Глава 6. Социальные Технологии и современные теории личности: новые перспективы в психологии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Глава посвящена описанию связи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями и основными теориями личностями, существующими сегодня в психологии. Показано, что теория 2АИА и Социальные Технологии дают новый импульс для развития психологических теорий личности. Показано, что с использованием результатов настоящей книги появляется возможность в объективизации многих понятий, терминов и положений, которые недостаточно разработаны в современных теориях личности.
Материал этой главы поможет психологам - как научным работникам, так и практикам - в их повседневной работе.
***
Теория 2АИА и Социальные Технологии - и их связь с психологией.
Является ли теория 2АИА психологической теорией? Строго говоря, нет. Психология изучает внутренние процессы, происходящие в психике человека ("человек как субъект"), тогда как теория 2АИА рассматривает исключительно только внешние по отношению к человеку эффекты ("человек как объект").
Однако, как было подчеркнуто в главе 1, именно этот аспект - разработка способа описания внешних по отношению к человеку явлений - сегодня является критически важным для дальнейшего развития психологии как науки.
В данной главе рассмотрены примеры теорий личности, являющиеся примерами наиболее важных существующих сегодня в психологии направлений - бихевиоризма, психоанализа, феноменологии и когнитивизма.
В настоящей главе мы не ставили целью описать все возможные взаимосвязи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями с психологией. Наша задача состояла в том, чтобы на нескольких примерах показать, что теория 2АИА и Социальные Технологии являются очередным этапом в развитии науки о Человеке, что они генетически связаны с исследованиями психологов ХХ века.
Подчеркнем также, что мы не ставили перед собой задачу писать текст "с точки зрения психолога", - мы представили описание того, как данная проблема, поставленная психологом в рамках его теории личности, может быть решена в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий. Фактически, мы
провели анализ сущности проблемы в рамках и терминах теории 2АИА,
показали, что суть этой проблемы имеет компонент (не сводится полностью к теории 2АИА и Социальным Технологиям, - но имеет компоненту), связанный с теорией 2АИА и могущий быть решенный в рамках Социальных Технологий, и
описали способ организации решения этой проблемы (точнее - ее компоненты) в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий.
По этой же причине мы произвели сравнение теории 2АИА и Социальных Технологий только с несколькими из почти полутора десятков теориями личности и только с несколькими типологиями. Мы выбирали наиболее распространенные психологические теории, которые оказали несомненное и весьма значительное влияние как на другие научные дисциплины (прежде всего на социологию и педагогику), так и на развитие общества в целом.
При изложении материала мы часто буквально следуем тексту великолепной книги Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с., которая в качестве учебника для студентов-психологов выдержала в США 3 издания. Все цитаты "из классиков", приведенные в этой главе, также взяты из приведенных в этой книге переводов.
Также в ряде параграфов этой главы мы использовали информацию, изложенную в сборниках текстов "Психология индивидуальных различий. Тексты." (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - 320с.) и "Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления" (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В Петухова. - М.: МГУ, 1981. - 400с) и "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии" (под ред. И.И. Илясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - 304с.).
Наше внимание к психологии возникло в ответ на предложение применить теорию 2АИА и Социальные Технологии к решению педагогических задач. Но поскольку педагогика во многом базируется на психологии, рассмотрение взаимосвязи между психологией и теорией 2АИА стало неизбежным. По мере изучения возникла ясность, что теория 2АИА и психология связаны уже на "генетическом" уровне, и являются взаимодополняющими способами описания человека. В результате материал вырос до уровня отдельной главы.
Как показало наше рассмотрение, теория 2АИА и Социальные Технологии оказались связанными с весьма разными теориями личности, базирующимися часто на разных исходных позициях. Не является ли это странным - связь с часто "конфликтующими" друг с другом на поле психологии теориями? Как следует из главы 1, у всех психологических теорий личности есть одно и то же "слабое место": отсутствие системы понятий и терминов для описания - и притом описания на одном и том же языке! - как человека, так и интерьера (контекста - например, социального, его рабочего места и т.п. - см. более подробное описание в главе 7). Поэтому и неудивительно, что теория 2АИА оказалась "востребованной" самыми разными психологическими теориями!
Как показано в этой главе, теория 2АИА является очень мощным инструментом, который может быть использован большинством современных теорий личности.
Использование теории 2АИА в психологии позволит существенно снизить степень произвола, который психологи допускают при разработке теорий личности. Например, А. Маслоу или К. Роджерс с одной стороны, и Б. Скиннер с другой, занимали противоположные позиции относительно степени влияния "внутренней свободы личности" на поведение человека. Теория 2АИА позволяет различить, во-первых, типичные ситуации, где поведение личности определяется типом 2АИА, и, во-вторых, ситуации (интерьеры), где личность полностью свободна в своем выборе. А также, наконец, что именно вообще следует понимать под термином "свобода" применительно к поведению отдельного конкретного человека.
Все это не только позволяет более четко выделить границы применимости психологический теорий и основанных на них методик и технологий, но и существенно повысить их эффективность, предсказуемость и результативность.
Отметим еще одну важную особенность: использование теории 2АИА в преподавании психологии (особенно - теорий личности) позволит добиться структурирования материала на теоретическом уровне сжатия, излагая разные теории личности и психологические концепции с единой точки зрения.
Возникает закономерный вопрос: можно ли считать теорию 2АИА - психологической теорией личности? Строго говоря - ответ должен быть отрицательным. Теория 2АИА - это описание типов управления в иерархических системах, и человека она описывает лишь в той мере, в которой он осуществляет такое управление. Однако она вполне может стать ядром новой психологической теории личности, органически включающей в себя лучшие достижения существующих теорий личности, причем при этом удается избегать имеющих место противоречий их друг другу! Построение такой психологической теории личности на базе теории 2АИА это дело будущего, и в этом должны будут принимать участие психологи - как теоретики, так и практики, - однако в результате получится весьма перспективная конструкция, уже изначально технологичная вследствие своего теоретического построения! В рамках теории 2АИА впервые и человек, и интерьер, в котором происходит его деятельность, описаны на одном и том же языке, что обеспечивает равнозначность, соответствие "причины и следствия", - подобного ранее не было в истории психологии.
В заключение этого разговора отметим, что при чтении изложения современных теорий личности, трудно отделаться от ощущения, что понимание того, что именно имели в виду их авторы а также причины, по которым они выбрали именно такой подход к описанию психики человека, в немалой степени задается их собственным типом 2АИА. Более того, "в переводе на язык теории 2АИА" многие методы и стороны, основные постулаты теорий личности оказываются тесто связанными со способами описания как типной - в смысле теории 2АИА! Деятельности человека, так и с характерными для этой деятельности интерьерами.
Глава посвящена описанию связи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями и основными теориями личностями, существующими сегодня в психологии. Показано, что теория 2АИА и Социальные Технологии дают новый импульс для развития психологических теорий личности. Показано, что с использованием результатов настоящей книги появляется возможность в объективизации многих понятий, терминов и положений, которые недостаточно разработаны в современных теориях личности.
Материал этой главы поможет психологам - как научным работникам, так и практикам - в их повседневной работе.
***
Теория 2АИА и Социальные Технологии - и их связь с психологией.
Является ли теория 2АИА психологической теорией? Строго говоря, нет. Психология изучает внутренние процессы, происходящие в психике человека ("человек как субъект"), тогда как теория 2АИА рассматривает исключительно только внешние по отношению к человеку эффекты ("человек как объект").
Однако, как было подчеркнуто в главе 1, именно этот аспект - разработка способа описания внешних по отношению к человеку явлений - сегодня является критически важным для дальнейшего развития психологии как науки.
В данной главе рассмотрены примеры теорий личности, являющиеся примерами наиболее важных существующих сегодня в психологии направлений - бихевиоризма, психоанализа, феноменологии и когнитивизма.
В настоящей главе мы не ставили целью описать все возможные взаимосвязи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями с психологией. Наша задача состояла в том, чтобы на нескольких примерах показать, что теория 2АИА и Социальные Технологии являются очередным этапом в развитии науки о Человеке, что они генетически связаны с исследованиями психологов ХХ века.
Подчеркнем также, что мы не ставили перед собой задачу писать текст "с точки зрения психолога", - мы представили описание того, как данная проблема, поставленная психологом в рамках его теории личности, может быть решена в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий. Фактически, мы
провели анализ сущности проблемы в рамках и терминах теории 2АИА,
показали, что суть этой проблемы имеет компонент (не сводится полностью к теории 2АИА и Социальным Технологиям, - но имеет компоненту), связанный с теорией 2АИА и могущий быть решенный в рамках Социальных Технологий, и
описали способ организации решения этой проблемы (точнее - ее компоненты) в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий.
По этой же причине мы произвели сравнение теории 2АИА и Социальных Технологий только с несколькими из почти полутора десятков теориями личности и только с несколькими типологиями. Мы выбирали наиболее распространенные психологические теории, которые оказали несомненное и весьма значительное влияние как на другие научные дисциплины (прежде всего на социологию и педагогику), так и на развитие общества в целом.
При изложении материала мы часто буквально следуем тексту великолепной книги Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с., которая в качестве учебника для студентов-психологов выдержала в США 3 издания. Все цитаты "из классиков", приведенные в этой главе, также взяты из приведенных в этой книге переводов.
Также в ряде параграфов этой главы мы использовали информацию, изложенную в сборниках текстов "Психология индивидуальных различий. Тексты." (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - 320с.) и "Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления" (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В Петухова. - М.: МГУ, 1981. - 400с) и "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии" (под ред. И.И. Илясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - 304с.).
Наше внимание к психологии возникло в ответ на предложение применить теорию 2АИА и Социальные Технологии к решению педагогических задач. Но поскольку педагогика во многом базируется на психологии, рассмотрение взаимосвязи между психологией и теорией 2АИА стало неизбежным. По мере изучения возникла ясность, что теория 2АИА и психология связаны уже на "генетическом" уровне, и являются взаимодополняющими способами описания человека. В результате материал вырос до уровня отдельной главы.
Как показало наше рассмотрение, теория 2АИА и Социальные Технологии оказались связанными с весьма разными теориями личности, базирующимися часто на разных исходных позициях. Не является ли это странным - связь с часто "конфликтующими" друг с другом на поле психологии теориями? Как следует из главы 1, у всех психологических теорий личности есть одно и то же "слабое место": отсутствие системы понятий и терминов для описания - и притом описания на одном и том же языке! - как человека, так и интерьера (контекста - например, социального, его рабочего места и т.п. - см. более подробное описание в главе 7). Поэтому и неудивительно, что теория 2АИА оказалась "востребованной" самыми разными психологическими теориями!
Как показано в этой главе, теория 2АИА является очень мощным инструментом, который может быть использован большинством современных теорий личности.
Использование теории 2АИА в психологии позволит существенно снизить степень произвола, который психологи допускают при разработке теорий личности. Например, А. Маслоу или К. Роджерс с одной стороны, и Б. Скиннер с другой, занимали противоположные позиции относительно степени влияния "внутренней свободы личности" на поведение человека. Теория 2АИА позволяет различить, во-первых, типичные ситуации, где поведение личности определяется типом 2АИА, и, во-вторых, ситуации (интерьеры), где личность полностью свободна в своем выборе. А также, наконец, что именно вообще следует понимать под термином "свобода" применительно к поведению отдельного конкретного человека.
Все это не только позволяет более четко выделить границы применимости психологический теорий и основанных на них методик и технологий, но и существенно повысить их эффективность, предсказуемость и результативность.
Отметим еще одну важную особенность: использование теории 2АИА в преподавании психологии (особенно - теорий личности) позволит добиться структурирования материала на теоретическом уровне сжатия, излагая разные теории личности и психологические концепции с единой точки зрения.
Возникает закономерный вопрос: можно ли считать теорию 2АИА - психологической теорией личности? Строго говоря - ответ должен быть отрицательным. Теория 2АИА - это описание типов управления в иерархических системах, и человека она описывает лишь в той мере, в которой он осуществляет такое управление. Однако она вполне может стать ядром новой психологической теории личности, органически включающей в себя лучшие достижения существующих теорий личности, причем при этом удается избегать имеющих место противоречий их друг другу! Построение такой психологической теории личности на базе теории 2АИА это дело будущего, и в этом должны будут принимать участие психологи - как теоретики, так и практики, - однако в результате получится весьма перспективная конструкция, уже изначально технологичная вследствие своего теоретического построения! В рамках теории 2АИА впервые и человек, и интерьер, в котором происходит его деятельность, описаны на одном и том же языке, что обеспечивает равнозначность, соответствие "причины и следствия", - подобного ранее не было в истории психологии.
В заключение этого разговора отметим, что при чтении изложения современных теорий личности, трудно отделаться от ощущения, что понимание того, что именно имели в виду их авторы а также причины, по которым они выбрали именно такой подход к описанию психики человека, в немалой степени задается их собственным типом 2АИА. Более того, "в переводе на язык теории 2АИА" многие методы и стороны, основные постулаты теорий личности оказываются тесто связанными со способами описания как типной - в смысле теории 2АИА! Деятельности человека, так и с характерными для этой деятельности интерьерами.