Правило 33. Адекватная оценка собственных действий не может быть быстрой, сделанной на основании одной попытки.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

Каждый из нас наверняка сталкивался с тем, что взрослые в детстве требовали, чтобы мы угадывали их чувства или мысли, и сами пытались доказать, что они-то знают, что с нами происходит: «Разве ты не видишь, что я чувствую?!», «Все вижу по твоим лживым глазам!». Большинство людей и правда уверены, что они могут видеть или чувствовать, что происходит с другими:

Прочитав, что у него было написано на лице, хотелось добавить и расписаться.

Однако никто из нас не может читать мысли и чувства другого. Для того чтобы в этом убедиться, сделаем следующее упражнение.

61 . Выберите любой объект, который вас привлекает. Это может быть любой предмет из тех, что находятся сейчас рядом с вами. В группе у нас есть корзина с детскими игрушками, мы

предлагаем участникам выбрать понравившуюся игрушку. Опишите в дневнике наблюдений ваш предмет, представив, что он одушевлен:

•  Какой у него образ жизни?

•  О чем он думает?

•  В чем он нуждается?

•  Какой у него характер?

После того как все напишете, добавьте еще 12 фразы. Часто именно в момент остановки, когда кажется, что все сказано, человек подбирается к чему-то особенно интересному. Затем постарайтесь отождествить себя со своим объектом наблюдений, прочтите написанный вами текст, говоря вместо «он» — «я». Сделайте это прежде, чем читать текст книги дальше.

Вы увидите, что большая часть ваших описаний полностью совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Часть

текста будет непонятна вам, вероятно, например: «У этого поросенка яркий бант, который ему подарила мама, чтобы он не потерялся». Скорее всего, это метафора. Попробуйте расшифровать ваши метафоры: о чем на самом деле идет речь? Или о ком? Вы можете подумать, что на самом деле этот текст не про вас. Тогда представьте: если бы он был про вас, то о чем на самом деле шла бы речь? Если вам кажется, что текст не о вас, это значит, что вы настолько сильно не принимаете себя, настолько отчуждены от самого себя, что вам трудно это принять.

Это упражнение иллюстрирует простой механизм психики, с помощью которого мы познаем мир. Дело в том, что человеческому восприятию совершенно невозможно представить то, чего никогда не было, чего нет в его опыте. Для того чтобы познать новое, человек накладывает на новое, как на экран, весь свой опыт, пытаясь освоить видимое на основе того, что он уже знает. Дальше в процессе познания начинается проверка: так ли на самом деле устроено то, что я вижу? И когда мы обнаруживаем отличия от виденного ранее, тут и начинается присвоение нового и адекватное видение реальности. Однако человеку, столкнувшемуся в своей личной истории с тем, что познание нового опасно, трудно осуществлять эту проверку реальности. Как правило, он ее не делает, а просто соглашается с тем, что видит: это так устроено потому, что я так считаю. Мы смотрим на людей и думаем: «этот человек такой». И соглашаемся с этим. Без проверки. И думаем, что это реальность, тогда как это просто особенность восприятия. Причем каждый видит свое.

Однажды, идя на тренинг, я забыла игрушки, а в тренинговом зале не было достаточного количества предметов. Тогда я забежала в магазин и купила шоколадки «Аленка». Я попросила участников описать «Аленку». Получилось 8 разных историй про Аленку. Разумеется, каждый вложил туда свой опыт. У кого-то Аленка была грустной, у кого-то одинокой, у кого-то наивной, у кого-то капризной и так далее.

Таким образом, все, что говорят нам другие люди о нас, — это чистой воды их знание про себя самих, но не о нас! И важно помнить, что и мы сами делаем то же самое: каждый из нас, описывая другого, говорит на самом деле о себе. Человек не может объективно смотреть на вещи и других людей в силу этого механизма. Каждый видит то,

что диктуется ему его восприятием. Давно открыт закон физики, что наблюдатель влияет на наблюдаемое, поэтому человеческое восприятие всегда субъективно. Единственный честный отклик, который может быть (и он тоже субъективен), это когда мы говорим:

«я чувствую к тебе то-то». Наши чувства не врут если мы чувствуем так, то это правда: мы чувствуем так. Наши описания врут всегда. Мы не знаем, каков другой, и другие не знают, каковы мы. Они могут чувствовать что-то по отношению к нам, и только.

Следующее упражнение поможет потренироваться в том, чтобы научиться различать оценки, которые говорят вам другие люди о вас.

62.      В течение недели при общении с другими людьми, услышав в свой адрес слова «ты такой-то», «ты ведешь себя так-то», «ты делаешь то-то», «ты чувствуешь то-то», «ты хочешь того-то», вспоминайте о том, что этот человек говорит на самом деле не о вас, а о себе. Заметьте: что вы узнаете о другом, когда вы это понимаете? Запишите в ваш дневник наблюдений все, что вам удастся обнаружить. Спустя неделю проверьте: как изменилось ваше отношение к этим людям? При общении с этими людьми, как только они говорят это описание вам о вас, задавайте им следующий вопрос:

«Как ты это видишьили «Откуда ты это знаешьЕсли вы получите ответ «я вижу по твоим глазам», уточните: «что такое с моими глазами, как именно они так выглядят, что ты делаешь такие * выводывы убедитесь, что слова этого человека не имеют четких, явных оснований.

Однако здесь есть и другая сторона, описывая других, вы делаете то же самое: вы приписываете другим людям то, что происходит с вами.

Когда у тебя есть только молоток, все вокруг похоже на гвоздь.

Поэтому для адекватной оценки других людей следует практиковать следующее упражнение.

63.      В течение недели при общении с другими людьми замечайте свои собственные реплики или мысли следующего содержания: «ты

такой-то», «ты ведешь себя так-то», «ты делаешь то-то», «ты чувствуешь то-то», «ты хочешь того-то». Поскольку вы не знаете на

самом деле ни намерений, ни чувств, ни желаний, ни состояний другого человека, отдавайте себе в этом отчет. Если вы заметите такую свою фразу во время разговора, поправьте себя: «Я хотел сказать, что мне кажется то-то. Так ли этоЗапишите в свой дневник наблюдений ваши впечатления от таких диалогов. Попробуйте

«присваивать» себе ваши фантазии. Если вы думаете, что другой человек, например, злится, спросите себя: «Злюсь ли я? Если злюсь, то что или кто меня разозлил? На что я злюсь Будьте предельно честными перед собой, отвечая на этот вопрос. Запишите ваши наблюдения в дневник.

Терапевт: Я затрудняюсь поставить диагноз. Наверное, это алкоголизм!

Пациент: Хорошо, доктор! Я приду, когда вы будете трезвым.

У человека есть три зоны осознавания: он сам, объекты окружающего мира и зона фантазий. Осознавать себя это значит чувствовать и замечать свои чувства и действия, мысли и фантазии. Осознавать окружающий мир это значит воспринимать органами чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус) мир вокруг себя без интерпретаций, лишь регистрируя то, что происходит, и соотнося эту информацию со своей реакцией на нее.

Например, если вы осознаете себя, вы можете сказать: «Я дышу, я чувствую кожей шеи прикосновение воротничка рубашки, я чувствую сухость во рту и хочу пить. Я думаю о том, как закончить это предложение, и фантазирую о том, как читатель будет читать эти строки». Если вы осознаете окружающий мир, это будет выглядеть так: «Я вижу монитор, слышу за спиной звуки дыхания спящего мужа, фантазирую, что он слышит звуки клавиатуры. Беспокоюсь, не мешает ли ему это спать». Когда же человек находится в зоне фантазий, он не осознает, что фантазирует, и принимает свои фантазии за реальность собственной жизни и реальность окружающего мира.

Самые жестокие расистские, националистические, религиозные, шовинистические и другие насильственные идеи родились из таких фантазийных «умозаключений», как: «все мужики козлы»,

«женщины стервы», «дети обязаны беспрекословно слушаться»,

«иноверцы должны умереть» и так далее. Причем обычно человек приписывает другому все то, что отрицает в себе. И если вы, присваивая себе то или иное описание другого, почувствовали протест или недоумение,верный признак сильнейшего такого отрицания.

Дело в том, что в каждом человеке есть все человеческие качества, как отрицательные (те, что принято считать отрицательными), так и положительные. Однако, в связи с тем, что с детства нас приучали, что «вот это и это нехорошо», а за что-то просто били, мы выучили, что в нас этого не должно быть совсем и никогда. Но это не значит, что какие-то качества или чувства исчезли, это значит лишь то, что мы их тщательно спрятали много лет назад даже от самих себя. Причем как положительное, так и отрицательное.

Если вам в детстве говорили: «Боже, какая ж ты у меня страшненькая и глупенькая»,вы будете смотреть на других и думать: «Вот красавица! Вот умница». Попробуйте присваивать и это тоже. Если вам говорили «другим хуже, чем тебе», когда вы просили помощи, или поддержки, или огорчались из-за неудачи, наверняка теперь вы смотрите на других с сочувствием и сожалением, а на себя

—      с ненавистью и осуждением. И тогда ваша задача присвоить себе право хотеть поддержки, сочувствия, внимания.

Некоторые люди (таких сейчас несколько в моей практике) в связи с тем, что им не давали поддержки, став взрослыми, буквально загоняют себя в угол, жертвуя собой, поскольку до сих пор в их умах звучит «другим хуже». Но поскольку в их подсознании по-прежнему есть потребность в поддержке, их бессознательное послание к обществу таково: «Чтобы стать достойной поддержки, я должен стать хуже всех, мне должно быть хуже всех». Бывает, достаточно начать запрашивать поддержку честно, без манипуляций, без подходов «из- за печки», и тогда не нужно портить свою собственную жизнь.

Все чувства, которые мы испытываем по поводу оценки или самооценки, основаны на сравнениях, осуществляемых без осознавания. Тот список, с которым вы сравниваете то, что с вами происходит, создан долгой практикой впитывания различного рода правил оценки, которые мы получали от родителей, и от него зависит то, что вы испытываете. Каждый из нас доверху набит этими

«знаниями», на деле являющимися требованиями других людей быть для них удобными.

От знаний еще никто не умирал, но рисковать не стоит!

Полезный навык для формирования адекватной оценки это перестать «знать», что думают о вас другие, отбросить иллюзию, что вы можете это знать.

Человек и его поступок вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания.

Махатма Ганди

64.      Для этого упражнения нам понадобятся акварельные или гуашевые краски, бумага для рисования, кисточки. Не поленитесь купить эти необходимые «целебные» предметы. Арт-методы являются очень эффективными в работе с психикой, поскольку они являются одновременно телесными и образными. Когда мы начинаем рисовать, мы задействуем наше нелогическое правое полушарие, где хранится масса точных и честных знаний о себе, которыми мы часто не пользуемся, поскольку больше доверяем логике. Возьмите лист бумаги и нарисуйте себя в виде растения. Растение может быть любым: куст, цветок, трава, дерево и так далее. Приступайте к дальнейшему чтению только после того, как нарисуете растение.

Теперь опишите это растение. Как и для чего функционируют его части? Что ему необходимо для полноценной жизни? После составления рассказа переведите вашу метафору на язык вашей жизни. О чем этот рассказ на самом деле? Запишите ваши наблюдения и ответы в дневник.

Вы можете обнаружить, кто вы сейчас и в чем вы нуждаетесь. Любое из этих упражнений описание предмета или рисование растения или животного вы можете проделывать любое количество

раз. Каждый раз вы будете обнаруживать что-то новое о себе. Это отличный поставщик информации о себе.

Теперь, когда вы лучше представляете, кто вы есть на самом деле, сделаем следующее упражнение.

65.  Составьте два списка.

1.      10 качеств, умений, черт характера, которые, на ваш взгляд, помогли добиться каких-либо положительных изменений в вашей жизни.

2.      10 качеств, черт, привычек, которые мешают вам достигать в жизни желаемого.

После составления этих списков ответьте на вопрос: как вы относитесь к таким же качествам у других людей? Отличается ли ваше отношение к себе здесь от отношения к ним? Любое наше качество в организме существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует. До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, а даже изводим в себе эти черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача.

Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности.

Теун Марез

66. Возьмите второй список и представьте, что каждое качество из этого списка на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно и чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством. Теперь, когда вы это знаете, вы можете использовать его лучше, в более уместные моменты и без побочных эффектов.

Я не жадный, я домовитый.

Домовенок Кузя

Как я уже написала выше, наши чувства часто являются не реакцией на реальность, а реакцией на то значение, которое мы придаем этой реальности, например, когда мы сравниваем что-то с чем-то или кого-то с кем то. Часто это сравнение бывает настолько быстрым, что мы не замечаем, как оно происходит: «Я вижу маленькое дерево»хотя «маленькое» кажется описанием, оно содержит скрытое сравнение. «Моя жена держит дом в чистоте»вопрос «по сравнению с кемможет быть полезным, чтобы увидеть, что вы кого-то назначили идеалом чистоты.

Бутон это совершенный бутон, а не несовершенная роза.

Джон Энрайт

Другой вариант сравнения в утверждении об изменении или его отсутствии: «Я все еще испытываю…» или «Это, кажется, не изменилось…» основывается на сравнении «того, что есть» с некоторым представлением о том, что было, — как правило, не полным и искаженным. Наша психика избирательна, как мы выяснили это в одной из первых глав, выполняя упражнения

«тренинга осознавания». Еще один вариант искажения воспринимаемой информации отрицание. Чуть-чуть мы коснулись этого выше. Если вы говорите «сейчас я не чувствую гнева», это значит, что в психике произошел целый ряд операций:

1.      Вы замечаете свое переживание.

2.      Вы оцениваете, что, например, гнев был бы неуместным или не возможным в этой ситуации.

3.  Вы представляете, что вы должны чувствовать что-то другое.

4.      Вы считаете, что то, что гнева нет, — это важно, приписываете этому значимость.

Такой вот круг самообмана. Таким образом, нам не удается встретиться с нашей истинной и искренней реакцией и обратить ситуацию себе на пользу.

Еще один способ «заблуждаться» в собственных оценках и самооценках это преувеличивать или

недооценивать намерение своих чувств и действий.

67.      Сделаем следующее упражнение.

Составьте план действий на предстоящий день: встречи, беседы, бытовые дела и так далее. Заполните таблицу:

Дело

Я это делаю, чтобы

 

Избежать

Достичь

 

 

 

Вы можете обнаружить, что часто вы делаете что-то скорее для того, чтобы избежать чего-то другого, а не чего-то достичь. Как вам это? Хотели ли бы вы что-то изменить? Что именно? Как? Запишите ответы на эти вопросы в свой дневник.

—          Мама, а что такое паранойя?

—          Ты же понимаешь, что я этого не знаю, и спрашиваешь это, чтобы поиздеваться надо мной!

Мы уже разбирали выше, что таким же проявлением заблуждения является идея о том, что «я делаю что-то, потому что должен», или «не делаю что-то потому, что не могу», тогда как на самом деле стоит признаться себе, что я хочу или не хочу чего-то, и все становится более ясным.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Наша самооценка всегда в наших руках, а не в чужих: если мы хотим чувствовать себя хорошими, умными, значимыми, нам не нужно искать этому одобрения у других. К другим полезно обращаться за поддержкой, а не за одобрением. И ни в коем случае за порицанием.

Каждый из нас наверняка сталкивался с тем, что взрослые в детстве требовали, чтобы мы угадывали их чувства или мысли, и сами пытались доказать, что они-то знают, что с нами происходит: «Разве ты не видишь, что я чувствую?!», «Все вижу по твоим лживым глазам!». Большинство людей и правда уверены, что они могут видеть или чувствовать, что происходит с другими:

Прочитав, что у него было написано на лице, хотелось добавить и расписаться.

Однако никто из нас не может читать мысли и чувства другого. Для того чтобы в этом убедиться, сделаем следующее упражнение.

61 . Выберите любой объект, который вас привлекает. Это может быть любой предмет из тех, что находятся сейчас рядом с вами. В группе у нас есть корзина с детскими игрушками, мы

предлагаем участникам выбрать понравившуюся игрушку. Опишите в дневнике наблюдений ваш предмет, представив, что он одушевлен:

•  Какой у него образ жизни?

•  О чем он думает?

•  В чем он нуждается?

•  Какой у него характер?

После того как все напишете, добавьте еще 12 фразы. Часто именно в момент остановки, когда кажется, что все сказано, человек подбирается к чему-то особенно интересному. Затем постарайтесь отождествить себя со своим объектом наблюдений, прочтите написанный вами текст, говоря вместо «он» — «я». Сделайте это прежде, чем читать текст книги дальше.

Вы увидите, что большая часть ваших описаний полностью совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Часть

текста будет непонятна вам, вероятно, например: «У этого поросенка яркий бант, который ему подарила мама, чтобы он не потерялся». Скорее всего, это метафора. Попробуйте расшифровать ваши метафоры: о чем на самом деле идет речь? Или о ком? Вы можете подумать, что на самом деле этот текст не про вас. Тогда представьте: если бы он был про вас, то о чем на самом деле шла бы речь? Если вам кажется, что текст не о вас, это значит, что вы настолько сильно не принимаете себя, настолько отчуждены от самого себя, что вам трудно это принять.

Это упражнение иллюстрирует простой механизм психики, с помощью которого мы познаем мир. Дело в том, что человеческому восприятию совершенно невозможно представить то, чего никогда не было, чего нет в его опыте. Для того чтобы познать новое, человек накладывает на новое, как на экран, весь свой опыт, пытаясь освоить видимое на основе того, что он уже знает. Дальше в процессе познания начинается проверка: так ли на самом деле устроено то, что я вижу? И когда мы обнаруживаем отличия от виденного ранее, тут и начинается присвоение нового и адекватное видение реальности. Однако человеку, столкнувшемуся в своей личной истории с тем, что познание нового опасно, трудно осуществлять эту проверку реальности. Как правило, он ее не делает, а просто соглашается с тем, что видит: это так устроено потому, что я так считаю. Мы смотрим на людей и думаем: «этот человек такой». И соглашаемся с этим. Без проверки. И думаем, что это реальность, тогда как это просто особенность восприятия. Причем каждый видит свое.

Однажды, идя на тренинг, я забыла игрушки, а в тренинговом зале не было достаточного количества предметов. Тогда я забежала в магазин и купила шоколадки «Аленка». Я попросила участников описать «Аленку». Получилось 8 разных историй про Аленку. Разумеется, каждый вложил туда свой опыт. У кого-то Аленка была грустной, у кого-то одинокой, у кого-то наивной, у кого-то капризной и так далее.

Таким образом, все, что говорят нам другие люди о нас, — это чистой воды их знание про себя самих, но не о нас! И важно помнить, что и мы сами делаем то же самое: каждый из нас, описывая другого, говорит на самом деле о себе. Человек не может объективно смотреть на вещи и других людей в силу этого механизма. Каждый видит то,

что диктуется ему его восприятием. Давно открыт закон физики, что наблюдатель влияет на наблюдаемое, поэтому человеческое восприятие всегда субъективно. Единственный честный отклик, который может быть (и он тоже субъективен), это когда мы говорим:

«я чувствую к тебе то-то». Наши чувства не врут если мы чувствуем так, то это правда: мы чувствуем так. Наши описания врут всегда. Мы не знаем, каков другой, и другие не знают, каковы мы. Они могут чувствовать что-то по отношению к нам, и только.

Следующее упражнение поможет потренироваться в том, чтобы научиться различать оценки, которые говорят вам другие люди о вас.

62.      В течение недели при общении с другими людьми, услышав в свой адрес слова «ты такой-то», «ты ведешь себя так-то», «ты делаешь то-то», «ты чувствуешь то-то», «ты хочешь того-то», вспоминайте о том, что этот человек говорит на самом деле не о вас, а о себе. Заметьте: что вы узнаете о другом, когда вы это понимаете? Запишите в ваш дневник наблюдений все, что вам удастся обнаружить. Спустя неделю проверьте: как изменилось ваше отношение к этим людям? При общении с этими людьми, как только они говорят это описание вам о вас, задавайте им следующий вопрос:

«Как ты это видишьили «Откуда ты это знаешьЕсли вы получите ответ «я вижу по твоим глазам», уточните: «что такое с моими глазами, как именно они так выглядят, что ты делаешь такие * выводывы убедитесь, что слова этого человека не имеют четких, явных оснований.

Однако здесь есть и другая сторона, описывая других, вы делаете то же самое: вы приписываете другим людям то, что происходит с вами.

Когда у тебя есть только молоток, все вокруг похоже на гвоздь.

Поэтому для адекватной оценки других людей следует практиковать следующее упражнение.

63.      В течение недели при общении с другими людьми замечайте свои собственные реплики или мысли следующего содержания: «ты

такой-то», «ты ведешь себя так-то», «ты делаешь то-то», «ты чувствуешь то-то», «ты хочешь того-то». Поскольку вы не знаете на

самом деле ни намерений, ни чувств, ни желаний, ни состояний другого человека, отдавайте себе в этом отчет. Если вы заметите такую свою фразу во время разговора, поправьте себя: «Я хотел сказать, что мне кажется то-то. Так ли этоЗапишите в свой дневник наблюдений ваши впечатления от таких диалогов. Попробуйте

«присваивать» себе ваши фантазии. Если вы думаете, что другой человек, например, злится, спросите себя: «Злюсь ли я? Если злюсь, то что или кто меня разозлил? На что я злюсь Будьте предельно честными перед собой, отвечая на этот вопрос. Запишите ваши наблюдения в дневник.

Терапевт: Я затрудняюсь поставить диагноз. Наверное, это алкоголизм!

Пациент: Хорошо, доктор! Я приду, когда вы будете трезвым.

У человека есть три зоны осознавания: он сам, объекты окружающего мира и зона фантазий. Осознавать себя это значит чувствовать и замечать свои чувства и действия, мысли и фантазии. Осознавать окружающий мир это значит воспринимать органами чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус) мир вокруг себя без интерпретаций, лишь регистрируя то, что происходит, и соотнося эту информацию со своей реакцией на нее.

Например, если вы осознаете себя, вы можете сказать: «Я дышу, я чувствую кожей шеи прикосновение воротничка рубашки, я чувствую сухость во рту и хочу пить. Я думаю о том, как закончить это предложение, и фантазирую о том, как читатель будет читать эти строки». Если вы осознаете окружающий мир, это будет выглядеть так: «Я вижу монитор, слышу за спиной звуки дыхания спящего мужа, фантазирую, что он слышит звуки клавиатуры. Беспокоюсь, не мешает ли ему это спать». Когда же человек находится в зоне фантазий, он не осознает, что фантазирует, и принимает свои фантазии за реальность собственной жизни и реальность окружающего мира.

Самые жестокие расистские, националистические, религиозные, шовинистические и другие насильственные идеи родились из таких фантазийных «умозаключений», как: «все мужики козлы»,

«женщины стервы», «дети обязаны беспрекословно слушаться»,

«иноверцы должны умереть» и так далее. Причем обычно человек приписывает другому все то, что отрицает в себе. И если вы, присваивая себе то или иное описание другого, почувствовали протест или недоумение,верный признак сильнейшего такого отрицания.

Дело в том, что в каждом человеке есть все человеческие качества, как отрицательные (те, что принято считать отрицательными), так и положительные. Однако, в связи с тем, что с детства нас приучали, что «вот это и это нехорошо», а за что-то просто били, мы выучили, что в нас этого не должно быть совсем и никогда. Но это не значит, что какие-то качества или чувства исчезли, это значит лишь то, что мы их тщательно спрятали много лет назад даже от самих себя. Причем как положительное, так и отрицательное.

Если вам в детстве говорили: «Боже, какая ж ты у меня страшненькая и глупенькая»,вы будете смотреть на других и думать: «Вот красавица! Вот умница». Попробуйте присваивать и это тоже. Если вам говорили «другим хуже, чем тебе», когда вы просили помощи, или поддержки, или огорчались из-за неудачи, наверняка теперь вы смотрите на других с сочувствием и сожалением, а на себя

—      с ненавистью и осуждением. И тогда ваша задача присвоить себе право хотеть поддержки, сочувствия, внимания.

Некоторые люди (таких сейчас несколько в моей практике) в связи с тем, что им не давали поддержки, став взрослыми, буквально загоняют себя в угол, жертвуя собой, поскольку до сих пор в их умах звучит «другим хуже». Но поскольку в их подсознании по-прежнему есть потребность в поддержке, их бессознательное послание к обществу таково: «Чтобы стать достойной поддержки, я должен стать хуже всех, мне должно быть хуже всех». Бывает, достаточно начать запрашивать поддержку честно, без манипуляций, без подходов «из- за печки», и тогда не нужно портить свою собственную жизнь.

Все чувства, которые мы испытываем по поводу оценки или самооценки, основаны на сравнениях, осуществляемых без осознавания. Тот список, с которым вы сравниваете то, что с вами происходит, создан долгой практикой впитывания различного рода правил оценки, которые мы получали от родителей, и от него зависит то, что вы испытываете. Каждый из нас доверху набит этими

«знаниями», на деле являющимися требованиями других людей быть для них удобными.

От знаний еще никто не умирал, но рисковать не стоит!

Полезный навык для формирования адекватной оценки это перестать «знать», что думают о вас другие, отбросить иллюзию, что вы можете это знать.

Человек и его поступок вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания.

Махатма Ганди

64.      Для этого упражнения нам понадобятся акварельные или гуашевые краски, бумага для рисования, кисточки. Не поленитесь купить эти необходимые «целебные» предметы. Арт-методы являются очень эффективными в работе с психикой, поскольку они являются одновременно телесными и образными. Когда мы начинаем рисовать, мы задействуем наше нелогическое правое полушарие, где хранится масса точных и честных знаний о себе, которыми мы часто не пользуемся, поскольку больше доверяем логике. Возьмите лист бумаги и нарисуйте себя в виде растения. Растение может быть любым: куст, цветок, трава, дерево и так далее. Приступайте к дальнейшему чтению только после того, как нарисуете растение.

Теперь опишите это растение. Как и для чего функционируют его части? Что ему необходимо для полноценной жизни? После составления рассказа переведите вашу метафору на язык вашей жизни. О чем этот рассказ на самом деле? Запишите ваши наблюдения и ответы в дневник.

Вы можете обнаружить, кто вы сейчас и в чем вы нуждаетесь. Любое из этих упражнений описание предмета или рисование растения или животного вы можете проделывать любое количество

раз. Каждый раз вы будете обнаруживать что-то новое о себе. Это отличный поставщик информации о себе.

Теперь, когда вы лучше представляете, кто вы есть на самом деле, сделаем следующее упражнение.

65.  Составьте два списка.

1.      10 качеств, умений, черт характера, которые, на ваш взгляд, помогли добиться каких-либо положительных изменений в вашей жизни.

2.      10 качеств, черт, привычек, которые мешают вам достигать в жизни желаемого.

После составления этих списков ответьте на вопрос: как вы относитесь к таким же качествам у других людей? Отличается ли ваше отношение к себе здесь от отношения к ним? Любое наше качество в организме существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует. До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, а даже изводим в себе эти черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача.

Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности.

Теун Марез

66. Возьмите второй список и представьте, что каждое качество из этого списка на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно и чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством. Теперь, когда вы это знаете, вы можете использовать его лучше, в более уместные моменты и без побочных эффектов.

Я не жадный, я домовитый.

Домовенок Кузя

Как я уже написала выше, наши чувства часто являются не реакцией на реальность, а реакцией на то значение, которое мы придаем этой реальности, например, когда мы сравниваем что-то с чем-то или кого-то с кем то. Часто это сравнение бывает настолько быстрым, что мы не замечаем, как оно происходит: «Я вижу маленькое дерево»хотя «маленькое» кажется описанием, оно содержит скрытое сравнение. «Моя жена держит дом в чистоте»вопрос «по сравнению с кемможет быть полезным, чтобы увидеть, что вы кого-то назначили идеалом чистоты.

Бутон это совершенный бутон, а не несовершенная роза.

Джон Энрайт

Другой вариант сравнения в утверждении об изменении или его отсутствии: «Я все еще испытываю…» или «Это, кажется, не изменилось…» основывается на сравнении «того, что есть» с некоторым представлением о том, что было, — как правило, не полным и искаженным. Наша психика избирательна, как мы выяснили это в одной из первых глав, выполняя упражнения

«тренинга осознавания». Еще один вариант искажения воспринимаемой информации отрицание. Чуть-чуть мы коснулись этого выше. Если вы говорите «сейчас я не чувствую гнева», это значит, что в психике произошел целый ряд операций:

1.      Вы замечаете свое переживание.

2.      Вы оцениваете, что, например, гнев был бы неуместным или не возможным в этой ситуации.

3.  Вы представляете, что вы должны чувствовать что-то другое.

4.      Вы считаете, что то, что гнева нет, — это важно, приписываете этому значимость.

Такой вот круг самообмана. Таким образом, нам не удается встретиться с нашей истинной и искренней реакцией и обратить ситуацию себе на пользу.

Еще один способ «заблуждаться» в собственных оценках и самооценках это преувеличивать или

недооценивать намерение своих чувств и действий.

67.      Сделаем следующее упражнение.

Составьте план действий на предстоящий день: встречи, беседы, бытовые дела и так далее. Заполните таблицу:

Дело

Я это делаю, чтобы

 

Избежать

Достичь

 

 

 

Вы можете обнаружить, что часто вы делаете что-то скорее для того, чтобы избежать чего-то другого, а не чего-то достичь. Как вам это? Хотели ли бы вы что-то изменить? Что именно? Как? Запишите ответы на эти вопросы в свой дневник.

—          Мама, а что такое паранойя?

—          Ты же понимаешь, что я этого не знаю, и спрашиваешь это, чтобы поиздеваться надо мной!

Мы уже разбирали выше, что таким же проявлением заблуждения является идея о том, что «я делаю что-то, потому что должен», или «не делаю что-то потому, что не могу», тогда как на самом деле стоит признаться себе, что я хочу или не хочу чего-то, и все становится более ясным.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Наша самооценка всегда в наших руках, а не в чужих: если мы хотим чувствовать себя хорошими, умными, значимыми, нам не нужно искать этому одобрения у других. К другим полезно обращаться за поддержкой, а не за одобрением. И ни в коем случае за порицанием.