5. Государственный страховой надзор. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 

Значимость экономических и социальных последствий деятельности

страховых компаний требует организации государственного страхового

надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью

осуществляется в целях соблюдения требований законодательства

Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка стра-

ховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных

заинтересованных лиц и государства43.

Государственное регулирование страховой деятельности представ-

ляет собой воздействие государства на участников страховых отношений,

проводимое по нескольким направлениям:

• законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;

• установление в интересах общества и отдельных категорий его

граждан обязательного страхования;

• проведение специальной налоговой политики;

• государственный надзор за страховой деятельностью;

• защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, преду-

преждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возла-

гается на специальный орган (специальную структуру) – государственный

страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в

области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная

служба России по надзору за страховой деятельностью. К основным функ-

циям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельно-

стью относятся44:

1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой дея-

тельности;

2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объе-

динений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением

платежеспособности страховщиков;

4) установление правил формирования и размещения страховых ре-

зервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о

страховой деятельности;

5) выдача в соответствии с действующим законодательством разре-

шений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организа-

ций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с уча-

стием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в капиталах)

страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми орга-

низациями с иностранными инвестициями;

6) разработка и утверждение нормативных и методических докумен-

тов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компе-

тенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физически-

ми лицами, участвующими в организации и проведении страхования и пе-

рестрахования;

7) обобщение практики страховой деятельности, разработка и пред-

ставление в установленном порядке предложений по развитию и совер-

шенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой

деятельностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой

деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необ-

ходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от

предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от

граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодатель-

ства Российской Федерации о страховании и достоверности представляе-

мой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований действую-

щего законодательства давать им предписания по их устранению, а в слу-

чае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать дей-

ствие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных на-

рушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика

в случае неоднократного нарушения последним законодательства Россий-

ской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуще-

ствляющих страхование без лицензий.

Порядок и условия лицензирования страховой деятельности.

Страховая компания имеет право осуществлять деятельность при наличии

лицензии, имеющей обязательный характер. Лицензия на право проведе-

ния страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора

Министерства финансов РФ.

Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленно-

сти страховой организации к проведению страховой деятельности и в оп-

ределении сферы этой деятельности.

Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования стра-

ховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными

приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №02-02/08 (ред. 17.06.1994), и Пра-

вилами лицензирования деятельности страховых медицинских организа-

ций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвер-

жденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94 г. №251 (ред.

19.06.1998).

Для получения лицензии страховой организацией должны быть вы-

полнены следующие основные условия:

1) регистрация на территории Российской Федерации;

2) необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответ-

ствии с действующим законодательством. В настоящее время он должен

составлять не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при

проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35

тыс. – при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не

менее 50 тыс. – при проведении исключительно перестрахования45;

3) соотношение между собственными средствами компании и разме-

рами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на

первый год деятельности, соответствует установленным нормативам;

4) показатель максимальной ответственности по отдельному риску не

превышает 10% собственных средств страховщика.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется после ре-

гистрации компании в Департаменте страхового надзора Министерства

финансов РФ. Регистрация страховых организации включает: присвое-

ние регистрационного номера; занесение страховой организации в офици-

ально публикуемой реестр; выдачу свидетельства о регистрации.

Лицензия (разрешение) на проведение страховых операций выдает-

ся на основании соответствующего заявления страховой организации с

приложением к нему необходимых документов. В заявлении указываются:

– тип страховой организации;

– ее полное и сокращенное название;

– юридический адрес (с индексом);

– координаты технической связи (телефон, телефакс, телетайп, те-

лекс).

В числе прилагаемых документов содержатся:

• устав страховой организации, учредительный договор;

• свидетельство о регистрации;

• справка из банка об оплаченном уставном капитале;

• акт сдачи-приемки имущества при условии внесения его учредителя-

ми;

• программа развития (бизнес-план) на три года по лицензируемому

виду страховой деятельности, содержащая прогноз развития страхо-

вых операций с указанием:

􀂾 количества страховых полисов;

􀂾 суммы страховых премий;

􀂾 суммы выплат страхового возмещения;

􀂾 размеров резервов;

􀂾 затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное

вознаграждение за размещение страховых полисов;

􀂾 предполагаемого размера прибыли;

􀂾 расчета страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни;

􀂾 экономического обоснования структуры и размеров страховых тарифов

по страхованию жизни;

• расчет соотношения активов и обязательств;

• план размещения страховых резервов;

• баланс страховой организации на момент подачи документов на ли-

цензирование;

• условия (правила) страхования (для каждого вида отдельно);

• план по перестрахованию;

• данные о руководителе, его заместителях и главном бухгалтере

(стаж работы страховой компании не менее трех лет).

Значимость экономических и социальных последствий деятельности

страховых компаний требует организации государственного страхового

надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью

осуществляется в целях соблюдения требований законодательства

Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка стра-

ховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных

заинтересованных лиц и государства43.

Государственное регулирование страховой деятельности представ-

ляет собой воздействие государства на участников страховых отношений,

проводимое по нескольким направлениям:

• законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;

• установление в интересах общества и отдельных категорий его

граждан обязательного страхования;

• проведение специальной налоговой политики;

• государственный надзор за страховой деятельностью;

• защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, преду-

преждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возла-

гается на специальный орган (специальную структуру) – государственный

страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в

области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная

служба России по надзору за страховой деятельностью. К основным функ-

циям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельно-

стью относятся44:

1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой дея-

тельности;

2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объе-

динений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением

платежеспособности страховщиков;

4) установление правил формирования и размещения страховых ре-

зервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о

страховой деятельности;

5) выдача в соответствии с действующим законодательством разре-

шений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организа-

ций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с уча-

стием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в капиталах)

страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми орга-

низациями с иностранными инвестициями;

6) разработка и утверждение нормативных и методических докумен-

тов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компе-

тенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физически-

ми лицами, участвующими в организации и проведении страхования и пе-

рестрахования;

7) обобщение практики страховой деятельности, разработка и пред-

ставление в установленном порядке предложений по развитию и совер-

шенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой

деятельностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой

деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необ-

ходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от

предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от

граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодатель-

ства Российской Федерации о страховании и достоверности представляе-

мой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований действую-

щего законодательства давать им предписания по их устранению, а в слу-

чае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать дей-

ствие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных на-

рушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика

в случае неоднократного нарушения последним законодательства Россий-

ской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуще-

ствляющих страхование без лицензий.

Порядок и условия лицензирования страховой деятельности.

Страховая компания имеет право осуществлять деятельность при наличии

лицензии, имеющей обязательный характер. Лицензия на право проведе-

ния страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора

Министерства финансов РФ.

Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленно-

сти страховой организации к проведению страховой деятельности и в оп-

ределении сферы этой деятельности.

Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования стра-

ховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными

приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №02-02/08 (ред. 17.06.1994), и Пра-

вилами лицензирования деятельности страховых медицинских организа-

ций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвер-

жденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94 г. №251 (ред.

19.06.1998).

Для получения лицензии страховой организацией должны быть вы-

полнены следующие основные условия:

1) регистрация на территории Российской Федерации;

2) необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответ-

ствии с действующим законодательством. В настоящее время он должен

составлять не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при

проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35

тыс. – при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не

менее 50 тыс. – при проведении исключительно перестрахования45;

3) соотношение между собственными средствами компании и разме-

рами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на

первый год деятельности, соответствует установленным нормативам;

4) показатель максимальной ответственности по отдельному риску не

превышает 10% собственных средств страховщика.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется после ре-

гистрации компании в Департаменте страхового надзора Министерства

финансов РФ. Регистрация страховых организации включает: присвое-

ние регистрационного номера; занесение страховой организации в офици-

ально публикуемой реестр; выдачу свидетельства о регистрации.

Лицензия (разрешение) на проведение страховых операций выдает-

ся на основании соответствующего заявления страховой организации с

приложением к нему необходимых документов. В заявлении указываются:

– тип страховой организации;

– ее полное и сокращенное название;

– юридический адрес (с индексом);

– координаты технической связи (телефон, телефакс, телетайп, те-

лекс).

В числе прилагаемых документов содержатся:

• устав страховой организации, учредительный договор;

• свидетельство о регистрации;

• справка из банка об оплаченном уставном капитале;

• акт сдачи-приемки имущества при условии внесения его учредителя-

ми;

• программа развития (бизнес-план) на три года по лицензируемому

виду страховой деятельности, содержащая прогноз развития страхо-

вых операций с указанием:

􀂾 количества страховых полисов;

􀂾 суммы страховых премий;

􀂾 суммы выплат страхового возмещения;

􀂾 размеров резервов;

􀂾 затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное

вознаграждение за размещение страховых полисов;

􀂾 предполагаемого размера прибыли;

􀂾 расчета страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни;

􀂾 экономического обоснования структуры и размеров страховых тарифов

по страхованию жизни;

• расчет соотношения активов и обязательств;

• план размещения страховых резервов;

• баланс страховой организации на момент подачи документов на ли-

цензирование;

• условия (правила) страхования (для каждого вида отдельно);

• план по перестрахованию;

• данные о руководителе, его заместителях и главном бухгалтере

(стаж работы страховой компании не менее трех лет).