5. Признание государств: де-юре (de jure), де-факто (de facto), no конкретному делу (ad hoc).

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Признание - односторонний добровольный

акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно

внутреннему праву государства заявлять о признании

соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что

рассматривает другое государство как субъект международного права и

намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что

считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве

достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных

отношениях как представитель этого государства либо населения

соответствующей территории.

Новое государство имеет право на международное признание.

Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и

взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной

целостности и невмешательства во внутренние дела.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда

государство возникло в результате: а) социальной революции,

приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования

государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы

бывших колониальных и зависимых стран создали независимые

государства; в) слияния двух или более государств или разъединения

одного государства на два или более.

Признание может быть полным, окончательным и официальным.

Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное

признание именуется de facto.

Признание de jure (официальное) выражается в официальных

актах, например, заявлении об установлении дипломатических

отношений, что является классической формой признания государства,

даже если в предложении об установлении таких отношений не

содержится заявления об официальном признании, заключении

договоров по политическим, экономическим, культурным и иным

вопросам.

Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда

у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого

субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя

временным образованием. Этот вид признания может быть реализован,

например, путем участия признаваемых субъектов в международных

конференциях, многосторонних договорах, международных

организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой

установление дипломатических отношений. Между государствами

устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не

происходит обмена дипломатическими представительствами.

Признание ___оad hoc - это временное или разовое признание,

признание для данного случая, данной цели.

Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д.

Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа

современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую

конститутивную теорию признания, согласно которой признание

государства является конститутивным актом, от которого зависит его

международная правосубъектность.3 Однако эта теория полностью

опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно

подтверждающей, что любое государство независимо от признания или

непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно

осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и

обязанности. Другие участники международного общения обязаны

независимо от признания или непризнания ими данного государства

строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и

общеобязательные нормы международного права.

Государство в отличие от других субъектов международного права

обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в

отношении предмета международно-правого регулирования, ни во

времени, поскольку государство существует.

Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее

большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что

признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь

констатирует возникновение нового субъекта международного права и

облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает

внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартенс. -

Признанием его лишь констатируется его рождение"46. Л.А. Моджорян

отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного

права". Жизнеспособные государства, возникшие в результате

реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные

правительства, пришедшие к власти в результате свободного

волеизъявления народа, "будут существовать независимо от того,

пользуются ли они признанием или нет" 5.

Признание или непризнание не влияет на существование нового

государства. Признание носит декларативный характер.

Признание нового государства не затрагивает прав,

приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение.

Иными словами, юридическим последствием международного

признания является признание юридической силы за законами и

подзаконными актами признанного государства.

Признание - односторонний добровольный

акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно

внутреннему праву государства заявлять о признании

соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что

рассматривает другое государство как субъект международного права и

намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что

считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве

достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных

отношениях как представитель этого государства либо населения

соответствующей территории.

Новое государство имеет право на международное признание.

Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и

взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной

целостности и невмешательства во внутренние дела.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда

государство возникло в результате: а) социальной революции,

приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования

государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы

бывших колониальных и зависимых стран создали независимые

государства; в) слияния двух или более государств или разъединения

одного государства на два или более.

Признание может быть полным, окончательным и официальным.

Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное

признание именуется de facto.

Признание de jure (официальное) выражается в официальных

актах, например, заявлении об установлении дипломатических

отношений, что является классической формой признания государства,

даже если в предложении об установлении таких отношений не

содержится заявления об официальном признании, заключении

договоров по политическим, экономическим, культурным и иным

вопросам.

Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда

у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого

субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя

временным образованием. Этот вид признания может быть реализован,

например, путем участия признаваемых субъектов в международных

конференциях, многосторонних договорах, международных

организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой

установление дипломатических отношений. Между государствами

устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не

происходит обмена дипломатическими представительствами.

Признание ___оad hoc - это временное или разовое признание,

признание для данного случая, данной цели.

Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д.

Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа

современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую

конститутивную теорию признания, согласно которой признание

государства является конститутивным актом, от которого зависит его

международная правосубъектность.3 Однако эта теория полностью

опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно

подтверждающей, что любое государство независимо от признания или

непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно

осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и

обязанности. Другие участники международного общения обязаны

независимо от признания или непризнания ими данного государства

строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и

общеобязательные нормы международного права.

Государство в отличие от других субъектов международного права

обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в

отношении предмета международно-правого регулирования, ни во

времени, поскольку государство существует.

Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее

большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что

признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь

констатирует возникновение нового субъекта международного права и

облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает

внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартенс. -

Признанием его лишь констатируется его рождение"46. Л.А. Моджорян

отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного

права". Жизнеспособные государства, возникшие в результате

реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные

правительства, пришедшие к власти в результате свободного

волеизъявления народа, "будут существовать независимо от того,

пользуются ли они признанием или нет" 5.

Признание или непризнание не влияет на существование нового

государства. Признание носит декларативный характер.

Признание нового государства не затрагивает прав,

приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение.

Иными словами, юридическим последствием международного

признания является признание юридической силы за законами и

подзаконными актами признанного государства.