1. Проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью в современных международных отношениях

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 

В настоящее время государства, осуществляя совместные дей-

ствия, направленные на борьбу смеждународной преступностью, стал-

киваются с рядом проблем:

1. Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства

определяется его национальным законодательством и нормами меж-

дународного права. В основу ее определения положен территориаль-

ный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе

принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США).

Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В после-

днее время вМДзакладывается принцип универсальной юрисдикции.

Различный подход национальных законодательств к определению

юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств,

которая, как правило, разрешается на договорной основе.

2. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории,

тогда как преступления такой четкой связи не имеют.

В зависимости от воздействия на мировое сообщество все пре-

ступления можно подразделить:

- международные преступления государств – это такие международ-

но-противоправные деяния, возникшие в результате нарушения го-

сударством своих обязательств, которые имеют основополагающее

значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;

- преступления международного характера, посягающие на нацио-

нальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сооб-

щества;

- общеуголовные преступления, не затрагивающие международный

правопорядок, не оказывающие влияния на международные отно-

шения, но отправление правосудия по ним не возможно при помо-

щи других стран.

3. Уголовно-процессуальные действия властей государства огра-

ничены его территорией, тогда как для нормального отправления пра-

восудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных

действий в другой стране. Эта проблема решается на двух- и много-

сторонней основе.

4. Проблема экстрадиции – т.е. передачи лица государством, на

территории которого оно находится, другому государству для привле-

чения его к уголовной ответственности или приведения приговора в

исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заин-

тересованных государств, и требует соблюдения громоздкой и дли-

тельной процедуры.

5. Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче

лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в госу-

дарстве, гражданами которого они являются (Берлин, 1978 г.), и Кон-

венцией о передаче осужденных (Страсбург, 1983 г.).

6. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заклю-

ченными, защиты жертв преступлений и др.

В настоящее время государства, осуществляя совместные дей-

ствия, направленные на борьбу смеждународной преступностью, стал-

киваются с рядом проблем:

1. Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства

определяется его национальным законодательством и нормами меж-

дународного права. В основу ее определения положен территориаль-

ный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе

принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США).

Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В после-

днее время вМДзакладывается принцип универсальной юрисдикции.

Различный подход национальных законодательств к определению

юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств,

которая, как правило, разрешается на договорной основе.

2. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории,

тогда как преступления такой четкой связи не имеют.

В зависимости от воздействия на мировое сообщество все пре-

ступления можно подразделить:

- международные преступления государств – это такие международ-

но-противоправные деяния, возникшие в результате нарушения го-

сударством своих обязательств, которые имеют основополагающее

значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;

- преступления международного характера, посягающие на нацио-

нальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сооб-

щества;

- общеуголовные преступления, не затрагивающие международный

правопорядок, не оказывающие влияния на международные отно-

шения, но отправление правосудия по ним не возможно при помо-

щи других стран.

3. Уголовно-процессуальные действия властей государства огра-

ничены его территорией, тогда как для нормального отправления пра-

восудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных

действий в другой стране. Эта проблема решается на двух- и много-

сторонней основе.

4. Проблема экстрадиции – т.е. передачи лица государством, на

территории которого оно находится, другому государству для привле-

чения его к уголовной ответственности или приведения приговора в

исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заин-

тересованных государств, и требует соблюдения громоздкой и дли-

тельной процедуры.

5. Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче

лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в госу-

дарстве, гражданами которого они являются (Берлин, 1978 г.), и Кон-

венцией о передаче осужденных (Страсбург, 1983 г.).

6. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заклю-

ченными, защиты жертв преступлений и др.