4. Юрисдикция Суда Европейских Сообществ, юридическая сила решений Суда ЕС, ее отличия от Суда первой инстанции.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
Результатом рассмотрения Суда ЕС может быть судебное решение,
рекомендательное заключение или постановление и другие акты.
Основное различие - это различие между судебными решениями и
рекомендательными заключениями или постановлениями. Последние
появляются гораздо реже, чем первые, но имеют серьезные последствия
для деятельности Европейских Сообществ и государств-членов.
Например, когда институты ЕС, либо государство-член запрашивают
заключение на предмет соответствия соглашение, которое Сообщество
планирует заключить с государством, не являющимся его членом.
Договору о ЕС. Хотя заключения носят рекомендательный характер,
они имеют юридические последствия.
Особенности различий судебных решений вытекают из различий
между исками, предъявляемыми в Суде ЕС (прямые иски), и исками,
предъявленными в национальных судах, по которым в Суд поступает
просьба о рассмотрении дела в преюдициальном порядке. По первой
категории исков решения выносится в Суде ЕС, причем они являются
окончательными и содержат меры, которые должны быть реализованы.
На подобные судебные решения не может быть подана апелляция.
Другая категория исков, иски, рассматриваемые в национальном
суде, но направленные им в Суд ЕС для рассмотрения в
преюдициальном порядке. Сам Суд ЕС не выносит решение по делу, а
лишь сообщает национальному суду результаты рассмотрения дела.
Национальный суд принимает решения по всем относящимся к делу
фактам, применяет к ним право, включая соответствующие положения
права ЕС, истолкованные Судом ЕС. Он также на свое усмотрение
применяет средства правовой защиты.
Преюдициальный контроль Суда ЕС позволяет решить вопросы
взаимодействия права Европейских Сообществ и национальных
правовых систем государств-членов. Благодаря полномочиям
рассматривать дела в преюдициальном порядке Суд ЕС обеспечивает
верховенство права Европейских Сообществ по отношению к
национальному праву государств-членов. В ходе преюдициальной
процедуры перед Судом ЕС могут быть поставлены вопросы трех
типов: толкование положений права Европейских Сообществ, влияние
этих положений на национальную правовую систему государств-членов,
легитимность актов Европейских Сообществ.
Прямые иски можно разделить на две категории: подпадающие
под юрисдикцию Суда в силу соглашения между сторонами и
подлежащие под юрисдикцию Суда в силу действия права.
Прямые иски можно классифицировать в соответствии с тем, кто
выступает в качестве ответчика: Сообщество или одно из государств-
членов. Наиболее важными представляются иски о судебном контроле и
иски о возмещении ущерба при недоговорной ответственности
(деликте). Иски о судебном контроле могут быть представлены либо с
целью аннулировать акт Сообщества, либо с целью обязать институт
Сообщества принять акт, который он не принял ранее. Такие иски
предъявляются к соответствующему институту Сообщества; они могут
подаваться одним из государств-членов, другим институтом
Сообщества, или — в некоторых случаях — частным лицом.
Иски против государств-членов называются исками по
обеспечению принудительного исполнения (enforcement actions). В
качестве истца может выступать либо Комиссия, либо другое
государство-член. Установлена предварительная процедура, в рамках
которой после того, как государство-член разъяснило свою позицию.
Комиссия представляет свое заключение, если государство-член
игнорирует заключение. Комиссии ЕС, то Комиссия или другое
государство-член подает иск в Суд ЕС.
Юрисдикция Суда первой инстанции распространяется на
следующие случаи:
1. Согласно ст. 179 Договора о ЕС, ст. 152 Договора о Евратоме
споры между Сообществом и его служащими.
2. Согласно ст. 173 и 175 Договора о ЕС, ст.33 и 35 Договора о
ЕОУС и ст. 146 и 148 Договора о Евратоме иски в связи с судебным
контролем - как об аннулировании, так и в связи с бездействием,
предъявляемые частными лицами или компаниями, но не институтами
Сообщества или государствами-членами.
3. Согласно ст. 178 Договора о ЕС, ст. 40 Договора о ЕОУС и ст.
151 Договора о Евратоме иски в связи с недоговорной
ответственностью, предъявленные частными лицами или компаниями.
4. Согласно ст. 181Договора о ЕС, ст. 42 Договора о ЕОУС и ст.
отсутствием компетенции (решение ultra vires), процессуальные
нарушения или другие нарушения права Сообщества63.
Апелляции могут быть поданы либо стороной в процессе, либо
стороной, вступающей в процесс, за исключением споров между
Сообществом и его служащими, однако любое государство-член или
институт Сообщества имеют право подавать апелляции, даже если они
не являются стороной либо стороной, вступающей в процесс.
Процедура подачи прямых исков в Суде ЕС начинается с
представления документа, именуемого заявлением, в котором заявитель
(истец) излагает основания иска. Ответчику экземпляр заявления не
пересылается, оно передается в Суд64; Секретарь Суда передает
заявление ответчику, который в течение одного месяца может
формулировать возражения. Заявитель имеет право ответить на
возражения ответчика в форме документа, именуемого ответ, после
этого ответчик может представить вторичное возражение. На этом
обмен состязательными бумагами заканчивается.
Вторая стадия начинается с подготовительного изучения
материалов для определения вопросов, связанных с фактом,
являющимся предметом судебного спора. Как только заявление принято,
председатель Суда направляет дело в одну из палат и назначает из
состава судей этой палаты судью-докладчика. После этого первый
генеральный адвокат назначает генерального адвоката для рассмотрения
дела. После завершения обмена состязательными бумагами судья-
докладчик составляет предварительный доклад по спорным вопросам.
После этого на так называемом административном заседании Суд
определяет, какие связанные с фактом вопросы требуют подтверждения
и какие доказательства для этого необходимы. Свидетели всегда
считаются свидетелями cуда, а не сторон.
Опрос свидетеля производиться в одной из палат Суда в
присутствии сторон или их представителей; опрос свидетеля
производится председательствующим судьей, однако стороны так же
как и другие судьи и генеральный адвокат, также могут задавать
вопросы. Свидетельские показания записываются, и после прочтения
свидетель скрепляет их своей подписью.
За несколько дней до слушаний судья-докладчик представляет
доклад, который передается сторонам для подготовки комментариев. Во
время слушаний участвующий в деле адвокат в обращении к Суду
разъясняет свои аргументы. После основных выступлений каждая
сторона имеет Право на краткий ответ. Судьи и генеральные адвокаты
могут задавать адвокату вопросы. Обычно после этого Суд объявляет
перерыв, и генеральный адвокат составляет свое заключение; слушания
возобновляются с представления заключения генерального адвоката.
Стороны не имеют права его комментировать: на этом слушания
заканчиваются и Суд приступает к обсуждению решения.
Судья-докладчик составляет проект решения, который затем
передается судьям; если необходимо, проводится голосование. Судьи по
очереди, начиная с самого младшего, представляют свои выводы. После
того как решение принято, оно скрепляется подписями всех
присутствующих судей и зачитывается открыто в Суде. Решение также
публикуется: его резолютивная часть (официальное решение) - в
Официальном журнале (Official Journal) и полный текст решения вместе
с заключением генерального адвоката в официальных сборниках
судебных решений (official law reports).
Результатом рассмотрения Суда ЕС может быть судебное решение,
рекомендательное заключение или постановление и другие акты.
Основное различие - это различие между судебными решениями и
рекомендательными заключениями или постановлениями. Последние
появляются гораздо реже, чем первые, но имеют серьезные последствия
для деятельности Европейских Сообществ и государств-членов.
Например, когда институты ЕС, либо государство-член запрашивают
заключение на предмет соответствия соглашение, которое Сообщество
планирует заключить с государством, не являющимся его членом.
Договору о ЕС. Хотя заключения носят рекомендательный характер,
они имеют юридические последствия.
Особенности различий судебных решений вытекают из различий
между исками, предъявляемыми в Суде ЕС (прямые иски), и исками,
предъявленными в национальных судах, по которым в Суд поступает
просьба о рассмотрении дела в преюдициальном порядке. По первой
категории исков решения выносится в Суде ЕС, причем они являются
окончательными и содержат меры, которые должны быть реализованы.
На подобные судебные решения не может быть подана апелляция.
Другая категория исков, иски, рассматриваемые в национальном
суде, но направленные им в Суд ЕС для рассмотрения в
преюдициальном порядке. Сам Суд ЕС не выносит решение по делу, а
лишь сообщает национальному суду результаты рассмотрения дела.
Национальный суд принимает решения по всем относящимся к делу
фактам, применяет к ним право, включая соответствующие положения
права ЕС, истолкованные Судом ЕС. Он также на свое усмотрение
применяет средства правовой защиты.
Преюдициальный контроль Суда ЕС позволяет решить вопросы
взаимодействия права Европейских Сообществ и национальных
правовых систем государств-членов. Благодаря полномочиям
рассматривать дела в преюдициальном порядке Суд ЕС обеспечивает
верховенство права Европейских Сообществ по отношению к
национальному праву государств-членов. В ходе преюдициальной
процедуры перед Судом ЕС могут быть поставлены вопросы трех
типов: толкование положений права Европейских Сообществ, влияние
этих положений на национальную правовую систему государств-членов,
легитимность актов Европейских Сообществ.
Прямые иски можно разделить на две категории: подпадающие
под юрисдикцию Суда в силу соглашения между сторонами и
подлежащие под юрисдикцию Суда в силу действия права.
Прямые иски можно классифицировать в соответствии с тем, кто
выступает в качестве ответчика: Сообщество или одно из государств-
членов. Наиболее важными представляются иски о судебном контроле и
иски о возмещении ущерба при недоговорной ответственности
(деликте). Иски о судебном контроле могут быть представлены либо с
целью аннулировать акт Сообщества, либо с целью обязать институт
Сообщества принять акт, который он не принял ранее. Такие иски
предъявляются к соответствующему институту Сообщества; они могут
подаваться одним из государств-членов, другим институтом
Сообщества, или — в некоторых случаях — частным лицом.
Иски против государств-членов называются исками по
обеспечению принудительного исполнения (enforcement actions). В
качестве истца может выступать либо Комиссия, либо другое
государство-член. Установлена предварительная процедура, в рамках
которой после того, как государство-член разъяснило свою позицию.
Комиссия представляет свое заключение, если государство-член
игнорирует заключение. Комиссии ЕС, то Комиссия или другое
государство-член подает иск в Суд ЕС.
Юрисдикция Суда первой инстанции распространяется на
следующие случаи:
1. Согласно ст. 179 Договора о ЕС, ст. 152 Договора о Евратоме
споры между Сообществом и его служащими.
2. Согласно ст. 173 и 175 Договора о ЕС, ст.33 и 35 Договора о
ЕОУС и ст. 146 и 148 Договора о Евратоме иски в связи с судебным
контролем - как об аннулировании, так и в связи с бездействием,
предъявляемые частными лицами или компаниями, но не институтами
Сообщества или государствами-членами.
3. Согласно ст. 178 Договора о ЕС, ст. 40 Договора о ЕОУС и ст.
151 Договора о Евратоме иски в связи с недоговорной
ответственностью, предъявленные частными лицами или компаниями.
4. Согласно ст. 181Договора о ЕС, ст. 42 Договора о ЕОУС и ст.
отсутствием компетенции (решение ultra vires), процессуальные
нарушения или другие нарушения права Сообщества63.
Апелляции могут быть поданы либо стороной в процессе, либо
стороной, вступающей в процесс, за исключением споров между
Сообществом и его служащими, однако любое государство-член или
институт Сообщества имеют право подавать апелляции, даже если они
не являются стороной либо стороной, вступающей в процесс.
Процедура подачи прямых исков в Суде ЕС начинается с
представления документа, именуемого заявлением, в котором заявитель
(истец) излагает основания иска. Ответчику экземпляр заявления не
пересылается, оно передается в Суд64; Секретарь Суда передает
заявление ответчику, который в течение одного месяца может
формулировать возражения. Заявитель имеет право ответить на
возражения ответчика в форме документа, именуемого ответ, после
этого ответчик может представить вторичное возражение. На этом
обмен состязательными бумагами заканчивается.
Вторая стадия начинается с подготовительного изучения
материалов для определения вопросов, связанных с фактом,
являющимся предметом судебного спора. Как только заявление принято,
председатель Суда направляет дело в одну из палат и назначает из
состава судей этой палаты судью-докладчика. После этого первый
генеральный адвокат назначает генерального адвоката для рассмотрения
дела. После завершения обмена состязательными бумагами судья-
докладчик составляет предварительный доклад по спорным вопросам.
После этого на так называемом административном заседании Суд
определяет, какие связанные с фактом вопросы требуют подтверждения
и какие доказательства для этого необходимы. Свидетели всегда
считаются свидетелями cуда, а не сторон.
Опрос свидетеля производиться в одной из палат Суда в
присутствии сторон или их представителей; опрос свидетеля
производится председательствующим судьей, однако стороны так же
как и другие судьи и генеральный адвокат, также могут задавать
вопросы. Свидетельские показания записываются, и после прочтения
свидетель скрепляет их своей подписью.
За несколько дней до слушаний судья-докладчик представляет
доклад, который передается сторонам для подготовки комментариев. Во
время слушаний участвующий в деле адвокат в обращении к Суду
разъясняет свои аргументы. После основных выступлений каждая
сторона имеет Право на краткий ответ. Судьи и генеральные адвокаты
могут задавать адвокату вопросы. Обычно после этого Суд объявляет
перерыв, и генеральный адвокат составляет свое заключение; слушания
возобновляются с представления заключения генерального адвоката.
Стороны не имеют права его комментировать: на этом слушания
заканчиваются и Суд приступает к обсуждению решения.
Судья-докладчик составляет проект решения, который затем
передается судьям; если необходимо, проводится голосование. Судьи по
очереди, начиная с самого младшего, представляют свои выводы. После
того как решение принято, оно скрепляется подписями всех
присутствующих судей и зачитывается открыто в Суде. Решение также
публикуется: его резолютивная часть (официальное решение) - в
Официальном журнале (Official Journal) и полный текст решения вместе
с заключением генерального адвоката в официальных сборниках
судебных решений (official law reports).