Глава 6. Социальные Технологии и современные теории личности: новые перспективы в психологии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Глава посвящена описанию связи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями и основными теориями личностями, существующими сегодня в психологии. Показано, что теория 2АИА и Социальные Технологии дают новый импульс для развития психологических теорий личности. Показано, что с использованием результатов настоящей книги появляется возможность в объективизации многих понятий, терминов и положений, которые недостаточно разработаны в современных теориях личности.

Материал этой главы  поможет психологам - как научным работникам, так и практикам - в их повседневной работе.

***

 

Теория 2АИА и Социальные Технологии - и  их связь с психологией.

Является ли теория 2АИА психологической теорией? Строго говоря, нет. Психология изучает внутренние процессы, происходящие в психике человека ("человек как субъект"), тогда как теория 2АИА рассматривает исключительно только внешние по отношению к человеку эффекты ("человек как объект").

Однако, как было подчеркнуто в главе 1, именно этот аспект - разработка способа описания внешних по отношению к человеку явлений - сегодня является критически важным для дальнейшего развития психологии как науки.

В данной главе рассмотрены примеры теорий личности, являющиеся примерами наиболее важных существующих сегодня в психологии направлений - бихевиоризма, психоанализа, феноменологии  и когнитивизма.

В настоящей главе мы не ставили целью описать все возможные взаимосвязи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями с психологией. Наша задача состояла в том, чтобы на нескольких примерах показать, что теория 2АИА и Социальные Технологии являются очередным этапом в развитии науки о Человеке, что они генетически связаны с исследованиями психологов ХХ века.

Подчеркнем также, что мы не ставили перед собой задачу писать текст "с точки зрения психолога", - мы представили описание того, как данная проблема, поставленная психологом в рамках его теории личности, может быть решена в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий. Фактически, мы

провели анализ сущности проблемы в рамках и терминах теории 2АИА,

показали, что суть этой проблемы имеет компонент (не сводится полностью к теории 2АИА и Социальным Технологиям, - но имеет компоненту), связанный с теорией 2АИА и могущий быть решенный в рамках Социальных Технологий, и

описали способ организации решения этой проблемы (точнее - ее компоненты) в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий.

По этой же причине мы произвели сравнение теории 2АИА и Социальных Технологий только с несколькими из почти полутора десятков теориями личности и только с несколькими типологиями. Мы выбирали наиболее распространенные психологические теории, которые оказали несомненное и весьма значительное влияние как на другие научные дисциплины (прежде всего на социологию и педагогику), так и на развитие общества в целом.

При изложении материала мы часто буквально следуем тексту великолепной книги Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с., которая в качестве учебника для студентов-психологов выдержала в США 3 издания. Все цитаты "из классиков", приведенные в этой главе, также взяты из приведенных в этой книге переводов.

Также в ряде параграфов этой главы мы использовали информацию, изложенную в сборниках текстов "Психология индивидуальных различий. Тексты." (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - 320с.) и "Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления" (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В Петухова. - М.: МГУ, 1981. - 400с) и "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии" (под ред. И.И. Илясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - 304с.).

Наше внимание к психологии возникло в ответ на предложение применить теорию 2АИА и Социальные Технологии к решению педагогических задач. Но поскольку педагогика во многом базируется на психологии, рассмотрение взаимосвязи между психологией и теорией 2АИА стало неизбежным. По мере изучения возникла ясность, что теория 2АИА и психология связаны уже на "генетическом" уровне, и являются взаимодополняющими способами описания человека. В результате материал вырос до уровня отдельной главы.

Как показало наше рассмотрение, теория 2АИА и Социальные Технологии оказались связанными с весьма разными теориями личности, базирующимися часто на разных исходных позициях. Не является ли это странным - связь с часто "конфликтующими" друг с другом на поле психологии теориями? Как следует из главы 1, у всех психологических теорий личности есть одно и то же "слабое место": отсутствие системы понятий и терминов для описания - и притом описания на одном и том же языке! - как человека, так и интерьера (контекста - например, социального, его рабочего места и т.п. - см. более подробное описание в главе 7). Поэтому и неудивительно, что теория 2АИА оказалась "востребованной" самыми разными психологическими теориями!

Как показано в этой главе, теория 2АИА является очень мощным инструментом, который может быть использован большинством  современных теорий личности.

Использование теории 2АИА в психологии позволит существенно снизить степень произвола, который психологи допускают при разработке теорий личности. Например, А. Маслоу или К. Роджерс с одной стороны, и Б. Скиннер с другой, занимали противоположные позиции относительно степени влияния "внутренней свободы личности" на поведение человека. Теория 2АИА позволяет различить, во-первых, типичные ситуации, где поведение личности определяется типом 2АИА, и, во-вторых, ситуации (интерьеры), где личность полностью свободна в своем выборе. А также, наконец, что именно вообще следует понимать под термином "свобода" применительно к поведению отдельного конкретного человека.

Все это не только позволяет более четко выделить границы применимости психологический теорий и основанных на них методик и технологий, но и существенно повысить их эффективность, предсказуемость и результативность.

Отметим еще одну важную особенность: использование теории 2АИА в преподавании психологии (особенно - теорий личности) позволит добиться структурирования материала на теоретическом уровне сжатия, излагая разные теории личности и психологические концепции с единой точки зрения.

Возникает закономерный вопрос: можно ли считать теорию 2АИА - психологической теорией личности? Строго говоря - ответ должен быть отрицательным. Теория 2АИА - это описание типов управления в иерархических системах, и человека она описывает лишь в той мере, в которой он осуществляет такое управление. Однако она вполне может стать ядром новой психологической теории личности, органически включающей в себя лучшие достижения существующих теорий личности, причем при этом удается избегать имеющих место противоречий их друг другу! Построение такой психологической теории личности на базе теории 2АИА это дело будущего, и в этом должны будут принимать участие психологи - как теоретики, так и практики, - однако в результате получится весьма перспективная конструкция, уже изначально технологичная вследствие своего теоретического построения! В рамках теории 2АИА впервые и человек, и интерьер, в котором происходит его деятельность, описаны на одном и том же языке, что обеспечивает равнозначность, соответствие "причины и следствия", - подобного ранее не было в истории психологии.

В заключение этого разговора отметим, что при чтении изложения современных теорий личности, трудно отделаться от ощущения, что понимание того, что именно имели в виду их авторы а также причины, по которым они выбрали именно такой подход к описанию психики человека, в немалой степени задается их собственным типом 2АИА. Более того, "в переводе на язык теории 2АИА" многие методы и стороны, основные постулаты теорий личности оказываются тесто связанными со способами описания как типной - в смысле теории 2АИА! Деятельности человека, так и с характерными для этой деятельности интерьерами.

 

 

Глава посвящена описанию связи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями и основными теориями личностями, существующими сегодня в психологии. Показано, что теория 2АИА и Социальные Технологии дают новый импульс для развития психологических теорий личности. Показано, что с использованием результатов настоящей книги появляется возможность в объективизации многих понятий, терминов и положений, которые недостаточно разработаны в современных теориях личности.

Материал этой главы  поможет психологам - как научным работникам, так и практикам - в их повседневной работе.

***

 

Теория 2АИА и Социальные Технологии - и  их связь с психологией.

Является ли теория 2АИА психологической теорией? Строго говоря, нет. Психология изучает внутренние процессы, происходящие в психике человека ("человек как субъект"), тогда как теория 2АИА рассматривает исключительно только внешние по отношению к человеку эффекты ("человек как объект").

Однако, как было подчеркнуто в главе 1, именно этот аспект - разработка способа описания внешних по отношению к человеку явлений - сегодня является критически важным для дальнейшего развития психологии как науки.

В данной главе рассмотрены примеры теорий личности, являющиеся примерами наиболее важных существующих сегодня в психологии направлений - бихевиоризма, психоанализа, феноменологии  и когнитивизма.

В настоящей главе мы не ставили целью описать все возможные взаимосвязи между теорией 2АИА и Социальными Технологиями с психологией. Наша задача состояла в том, чтобы на нескольких примерах показать, что теория 2АИА и Социальные Технологии являются очередным этапом в развитии науки о Человеке, что они генетически связаны с исследованиями психологов ХХ века.

Подчеркнем также, что мы не ставили перед собой задачу писать текст "с точки зрения психолога", - мы представили описание того, как данная проблема, поставленная психологом в рамках его теории личности, может быть решена в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий. Фактически, мы

провели анализ сущности проблемы в рамках и терминах теории 2АИА,

показали, что суть этой проблемы имеет компонент (не сводится полностью к теории 2АИА и Социальным Технологиям, - но имеет компоненту), связанный с теорией 2АИА и могущий быть решенный в рамках Социальных Технологий, и

описали способ организации решения этой проблемы (точнее - ее компоненты) в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий.

По этой же причине мы произвели сравнение теории 2АИА и Социальных Технологий только с несколькими из почти полутора десятков теориями личности и только с несколькими типологиями. Мы выбирали наиболее распространенные психологические теории, которые оказали несомненное и весьма значительное влияние как на другие научные дисциплины (прежде всего на социологию и педагогику), так и на развитие общества в целом.

При изложении материала мы часто буквально следуем тексту великолепной книги Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с., которая в качестве учебника для студентов-психологов выдержала в США 3 издания. Все цитаты "из классиков", приведенные в этой главе, также взяты из приведенных в этой книге переводов.

Также в ряде параграфов этой главы мы использовали информацию, изложенную в сборниках текстов "Психология индивидуальных различий. Тексты." (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - 320с.) и "Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления" (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В Петухова. - М.: МГУ, 1981. - 400с) и "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии" (под ред. И.И. Илясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - 304с.).

Наше внимание к психологии возникло в ответ на предложение применить теорию 2АИА и Социальные Технологии к решению педагогических задач. Но поскольку педагогика во многом базируется на психологии, рассмотрение взаимосвязи между психологией и теорией 2АИА стало неизбежным. По мере изучения возникла ясность, что теория 2АИА и психология связаны уже на "генетическом" уровне, и являются взаимодополняющими способами описания человека. В результате материал вырос до уровня отдельной главы.

Как показало наше рассмотрение, теория 2АИА и Социальные Технологии оказались связанными с весьма разными теориями личности, базирующимися часто на разных исходных позициях. Не является ли это странным - связь с часто "конфликтующими" друг с другом на поле психологии теориями? Как следует из главы 1, у всех психологических теорий личности есть одно и то же "слабое место": отсутствие системы понятий и терминов для описания - и притом описания на одном и том же языке! - как человека, так и интерьера (контекста - например, социального, его рабочего места и т.п. - см. более подробное описание в главе 7). Поэтому и неудивительно, что теория 2АИА оказалась "востребованной" самыми разными психологическими теориями!

Как показано в этой главе, теория 2АИА является очень мощным инструментом, который может быть использован большинством  современных теорий личности.

Использование теории 2АИА в психологии позволит существенно снизить степень произвола, который психологи допускают при разработке теорий личности. Например, А. Маслоу или К. Роджерс с одной стороны, и Б. Скиннер с другой, занимали противоположные позиции относительно степени влияния "внутренней свободы личности" на поведение человека. Теория 2АИА позволяет различить, во-первых, типичные ситуации, где поведение личности определяется типом 2АИА, и, во-вторых, ситуации (интерьеры), где личность полностью свободна в своем выборе. А также, наконец, что именно вообще следует понимать под термином "свобода" применительно к поведению отдельного конкретного человека.

Все это не только позволяет более четко выделить границы применимости психологический теорий и основанных на них методик и технологий, но и существенно повысить их эффективность, предсказуемость и результативность.

Отметим еще одну важную особенность: использование теории 2АИА в преподавании психологии (особенно - теорий личности) позволит добиться структурирования материала на теоретическом уровне сжатия, излагая разные теории личности и психологические концепции с единой точки зрения.

Возникает закономерный вопрос: можно ли считать теорию 2АИА - психологической теорией личности? Строго говоря - ответ должен быть отрицательным. Теория 2АИА - это описание типов управления в иерархических системах, и человека она описывает лишь в той мере, в которой он осуществляет такое управление. Однако она вполне может стать ядром новой психологической теории личности, органически включающей в себя лучшие достижения существующих теорий личности, причем при этом удается избегать имеющих место противоречий их друг другу! Построение такой психологической теории личности на базе теории 2АИА это дело будущего, и в этом должны будут принимать участие психологи - как теоретики, так и практики, - однако в результате получится весьма перспективная конструкция, уже изначально технологичная вследствие своего теоретического построения! В рамках теории 2АИА впервые и человек, и интерьер, в котором происходит его деятельность, описаны на одном и том же языке, что обеспечивает равнозначность, соответствие "причины и следствия", - подобного ранее не было в истории психологии.

В заключение этого разговора отметим, что при чтении изложения современных теорий личности, трудно отделаться от ощущения, что понимание того, что именно имели в виду их авторы а также причины, по которым они выбрали именно такой подход к описанию психики человека, в немалой степени задается их собственным типом 2АИА. Более того, "в переводе на язык теории 2АИА" многие методы и стороны, основные постулаты теорий личности оказываются тесто связанными со способами описания как типной - в смысле теории 2АИА! Деятельности человека, так и с характерными для этой деятельности интерьерами.