1. Проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью в современных международных отношениях
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58
В настоящее время государства, осуществляя совместные дей-
ствия, направленные на борьбу смеждународной преступностью, стал-
киваются с рядом проблем:
1. Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства
определяется его национальным законодательством и нормами меж-
дународного права. В основу ее определения положен территориаль-
ный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе
принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США).
Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В после-
днее время вМДзакладывается принцип универсальной юрисдикции.
Различный подход национальных законодательств к определению
юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств,
которая, как правило, разрешается на договорной основе.
2. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории,
тогда как преступления такой четкой связи не имеют.
В зависимости от воздействия на мировое сообщество все пре-
ступления можно подразделить:
- международные преступления государств – это такие международ-
но-противоправные деяния, возникшие в результате нарушения го-
сударством своих обязательств, которые имеют основополагающее
значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;
- преступления международного характера, посягающие на нацио-
нальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сооб-
щества;
- общеуголовные преступления, не затрагивающие международный
правопорядок, не оказывающие влияния на международные отно-
шения, но отправление правосудия по ним не возможно при помо-
щи других стран.
3. Уголовно-процессуальные действия властей государства огра-
ничены его территорией, тогда как для нормального отправления пра-
восудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных
действий в другой стране. Эта проблема решается на двух- и много-
сторонней основе.
4. Проблема экстрадиции – т.е. передачи лица государством, на
территории которого оно находится, другому государству для привле-
чения его к уголовной ответственности или приведения приговора в
исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заин-
тересованных государств, и требует соблюдения громоздкой и дли-
тельной процедуры.
5. Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче
лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в госу-
дарстве, гражданами которого они являются (Берлин, 1978 г.), и Кон-
венцией о передаче осужденных (Страсбург, 1983 г.).
6. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заклю-
ченными, защиты жертв преступлений и др.
В настоящее время государства, осуществляя совместные дей-
ствия, направленные на борьбу смеждународной преступностью, стал-
киваются с рядом проблем:
1. Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства
определяется его национальным законодательством и нормами меж-
дународного права. В основу ее определения положен территориаль-
ный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе
принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США).
Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В после-
днее время вМДзакладывается принцип универсальной юрисдикции.
Различный подход национальных законодательств к определению
юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств,
которая, как правило, разрешается на договорной основе.
2. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории,
тогда как преступления такой четкой связи не имеют.
В зависимости от воздействия на мировое сообщество все пре-
ступления можно подразделить:
- международные преступления государств – это такие международ-
но-противоправные деяния, возникшие в результате нарушения го-
сударством своих обязательств, которые имеют основополагающее
значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;
- преступления международного характера, посягающие на нацио-
нальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сооб-
щества;
- общеуголовные преступления, не затрагивающие международный
правопорядок, не оказывающие влияния на международные отно-
шения, но отправление правосудия по ним не возможно при помо-
щи других стран.
3. Уголовно-процессуальные действия властей государства огра-
ничены его территорией, тогда как для нормального отправления пра-
восудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных
действий в другой стране. Эта проблема решается на двух- и много-
сторонней основе.
4. Проблема экстрадиции – т.е. передачи лица государством, на
территории которого оно находится, другому государству для привле-
чения его к уголовной ответственности или приведения приговора в
исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заин-
тересованных государств, и требует соблюдения громоздкой и дли-
тельной процедуры.
5. Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче
лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в госу-
дарстве, гражданами которого они являются (Берлин, 1978 г.), и Кон-
венцией о передаче осужденных (Страсбург, 1983 г.).
6. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заклю-
ченными, защиты жертв преступлений и др.