4. Юрисдикция Суда Европейских Сообществ, юридическая сила решений Суда ЕС, ее отличия от Суда первой инстанции.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Результатом рассмотрения Суда ЕС может быть судебное решение,

рекомендательное заключение или постановление и другие акты.

Основное различие - это различие между судебными решениями и

рекомендательными заключениями или постановлениями. Последние

появляются гораздо реже, чем первые, но имеют серьезные последствия

для деятельности Европейских Сообществ и государств-членов.

Например, когда институты ЕС, либо государство-член запрашивают

заключение на предмет соответствия соглашение, которое Сообщество

планирует заключить с государством, не являющимся его членом.

Договору о ЕС. Хотя заключения носят рекомендательный характер,

они имеют юридические последствия.

Особенности различий судебных решений вытекают из различий

между исками, предъявляемыми в Суде ЕС (прямые иски), и исками,

предъявленными в национальных судах, по которым в Суд поступает

просьба о рассмотрении дела в преюдициальном порядке. По первой

категории исков решения выносится в Суде ЕС, причем они являются

окончательными и содержат меры, которые должны быть реализованы.

На подобные судебные решения не может быть подана апелляция.

Другая категория исков, иски, рассматриваемые в национальном

суде, но направленные им в Суд ЕС для рассмотрения в

преюдициальном порядке. Сам Суд ЕС не выносит решение по делу, а

лишь сообщает национальному суду результаты рассмотрения дела.

Национальный суд принимает решения по всем относящимся к делу

фактам, применяет к ним право, включая соответствующие положения

права ЕС, истолкованные Судом ЕС. Он также на свое усмотрение

применяет средства правовой защиты.

Преюдициальный контроль Суда ЕС позволяет решить вопросы

взаимодействия права Европейских Сообществ и национальных

правовых систем государств-членов. Благодаря полномочиям

рассматривать дела в преюдициальном порядке Суд ЕС обеспечивает

верховенство права Европейских Сообществ по отношению к

национальному праву государств-членов. В ходе преюдициальной

процедуры перед Судом ЕС могут быть поставлены вопросы трех

типов: толкование положений права Европейских Сообществ, влияние

этих положений на национальную правовую систему государств-членов,

легитимность актов Европейских Сообществ.

Прямые иски можно разделить на две категории: подпадающие

под юрисдикцию Суда в силу соглашения между сторонами и

подлежащие под юрисдикцию Суда в силу действия права.

Прямые иски можно классифицировать в соответствии с тем, кто

выступает в качестве ответчика: Сообщество или одно из государств-

членов. Наиболее важными представляются иски о судебном контроле и

иски о возмещении ущерба при недоговорной ответственности

(деликте). Иски о судебном контроле могут быть представлены либо с

целью аннулировать акт Сообщества, либо с целью обязать институт

Сообщества принять акт, который он не принял ранее. Такие иски

предъявляются к соответствующему институту Сообщества; они могут

подаваться одним из государств-членов, другим институтом

Сообщества, или — в некоторых случаях — частным лицом.

Иски против государств-членов называются исками по

обеспечению принудительного исполнения (enforcement actions). В

качестве истца может выступать либо Комиссия, либо другое

государство-член. Установлена предварительная процедура, в рамках

которой после того, как государство-член разъяснило свою позицию.

Комиссия представляет свое заключение, если государство-член

игнорирует заключение. Комиссии ЕС, то Комиссия или другое

государство-член подает иск в Суд ЕС.

Юрисдикция Суда первой инстанции распространяется на

следующие случаи:

1. Согласно ст. 179 Договора о ЕС, ст. 152 Договора о Евратоме

споры между Сообществом и его служащими.

2. Согласно ст. 173 и 175 Договора о ЕС, ст.33 и 35 Договора о

ЕОУС и ст. 146 и 148 Договора о Евратоме иски в связи с судебным

контролем - как об аннулировании, так и в связи с бездействием,

предъявляемые частными лицами или компаниями, но не институтами

Сообщества или государствами-членами.

3. Согласно ст. 178 Договора о ЕС, ст. 40 Договора о ЕОУС и ст.

151 Договора о Евратоме иски в связи с недоговорной

ответственностью, предъявленные частными лицами или компаниями.

4. Согласно ст. 181Договора о ЕС, ст. 42 Договора о ЕОУС и ст.

отсутствием компетенции (решение ultra vires), процессуальные

нарушения или другие нарушения права Сообщества63.

Апелляции могут быть поданы либо стороной в процессе, либо

стороной, вступающей в процесс, за исключением споров между

Сообществом и его служащими, однако любое государство-член или

институт Сообщества имеют право подавать апелляции, даже если они

не являются стороной либо стороной, вступающей в процесс.

Процедура подачи прямых исков в Суде ЕС начинается с

представления документа, именуемого заявлением, в котором заявитель

(истец) излагает основания иска. Ответчику экземпляр заявления не

пересылается, оно передается в Суд64; Секретарь Суда передает

заявление ответчику, который в течение одного месяца может

формулировать возражения. Заявитель имеет право ответить на

возражения ответчика в форме документа, именуемого ответ, после

этого ответчик может представить вторичное возражение. На этом

обмен состязательными бумагами заканчивается.

Вторая стадия начинается с подготовительного изучения

материалов для определения вопросов, связанных с фактом,

являющимся предметом судебного спора. Как только заявление принято,

председатель Суда направляет дело в одну из палат и назначает из

состава судей этой палаты судью-докладчика. После этого первый

генеральный адвокат назначает генерального адвоката для рассмотрения

дела. После завершения обмена состязательными бумагами судья-

докладчик составляет предварительный доклад по спорным вопросам.

После этого на так называемом административном заседании Суд

определяет, какие связанные с фактом вопросы требуют подтверждения

и какие доказательства для этого необходимы. Свидетели всегда

считаются свидетелями cуда, а не сторон.

Опрос свидетеля производиться в одной из палат Суда в

присутствии сторон или их представителей; опрос свидетеля

производится председательствующим судьей, однако стороны так же

как и другие судьи и генеральный адвокат, также могут задавать

вопросы. Свидетельские показания записываются, и после прочтения

свидетель скрепляет их своей подписью.

За несколько дней до слушаний судья-докладчик представляет

доклад, который передается сторонам для подготовки комментариев. Во

время слушаний участвующий в деле адвокат в обращении к Суду

разъясняет свои аргументы. После основных выступлений каждая

сторона имеет Право на краткий ответ. Судьи и генеральные адвокаты

могут задавать адвокату вопросы. Обычно после этого Суд объявляет

перерыв, и генеральный адвокат составляет свое заключение; слушания

возобновляются с представления заключения генерального адвоката.

Стороны не имеют права его комментировать: на этом слушания

заканчиваются и Суд приступает к обсуждению решения.

Судья-докладчик составляет проект решения, который затем

передается судьям; если необходимо, проводится голосование. Судьи по

очереди, начиная с самого младшего, представляют свои выводы. После

того как решение принято, оно скрепляется подписями всех

присутствующих судей и зачитывается открыто в Суде. Решение также

публикуется: его резолютивная часть (официальное решение) - в

Официальном журнале (Official Journal) и полный текст решения вместе

с заключением генерального адвоката в официальных сборниках

судебных решений (official law reports).

Результатом рассмотрения Суда ЕС может быть судебное решение,

рекомендательное заключение или постановление и другие акты.

Основное различие - это различие между судебными решениями и

рекомендательными заключениями или постановлениями. Последние

появляются гораздо реже, чем первые, но имеют серьезные последствия

для деятельности Европейских Сообществ и государств-членов.

Например, когда институты ЕС, либо государство-член запрашивают

заключение на предмет соответствия соглашение, которое Сообщество

планирует заключить с государством, не являющимся его членом.

Договору о ЕС. Хотя заключения носят рекомендательный характер,

они имеют юридические последствия.

Особенности различий судебных решений вытекают из различий

между исками, предъявляемыми в Суде ЕС (прямые иски), и исками,

предъявленными в национальных судах, по которым в Суд поступает

просьба о рассмотрении дела в преюдициальном порядке. По первой

категории исков решения выносится в Суде ЕС, причем они являются

окончательными и содержат меры, которые должны быть реализованы.

На подобные судебные решения не может быть подана апелляция.

Другая категория исков, иски, рассматриваемые в национальном

суде, но направленные им в Суд ЕС для рассмотрения в

преюдициальном порядке. Сам Суд ЕС не выносит решение по делу, а

лишь сообщает национальному суду результаты рассмотрения дела.

Национальный суд принимает решения по всем относящимся к делу

фактам, применяет к ним право, включая соответствующие положения

права ЕС, истолкованные Судом ЕС. Он также на свое усмотрение

применяет средства правовой защиты.

Преюдициальный контроль Суда ЕС позволяет решить вопросы

взаимодействия права Европейских Сообществ и национальных

правовых систем государств-членов. Благодаря полномочиям

рассматривать дела в преюдициальном порядке Суд ЕС обеспечивает

верховенство права Европейских Сообществ по отношению к

национальному праву государств-членов. В ходе преюдициальной

процедуры перед Судом ЕС могут быть поставлены вопросы трех

типов: толкование положений права Европейских Сообществ, влияние

этих положений на национальную правовую систему государств-членов,

легитимность актов Европейских Сообществ.

Прямые иски можно разделить на две категории: подпадающие

под юрисдикцию Суда в силу соглашения между сторонами и

подлежащие под юрисдикцию Суда в силу действия права.

Прямые иски можно классифицировать в соответствии с тем, кто

выступает в качестве ответчика: Сообщество или одно из государств-

членов. Наиболее важными представляются иски о судебном контроле и

иски о возмещении ущерба при недоговорной ответственности

(деликте). Иски о судебном контроле могут быть представлены либо с

целью аннулировать акт Сообщества, либо с целью обязать институт

Сообщества принять акт, который он не принял ранее. Такие иски

предъявляются к соответствующему институту Сообщества; они могут

подаваться одним из государств-членов, другим институтом

Сообщества, или — в некоторых случаях — частным лицом.

Иски против государств-членов называются исками по

обеспечению принудительного исполнения (enforcement actions). В

качестве истца может выступать либо Комиссия, либо другое

государство-член. Установлена предварительная процедура, в рамках

которой после того, как государство-член разъяснило свою позицию.

Комиссия представляет свое заключение, если государство-член

игнорирует заключение. Комиссии ЕС, то Комиссия или другое

государство-член подает иск в Суд ЕС.

Юрисдикция Суда первой инстанции распространяется на

следующие случаи:

1. Согласно ст. 179 Договора о ЕС, ст. 152 Договора о Евратоме

споры между Сообществом и его служащими.

2. Согласно ст. 173 и 175 Договора о ЕС, ст.33 и 35 Договора о

ЕОУС и ст. 146 и 148 Договора о Евратоме иски в связи с судебным

контролем - как об аннулировании, так и в связи с бездействием,

предъявляемые частными лицами или компаниями, но не институтами

Сообщества или государствами-членами.

3. Согласно ст. 178 Договора о ЕС, ст. 40 Договора о ЕОУС и ст.

151 Договора о Евратоме иски в связи с недоговорной

ответственностью, предъявленные частными лицами или компаниями.

4. Согласно ст. 181Договора о ЕС, ст. 42 Договора о ЕОУС и ст.

отсутствием компетенции (решение ultra vires), процессуальные

нарушения или другие нарушения права Сообщества63.

Апелляции могут быть поданы либо стороной в процессе, либо

стороной, вступающей в процесс, за исключением споров между

Сообществом и его служащими, однако любое государство-член или

институт Сообщества имеют право подавать апелляции, даже если они

не являются стороной либо стороной, вступающей в процесс.

Процедура подачи прямых исков в Суде ЕС начинается с

представления документа, именуемого заявлением, в котором заявитель

(истец) излагает основания иска. Ответчику экземпляр заявления не

пересылается, оно передается в Суд64; Секретарь Суда передает

заявление ответчику, который в течение одного месяца может

формулировать возражения. Заявитель имеет право ответить на

возражения ответчика в форме документа, именуемого ответ, после

этого ответчик может представить вторичное возражение. На этом

обмен состязательными бумагами заканчивается.

Вторая стадия начинается с подготовительного изучения

материалов для определения вопросов, связанных с фактом,

являющимся предметом судебного спора. Как только заявление принято,

председатель Суда направляет дело в одну из палат и назначает из

состава судей этой палаты судью-докладчика. После этого первый

генеральный адвокат назначает генерального адвоката для рассмотрения

дела. После завершения обмена состязательными бумагами судья-

докладчик составляет предварительный доклад по спорным вопросам.

После этого на так называемом административном заседании Суд

определяет, какие связанные с фактом вопросы требуют подтверждения

и какие доказательства для этого необходимы. Свидетели всегда

считаются свидетелями cуда, а не сторон.

Опрос свидетеля производиться в одной из палат Суда в

присутствии сторон или их представителей; опрос свидетеля

производится председательствующим судьей, однако стороны так же

как и другие судьи и генеральный адвокат, также могут задавать

вопросы. Свидетельские показания записываются, и после прочтения

свидетель скрепляет их своей подписью.

За несколько дней до слушаний судья-докладчик представляет

доклад, который передается сторонам для подготовки комментариев. Во

время слушаний участвующий в деле адвокат в обращении к Суду

разъясняет свои аргументы. После основных выступлений каждая

сторона имеет Право на краткий ответ. Судьи и генеральные адвокаты

могут задавать адвокату вопросы. Обычно после этого Суд объявляет

перерыв, и генеральный адвокат составляет свое заключение; слушания

возобновляются с представления заключения генерального адвоката.

Стороны не имеют права его комментировать: на этом слушания

заканчиваются и Суд приступает к обсуждению решения.

Судья-докладчик составляет проект решения, который затем

передается судьям; если необходимо, проводится голосование. Судьи по

очереди, начиная с самого младшего, представляют свои выводы. После

того как решение принято, оно скрепляется подписями всех

присутствующих судей и зачитывается открыто в Суде. Решение также

публикуется: его резолютивная часть (официальное решение) - в

Официальном журнале (Official Journal) и полный текст решения вместе

с заключением генерального адвоката в официальных сборниках

судебных решений (official law reports).