5. Государственный страховой надзор. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Значимость экономических и социальных последствий деятельности
страховых компаний требует организации государственного страхового
надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью
осуществляется в целях соблюдения требований законодательства
Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка стра-
ховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных
заинтересованных лиц и государства43.
Государственное регулирование страховой деятельности представ-
ляет собой воздействие государства на участников страховых отношений,
проводимое по нескольким направлениям:
• законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
• установление в интересах общества и отдельных категорий его
граждан обязательного страхования;
• проведение специальной налоговой политики;
• государственный надзор за страховой деятельностью;
• защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, преду-
преждение и пресечение монополизма.
Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возла-
гается на специальный орган (специальную структуру) – государственный
страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в
области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная
служба России по надзору за страховой деятельностью. К основным функ-
циям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельно-
стью относятся44:
1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой дея-
тельности;
2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объе-
динений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением
платежеспособности страховщиков;
4) установление правил формирования и размещения страховых ре-
зервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о
страховой деятельности;
5) выдача в соответствии с действующим законодательством разре-
шений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организа-
ций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с уча-
стием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в капиталах)
страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми орга-
низациями с иностранными инвестициями;
6) разработка и утверждение нормативных и методических докумен-
тов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компе-
тенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физически-
ми лицами, участвующими в организации и проведении страхования и пе-
рестрахования;
7) обобщение практики страховой деятельности, разработка и пред-
ставление в установленном порядке предложений по развитию и совер-
шенствованию законодательства РФ о страховании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью вправе:
а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой
деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необ-
ходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от
предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от
граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законодатель-
ства Российской Федерации о страховании и достоверности представляе-
мой ими отчетности;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований действую-
щего законодательства давать им предписания по их устранению, а в слу-
чае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать дей-
ствие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных на-
рушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика
в случае неоднократного нарушения последним законодательства Россий-
ской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуще-
ствляющих страхование без лицензий.
Порядок и условия лицензирования страховой деятельности.
Страховая компания имеет право осуществлять деятельность при наличии
лицензии, имеющей обязательный характер. Лицензия на право проведе-
ния страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора
Министерства финансов РФ.
Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленно-
сти страховой организации к проведению страховой деятельности и в оп-
ределении сферы этой деятельности.
Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования стра-
ховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными
приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №02-02/08 (ред. 17.06.1994), и Пра-
вилами лицензирования деятельности страховых медицинских организа-
ций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвер-
жденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94 г. №251 (ред.
19.06.1998).
Для получения лицензии страховой организацией должны быть вы-
полнены следующие основные условия:
1) регистрация на территории Российской Федерации;
2) необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответ-
ствии с действующим законодательством. В настоящее время он должен
составлять не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при
проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35
тыс. – при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не
менее 50 тыс. – при проведении исключительно перестрахования45;
3) соотношение между собственными средствами компании и разме-
рами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на
первый год деятельности, соответствует установленным нормативам;
4) показатель максимальной ответственности по отдельному риску не
превышает 10% собственных средств страховщика.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется после ре-
гистрации компании в Департаменте страхового надзора Министерства
финансов РФ. Регистрация страховых организации включает: присвое-
ние регистрационного номера; занесение страховой организации в офици-
ально публикуемой реестр; выдачу свидетельства о регистрации.
Лицензия (разрешение) на проведение страховых операций выдает-
ся на основании соответствующего заявления страховой организации с
приложением к нему необходимых документов. В заявлении указываются:
– тип страховой организации;
– ее полное и сокращенное название;
– юридический адрес (с индексом);
– координаты технической связи (телефон, телефакс, телетайп, те-
лекс).
В числе прилагаемых документов содержатся:
• устав страховой организации, учредительный договор;
• свидетельство о регистрации;
• справка из банка об оплаченном уставном капитале;
• акт сдачи-приемки имущества при условии внесения его учредителя-
ми;
• программа развития (бизнес-план) на три года по лицензируемому
виду страховой деятельности, содержащая прогноз развития страхо-
вых операций с указанием:
количества страховых полисов;
суммы страховых премий;
суммы выплат страхового возмещения;
размеров резервов;
затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное
вознаграждение за размещение страховых полисов;
предполагаемого размера прибыли;
расчета страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни;
экономического обоснования структуры и размеров страховых тарифов
по страхованию жизни;
• расчет соотношения активов и обязательств;
• план размещения страховых резервов;
• баланс страховой организации на момент подачи документов на ли-
цензирование;
• условия (правила) страхования (для каждого вида отдельно);
• план по перестрахованию;
• данные о руководителе, его заместителях и главном бухгалтере
(стаж работы страховой компании не менее трех лет).
Значимость экономических и социальных последствий деятельности
страховых компаний требует организации государственного страхового
надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью
осуществляется в целях соблюдения требований законодательства
Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка стра-
ховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных
заинтересованных лиц и государства43.
Государственное регулирование страховой деятельности представ-
ляет собой воздействие государства на участников страховых отношений,
проводимое по нескольким направлениям:
• законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
• установление в интересах общества и отдельных категорий его
граждан обязательного страхования;
• проведение специальной налоговой политики;
• государственный надзор за страховой деятельностью;
• защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, преду-
преждение и пресечение монополизма.
Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возла-
гается на специальный орган (специальную структуру) – государственный
страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в
области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная
служба России по надзору за страховой деятельностью. К основным функ-
циям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельно-
стью относятся44:
1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой дея-
тельности;
2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объе-
динений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением
платежеспособности страховщиков;
4) установление правил формирования и размещения страховых ре-
зервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о
страховой деятельности;
5) выдача в соответствии с действующим законодательством разре-
шений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организа-
ций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с уча-
стием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в капиталах)
страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми орга-
низациями с иностранными инвестициями;
6) разработка и утверждение нормативных и методических докумен-
тов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компе-
тенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физически-
ми лицами, участвующими в организации и проведении страхования и пе-
рестрахования;
7) обобщение практики страховой деятельности, разработка и пред-
ставление в установленном порядке предложений по развитию и совер-
шенствованию законодательства РФ о страховании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью вправе:
а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой
деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необ-
ходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от
предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от
граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законодатель-
ства Российской Федерации о страховании и достоверности представляе-
мой ими отчетности;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований действую-
щего законодательства давать им предписания по их устранению, а в слу-
чае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать дей-
ствие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных на-
рушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика
в случае неоднократного нарушения последним законодательства Россий-
ской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуще-
ствляющих страхование без лицензий.
Порядок и условия лицензирования страховой деятельности.
Страховая компания имеет право осуществлять деятельность при наличии
лицензии, имеющей обязательный характер. Лицензия на право проведе-
ния страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора
Министерства финансов РФ.
Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленно-
сти страховой организации к проведению страховой деятельности и в оп-
ределении сферы этой деятельности.
Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования стра-
ховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными
приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №02-02/08 (ред. 17.06.1994), и Пра-
вилами лицензирования деятельности страховых медицинских организа-
ций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвер-
жденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94 г. №251 (ред.
19.06.1998).
Для получения лицензии страховой организацией должны быть вы-
полнены следующие основные условия:
1) регистрация на территории Российской Федерации;
2) необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответ-
ствии с действующим законодательством. В настоящее время он должен
составлять не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при
проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35
тыс. – при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не
менее 50 тыс. – при проведении исключительно перестрахования45;
3) соотношение между собственными средствами компании и разме-
рами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на
первый год деятельности, соответствует установленным нормативам;
4) показатель максимальной ответственности по отдельному риску не
превышает 10% собственных средств страховщика.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется после ре-
гистрации компании в Департаменте страхового надзора Министерства
финансов РФ. Регистрация страховых организации включает: присвое-
ние регистрационного номера; занесение страховой организации в офици-
ально публикуемой реестр; выдачу свидетельства о регистрации.
Лицензия (разрешение) на проведение страховых операций выдает-
ся на основании соответствующего заявления страховой организации с
приложением к нему необходимых документов. В заявлении указываются:
– тип страховой организации;
– ее полное и сокращенное название;
– юридический адрес (с индексом);
– координаты технической связи (телефон, телефакс, телетайп, те-
лекс).
В числе прилагаемых документов содержатся:
• устав страховой организации, учредительный договор;
• свидетельство о регистрации;
• справка из банка об оплаченном уставном капитале;
• акт сдачи-приемки имущества при условии внесения его учредителя-
ми;
• программа развития (бизнес-план) на три года по лицензируемому
виду страховой деятельности, содержащая прогноз развития страхо-
вых операций с указанием:
количества страховых полисов;
суммы страховых премий;
суммы выплат страхового возмещения;
размеров резервов;
затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное
вознаграждение за размещение страховых полисов;
предполагаемого размера прибыли;
расчета страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни;
экономического обоснования структуры и размеров страховых тарифов
по страхованию жизни;
• расчет соотношения активов и обязательств;
• план размещения страховых резервов;
• баланс страховой организации на момент подачи документов на ли-
цензирование;
• условия (правила) страхования (для каждого вида отдельно);
• план по перестрахованию;
• данные о руководителе, его заместителях и главном бухгалтере
(стаж работы страховой компании не менее трех лет).