Правило 25. Чтобы не поддаваться на манипуляции, достаточно уважать человека, верить в то, что у него есть ресурсы, чтобы справиться с трудностью самостоятельно, и что самостоятельные действия принесут ему пользу.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

Иногда, если вы находитесь в тесных взаимоотношениях с манипуляторами (например, если это ваши родители), бывает, для того, чтобы изменить отношения, приходится уйти от них на большую дистанцию, иначе этот порочный привычный круг не удается разорвать.

—      Невроз вашей жены не опасен. С ним она проживет сто лет, — говорит доктор.

—  А я?спрашивает муж.

Однако это бывает сделать нелегко, потому что вдруг обнаруживается, что и вы ими манипулируете.

Пример из практики. На прием пришла женщина по поводу своей дочери-подростка: она грубит, пьет пиво, не слушается. Выясняется, что у дочери ни в чем нет отказа, она не несет ответственности ни за что в своей жизни, что ее всю жизнь воспитывала чрезвычайно мягкая бабушка, и на попытки мамы быть более строгой, чтобы дисциплинировать дочь, она (бабушка) реагировала криками «Не мучь ребенка и сердечными приступами. Клиентка оказалась между двумя огнями: если она будет перечить бабушке, бабушке будет плохо; если она не будет требовать от дочери ответственности дочь будет несамостоятельной и не сможет строить адекватных отношений со сверстниками и другими людьми (что уже происходит). На вопрос: «Как так получилось, что вы не имеете авторитета у дочери?» — клиентка ответила: «Я ведь всегда работала, а бабушка меня выручала тем, что сидела с внучкой». То есть, воспользовавшись тем, что бабушка решает ее проблемы с ребенком (то есть проявив свою несамостоятельность), она попала под манипуляцию других людей: своей мамы и своей дочери.

Чаще всего встать на ноги мешает шея, на которой сидишь.

Последствия плачевны в первую очередь для юной особы. Теперь потребуется много труда для того, чтобы перестроить эти отношения.

43.          Выпишете все то, что вы получаете от своих манипуляторов: пользу, выгоду, удобство. В чем именно они выражаются?

Пример:

 

Маша

Я получаю то-то

Я плачу за это тем-то

Петя

Я получаю то-то

Я плачу за это тем-то

После того, как вы составите список, обратите внимание на вторую колонку: готовы ли вы отказаться от этих выгод, чтобы перестать быть жертвой манипуляций?

Часто наши манипуляторы используют для манипуляций различного рода общественные нормы, правила, мораль, чувства совести, вины и стыда.

Однажды в Эсалене Фриц Перлз сидел и курил под табличкой

«Не курить». Студенты из его группы подошли и спросили: «Что дает вам право курить там, где нам нельзя, Фриц Медленно, разделяя слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма, Фриц ответил:

«Я ни имею право курить, ни не имею права курить. Я просто курю».

44.          Прежде чем откликаться на призывы к морали, подумайте: соблюдают ли эти нормы те, кто к ним призывает?

Если вы будете внимательны, то увидите что нет, не соблюдают. Но ловко используют для манипуляций. Каждый человек в течение жизни формирует собственный кодекс чести, отражающий его мировоззрение. Ничто, кроме опыта жизни, не может ему в этом помочь: никакие призывы, стыжение и чувство вины. Опыт каждого из нас уникален, но рано или поздно каждый человек, благодаря

суровой правде жизни, приходит через свою жизнь к пониманию основных человеческих ценностей. Они могут отличаться у каждого из нас: для кого-то главное одно, для кого-то другое. Важно, что для каждого существует проблема выбора: чем пожертвовать в трудной ситуации, чтобы выбрать главное? Каждый выбирает свое и оплакивает свои жертвы. Жизнь учит нас быть гибкими. Приведу в качестве иллюстрации восточную притчу о Мудрой Свинье.

Мудрую Свинью спросили:

—      Почему во время еды ты становишься в пищу ногами?

—      Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, — ответила Мудрая Свинья. — Когда я при еде ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие.А как же быть с манерами, присущими достойному воспитанию?

—  Манеры предназначены для окружающих, а удовольствие

для себя. Если удовольствие от моей природы, оно приносит пользу.

—  Но ведь и манеры приносят пользу!

—      Когда манеры приносят мне больше пользы, чем удовольствие, я не ставлю ноги в еду,гордо ответила Свинья и ушла по своим делам.

Когда мы делаем тот или иной выбор (в пользу своей потребности или в пользу «хороших манер»), мы опираемся на то, что именно для нас важнее всего в данный момент. И если мы делаем этот выбор осознанно, у нас не бывает впечатления, что нас заставили, принудили, шантажировали, что нами управляют. Никто не может заставить вас делать что-то, если вы этого не хотите. Если вы соглашаетесь на что-то, что вам не нравится это ваш собственный выбор. Невозможно управлять человеком, который решает сам, что ему делать. Даже тогда, когда он из двух зол выбирает лучшее.

Иногда, если вы находитесь в тесных взаимоотношениях с манипуляторами (например, если это ваши родители), бывает, для того, чтобы изменить отношения, приходится уйти от них на большую дистанцию, иначе этот порочный привычный круг не удается разорвать.

—      Невроз вашей жены не опасен. С ним она проживет сто лет, — говорит доктор.

—  А я?спрашивает муж.

Однако это бывает сделать нелегко, потому что вдруг обнаруживается, что и вы ими манипулируете.

Пример из практики. На прием пришла женщина по поводу своей дочери-подростка: она грубит, пьет пиво, не слушается. Выясняется, что у дочери ни в чем нет отказа, она не несет ответственности ни за что в своей жизни, что ее всю жизнь воспитывала чрезвычайно мягкая бабушка, и на попытки мамы быть более строгой, чтобы дисциплинировать дочь, она (бабушка) реагировала криками «Не мучь ребенка и сердечными приступами. Клиентка оказалась между двумя огнями: если она будет перечить бабушке, бабушке будет плохо; если она не будет требовать от дочери ответственности дочь будет несамостоятельной и не сможет строить адекватных отношений со сверстниками и другими людьми (что уже происходит). На вопрос: «Как так получилось, что вы не имеете авторитета у дочери?» — клиентка ответила: «Я ведь всегда работала, а бабушка меня выручала тем, что сидела с внучкой». То есть, воспользовавшись тем, что бабушка решает ее проблемы с ребенком (то есть проявив свою несамостоятельность), она попала под манипуляцию других людей: своей мамы и своей дочери.

Чаще всего встать на ноги мешает шея, на которой сидишь.

Последствия плачевны в первую очередь для юной особы. Теперь потребуется много труда для того, чтобы перестроить эти отношения.

43.          Выпишете все то, что вы получаете от своих манипуляторов: пользу, выгоду, удобство. В чем именно они выражаются?

Пример:

 

Маша

Я получаю то-то

Я плачу за это тем-то

Петя

Я получаю то-то

Я плачу за это тем-то

После того, как вы составите список, обратите внимание на вторую колонку: готовы ли вы отказаться от этих выгод, чтобы перестать быть жертвой манипуляций?

Часто наши манипуляторы используют для манипуляций различного рода общественные нормы, правила, мораль, чувства совести, вины и стыда.

Однажды в Эсалене Фриц Перлз сидел и курил под табличкой

«Не курить». Студенты из его группы подошли и спросили: «Что дает вам право курить там, где нам нельзя, Фриц Медленно, разделяя слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма, Фриц ответил:

«Я ни имею право курить, ни не имею права курить. Я просто курю».

44.          Прежде чем откликаться на призывы к морали, подумайте: соблюдают ли эти нормы те, кто к ним призывает?

Если вы будете внимательны, то увидите что нет, не соблюдают. Но ловко используют для манипуляций. Каждый человек в течение жизни формирует собственный кодекс чести, отражающий его мировоззрение. Ничто, кроме опыта жизни, не может ему в этом помочь: никакие призывы, стыжение и чувство вины. Опыт каждого из нас уникален, но рано или поздно каждый человек, благодаря

суровой правде жизни, приходит через свою жизнь к пониманию основных человеческих ценностей. Они могут отличаться у каждого из нас: для кого-то главное одно, для кого-то другое. Важно, что для каждого существует проблема выбора: чем пожертвовать в трудной ситуации, чтобы выбрать главное? Каждый выбирает свое и оплакивает свои жертвы. Жизнь учит нас быть гибкими. Приведу в качестве иллюстрации восточную притчу о Мудрой Свинье.

Мудрую Свинью спросили:

—      Почему во время еды ты становишься в пищу ногами?

—      Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, — ответила Мудрая Свинья. — Когда я при еде ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие.А как же быть с манерами, присущими достойному воспитанию?

—  Манеры предназначены для окружающих, а удовольствие

для себя. Если удовольствие от моей природы, оно приносит пользу.

—  Но ведь и манеры приносят пользу!

—      Когда манеры приносят мне больше пользы, чем удовольствие, я не ставлю ноги в еду,гордо ответила Свинья и ушла по своим делам.

Когда мы делаем тот или иной выбор (в пользу своей потребности или в пользу «хороших манер»), мы опираемся на то, что именно для нас важнее всего в данный момент. И если мы делаем этот выбор осознанно, у нас не бывает впечатления, что нас заставили, принудили, шантажировали, что нами управляют. Никто не может заставить вас делать что-то, если вы этого не хотите. Если вы соглашаетесь на что-то, что вам не нравится это ваш собственный выбор. Невозможно управлять человеком, который решает сам, что ему делать. Даже тогда, когда он из двух зол выбирает лучшее.