиях и явлениях (например, об отрасли, о рынке, об общей политико-экономической ситуации, о конкурентах, образе фирмы, ее рейтинге).

Источники внешней информации: статистика, СМИ, интернет-сайты, базы данных, маркетинговые и социологические исследования, источники службы безопасности;

2) информация о внутрифирменных процессах (например, о структуре фирмы, о комплектации и деятельности органов управления, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности фирмы, таких, как прибыльность, материальные издержки; об образовании и профессиональном уровне персонала).

Источники внутренней информации: собрания учредителей и трудового коллектива, заседания совета директоров и правления, внутрифирменные конференции и семинары, анкеты и отчеты сотрудников, информационные системы по учету, анализу и контролю выполнения поручений, внутрифирменные исследования.

6. Цель использования информации:

1) стратегические информационные ресурсы, в которых сформулированы и обоснованы цель, направление движения компании с точки зрения развития ее бизнеса. К стратегическим базам относится информация, отражающая: тенденции по регионам (развитие экономики, развитие профильных видов деятельности фирмы, динамика конъюнктуры); технологический процесс (сырье, производственные технологии); конкуренты (их акционеры, союзники, объединения); диверсификация (поиск новых возможностей бизнеса);

2) тактические информационные ресурсы в основном создаются в форме проектов, планов и схем оптимальных способов достижения целей стратегических. При этом специалисты выделяют тактические информационные ресурсы по двум основным типам потребности в информации: а) необходимость знать общие характеристики каждого из путей развития бизнеса; б) необходимость постоянно наблюдать за состоянием окружающей среды, чтобы своевременно выявлять все препятствия на пути.

Тактические базы для потребностей первого типа могут включать планы реструктуризации управления, запуска в производство новой продукции, наращивания производственных мощностей, реорганизации и (или) создания дочерних фирм и филиалов в регионах, развития дистрибьюторских каналов и т.д.

на рынке, о планах, инновациях и материально-технической базе конкурентов, о тенденциях изменения конъюнктуры рынка и законодательства.

Пример 2. Для наращивания производственных мощностей необходима информация о том, является ли увеличение спроса на рынке долгосрочным, об уменьшении риска перепроизводства, о технологиях повышения производительности труда;

3) оперативная информация — это продукт мониторинга текущей деятельности, ею располагает любая фирма. Основным источником ее получения являются услуги консультантов и каналы бесперебойной деловой информации, которую поставляют в форме абонентского обслуживания.

Цель владения оперативной информацией — это решение текущих проблем с наименьшими затратами ресурсов фирмы. Оперативные базы данных должны быть легкодоступны и максимально реализуемы. Оперативные базы касаются текущих сделок фирмы, ее экономического, налогового и т.п. положения на настоящий момент.

Стратегические, тактические и оперативные цели предпринимателя должны быть взаимоувязаны в едином информационном поле.