4.4. Социальные, экономические и правовые условия, которые необходимы для оптимального функционирования социальных иерархических систем управления

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

Итак, мы видим весьма интересную картину: чем выше "количество информации" (которое можно определить как объем сведений, данных, и т.п., необходимых для управления как заданным, так и нижележащими иерархическими уровнями; количество информации "высшего" уровня (то есть - относящееся к вышележащему уровню) полагается принципиально более высоким, чем любое количество информации, необходимое для управления нижележащими уровнями), тем меньше количество людей (координаторов), которые могут эту информацию преобразовывать.

А поскольку реализация управления любой природной или социальной ИСС "критична" к построению соответствующей пирамиды управления, то приходим к выводу, что успех в реализации управления любой - Природной или Социальной ИСС - критично чувствителен к наличию координаторов, которые только и способны строить соответствующие пирамиды управления.

Следовательно политическое, социальное, экономическое и правовое устройство социальной структуры, которая реализует управление Природными или Социальными ИСС, должно обеспечивать условия прежде всего для оптимального функционирования координаторов разных уровней (нужных для построения данной конкретной пирамиды управления!).

Ниже мы сосредоточим внимание преимущественно на описании пирамид управления для государства, - но все сказанное полностью и безо всяких изменений переносится на любые пирамиды управления вообще (и будет, например, справедливо для фирм, партий, общественных движений и т.п.).

Мы полагаем, что 1) количество тиражировщиков не лимитировано (это - действительно так: например, для экономически развитых стран проблема легко решается путем миграции рабочей силы (даже если отвлечься от наличествующей там безработицы), а в экономически слаборазвитых странах имеется устойчивый избыток рабочей силы) и 2) количество же координаторов - лимитировано (это действительно так: координаторы требуют не только сравнительно длительного обучения, но и наличия возможностей для проявления своих сил, - а все это требует сравнительно крупных финансовых затрат для их отбора и обучения; а вот в экономически слаборазвитых странах координаторы просто "не нужны" из-за отсутствия объектов приложения своих возможностей).

Наконец, данные статистики убедительно свидетельствуют, что не более 5¸6% экономически активного населения способно к продуцированию новых возможностей в бизнесе (то есть определяют успех экономики данной страны), - и это даже в условиях стимулирования координаторов в бизнес - секторе экономики и при существенной поддержке "общественного мнения"! Поэтому можно прийти к следующему заключению:

именно координаторы являются "наибольшим дефицитом" при построении пирамид управления.

Наконец, весьма важным обстоятельством, которое необходимо для построения пирамид управления, является наличие постоянного роста информации, усваиваемой тиражировщиками. Действительно, если информация - в результате деятельности координаторов из соответствующей пирамиды управления - социализирована, то тиражировщики, которые будут участвовать в построении уже новых пирамид управления, обязательно должны быть знакомы с ней, уже обязательно должны владеть этими алгоритмами (способами, методами) управления Реальностью. Иными словами, на уровне тиражировщиков происходит постоянное накопление новых способов, режимов и алгоритмов управления Миром.

А теперь - суммируем несколько важных закономерностей, необходимых для построения иерархических систем для управления - пирамиды управления.

Механизм построения пирамид управления - самоорганизация. Действительно, объединяются в пирамиды управления люди, во-первых, которые хотят социализировать известные им (пока что - только им!) механизмы управления ("поделиться" известной только им информацией с другими). И, во-вторых, которые способны к реализации процесса социализации (которые умеют преобразовать новую информацию к виду, доступному для людей - координаторов - "их уровня", а также для координаторов на уровень их ниже или уже для тиражировщиков). Эти люди "видят" новые возможности (бизнесовые, общественно - значимые, властные, и т.п.), которые привносит эта новая информация в общество. И эти люди хотят "подключиться" к этому процессу - в надежде с помощью этого движения решить "свои личные проблемы".

Конечно, люди в пирамиде управления заменяемы - но только лишь в пределах одного уровня и одного типа личности. И заменимы они только при наличии 1) желания включиться именно в эту пирамиду управления и 2) знаний, умений и навыков, которые необходимы для того, чтобы "работать в данном месте" этой пирамиды. Насильно заставить человека (когда "он не хочет", - например, когда его жизненные цели иные) принять участие в пирамиде управления - невозможно: он обязательно будет искать возможности для своего "бегства" из нее. То есть он будет "работать не в полную силу", и в соответствующей пирамиде управления сформируется "пробка" - "информационный затор". Наконец, данный человек будет формировать в этой пирамиде управления свою собственную пирамиду управления, направленную на решение его собственных целей и задач: то есть он будет  попросту разрушать эту пирамиду управления. Фактически, "желание и возможности" участвовать в данной пирамиде управления есть просто свидетельство того, что данный человек - "кусочек именно этой" пирамиды управления!

В координаторов необходимо вкладывать деньги: их трудно найти (необходимо организовать и поддерживать инфраструктуру для этого), их трудно обучить (обучение у тиражировщиков - их раздражает, а обучение у координаторов более низкого уровня они быстро "проскакивают" и требуют "более высокого" уровня преподавания), срок их обучения - до получения первых результатов - долог (прежде всего по той причине, что чтобы "достучаться" до координаторов высокого уровня, необходимы уже какие-то "результаты"), им необходимо предоставить возможности для реализации их Проектов (так как им  надо приобрести навыки как в участии в пирамидах управления, так и в их построении "от себя вниз").

Необходимо сформировать "общественное мнение" таким образом, чтобы координаторы и тиражировщики чувствовали себя в обществе комфортно, чтобы "прежние заслуги" человека не служили препятствием для других людей, чтобы успешное продвижение одного не служило предметом зависти для других и т.п.

Необходимо законодательно закрепить право координатора на "единоличное" мнение при управлении все той частью пирамиды управления, которая "замкнута на него" (то есть - у которой он "стоит во главе").

Наконец, необходим целый комплекс экономических, социальных и правовых норм для обеспечения возможности для самоорганизации пирамиды управления как целостной структуры вообще! Например, необходимо обеспечить условия для "успешного распада" пирамиды управления после социализации информации от "главного" координатора (координатора - одного или нескольких, "от которого" сформировалась данная пирамида управления). Сюда включается целый комплекс проблем, среди которых: материальное и финансовое обеспечение бывших участников пирамиды управления (на время, достаточное, например, для а) для релаксации и отдыха и б) для синтеза новой информации),  достаточное социальное обеспечение по старости (например, для тех участников, которые достигли пенсионного возраста), информационное обеспечение (в частности - информирование населения о вкладе участников "распавшейся" (а, точнее - исчерпавшей себя!) пирамиды управления, и т.п.

Создание общественного мнения о том, что участие в пирамидах управления является весьма престижным.

Обеспечение - прежде всего правовое - защиты "личного вклада" и интеллектуальной собственности участников (координаторов) данной пирамиды управления. В экономически развитых странах мира сюда входит, в частности, правовое обеспечение интеллектуальной собственности и авторских прав (эта сторона весьма важна, так как на "начальном" уровне формирования пирамиды управления "суть и смысл нового" знает очень малое количество людей: поэтому развитое законодательство обеспечивает правильный кадровый состав координаторов).

Социальное, правовое и экономическое поле страны должно обеспечивать максимально удобные условия для возможности самоорганизации новых пирамид управления. В частности, должен быть обеспечен свободный доступ до информации любого уровня (однако при этом следует хорошо продумать проблему защиты конфиденциальной информации, - и, вместе с тем, защиту от злоупотреблений под мотивом "конфиденциальности"). Вероятно, для этого необходимы свои собственные пирамиды управления, свободное перемещение людей (внутри страны - свободное, но регулирование эмиграции и иммиграции), развитую коммуникационную систему (дороги, телекоммуникации, и т.п.), развитую инфраструктуру для обучения, отбора и селекции информации, наличие тиражировщиков соответствующего уровня квалификации (при условии социальной престижности честного труда), развитое законодательство (например, трестовое и антитрестовое), и т.п.

Наконец, необходимо  наличие условий (социальных, экономических, правовых и т.п.), которые обеспечивали бы постоянное как наличие в стране всего комплекса пирамид управления, так и условий для самоорганизации пирамид управления высокого уровня иерархии не только из отдельных координаторов и тиражировщиков, но также и из самостоятельных пирамид управления (которые при самоорганизации буду входить в новую пирамиду уже целимы, самостоятельными, "сработавшимися" блоками - что существенно ускоряет сам процесс самоорганизации, а, следовательно, и прогресс данного государства). Для уменьшения потерь времени на реализацию нового режима управления наиболее целесообразен именно такой "блочный" механизм самоорганизации пирамид управления. При этом координатор i-того уровня "связывает" воедино (в единый объект) несколько пирамид управления с "вершинами - координаторами" на i-1-уровне (оптимально - охватывая 16 соответствующих координаторов (и столько же пирамид управления, "растущих" от них "вниз") на i-1-уровне).

Таким образом, структура управления государством выглядит следующим образом: 1) пирамида управления представляет собой иерархическую структуру, 2) на каждом их уровней иерархии происходит постоянное и безостановочное как формирование новых единичных объектов (пирамид управления, в вершине которых стоит координатор этого уровня), так и распад уже существующих пирамид управления, причем новые объекты могут формироваться их "осколков" распавшихся (каждый осколок - это пирами управления уровня ниже, чем рассматриваемый). При этом новые пирамиды управления формируются ("растут вниз") от координаторов соответствующего уровня иерархии. Если же во главе пирамиды а) нет координатора или б) информация, которую он может предложить, уже социализирована, то такая пирамида управления начинает распадаться "сверху вниз" на более мелкие части - пирамиды более низкого уровня иерархии. Чем ниже уровень иерархии, тем "быстрее" происходит такое "мельтешение" (то есть тем меньше времени необходимо как на формирование новых, так и на распад уже существующих пирамид управления).

Интересно, что условия для оптимального функционирования государства опираются на следующие положения:

существуют координаторы и тиражировщики,

пирамида управления государством формируется по механизму самоорганизации,

существует иерархия координаторов,

пирамида управления "растет вниз" от соответствующего координатора.

В параграфе 4.1 были описаны условия, необходимые для успешного функционирования ИСУ высоких уровней - нами использовано для нее название "К-группа". Эти условия, опубликованные нами в 1993 году, по сути являются также условиями для оптимального функционирования государства и опираются на первые два положения. Теория 2АИА и построение иерархии информации, отражающей иерархическое строение Природных и Социальных систем тогда еще не было нами однозначно связано с пирамидами управления. Собственно, поэтому речь и шла о К-группе. Теперь же мы знаем, что К-группа - это пирамида управления (иногда - совокупность пирамид управления), которой производится управление государством.

Более того: теперь, с использованием полученных закономерностей для количественного состава уровней для пирамид управления (см. параграф 4.2), легко может быть найдено, пирамида управления из скольких уровней иерархии необходима и достаточна для управления той или иной социальной (социально - экономической) структурой или же государством в целом. Из приведенного выше материала вытекает очевидное следствие:

Если в данном государстве не имеется пирамиды управления достаточно высокого уровня иерархии, то данное государство распадается на территориальные объединения, количественный состав жителей в которых соответствует существующим пирамидам управления.

 Из сказанного в этом параграфе становится очевидным, что такие аспекты структурирования государства, как политические партии, играют роль отдельных блоков (чаще всего тех, которые относятся к сфере управления социальными структурами), которые в случае победы данной партии немедленно включаются (интегрируются) в общегосударственную пирамиду управления как составные части, чем уменьшается время, необходимое для начала реализации их Общегосударственных Программ.

Поэтому для политических партий и движений применимо все, сказанное выше для пирамид управления вообще. В частности - то, что партия должна быть у власти лишь только то время, пока она (точнее - координаторы, в ней функционирующие) способна предлагать новые режимы управления. Как только она перестает выдвигать "новые идеи", она должна уступить место другим партиям или движениям. А партии, находящиеся "в оппозиции", должны искать новые идеи, новых координаторов и т.п. (если они хотят прийти к власти, конечно). Математическая модель, способная описать взаимодействие двух (и большего количества) партий приведена параграфе 15.5.

Итак, такой социальный объект, как партия, должен включать в себя следующие обязательные составные части: 1) наличие Программы для управления страной, и 2) необходимое для ее реализации количество координаторов соответствующих уровней иерархии. Как правило, ядро партии долы составлять не менее 300¸400 координаторов уровня наивысшего и на один ниже для данного государства.

Отметим, что в связи с вышесказанным "беспартийные (в России или Украине они себя часто любят называть "независимые") члены парламента являют собой нонсенс именно в политическом смысле, так как они лично не могут принять участие в управлении государством и являются поэтому совершенно лишними и бесполезными. То же касается идеи о "неструктурированном" парламенте: в таком состоянии он просто не способен оказать никакого влияния на управление государством.

***

 

Напомним о такой весьма существенной для любой страны (а особенно для России или Украины) сфере безопасности - речь идет о политической безопасности управленца, менеджера или бизнесмена. Они должны быть уверены "в завтрашнем дне". Но такую уверенность в будущем ему может дать лишь только вся система организации политической системы государства как целого! Сегодняшнее состояние общества характеризуется тем, что роль управленца и бизнесмена в политических процессах стремительно возрастает. Сегодня бизнесмены и менеджеры получают все большие возможности не только для непосредственно участия в политике, но и для управления политическим процессом. Используемый при этом канал - информационный: средства масс-медиа (особенно - информационные - CNN стал весьма прибыльным коммерческим предприятием), бизнес информационной аппаратуры и инфраструктуры (появление персональных компьютеров привело к появлению новой, весьма привлекательной для бизнеса области - компьютерных сетей и коммуникаций) и т.п. Наконец, само организационное обеспечение существования партий, блоков, движений и тому подобных социальных структур просто невозможно без того, чтобы такие структуры не имели финансовое вспомоществование со стороны бизнеса.

Итак, какое же социальное или политическое движение поддерживать бизнесмену?

Ответ может быть лишь один: те партии, те социальные структуры, блоки, движения и т.п., деятельность которых направлена на установление и развитие оптимальной иерархической структуры общества - оптимальной именно с информационной, описанной выше точки зрения.

Без наличия таких условий деятельность как бизнесмена, так и управленца - менеджера просто не может быть оптимальной: появляются "информационные пробки", в результате чего он либо не имеет возможности реализовать новые Проекты, либо не получает информации об этих Проектах.

Таким образом, информационно - психологическая безопасность менеджера и бизнесмена включает в себя - как составную часть - также весь комплекс вопросов "политической безопасности": эти вопросы лежат, собственно, уже "за пределами" его компетенции, так как они определяют политическое структуру государства.

Мы не случайно говорим всюду именно о социальных и экономических структурах - совместно, объединяя их в единый комплекс. Новый режим управления, повышая приспособленность к Реальности той или иной структуры - фирмы, государства в целом, да даже и отдельного человека! - дает ей тем самым новые возможности. Фактически, деньги (финансы) играют роль меры новой информации (см. параграф 15.3), точнее - ее социальной значимости (то есть - важности "для всех"). Поэтому и возможности предпринимателя - бизнесмена или менеджера - определяются теми условиями, которые для этого создало Ваше государство.

Наконец, легко видеть, что изложенные в книге результаты могут быть с успехом использованы в политическом менеджменте (подробно см. в главе 11).

***

Теперь зададимся вопросом:

Каким образом законы самоорганизации пирамид управления проявляются на уровне отдельного человека - то есть в текущей жизни каждого гражданина?

Да и может ли влиять все это на повседневную жизнь всех слоев населения?

Что ж - давайте посмотрим.

Прежде всего: как показывают данные наблюдений, способность быть координатором не передается по наследству, не является генетически заданной. Всего несколько примеров из сферы человеческой деятельности, где координаторы выделяются без сомнения - из сферы науки. "Научные династии" - это скорее крайне редкое исключение, которые подтверждают общее правило! Мы можем вспомнить всего несколько случаев таких "династий" - Нильса Бора и его сына Оге Бора (оба Нобелевские лауреаты по физике), да еще Мари Склодовскую - Кюри и ее дочь Ирен Жолио - Кюри (также обе Нобелевские лауреаты). А дети Альберта Эйнштейна, Давида Гильберта, Пауля Эренфеста, Петра Капицы, Льва Ландау координаторами соответствующих уровней уже не были... Перечень можно продолжать практически бесконечно (затрагивая, конечно, не только физиков и математиков; мы выбрали эти примеры, так как эти области науки близки к нашим старинным научным интересам).

Итак, способность быть координатором не передается по наследству. Следовательно, определить наличие этих способностей у человека можно только уже в сравнительно зрелом возрасте - самое раннее в старших классах средней школы иногда (далеко не всегда!) можно обнаружить задатки координатора в области точных наук и искусства.

Напомним основные закономерности, которые мы уже описывали относительно участия координаторов в пирамидах управления (см. параграф 4.1).:

общество (страна) развивается в направлении максимально возможной сложности своего иерархического строения;

возможности для развития общества определяются сравнительно небольшой группой координаторов (дальше - "К-группа"), роль и влияние которых с развитием общества возрастает;

социально - экономическое развитие общества идет в направлении обеспечения максимальных возможностей для выявления, обучения и развития людей, которые могут войти в состав К-группы (то есть - для выявления, отбора и обучения координаторов);

состав людей (координаторов) в К-группе есть переменный;

перспективы социально - экономического развития общества определяются существующими экономическими и правовыми условиями для функционирования К-группы;

затруднения в функционировании К-группы и в обмене людьми между ней и обществом, затруднения во взаимодействии ее с другими социально - экономическим структурами приводит к  деградации общества;

"плановое", государственное начало общества обязано обеспечить оптимальные условия для обмена как людьми, так и информацией между К-группой и тиражировщиками.

Как правило же - способность человека быть координатором может быть надежно определена лишь только при анализе его самостоятельной деятельности ("по плодам трудов их узнаете их"). А это, как правило, возраст после 20 лет (в условиях, которые сложились с конца Х1Х века).

Итак, приходим к выводу, что общество способно отобрать максимально большое количество координаторов лишь только при наличии следующих условий:

оно предоставляет всем своим гражданам (каждому!) равные права и возможности для реализации своих потенциальных способностей;

оно предоставляет всем своим гражданам (каждому!) свободный доступ к любой интересующей его информации (той информации, которая необходима всем), включая свободу и возможность перемещения по стране;

оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!) полную свободу в высказывании любой информации (при условии открытости апробации и верификации этой информации, то есть при условии ответственности человека за нее);

оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!)  персонификацию высказанной информации (защита интеллектуальной собственности, авторских прав и т.п.);

оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!) свободу и защиту личной жизни (включая взгляды и верования), - в противном случае будут подавляться координаторы, способные сформировать новые пирамиды управления для социальных систем (так как новое всегда вначале воспринимается как "ересь"!);

оно предоставляет (обеспечивает) равное (беспристрастное и бездискриминационное) отношение к каждому человеку при создании условий для его деятельности (например, - при приеме на работу).

Конечно, перечисление это далеко не полно. Но все же, его достаточно, чтобы узнать в них - так называемые "Права Человека, которые зафиксированы в соответствующей Декларации ООН.

Иными словами - в этом параграфе приведено (вероятно, впервые?!) доказательство необходимости выполнения Декларации ООН о Правах Человека для достижения страной экономического процветания!

А вот достаточно ли выполнения лишь только таких Прав Человека для того, чтобы страна достигла социально - экономического процветания?

Как следует из нашего формализма - нет, не достаточно! Ведь Права Человека не описывают "прав пирамид управления более низкого, чем государственный, уровня"! - "Права" этих объектов описываются уже блоком экономических и социальных законов!

Фактически, Права Человека - это условия для обеспечения функционирования К-группы (или, - что то же самое - для успешного функционирования элиты).

Весьма интересным представляется то, что объединение государств на уровне их национальных элит - то есть "достройка сверху", их интегрирование в качестве составных частей в пирамиду управления более высокого уровня иерархии, - причем которое происходит без нарушения законов самоорганизации этих национальных пирамид управления, совершенно не сказывается на уровне тиражировщиков! Главное при таком объединении в надгосударственное образование - это "не соваться" в дела тиражировщиков (да и координаторов первого и второго из нижних уровней иерархии): таким образом практически все население (более 99%) уже объединившихся стран просто даже не заметят, что они уже составляют единое целое! Недаром на пути образования Европейского Союза - ЕС - "простые люди" выдвигают единственное требование: сохранения свое национальной культуры и своего привычного уклада жизни. А путь такого объединения - долгий путь по принятию унифицированного законодательства, "деловые игры" с образованием Европарламента и т.п. - может быть признан, вероятно, как произведенный оптимальным способом. Хотя теперь, уже перед Объединенной Европой, стоит задача "достройки вверх" - создания пирамиды управления уже для всей Европы. А это требует того, чтобы на высший - надгосударственный - уровень иерархии пришли координаторы соответствующего уровня. И здесь активно функционирующих координаторов - ведущих национальных политиков из объединившихся стран - существует опасность: зависть - "Мы сработали на других..." (а ведь многие из них не смогут быть координаторами Европейского уровня - их уровень лишь региональный; - так что сказанное имеет под собой веское основание). Оптимальным сейчас для ЕС представляется, в силу вышесказанного, образование транснациональных, "общеевропейских" партийных образований (например, путем объединения "родственных" партий из разных стран воедино): лишь тогда 1) из все территории стран ЕС можно будет отобрать координаторов и сформировать пирамиды управления, пронизывающие все Европейское общество, и 2) можно будет выработать единые Программы для совместного развития стран ЕС, которые не будут иметь "национальных особенностей" (ибо выработка Программы Общеевропейского развития исключительно внутри какого-либо одного государства обязательно будет выражена в "национальном" виде).

Итак, мы видим весьма интересную картину: чем выше "количество информации" (которое можно определить как объем сведений, данных, и т.п., необходимых для управления как заданным, так и нижележащими иерархическими уровнями; количество информации "высшего" уровня (то есть - относящееся к вышележащему уровню) полагается принципиально более высоким, чем любое количество информации, необходимое для управления нижележащими уровнями), тем меньше количество людей (координаторов), которые могут эту информацию преобразовывать.

А поскольку реализация управления любой природной или социальной ИСС "критична" к построению соответствующей пирамиды управления, то приходим к выводу, что успех в реализации управления любой - Природной или Социальной ИСС - критично чувствителен к наличию координаторов, которые только и способны строить соответствующие пирамиды управления.

Следовательно политическое, социальное, экономическое и правовое устройство социальной структуры, которая реализует управление Природными или Социальными ИСС, должно обеспечивать условия прежде всего для оптимального функционирования координаторов разных уровней (нужных для построения данной конкретной пирамиды управления!).

Ниже мы сосредоточим внимание преимущественно на описании пирамид управления для государства, - но все сказанное полностью и безо всяких изменений переносится на любые пирамиды управления вообще (и будет, например, справедливо для фирм, партий, общественных движений и т.п.).

Мы полагаем, что 1) количество тиражировщиков не лимитировано (это - действительно так: например, для экономически развитых стран проблема легко решается путем миграции рабочей силы (даже если отвлечься от наличествующей там безработицы), а в экономически слаборазвитых странах имеется устойчивый избыток рабочей силы) и 2) количество же координаторов - лимитировано (это действительно так: координаторы требуют не только сравнительно длительного обучения, но и наличия возможностей для проявления своих сил, - а все это требует сравнительно крупных финансовых затрат для их отбора и обучения; а вот в экономически слаборазвитых странах координаторы просто "не нужны" из-за отсутствия объектов приложения своих возможностей).

Наконец, данные статистики убедительно свидетельствуют, что не более 5¸6% экономически активного населения способно к продуцированию новых возможностей в бизнесе (то есть определяют успех экономики данной страны), - и это даже в условиях стимулирования координаторов в бизнес - секторе экономики и при существенной поддержке "общественного мнения"! Поэтому можно прийти к следующему заключению:

именно координаторы являются "наибольшим дефицитом" при построении пирамид управления.

Наконец, весьма важным обстоятельством, которое необходимо для построения пирамид управления, является наличие постоянного роста информации, усваиваемой тиражировщиками. Действительно, если информация - в результате деятельности координаторов из соответствующей пирамиды управления - социализирована, то тиражировщики, которые будут участвовать в построении уже новых пирамид управления, обязательно должны быть знакомы с ней, уже обязательно должны владеть этими алгоритмами (способами, методами) управления Реальностью. Иными словами, на уровне тиражировщиков происходит постоянное накопление новых способов, режимов и алгоритмов управления Миром.

А теперь - суммируем несколько важных закономерностей, необходимых для построения иерархических систем для управления - пирамиды управления.

Механизм построения пирамид управления - самоорганизация. Действительно, объединяются в пирамиды управления люди, во-первых, которые хотят социализировать известные им (пока что - только им!) механизмы управления ("поделиться" известной только им информацией с другими). И, во-вторых, которые способны к реализации процесса социализации (которые умеют преобразовать новую информацию к виду, доступному для людей - координаторов - "их уровня", а также для координаторов на уровень их ниже или уже для тиражировщиков). Эти люди "видят" новые возможности (бизнесовые, общественно - значимые, властные, и т.п.), которые привносит эта новая информация в общество. И эти люди хотят "подключиться" к этому процессу - в надежде с помощью этого движения решить "свои личные проблемы".

Конечно, люди в пирамиде управления заменяемы - но только лишь в пределах одного уровня и одного типа личности. И заменимы они только при наличии 1) желания включиться именно в эту пирамиду управления и 2) знаний, умений и навыков, которые необходимы для того, чтобы "работать в данном месте" этой пирамиды. Насильно заставить человека (когда "он не хочет", - например, когда его жизненные цели иные) принять участие в пирамиде управления - невозможно: он обязательно будет искать возможности для своего "бегства" из нее. То есть он будет "работать не в полную силу", и в соответствующей пирамиде управления сформируется "пробка" - "информационный затор". Наконец, данный человек будет формировать в этой пирамиде управления свою собственную пирамиду управления, направленную на решение его собственных целей и задач: то есть он будет  попросту разрушать эту пирамиду управления. Фактически, "желание и возможности" участвовать в данной пирамиде управления есть просто свидетельство того, что данный человек - "кусочек именно этой" пирамиды управления!

В координаторов необходимо вкладывать деньги: их трудно найти (необходимо организовать и поддерживать инфраструктуру для этого), их трудно обучить (обучение у тиражировщиков - их раздражает, а обучение у координаторов более низкого уровня они быстро "проскакивают" и требуют "более высокого" уровня преподавания), срок их обучения - до получения первых результатов - долог (прежде всего по той причине, что чтобы "достучаться" до координаторов высокого уровня, необходимы уже какие-то "результаты"), им необходимо предоставить возможности для реализации их Проектов (так как им  надо приобрести навыки как в участии в пирамидах управления, так и в их построении "от себя вниз").

Необходимо сформировать "общественное мнение" таким образом, чтобы координаторы и тиражировщики чувствовали себя в обществе комфортно, чтобы "прежние заслуги" человека не служили препятствием для других людей, чтобы успешное продвижение одного не служило предметом зависти для других и т.п.

Необходимо законодательно закрепить право координатора на "единоличное" мнение при управлении все той частью пирамиды управления, которая "замкнута на него" (то есть - у которой он "стоит во главе").

Наконец, необходим целый комплекс экономических, социальных и правовых норм для обеспечения возможности для самоорганизации пирамиды управления как целостной структуры вообще! Например, необходимо обеспечить условия для "успешного распада" пирамиды управления после социализации информации от "главного" координатора (координатора - одного или нескольких, "от которого" сформировалась данная пирамида управления). Сюда включается целый комплекс проблем, среди которых: материальное и финансовое обеспечение бывших участников пирамиды управления (на время, достаточное, например, для а) для релаксации и отдыха и б) для синтеза новой информации),  достаточное социальное обеспечение по старости (например, для тех участников, которые достигли пенсионного возраста), информационное обеспечение (в частности - информирование населения о вкладе участников "распавшейся" (а, точнее - исчерпавшей себя!) пирамиды управления, и т.п.

Создание общественного мнения о том, что участие в пирамидах управления является весьма престижным.

Обеспечение - прежде всего правовое - защиты "личного вклада" и интеллектуальной собственности участников (координаторов) данной пирамиды управления. В экономически развитых странах мира сюда входит, в частности, правовое обеспечение интеллектуальной собственности и авторских прав (эта сторона весьма важна, так как на "начальном" уровне формирования пирамиды управления "суть и смысл нового" знает очень малое количество людей: поэтому развитое законодательство обеспечивает правильный кадровый состав координаторов).

Социальное, правовое и экономическое поле страны должно обеспечивать максимально удобные условия для возможности самоорганизации новых пирамид управления. В частности, должен быть обеспечен свободный доступ до информации любого уровня (однако при этом следует хорошо продумать проблему защиты конфиденциальной информации, - и, вместе с тем, защиту от злоупотреблений под мотивом "конфиденциальности"). Вероятно, для этого необходимы свои собственные пирамиды управления, свободное перемещение людей (внутри страны - свободное, но регулирование эмиграции и иммиграции), развитую коммуникационную систему (дороги, телекоммуникации, и т.п.), развитую инфраструктуру для обучения, отбора и селекции информации, наличие тиражировщиков соответствующего уровня квалификации (при условии социальной престижности честного труда), развитое законодательство (например, трестовое и антитрестовое), и т.п.

Наконец, необходимо  наличие условий (социальных, экономических, правовых и т.п.), которые обеспечивали бы постоянное как наличие в стране всего комплекса пирамид управления, так и условий для самоорганизации пирамид управления высокого уровня иерархии не только из отдельных координаторов и тиражировщиков, но также и из самостоятельных пирамид управления (которые при самоорганизации буду входить в новую пирамиду уже целимы, самостоятельными, "сработавшимися" блоками - что существенно ускоряет сам процесс самоорганизации, а, следовательно, и прогресс данного государства). Для уменьшения потерь времени на реализацию нового режима управления наиболее целесообразен именно такой "блочный" механизм самоорганизации пирамид управления. При этом координатор i-того уровня "связывает" воедино (в единый объект) несколько пирамид управления с "вершинами - координаторами" на i-1-уровне (оптимально - охватывая 16 соответствующих координаторов (и столько же пирамид управления, "растущих" от них "вниз") на i-1-уровне).

Таким образом, структура управления государством выглядит следующим образом: 1) пирамида управления представляет собой иерархическую структуру, 2) на каждом их уровней иерархии происходит постоянное и безостановочное как формирование новых единичных объектов (пирамид управления, в вершине которых стоит координатор этого уровня), так и распад уже существующих пирамид управления, причем новые объекты могут формироваться их "осколков" распавшихся (каждый осколок - это пирами управления уровня ниже, чем рассматриваемый). При этом новые пирамиды управления формируются ("растут вниз") от координаторов соответствующего уровня иерархии. Если же во главе пирамиды а) нет координатора или б) информация, которую он может предложить, уже социализирована, то такая пирамида управления начинает распадаться "сверху вниз" на более мелкие части - пирамиды более низкого уровня иерархии. Чем ниже уровень иерархии, тем "быстрее" происходит такое "мельтешение" (то есть тем меньше времени необходимо как на формирование новых, так и на распад уже существующих пирамид управления).

Интересно, что условия для оптимального функционирования государства опираются на следующие положения:

существуют координаторы и тиражировщики,

пирамида управления государством формируется по механизму самоорганизации,

существует иерархия координаторов,

пирамида управления "растет вниз" от соответствующего координатора.

В параграфе 4.1 были описаны условия, необходимые для успешного функционирования ИСУ высоких уровней - нами использовано для нее название "К-группа". Эти условия, опубликованные нами в 1993 году, по сути являются также условиями для оптимального функционирования государства и опираются на первые два положения. Теория 2АИА и построение иерархии информации, отражающей иерархическое строение Природных и Социальных систем тогда еще не было нами однозначно связано с пирамидами управления. Собственно, поэтому речь и шла о К-группе. Теперь же мы знаем, что К-группа - это пирамида управления (иногда - совокупность пирамид управления), которой производится управление государством.

Более того: теперь, с использованием полученных закономерностей для количественного состава уровней для пирамид управления (см. параграф 4.2), легко может быть найдено, пирамида управления из скольких уровней иерархии необходима и достаточна для управления той или иной социальной (социально - экономической) структурой или же государством в целом. Из приведенного выше материала вытекает очевидное следствие:

Если в данном государстве не имеется пирамиды управления достаточно высокого уровня иерархии, то данное государство распадается на территориальные объединения, количественный состав жителей в которых соответствует существующим пирамидам управления.

 Из сказанного в этом параграфе становится очевидным, что такие аспекты структурирования государства, как политические партии, играют роль отдельных блоков (чаще всего тех, которые относятся к сфере управления социальными структурами), которые в случае победы данной партии немедленно включаются (интегрируются) в общегосударственную пирамиду управления как составные части, чем уменьшается время, необходимое для начала реализации их Общегосударственных Программ.

Поэтому для политических партий и движений применимо все, сказанное выше для пирамид управления вообще. В частности - то, что партия должна быть у власти лишь только то время, пока она (точнее - координаторы, в ней функционирующие) способна предлагать новые режимы управления. Как только она перестает выдвигать "новые идеи", она должна уступить место другим партиям или движениям. А партии, находящиеся "в оппозиции", должны искать новые идеи, новых координаторов и т.п. (если они хотят прийти к власти, конечно). Математическая модель, способная описать взаимодействие двух (и большего количества) партий приведена параграфе 15.5.

Итак, такой социальный объект, как партия, должен включать в себя следующие обязательные составные части: 1) наличие Программы для управления страной, и 2) необходимое для ее реализации количество координаторов соответствующих уровней иерархии. Как правило, ядро партии долы составлять не менее 300¸400 координаторов уровня наивысшего и на один ниже для данного государства.

Отметим, что в связи с вышесказанным "беспартийные (в России или Украине они себя часто любят называть "независимые") члены парламента являют собой нонсенс именно в политическом смысле, так как они лично не могут принять участие в управлении государством и являются поэтому совершенно лишними и бесполезными. То же касается идеи о "неструктурированном" парламенте: в таком состоянии он просто не способен оказать никакого влияния на управление государством.

***

 

Напомним о такой весьма существенной для любой страны (а особенно для России или Украины) сфере безопасности - речь идет о политической безопасности управленца, менеджера или бизнесмена. Они должны быть уверены "в завтрашнем дне". Но такую уверенность в будущем ему может дать лишь только вся система организации политической системы государства как целого! Сегодняшнее состояние общества характеризуется тем, что роль управленца и бизнесмена в политических процессах стремительно возрастает. Сегодня бизнесмены и менеджеры получают все большие возможности не только для непосредственно участия в политике, но и для управления политическим процессом. Используемый при этом канал - информационный: средства масс-медиа (особенно - информационные - CNN стал весьма прибыльным коммерческим предприятием), бизнес информационной аппаратуры и инфраструктуры (появление персональных компьютеров привело к появлению новой, весьма привлекательной для бизнеса области - компьютерных сетей и коммуникаций) и т.п. Наконец, само организационное обеспечение существования партий, блоков, движений и тому подобных социальных структур просто невозможно без того, чтобы такие структуры не имели финансовое вспомоществование со стороны бизнеса.

Итак, какое же социальное или политическое движение поддерживать бизнесмену?

Ответ может быть лишь один: те партии, те социальные структуры, блоки, движения и т.п., деятельность которых направлена на установление и развитие оптимальной иерархической структуры общества - оптимальной именно с информационной, описанной выше точки зрения.

Без наличия таких условий деятельность как бизнесмена, так и управленца - менеджера просто не может быть оптимальной: появляются "информационные пробки", в результате чего он либо не имеет возможности реализовать новые Проекты, либо не получает информации об этих Проектах.

Таким образом, информационно - психологическая безопасность менеджера и бизнесмена включает в себя - как составную часть - также весь комплекс вопросов "политической безопасности": эти вопросы лежат, собственно, уже "за пределами" его компетенции, так как они определяют политическое структуру государства.

Мы не случайно говорим всюду именно о социальных и экономических структурах - совместно, объединяя их в единый комплекс. Новый режим управления, повышая приспособленность к Реальности той или иной структуры - фирмы, государства в целом, да даже и отдельного человека! - дает ей тем самым новые возможности. Фактически, деньги (финансы) играют роль меры новой информации (см. параграф 15.3), точнее - ее социальной значимости (то есть - важности "для всех"). Поэтому и возможности предпринимателя - бизнесмена или менеджера - определяются теми условиями, которые для этого создало Ваше государство.

Наконец, легко видеть, что изложенные в книге результаты могут быть с успехом использованы в политическом менеджменте (подробно см. в главе 11).

***

Теперь зададимся вопросом:

Каким образом законы самоорганизации пирамид управления проявляются на уровне отдельного человека - то есть в текущей жизни каждого гражданина?

Да и может ли влиять все это на повседневную жизнь всех слоев населения?

Что ж - давайте посмотрим.

Прежде всего: как показывают данные наблюдений, способность быть координатором не передается по наследству, не является генетически заданной. Всего несколько примеров из сферы человеческой деятельности, где координаторы выделяются без сомнения - из сферы науки. "Научные династии" - это скорее крайне редкое исключение, которые подтверждают общее правило! Мы можем вспомнить всего несколько случаев таких "династий" - Нильса Бора и его сына Оге Бора (оба Нобелевские лауреаты по физике), да еще Мари Склодовскую - Кюри и ее дочь Ирен Жолио - Кюри (также обе Нобелевские лауреаты). А дети Альберта Эйнштейна, Давида Гильберта, Пауля Эренфеста, Петра Капицы, Льва Ландау координаторами соответствующих уровней уже не были... Перечень можно продолжать практически бесконечно (затрагивая, конечно, не только физиков и математиков; мы выбрали эти примеры, так как эти области науки близки к нашим старинным научным интересам).

Итак, способность быть координатором не передается по наследству. Следовательно, определить наличие этих способностей у человека можно только уже в сравнительно зрелом возрасте - самое раннее в старших классах средней школы иногда (далеко не всегда!) можно обнаружить задатки координатора в области точных наук и искусства.

Напомним основные закономерности, которые мы уже описывали относительно участия координаторов в пирамидах управления (см. параграф 4.1).:

общество (страна) развивается в направлении максимально возможной сложности своего иерархического строения;

возможности для развития общества определяются сравнительно небольшой группой координаторов (дальше - "К-группа"), роль и влияние которых с развитием общества возрастает;

социально - экономическое развитие общества идет в направлении обеспечения максимальных возможностей для выявления, обучения и развития людей, которые могут войти в состав К-группы (то есть - для выявления, отбора и обучения координаторов);

состав людей (координаторов) в К-группе есть переменный;

перспективы социально - экономического развития общества определяются существующими экономическими и правовыми условиями для функционирования К-группы;

затруднения в функционировании К-группы и в обмене людьми между ней и обществом, затруднения во взаимодействии ее с другими социально - экономическим структурами приводит к  деградации общества;

"плановое", государственное начало общества обязано обеспечить оптимальные условия для обмена как людьми, так и информацией между К-группой и тиражировщиками.

Как правило же - способность человека быть координатором может быть надежно определена лишь только при анализе его самостоятельной деятельности ("по плодам трудов их узнаете их"). А это, как правило, возраст после 20 лет (в условиях, которые сложились с конца Х1Х века).

Итак, приходим к выводу, что общество способно отобрать максимально большое количество координаторов лишь только при наличии следующих условий:

оно предоставляет всем своим гражданам (каждому!) равные права и возможности для реализации своих потенциальных способностей;

оно предоставляет всем своим гражданам (каждому!) свободный доступ к любой интересующей его информации (той информации, которая необходима всем), включая свободу и возможность перемещения по стране;

оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!) полную свободу в высказывании любой информации (при условии открытости апробации и верификации этой информации, то есть при условии ответственности человека за нее);

оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!)  персонификацию высказанной информации (защита интеллектуальной собственности, авторских прав и т.п.);

оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!) свободу и защиту личной жизни (включая взгляды и верования), - в противном случае будут подавляться координаторы, способные сформировать новые пирамиды управления для социальных систем (так как новое всегда вначале воспринимается как "ересь"!);

оно предоставляет (обеспечивает) равное (беспристрастное и бездискриминационное) отношение к каждому человеку при создании условий для его деятельности (например, - при приеме на работу).

Конечно, перечисление это далеко не полно. Но все же, его достаточно, чтобы узнать в них - так называемые "Права Человека, которые зафиксированы в соответствующей Декларации ООН.

Иными словами - в этом параграфе приведено (вероятно, впервые?!) доказательство необходимости выполнения Декларации ООН о Правах Человека для достижения страной экономического процветания!

А вот достаточно ли выполнения лишь только таких Прав Человека для того, чтобы страна достигла социально - экономического процветания?

Как следует из нашего формализма - нет, не достаточно! Ведь Права Человека не описывают "прав пирамид управления более низкого, чем государственный, уровня"! - "Права" этих объектов описываются уже блоком экономических и социальных законов!

Фактически, Права Человека - это условия для обеспечения функционирования К-группы (или, - что то же самое - для успешного функционирования элиты).

Весьма интересным представляется то, что объединение государств на уровне их национальных элит - то есть "достройка сверху", их интегрирование в качестве составных частей в пирамиду управления более высокого уровня иерархии, - причем которое происходит без нарушения законов самоорганизации этих национальных пирамид управления, совершенно не сказывается на уровне тиражировщиков! Главное при таком объединении в надгосударственное образование - это "не соваться" в дела тиражировщиков (да и координаторов первого и второго из нижних уровней иерархии): таким образом практически все население (более 99%) уже объединившихся стран просто даже не заметят, что они уже составляют единое целое! Недаром на пути образования Европейского Союза - ЕС - "простые люди" выдвигают единственное требование: сохранения свое национальной культуры и своего привычного уклада жизни. А путь такого объединения - долгий путь по принятию унифицированного законодательства, "деловые игры" с образованием Европарламента и т.п. - может быть признан, вероятно, как произведенный оптимальным способом. Хотя теперь, уже перед Объединенной Европой, стоит задача "достройки вверх" - создания пирамиды управления уже для всей Европы. А это требует того, чтобы на высший - надгосударственный - уровень иерархии пришли координаторы соответствующего уровня. И здесь активно функционирующих координаторов - ведущих национальных политиков из объединившихся стран - существует опасность: зависть - "Мы сработали на других..." (а ведь многие из них не смогут быть координаторами Европейского уровня - их уровень лишь региональный; - так что сказанное имеет под собой веское основание). Оптимальным сейчас для ЕС представляется, в силу вышесказанного, образование транснациональных, "общеевропейских" партийных образований (например, путем объединения "родственных" партий из разных стран воедино): лишь тогда 1) из все территории стран ЕС можно будет отобрать координаторов и сформировать пирамиды управления, пронизывающие все Европейское общество, и 2) можно будет выработать единые Программы для совместного развития стран ЕС, которые не будут иметь "национальных особенностей" (ибо выработка Программы Общеевропейского развития исключительно внутри какого-либо одного государства обязательно будет выражена в "национальном" виде).