3.2. Типы личности, психоанализ З. Фрейда и аналитическая психология К. Юнга

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18   21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Проведение выше описание позволяет, как нам кажется, объяснить как причины возникновения, так и смысл некоторых положений психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. Интересно, что при этом удалось также выявить новые, ранее неизвестные особенности таких традиционных" (особенно для развитых стран мира) способов описания структуры психики личности.

Подчеркнем, что мы рассматриваем только те аспекты деятельности человека, которые связаны с осуществлением им управления. Также весьма важно отметить, что основной прогресс в нашем изучении этого вопроса достигнут благодаря тому обстоятельству, что мы "разорвали", "перенесли на других людей" ряд аспектов этих концепций, которые ранее рассматривались как описывающие психику только одного человека.

Прежде всего напомним, что именно понимается в современной психологии под такими терминами, как Эго, Супер-Эго, Ид и Супер-Ид. Здесь мы не будем останавливаться на тех различиях, которые вносили в эти термины З. Фрейд и К. Юнг: для нас важно, что оба они отмечали в них некую общность. (За деталями мы рекомендуем обратиться к учебнику Л. Хьелл и Д. Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2001 - 608с., - мы еще вернемся к нему в главе 6.)

Эго - это то, что, следуя З. Фрейду, можно назвать внутренним каркасом, сознательной психологической сущностью личности. То есть все то, что описывает специфические, присущие только этой личности особенности как восприятия Реального Мира, так и деятельности в нем. Мы здесь игнорируем присущие данному конкретному человеку нормативные блоки, так как они постоянно изменяются под воздействием окружающей Реальности и как раз и не являются общими характеристиками психологического типа; - отметим, что эту особенность З. Фрейд не рассматривал, да и у К. Юнга она также не нашла ясного освещения.

Таким образом, в рамках теории 2АИА, справедливо такое заключение:

Эго (Я) - это тип 2АИА (тип личности, то есть тип управления, реализуемый данным конкретным человеком).

А теперь рассмотрим кольцо индивидуального самопрограммирования для какого-либо типа личности. В этом кольце существует единственный тип той же самой рациональности. Управление, реализуемое этим типом 2АИА, необходимо для замыкания кольца индивидуального самопрограммирования, то есть для получения рассматриваемым типом "ответной реакции" - то есть реакции общества на его деятельность, на проявление его Эго. (Проявление такой обратной связи - обязательное условие для проверки правильности приспособления рассматриваемого типа к Реальности). Этот тип - той же рациональности - единственный, деятельность которого понятна и принимается рассматриваемым типом. (Напомним, что "рациональный тип иррационального не понимает", и - наоборот!). Таким образом, можно сказать, этот тип 2АИА формирует нормативный блок адаптации к обществу для рассматриваемого нами типа личности.

В психологии З. Фрейда и К. Юнга такой нормативный блок информации, выполняющий роль "блока корректировки поведения личности со стороны общества" (то есть другой тип той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования в теории 2АИА) в психоанализе и аналитической психологии называют Супер-Эго (Сверх-Я).

Итак:

Супер-Эго - это такой тип 2АИА (тип личности или способ управления), который имеет ту же самую рациональность в кольце индивидуального самопрограммирования, что и рассматриваемый нами тип личности.

 

***

Задание 3.2.1. Составьте Социально-Технологическую характеристику для типа личности, который является Супер-Эго для Вашего собственного типа личности.

(Вот таким Вы и хотите быть - так как Вам кажется, что "именно этого" (например, именно такого поведения) от Вас ожидает общество. А люди этого типа личности кажутся Вам чрезвычайно важными для общества! Теперь Вы уже понимаете, что все это только кажущееся (и при этом - кажущееся только Вам) впечатление - а сам этот "важный тип" то же самое думает о Вас самих?! Кстати: а не составить ли Вам список отличий этих двух типов - Вашего типа личности и Супер-Эго - друг от друга? Например: Я делаю так-то, а он это же делает так-то? Тогда Вам будет значительно легче контролировать свое поведение и не "дергаться" делать то, что у Вас лично - получиться просто не может!)

***

 

А теперь перейдем к рассмотрению следующего блока - Супер-Ид (Сверх-Оно), коллективного бессознательного. Это именно оттуда рассматриваемый человек должен интегрировать в свою психику весь накопленный Человечеством опыт, чтобы реализовать себя как уникальное неделимое целое. Напомним, что в психоанализе З. Фрейда такой блок просто отсутствует, - введение в психологическую практику такой характеристики является целиком заслугой К. Юнга.

Ну, так какой же из типов может выполнять эти функции "бессознательного корректора" поведения для рассматриваемого типа личности? Конечно же - его  дуал! И остается лишь удивляться прозорливости и адекватности словесного, вербального выражения того факта, что компоненты информации дуала - как программная, так и творческая - не осознаются рассматриваемым типом личности. То есть могут быть восприняты им только на уровне бессознательного, на уровне реализации "хочется чего-нибудь такого", как реализация "пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что", как ответ на свое невыраженной словами "томление духа".

Итак, дуал рассматриваемого типа реализует тот нормативный блок, который в аналитической психологии называют Супер-Ид (Сверх-Оно).

Следующий этап - переход к интерпретации кольца дуального самопрограммирования для рассматриваемого типа. В нем остается еще всего один тип, обладающий той же рациональностью, что и рассматриваемый: это дуал для Супер-Эго (Сверх-Я), то есть тип той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования - но уже для дуала рассматриваемого нами типа.

Как программная, так и творческая функции этого типа 2АИА являются обратными к программной и творческой функциям рассматриваемого типа (то есть получаются заменой "процесса" на "состояние" и наоборот).

Такой тип личности замыкает структуру кольца дуального самопрограммирования и выражает бессознательные желания, совершенно недостижимые в условиях реальной жизни для конкретного рассматриваемого нами типа  личности (то есть - для конкретного человека). И все же достижение именно этого - очень ожидаемое и очень желаемое! Действительно: этот тип "видит" те компоненты информации, "ради которых" рассматриваемый нами тип и совершает свою деятельность. Этот тип творит именно то, что является - точнее, должно являться! - "конечной целью" деятельности-творчества рассматриваемого типа.

Так, если рассматриваемый тип является экстравертом (то есть творит процесс), - то этот тип - интроверт, причем творит состояние именно по той же компоненте, по которой рассматриваемый тип творит процесс! Но ведь экстраверт творит процесс именно для того, чтобы система пришла в какое-то определенное состояние, именно ради прихода ее в какое-то состояние! То же самое можно сказать и о программных функциях этого и рассматриваемого типов.

Если рассматриваемый тип интроверт - картина аналогична (но для него описанный тип - экстраверт).

Но именно эти, такие, столь ожидаемые и желаемые для рассматриваемого типа компоненты информации, - и являются совершенно недостижимыми для него!

Ид в психоанализе З. Фрейда характеризуют как средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. У К. Юнга - характеристика, по сути, та же, - но с отрывом от сексуальной интерпретации.

Таким образом:

Тип личности той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования - но уже для дуала рассматриваемого типа - реализует управление, которое в психоанализе называют Ид (Оно).

Весьма интересным представляется то обстоятельство, что с использованием полученных выше результатов становится более ясным не только смысл как ряда элементов психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга, но также и причины, способствовавшие их возникновению.

Действительно, психоанализ З. Фрейда отличается от аналитической психологии К. Юнга всего лишь тем, что Юнгом введен новый, отсутствующий в психоанализе, комплекс - Супер-Ид. Но мы уже знаем, что Супер-Ид - это просто та информация и та деятельность, которые может дать рассматриваемому типу лишь только его дуал. Иными словами - в психоанализе З. Фрейда отсутствует дуализация! И поэтому в его теории личности вся деятельность рассматриваемого человека оказалась направлена на поиск дуала! Именно поэтому человек у З. Фрейда всегда активен: его "слабые стороны" не прикрывает дуал, - поэтому нужной для оптимальной деятельности информацией он просто не обладает. Если к тому же принять во внимание, что сексуальное поведение - это также информация, точнее - обмен информацией (см. главу 14), - то поиск дуала фактически оказывается совмещенным с поиском оптимального сексуального партнера (можно даже сказать, что без дуала полное сексуальное удовлетворение невозможно), - именно отсюда и исходит вся "сексуальная" интерпретация Фрейдизма! А как только рассматриваемый тип - конкретный человек - находит своего дуала - его "поисковая" активность немедленно ослабевает, что в психоанализе интерпретируется как насыщение сексуальной активности человека.

Известный из психоанализа Фрейда конфликт между Эго (Я) и Ид (Оно) - также легко интерпретируется в рамках теории 2АИА как конфликт между противоположными режимами управления: между созданием (поддержанием) процесса и созданием (поддержанием) состояния по той же компоненте информации. Но поскольку, как уже было отмечено выше, процесс "делается" для того, чтобы прийти в некое состояние (и наоборот, новое состояние "делается" при помощи неких процессов), а программная (творческая) функция может быть только или процессом, или состоянием, то человек, осознавая наличие Ид, тем не менее, всегда подавляет весь соответствующий комплекс информации.

 

***

Задание 2.2.2. Составьте Социально-Технологическую характеристику для типа личности, который является Ид для Вашего собственного типа личности.

(Вот что Вы хотели бы уметь делать! И здесь тоже пригодится перечень различий между обоими типами личности - Вашим собственным и Ид для Вашего типа личности! Во всяком случае - это заведомо не напрасный труд: Вы узнаете, какие проблемы Вам следует держать в поле своего зрения при осуществлении Вашей практической деятельности.)

***

 

В аналитической психологии К. Юнга, вследствие наличия комплекса Супер-Ид. человек оказывается гораздо более гармонизированным объектом. Действительно, благодаря информации, заключенной в этом комплексе - Эго своего дуала - человек получает сведения, необходимые ему для адекватного управления, то есть для адекватного приспособления к Реальности, для адекватного реагирования на нее. При этом, одновременно с получением от Супер-Ид - от своего дуала - необходимой информации, человек одновременно получает и необходимую ему сексуальную информацию. Поэтому неудивительно, что в аналитической психологии К. Юнга не оказалось необходимости в таком пристальном, можно даже сказать - болезненно заостренном внимании к сексуальной сфере, как в психоанализе З. Фрейда!

Интересно, что этот комплекс информации - Супер-Ид - К. Юнг связывал с так называемыми "архетипами", то есть с той информацией, которая накапливалась в социуме многими веками, и которую данный тип может воспринимать лишь только по нормативному механизму (то есть "заучиванием"), причем точный смысл воспринимаемого остается вне собственного Эго (Я) человека. Последнее - совершенно ясно явствует из теории 2АИА, поскольку смысл, вкладываемый в вербальные и иные виды представления информации, рассматриваемый тип и его дуал воспринимают по-разному, и необходимо наличие определенного опыта для того, чтобы научиться переводу "высказываний" своего дуала (то есть - Супер-Ид, а по К. Юнгу - "архетипной" информации) на свой внутренний язык (на язык Эго). Для Юнговских "архетипов" характерно также то, что каждый тип личности "выбирает" из одного и того же материала (то есть - из одной и той же информации!) что-то "свое", нужное для себя: теперь мы знаем, что это - информация, характерная для его дуала! Однако если дуал предоставляет рассматриваемому типу информацию творчески, то есть оптимально соответствующую необходимым нуждам типа (и, к тому же при изменении условий ее соответствующим образом изменяет), то информацию, которую рассматриваемый тип самостоятельно берет из "архетипов", этот тип рассматривает как некую константу, как "заданную навсегда" - и с очень большой неохотой и очень большими усилиями ее изменяет в процессе своей жизни.

Таким образом, можно подытожить:

Психоанализ З. Фрейда описывает в терминах психологии личности некоторые аспекты преобразования информации в кольце индивидуального самопрограммирования, а также наличие в кольце самопрограммирования для своего дуала такого типа, программная и творческая функции которого противоположны рассматриваемому (то есть этот тип реализует цели, прямо противоположные целям рассматриваемого типа!), и эффекты, связанные с направленной на поиск дуала активностью человека (ошибочно трактуемые только как проявления его сексуальной активности).

Аналитическая психология К. Юнга описывает эффекты, связанные с целостным функционированием колец дуального самопрограммирования, и явно вводит в рассмотрение тот комплекс компонент информации, за которые ответственен дуал (но, тем не менее, явно явление дуализации - не рассматривает).

И только в теории 2АИА становится понятным, что комплексы (психологические конструкты), которые в психоанализе З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга называют Супер-Эго, Ид и Супер-Ид - тесно связаны с Эго и однозначно определяются через него.

Более того:

Эго и Ид - взаимно обратны в том смысле, что если первый тип связан отношением Ид со вторым, то для второго типа Ид будет уже первый тип,

Эго и Супер-Ид, а также Эго и Супер-Эго - тоже взаимно обратны.

Таким образом, отношения Эго - Ид, Эго - Супер-Ид и Эго - Супер-Эго - являются симметричными в указанном выше смысле.

Для практических приложений весьма важным обстоятельством является то, что с использованием теории 2АИА впервые удалось в явном виде выделить свои (!), присущие только данному типу комплексы информации (стили или способы управления, которые на языке психологии могут быть названы особенностями психологической структуры личности), которые играют роль Супер-Эго, Ид и Супер-Ид. (Подчеркнем еще раз: все эти комплексы присущи только рассматриваемому типу - для остальных типов роль таких комплексов будут играть уже иные типы 2АИА). Иными словами, теперь, в конкретной практической деятельности, при использовании конкретных методик (количество которых за годы существования психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга стало просто огромным) психологи могут использовать для каждого типа свои, вполне определенные комплексы компонент информации, причем сами комплексы Супер-Эго, Ид и Супер-Ид выражаются через характеристики вполне определенных типов - режимов управления иерархическим природными и социальными системами.

Вероятно, приведенным выше образом впервые удалось связать такие, весьма расплывчатые и нечетко определенные психологические понятия, как Эго, Супер-Эго, Ид и Супер-Ид со вполне конкретными характеристиками вполне определенных типов личности!

Интересно также, что известные из психоанализа З. Фрейда "Эдипов комплекс" и конфликт "отец-сын" (или же, что равнозначно, - комплекс Электры "мать-дочь") следуют непосредственно из теории 2АИА и не имеют ничего общего (!) с направленностью проявлений сексуальной сферы человека.

Действительно: в семьях конца ХIХ - начала ХХ веков воспитание мальчиков и девочек существенно различались между собой. Мальчиков воспитывал преимущественно отец, а девочек - мать, так как "ролевые" функции мужчины и женщины в социальной жизни в то время различались весьма существенно. Мальчик, находясь в семье под постоянным контролем отца, одновременно усваивал также и его способ (режим) управления Реальностью. Другими словами, тип личности отца (его Эго - тип 2АИА), приобретал нормативное значение для мальчика, который тем самым становился его нормативным тождиком (или тождиком в полном смысле этого слова, - если их типы совпадали). Тождественность типов отца и сына способствовала тому, что сын мог максимально полно воспринимать и усваивать весь накопленный отцом опыт: тождики "прозрачны" друг для друга, так как только одни - среди всех остальных типов! - абсолютно адекватно понимают друг друга (см. также параграф 3.4). Но такая "идиллия" продолжается лишь до тех пор, пока тождики различаются уровнем знаний (запасом информации), то есть до тех пор, пока между ними происходит обмен новой (хотя бы для одного из них!) информацией, - до тех пор, пока они совместно вырабатывают новый способ управления.

Но в социальном смысле такой обмен новой информацией прекращается с началом полового созревания сына: ибо только с его началом сын уже в состоянии полностью освоить информацию, отвечающую сексуальной сфере. И тогда сравнительно быстро - буквально за считанные месяцы! - между тождиками - отцом и сыном - прекращается обмен новой информацией! Они становятся - в информационном смысле - равными! Но в этом случае между отцом и сыном происходит переход к нормативному режиму коммуникации - так как знания, умения и навыки отца и сына становятся одинаковыми. А такие, нормативные отношения между тождиками - весьма дискомфортные - см. далее главу 3. И лишь с появлением у сына своих детей - снова режим коммуникации возвращается (опять - на некоторое время!) в старое русло: сын приходит к отцу учиться... самому быть отцом!

К тому же вспомним, что конец ХIХ - начало ХХ веков характеризовались тем, что "популярными" и распространенными стали так называемые "браки по любви" - а для них характерно то, что типы супругов подбирались так, чтобы общение - коммуникация между ними было необременительным. Иными словами, супруги, чаще всего, имели такие типы личности, общение между которыми было "комфортным" (что именно понимается под этим - более подробно описано в следующем параграфе и в следующей главе). Но тогда получаем: в семье имеется два тождика - и всего только одна личность, общение с которой для каждого из них - "комфортно". Конечно же, налицо - конфликт! Но не на сексуальной почве, а - на информационной! Не за сексуальное "обладание", а - за право на информационную коммуникацию!

Конечно, все вышесказанное справедливо также и по отношению матери и дочери.

 

 

Проведение выше описание позволяет, как нам кажется, объяснить как причины возникновения, так и смысл некоторых положений психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. Интересно, что при этом удалось также выявить новые, ранее неизвестные особенности таких традиционных" (особенно для развитых стран мира) способов описания структуры психики личности.

Подчеркнем, что мы рассматриваем только те аспекты деятельности человека, которые связаны с осуществлением им управления. Также весьма важно отметить, что основной прогресс в нашем изучении этого вопроса достигнут благодаря тому обстоятельству, что мы "разорвали", "перенесли на других людей" ряд аспектов этих концепций, которые ранее рассматривались как описывающие психику только одного человека.

Прежде всего напомним, что именно понимается в современной психологии под такими терминами, как Эго, Супер-Эго, Ид и Супер-Ид. Здесь мы не будем останавливаться на тех различиях, которые вносили в эти термины З. Фрейд и К. Юнг: для нас важно, что оба они отмечали в них некую общность. (За деталями мы рекомендуем обратиться к учебнику Л. Хьелл и Д. Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2001 - 608с., - мы еще вернемся к нему в главе 6.)

Эго - это то, что, следуя З. Фрейду, можно назвать внутренним каркасом, сознательной психологической сущностью личности. То есть все то, что описывает специфические, присущие только этой личности особенности как восприятия Реального Мира, так и деятельности в нем. Мы здесь игнорируем присущие данному конкретному человеку нормативные блоки, так как они постоянно изменяются под воздействием окружающей Реальности и как раз и не являются общими характеристиками психологического типа; - отметим, что эту особенность З. Фрейд не рассматривал, да и у К. Юнга она также не нашла ясного освещения.

Таким образом, в рамках теории 2АИА, справедливо такое заключение:

Эго (Я) - это тип 2АИА (тип личности, то есть тип управления, реализуемый данным конкретным человеком).

А теперь рассмотрим кольцо индивидуального самопрограммирования для какого-либо типа личности. В этом кольце существует единственный тип той же самой рациональности. Управление, реализуемое этим типом 2АИА, необходимо для замыкания кольца индивидуального самопрограммирования, то есть для получения рассматриваемым типом "ответной реакции" - то есть реакции общества на его деятельность, на проявление его Эго. (Проявление такой обратной связи - обязательное условие для проверки правильности приспособления рассматриваемого типа к Реальности). Этот тип - той же рациональности - единственный, деятельность которого понятна и принимается рассматриваемым типом. (Напомним, что "рациональный тип иррационального не понимает", и - наоборот!). Таким образом, можно сказать, этот тип 2АИА формирует нормативный блок адаптации к обществу для рассматриваемого нами типа личности.

В психологии З. Фрейда и К. Юнга такой нормативный блок информации, выполняющий роль "блока корректировки поведения личности со стороны общества" (то есть другой тип той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования в теории 2АИА) в психоанализе и аналитической психологии называют Супер-Эго (Сверх-Я).

Итак:

Супер-Эго - это такой тип 2АИА (тип личности или способ управления), который имеет ту же самую рациональность в кольце индивидуального самопрограммирования, что и рассматриваемый нами тип личности.

 

***

Задание 3.2.1. Составьте Социально-Технологическую характеристику для типа личности, который является Супер-Эго для Вашего собственного типа личности.

(Вот таким Вы и хотите быть - так как Вам кажется, что "именно этого" (например, именно такого поведения) от Вас ожидает общество. А люди этого типа личности кажутся Вам чрезвычайно важными для общества! Теперь Вы уже понимаете, что все это только кажущееся (и при этом - кажущееся только Вам) впечатление - а сам этот "важный тип" то же самое думает о Вас самих?! Кстати: а не составить ли Вам список отличий этих двух типов - Вашего типа личности и Супер-Эго - друг от друга? Например: Я делаю так-то, а он это же делает так-то? Тогда Вам будет значительно легче контролировать свое поведение и не "дергаться" делать то, что у Вас лично - получиться просто не может!)

***

 

А теперь перейдем к рассмотрению следующего блока - Супер-Ид (Сверх-Оно), коллективного бессознательного. Это именно оттуда рассматриваемый человек должен интегрировать в свою психику весь накопленный Человечеством опыт, чтобы реализовать себя как уникальное неделимое целое. Напомним, что в психоанализе З. Фрейда такой блок просто отсутствует, - введение в психологическую практику такой характеристики является целиком заслугой К. Юнга.

Ну, так какой же из типов может выполнять эти функции "бессознательного корректора" поведения для рассматриваемого типа личности? Конечно же - его  дуал! И остается лишь удивляться прозорливости и адекватности словесного, вербального выражения того факта, что компоненты информации дуала - как программная, так и творческая - не осознаются рассматриваемым типом личности. То есть могут быть восприняты им только на уровне бессознательного, на уровне реализации "хочется чего-нибудь такого", как реализация "пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что", как ответ на свое невыраженной словами "томление духа".

Итак, дуал рассматриваемого типа реализует тот нормативный блок, который в аналитической психологии называют Супер-Ид (Сверх-Оно).

Следующий этап - переход к интерпретации кольца дуального самопрограммирования для рассматриваемого типа. В нем остается еще всего один тип, обладающий той же рациональностью, что и рассматриваемый: это дуал для Супер-Эго (Сверх-Я), то есть тип той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования - но уже для дуала рассматриваемого нами типа.

Как программная, так и творческая функции этого типа 2АИА являются обратными к программной и творческой функциям рассматриваемого типа (то есть получаются заменой "процесса" на "состояние" и наоборот).

Такой тип личности замыкает структуру кольца дуального самопрограммирования и выражает бессознательные желания, совершенно недостижимые в условиях реальной жизни для конкретного рассматриваемого нами типа  личности (то есть - для конкретного человека). И все же достижение именно этого - очень ожидаемое и очень желаемое! Действительно: этот тип "видит" те компоненты информации, "ради которых" рассматриваемый нами тип и совершает свою деятельность. Этот тип творит именно то, что является - точнее, должно являться! - "конечной целью" деятельности-творчества рассматриваемого типа.

Так, если рассматриваемый тип является экстравертом (то есть творит процесс), - то этот тип - интроверт, причем творит состояние именно по той же компоненте, по которой рассматриваемый тип творит процесс! Но ведь экстраверт творит процесс именно для того, чтобы система пришла в какое-то определенное состояние, именно ради прихода ее в какое-то состояние! То же самое можно сказать и о программных функциях этого и рассматриваемого типов.

Если рассматриваемый тип интроверт - картина аналогична (но для него описанный тип - экстраверт).

Но именно эти, такие, столь ожидаемые и желаемые для рассматриваемого типа компоненты информации, - и являются совершенно недостижимыми для него!

Ид в психоанализе З. Фрейда характеризуют как средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. У К. Юнга - характеристика, по сути, та же, - но с отрывом от сексуальной интерпретации.

Таким образом:

Тип личности той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования - но уже для дуала рассматриваемого типа - реализует управление, которое в психоанализе называют Ид (Оно).

Весьма интересным представляется то обстоятельство, что с использованием полученных выше результатов становится более ясным не только смысл как ряда элементов психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга, но также и причины, способствовавшие их возникновению.

Действительно, психоанализ З. Фрейда отличается от аналитической психологии К. Юнга всего лишь тем, что Юнгом введен новый, отсутствующий в психоанализе, комплекс - Супер-Ид. Но мы уже знаем, что Супер-Ид - это просто та информация и та деятельность, которые может дать рассматриваемому типу лишь только его дуал. Иными словами - в психоанализе З. Фрейда отсутствует дуализация! И поэтому в его теории личности вся деятельность рассматриваемого человека оказалась направлена на поиск дуала! Именно поэтому человек у З. Фрейда всегда активен: его "слабые стороны" не прикрывает дуал, - поэтому нужной для оптимальной деятельности информацией он просто не обладает. Если к тому же принять во внимание, что сексуальное поведение - это также информация, точнее - обмен информацией (см. главу 14), - то поиск дуала фактически оказывается совмещенным с поиском оптимального сексуального партнера (можно даже сказать, что без дуала полное сексуальное удовлетворение невозможно), - именно отсюда и исходит вся "сексуальная" интерпретация Фрейдизма! А как только рассматриваемый тип - конкретный человек - находит своего дуала - его "поисковая" активность немедленно ослабевает, что в психоанализе интерпретируется как насыщение сексуальной активности человека.

Известный из психоанализа Фрейда конфликт между Эго (Я) и Ид (Оно) - также легко интерпретируется в рамках теории 2АИА как конфликт между противоположными режимами управления: между созданием (поддержанием) процесса и созданием (поддержанием) состояния по той же компоненте информации. Но поскольку, как уже было отмечено выше, процесс "делается" для того, чтобы прийти в некое состояние (и наоборот, новое состояние "делается" при помощи неких процессов), а программная (творческая) функция может быть только или процессом, или состоянием, то человек, осознавая наличие Ид, тем не менее, всегда подавляет весь соответствующий комплекс информации.

 

***

Задание 2.2.2. Составьте Социально-Технологическую характеристику для типа личности, который является Ид для Вашего собственного типа личности.

(Вот что Вы хотели бы уметь делать! И здесь тоже пригодится перечень различий между обоими типами личности - Вашим собственным и Ид для Вашего типа личности! Во всяком случае - это заведомо не напрасный труд: Вы узнаете, какие проблемы Вам следует держать в поле своего зрения при осуществлении Вашей практической деятельности.)

***

 

В аналитической психологии К. Юнга, вследствие наличия комплекса Супер-Ид. человек оказывается гораздо более гармонизированным объектом. Действительно, благодаря информации, заключенной в этом комплексе - Эго своего дуала - человек получает сведения, необходимые ему для адекватного управления, то есть для адекватного приспособления к Реальности, для адекватного реагирования на нее. При этом, одновременно с получением от Супер-Ид - от своего дуала - необходимой информации, человек одновременно получает и необходимую ему сексуальную информацию. Поэтому неудивительно, что в аналитической психологии К. Юнга не оказалось необходимости в таком пристальном, можно даже сказать - болезненно заостренном внимании к сексуальной сфере, как в психоанализе З. Фрейда!

Интересно, что этот комплекс информации - Супер-Ид - К. Юнг связывал с так называемыми "архетипами", то есть с той информацией, которая накапливалась в социуме многими веками, и которую данный тип может воспринимать лишь только по нормативному механизму (то есть "заучиванием"), причем точный смысл воспринимаемого остается вне собственного Эго (Я) человека. Последнее - совершенно ясно явствует из теории 2АИА, поскольку смысл, вкладываемый в вербальные и иные виды представления информации, рассматриваемый тип и его дуал воспринимают по-разному, и необходимо наличие определенного опыта для того, чтобы научиться переводу "высказываний" своего дуала (то есть - Супер-Ид, а по К. Юнгу - "архетипной" информации) на свой внутренний язык (на язык Эго). Для Юнговских "архетипов" характерно также то, что каждый тип личности "выбирает" из одного и того же материала (то есть - из одной и той же информации!) что-то "свое", нужное для себя: теперь мы знаем, что это - информация, характерная для его дуала! Однако если дуал предоставляет рассматриваемому типу информацию творчески, то есть оптимально соответствующую необходимым нуждам типа (и, к тому же при изменении условий ее соответствующим образом изменяет), то информацию, которую рассматриваемый тип самостоятельно берет из "архетипов", этот тип рассматривает как некую константу, как "заданную навсегда" - и с очень большой неохотой и очень большими усилиями ее изменяет в процессе своей жизни.

Таким образом, можно подытожить:

Психоанализ З. Фрейда описывает в терминах психологии личности некоторые аспекты преобразования информации в кольце индивидуального самопрограммирования, а также наличие в кольце самопрограммирования для своего дуала такого типа, программная и творческая функции которого противоположны рассматриваемому (то есть этот тип реализует цели, прямо противоположные целям рассматриваемого типа!), и эффекты, связанные с направленной на поиск дуала активностью человека (ошибочно трактуемые только как проявления его сексуальной активности).

Аналитическая психология К. Юнга описывает эффекты, связанные с целостным функционированием колец дуального самопрограммирования, и явно вводит в рассмотрение тот комплекс компонент информации, за которые ответственен дуал (но, тем не менее, явно явление дуализации - не рассматривает).

И только в теории 2АИА становится понятным, что комплексы (психологические конструкты), которые в психоанализе З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга называют Супер-Эго, Ид и Супер-Ид - тесно связаны с Эго и однозначно определяются через него.

Более того:

Эго и Ид - взаимно обратны в том смысле, что если первый тип связан отношением Ид со вторым, то для второго типа Ид будет уже первый тип,

Эго и Супер-Ид, а также Эго и Супер-Эго - тоже взаимно обратны.

Таким образом, отношения Эго - Ид, Эго - Супер-Ид и Эго - Супер-Эго - являются симметричными в указанном выше смысле.

Для практических приложений весьма важным обстоятельством является то, что с использованием теории 2АИА впервые удалось в явном виде выделить свои (!), присущие только данному типу комплексы информации (стили или способы управления, которые на языке психологии могут быть названы особенностями психологической структуры личности), которые играют роль Супер-Эго, Ид и Супер-Ид. (Подчеркнем еще раз: все эти комплексы присущи только рассматриваемому типу - для остальных типов роль таких комплексов будут играть уже иные типы 2АИА). Иными словами, теперь, в конкретной практической деятельности, при использовании конкретных методик (количество которых за годы существования психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга стало просто огромным) психологи могут использовать для каждого типа свои, вполне определенные комплексы компонент информации, причем сами комплексы Супер-Эго, Ид и Супер-Ид выражаются через характеристики вполне определенных типов - режимов управления иерархическим природными и социальными системами.

Вероятно, приведенным выше образом впервые удалось связать такие, весьма расплывчатые и нечетко определенные психологические понятия, как Эго, Супер-Эго, Ид и Супер-Ид со вполне конкретными характеристиками вполне определенных типов личности!

Интересно также, что известные из психоанализа З. Фрейда "Эдипов комплекс" и конфликт "отец-сын" (или же, что равнозначно, - комплекс Электры "мать-дочь") следуют непосредственно из теории 2АИА и не имеют ничего общего (!) с направленностью проявлений сексуальной сферы человека.

Действительно: в семьях конца ХIХ - начала ХХ веков воспитание мальчиков и девочек существенно различались между собой. Мальчиков воспитывал преимущественно отец, а девочек - мать, так как "ролевые" функции мужчины и женщины в социальной жизни в то время различались весьма существенно. Мальчик, находясь в семье под постоянным контролем отца, одновременно усваивал также и его способ (режим) управления Реальностью. Другими словами, тип личности отца (его Эго - тип 2АИА), приобретал нормативное значение для мальчика, который тем самым становился его нормативным тождиком (или тождиком в полном смысле этого слова, - если их типы совпадали). Тождественность типов отца и сына способствовала тому, что сын мог максимально полно воспринимать и усваивать весь накопленный отцом опыт: тождики "прозрачны" друг для друга, так как только одни - среди всех остальных типов! - абсолютно адекватно понимают друг друга (см. также параграф 3.4). Но такая "идиллия" продолжается лишь до тех пор, пока тождики различаются уровнем знаний (запасом информации), то есть до тех пор, пока между ними происходит обмен новой (хотя бы для одного из них!) информацией, - до тех пор, пока они совместно вырабатывают новый способ управления.

Но в социальном смысле такой обмен новой информацией прекращается с началом полового созревания сына: ибо только с его началом сын уже в состоянии полностью освоить информацию, отвечающую сексуальной сфере. И тогда сравнительно быстро - буквально за считанные месяцы! - между тождиками - отцом и сыном - прекращается обмен новой информацией! Они становятся - в информационном смысле - равными! Но в этом случае между отцом и сыном происходит переход к нормативному режиму коммуникации - так как знания, умения и навыки отца и сына становятся одинаковыми. А такие, нормативные отношения между тождиками - весьма дискомфортные - см. далее главу 3. И лишь с появлением у сына своих детей - снова режим коммуникации возвращается (опять - на некоторое время!) в старое русло: сын приходит к отцу учиться... самому быть отцом!

К тому же вспомним, что конец ХIХ - начало ХХ веков характеризовались тем, что "популярными" и распространенными стали так называемые "браки по любви" - а для них характерно то, что типы супругов подбирались так, чтобы общение - коммуникация между ними было необременительным. Иными словами, супруги, чаще всего, имели такие типы личности, общение между которыми было "комфортным" (что именно понимается под этим - более подробно описано в следующем параграфе и в следующей главе). Но тогда получаем: в семье имеется два тождика - и всего только одна личность, общение с которой для каждого из них - "комфортно". Конечно же, налицо - конфликт! Но не на сексуальной почве, а - на информационной! Не за сексуальное "обладание", а - за право на информационную коммуникацию!

Конечно, все вышесказанное справедливо также и по отношению матери и дочери.