Правило 25. Чтобы не поддаваться на манипуляции, достаточно уважать человека, верить в то, что у него есть ресурсы, чтобы справиться с трудностью самостоятельно, и что самостоятельные действия принесут ему пользу.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
Иногда, если вы находитесь в тесных взаимоотношениях с манипуляторами (например, если это ваши родители), бывает, для того, чтобы изменить отношения, приходится уйти от них на большую дистанцию, иначе этот порочный привычный круг не удается разорвать.
— Невроз вашей жены не опасен. С ним она проживет сто лет, — говорит доктор.
— А я? — спрашивает муж.
Однако это бывает сделать нелегко, потому что вдруг обнаруживается, что и вы ими манипулируете.
Пример из практики. На прием пришла женщина по поводу своей дочери-подростка: она грубит, пьет пиво, не слушается. Выясняется, что у дочери ни в чем нет отказа, она не несет ответственности ни за что в своей жизни, что ее всю жизнь воспитывала чрезвычайно мягкая бабушка, и на попытки мамы быть более строгой, чтобы дисциплинировать дочь, она (бабушка) реагировала криками «Не мучь ребенка!» и сердечными приступами. Клиентка оказалась между двумя огнями: если она будет перечить бабушке, бабушке будет плохо; если она не будет требовать от дочери ответственности — дочь будет несамостоятельной и не сможет строить адекватных отношений со сверстниками и другими людьми (что уже происходит). На вопрос: «Как так получилось, что вы не имеете авторитета у дочери?» — клиентка ответила: «Я ведь всегда работала, а бабушка меня выручала тем, что сидела с внучкой». То есть, воспользовавшись тем, что бабушка решает ее проблемы с ребенком (то есть проявив свою несамостоятельность), она попала под манипуляцию других людей: своей мамы и своей дочери.
Чаще всего встать на ноги мешает шея, на которой сидишь.
Последствия плачевны в первую очередь для юной особы. Теперь потребуется много труда для того, чтобы перестроить эти отношения.
43. Выпишете все то, что вы получаете от своих манипуляторов: пользу, выгоду, удобство. В чем именно они выражаются?
Пример:
Маша |
Я получаю то-то… |
Я плачу за это тем-то… |
Петя |
Я получаю то-то… |
Я плачу за это тем-то… |
После того, как вы составите список, обратите внимание на вторую колонку: готовы ли вы отказаться от этих выгод, чтобы перестать быть жертвой манипуляций?
Часто наши манипуляторы используют для манипуляций различного рода общественные нормы, правила, мораль, чувства совести, вины и стыда.
Однажды в Эсалене Фриц Перлз сидел и курил под табличкой
«Не курить». Студенты из его группы подошли и спросили: «Что дает вам право курить там, где нам нельзя, Фриц?» Медленно, разделяя слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма, Фриц ответил:
«Я ни имею право курить, ни не имею права курить. Я просто курю».
44. Прежде чем откликаться на призывы к морали, подумайте: соблюдают ли эти нормы те, кто к ним призывает?
Если вы будете внимательны, то увидите — что нет, не соблюдают. Но ловко используют для манипуляций. Каждый человек в течение жизни формирует собственный кодекс чести, отражающий его мировоззрение. Ничто, кроме опыта жизни, не может ему в этом помочь: никакие призывы, стыжение и чувство вины. Опыт каждого из нас уникален, но рано или поздно каждый человек, благодаря
суровой правде жизни, приходит через свою жизнь к пониманию основных человеческих ценностей. Они могут отличаться у каждого из нас: для кого-то главное одно, для кого-то другое. Важно, что для каждого существует проблема выбора: чем пожертвовать в трудной ситуации, чтобы выбрать главное? Каждый выбирает свое и оплакивает свои жертвы. Жизнь учит нас быть гибкими. Приведу в качестве иллюстрации восточную притчу о Мудрой Свинье.
Мудрую Свинью спросили:
— Почему во время еды ты становишься в пищу ногами?
— Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, — ответила Мудрая Свинья. — Когда я при еде ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие. — А как же быть с манерами, присущими достойному воспитанию?
— Манеры предназначены для окружающих, а удовольствие —
для себя. Если удовольствие от моей природы, оно приносит пользу.
— Но ведь и манеры приносят пользу!
— Когда манеры приносят мне больше пользы, чем удовольствие, я не ставлю ноги в еду, — гордо ответила Свинья и ушла по своим делам.
Когда мы делаем тот или иной выбор (в пользу своей потребности или в пользу «хороших манер»), мы опираемся на то, что именно для нас важнее всего в данный момент. И если мы делаем этот выбор осознанно, у нас не бывает впечатления, что нас заставили, принудили, шантажировали, что нами управляют. Никто не может заставить вас делать что-то, если вы этого не хотите. Если вы соглашаетесь на что-то, что вам не нравится — это ваш собственный выбор. Невозможно управлять человеком, который решает сам, что ему делать. Даже тогда, когда он из двух зол выбирает лучшее.
Иногда, если вы находитесь в тесных взаимоотношениях с манипуляторами (например, если это ваши родители), бывает, для того, чтобы изменить отношения, приходится уйти от них на большую дистанцию, иначе этот порочный привычный круг не удается разорвать.
— Невроз вашей жены не опасен. С ним она проживет сто лет, — говорит доктор.
— А я? — спрашивает муж.
Однако это бывает сделать нелегко, потому что вдруг обнаруживается, что и вы ими манипулируете.
Пример из практики. На прием пришла женщина по поводу своей дочери-подростка: она грубит, пьет пиво, не слушается. Выясняется, что у дочери ни в чем нет отказа, она не несет ответственности ни за что в своей жизни, что ее всю жизнь воспитывала чрезвычайно мягкая бабушка, и на попытки мамы быть более строгой, чтобы дисциплинировать дочь, она (бабушка) реагировала криками «Не мучь ребенка!» и сердечными приступами. Клиентка оказалась между двумя огнями: если она будет перечить бабушке, бабушке будет плохо; если она не будет требовать от дочери ответственности — дочь будет несамостоятельной и не сможет строить адекватных отношений со сверстниками и другими людьми (что уже происходит). На вопрос: «Как так получилось, что вы не имеете авторитета у дочери?» — клиентка ответила: «Я ведь всегда работала, а бабушка меня выручала тем, что сидела с внучкой». То есть, воспользовавшись тем, что бабушка решает ее проблемы с ребенком (то есть проявив свою несамостоятельность), она попала под манипуляцию других людей: своей мамы и своей дочери.
Чаще всего встать на ноги мешает шея, на которой сидишь.
Последствия плачевны в первую очередь для юной особы. Теперь потребуется много труда для того, чтобы перестроить эти отношения.
43. Выпишете все то, что вы получаете от своих манипуляторов: пользу, выгоду, удобство. В чем именно они выражаются?
Пример:
Маша |
Я получаю то-то… |
Я плачу за это тем-то… |
Петя |
Я получаю то-то… |
Я плачу за это тем-то… |
После того, как вы составите список, обратите внимание на вторую колонку: готовы ли вы отказаться от этих выгод, чтобы перестать быть жертвой манипуляций?
Часто наши манипуляторы используют для манипуляций различного рода общественные нормы, правила, мораль, чувства совести, вины и стыда.
Однажды в Эсалене Фриц Перлз сидел и курил под табличкой
«Не курить». Студенты из его группы подошли и спросили: «Что дает вам право курить там, где нам нельзя, Фриц?» Медленно, разделяя слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма, Фриц ответил:
«Я ни имею право курить, ни не имею права курить. Я просто курю».
44. Прежде чем откликаться на призывы к морали, подумайте: соблюдают ли эти нормы те, кто к ним призывает?
Если вы будете внимательны, то увидите — что нет, не соблюдают. Но ловко используют для манипуляций. Каждый человек в течение жизни формирует собственный кодекс чести, отражающий его мировоззрение. Ничто, кроме опыта жизни, не может ему в этом помочь: никакие призывы, стыжение и чувство вины. Опыт каждого из нас уникален, но рано или поздно каждый человек, благодаря
суровой правде жизни, приходит через свою жизнь к пониманию основных человеческих ценностей. Они могут отличаться у каждого из нас: для кого-то главное одно, для кого-то другое. Важно, что для каждого существует проблема выбора: чем пожертвовать в трудной ситуации, чтобы выбрать главное? Каждый выбирает свое и оплакивает свои жертвы. Жизнь учит нас быть гибкими. Приведу в качестве иллюстрации восточную притчу о Мудрой Свинье.
Мудрую Свинью спросили:
— Почему во время еды ты становишься в пищу ногами?
— Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, — ответила Мудрая Свинья. — Когда я при еде ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие. — А как же быть с манерами, присущими достойному воспитанию?
— Манеры предназначены для окружающих, а удовольствие —
для себя. Если удовольствие от моей природы, оно приносит пользу.
— Но ведь и манеры приносят пользу!
— Когда манеры приносят мне больше пользы, чем удовольствие, я не ставлю ноги в еду, — гордо ответила Свинья и ушла по своим делам.
Когда мы делаем тот или иной выбор (в пользу своей потребности или в пользу «хороших манер»), мы опираемся на то, что именно для нас важнее всего в данный момент. И если мы делаем этот выбор осознанно, у нас не бывает впечатления, что нас заставили, принудили, шантажировали, что нами управляют. Никто не может заставить вас делать что-то, если вы этого не хотите. Если вы соглашаетесь на что-то, что вам не нравится — это ваш собственный выбор. Невозможно управлять человеком, который решает сам, что ему делать. Даже тогда, когда он из двух зол выбирает лучшее.