6.3. Социальные Технологии и теория личности Б. Скиннера (бихевиоризм): алгоритмы управления человеком

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Большинство теоретиков, занимающихся теориями личности, работают в двух направлениях: 1) обяза­тельное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетиче­ское объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направ­ления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Б. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно прене­бречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида.

Однако для этого, если быть корректным с точки зрения методологии, необходимо разработать теоретический аппарат, который бы мог описать одновременно и необходимые понятия и эффекты окружающей социальной среды, и поведение индивида.

Для ряда ситуаций это позволяет сделать теория 2АИА и Социальные Технологии. Отметим, что сам Б. Скиннер не смог предложить какого-то законченного теоретического аппарата.

Теория Б. Скиннера не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Для того, чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Б. Скиннер утверждал, что человеческий организм - это "черный ящик", чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования.

Однако, как говорилось выше, описать "на равных" социальные и личностные параметры ему не удалось. Вместо этого он сосредоточился на описании экспериментальных закономерностей в рамках бихевиористской парадигмы "стимул - реакция", исследуя, как правило, социальные стимулы человека и рассматривая его физиологические реакции на них.

Огромная заслуга Б. Скиннера состоит в том, что он попытался описать, что же из себя должна представлять наука о поведении человека.

Он предполагал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение - по Б. Скиннеру это значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого "сознательного" явления. Люди - по его мнению, по своей сути, очень сложные, но все же машины.

По Б. Скиннеру, наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки, основанной на фактах; то есть имеет ту же цель - предсказать и проконтролировать изучаемое явление (открытое поведение в данном случае).

В этой части своего подхода Б. Скиннер оказался весьма близок к теории 2АИА, которая как раз и реализует один из возможных подходов к такому описанию человека. она рассматривает поведение человека в области управления, притом управления в новой для него ситуации. Она позволяет предсказать поведение человека и проконтролировать его как в плане выполнения необходимых проявлений деятельности человека, так и в плане реального управления деятельностью конкретного человека.

Фактически, можно сказать, что теория 2АИА и Социальные Технологии как раз и реализуют то основное, что Б. Скиннер определял как "науку о поведении человека". конечно, все это реализовано - как и принято в науке - для некоторого класса задач, имеет свои границы применимости и свой понятийный теоретический аппарат, которые описывают всего лишь некоторый ограниченный класс явлений феномена Человека. Однако до сих пор теория 2АИА является единственным примеров реализации такой, постоянно описываемой Б. Скиннером, Программы построения науки о Человеке.

Сам же Б. Скиннер, как и многие его последователи, перешли к изучению живых организмов более низкого уровня, нежели человек. Они считали, что как в науке осуществляется переход от более простого к более сложному, точно также они смогут сделать переход от более простых организмов - например, животных, к более сложному - к Человеку.

Б. Скиннер выступал за использование видов, стоящих на более низких ступенях эволюции, в качестве экспериментальных объектов, полагая вполне очевидной связь между принципами поведения животных и человека. И действительно, развитие обучающих машин и учебников по программированию является прямым результатом работы Б. Скиннера с животными в лаборатории.

Он также полагал, что, поскольку задачей психологии является предсказание поведения человека, нет необходимости в проведении многочисленных статистических исследований. Вполне достаточно изучать один объект в условия контролируемых, когда экспериментатор может произвольно изменять всего один внешний параметр и изучать ответную реакцию живого объекта. Б. Скиннер подчеркивал, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усред­ненного индивида, психологи должны пытаться предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся результатом законов, применимых к поведению реального индивида.

Придерживаясь бихевиористского подхода, Б. Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма, устанавливающий точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении.

Практической целью является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Таким образом, пси­хологи могут работать в рамках естественной науки и тем не менее открывать за­коны, относящиеся к поведению отдельных организмов.

Однако последовательное применение этого экспериментального подхода как раз и возможно только в том случае, когда и стимул, и реакция описаны в одних и тех же понятиях и выражены в одних и тех же переменных. Если этого нет - "выйти" на всеобщие законы о поведении человека не удастся. Фактически, последовательная реализация этой Программы должна включать в себя описание окружающей среды и описание поведения отдельного индивида, - и притом "на том же самом языке". Б. Скиннер и его последователи этого не предложили, - в силу того, что эти методологические требования не были ими выполнены.

Только в рамках теории 2АИА появилась возможность для реализации предложенной Б. Скиннером Программы построения психологической науки. Здесь удалось описать и человека, и его окружающую среду (и притом не только его социальное окружение, но и природные системы!) в рамках единой терминологии и единого подхода. Это впервые позволило подойти к описанию объекта "человек = черный ящик" в рамках методологически корректного подхода, когда и "вход", и "выход" такого "черного ящика" описывается в рамках одних и тех же понятий и терминов. В результате определены границы применимости полученного способа описания человека, а также используемых понятий и полученных методик.

Чрезвычайно интересно, что, так сказать "автоматически", оказалась построена система понятий для описания взаимодействия между людьми - типология интертипных отношений и механизм самоорганизации иерархических социальных структур. В результате получилось даже более того, о чем мечтал Б. Скиннер: построена не просто теория личности (по образу и подобию теории фундаментальных научных дисциплин), но также одновременно и теория межличностного общения, и даже - теория общества.

Удивителен ли этот результат? Если тщательно проанализировать точку зрения Б. Скиннера - то нет! Он говорил о том, что человека формирует его социальное окружение, что оно образует у него устойчивый набор реакций. Однако общественное окружение индивида, при всем своем разнообразии, все же продуцирует "сходные" стимулы, - поэтому естественно ожидать и "сходных" (в том или ином смысле) реакций индивида. Таким образом, успех в описании индивида определяется успехом в описании классов "стандартного набора социальных стимулов". Примером этого и служит теория 2АИА и Социальные Технологии.

Интересно, что сам Б. Скиннер хорошо понимал, что человек и общество - это, по сути, две стороны одного и того же явления. Так, еще в 1948 году, практически в самом начале своей карьеры, он опубликовал роман "Уолден-2", описывающий утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления.

Б. Скиннер утверждал, что существует всего два основных типа поведения человек. Респондентное поведение - ответ на знакомый стимул. Оперантное поведение - определяется и контролируется результатом, следующим за ним. Научные работы Б. Скиннера сосредоточены почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении человек действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Б. Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Таким образом, оперантное поведение человека - это, по сути, способ осуществления им прогноза развития событий. Оно должно включать в себя анализ новой, незнакомой человеку ситуации, - и также способ осуществления своей деятельности как результат проведенного анализа. В определенном смысле это может соответствовать понятию "управление", введенному в теории 2АИА.

Подкрепление - ключевая концепция теории личности Б. Скиннера. Им было проведено различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными подкрепляющими стимулами. По Б. Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека.

По сути, ко вторичным стимулам он отнес те маркеры, по которым человек судит о достижении успеха, то есть - об оптимальности осуществляемого им управления.

***

Таким образом, теория 2АИА и Социальные Технологии могут рассматриваться как вариант реализации Программы Б. Скиннера по построению психологии по схеме, принятой для естественных наук.

Цель предложенной Б. Скиннером Программы - предсказать и проконтролировать изучаемое явление, что, в нашем случае является  открытым (внешне наблюдаемым, описываемым на языке параметров, "внешних" по отношению к человеку) поведением человека, сегодня в определенной своей части выполнена в теории 2АИА и Социальных Технологиях.

 

 

Большинство теоретиков, занимающихся теориями личности, работают в двух направлениях: 1) обяза­тельное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетиче­ское объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направ­ления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Б. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно прене­бречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида.

Однако для этого, если быть корректным с точки зрения методологии, необходимо разработать теоретический аппарат, который бы мог описать одновременно и необходимые понятия и эффекты окружающей социальной среды, и поведение индивида.

Для ряда ситуаций это позволяет сделать теория 2АИА и Социальные Технологии. Отметим, что сам Б. Скиннер не смог предложить какого-то законченного теоретического аппарата.

Теория Б. Скиннера не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Для того, чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Б. Скиннер утверждал, что человеческий организм - это "черный ящик", чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования.

Однако, как говорилось выше, описать "на равных" социальные и личностные параметры ему не удалось. Вместо этого он сосредоточился на описании экспериментальных закономерностей в рамках бихевиористской парадигмы "стимул - реакция", исследуя, как правило, социальные стимулы человека и рассматривая его физиологические реакции на них.

Огромная заслуга Б. Скиннера состоит в том, что он попытался описать, что же из себя должна представлять наука о поведении человека.

Он предполагал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение - по Б. Скиннеру это значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого "сознательного" явления. Люди - по его мнению, по своей сути, очень сложные, но все же машины.

По Б. Скиннеру, наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки, основанной на фактах; то есть имеет ту же цель - предсказать и проконтролировать изучаемое явление (открытое поведение в данном случае).

В этой части своего подхода Б. Скиннер оказался весьма близок к теории 2АИА, которая как раз и реализует один из возможных подходов к такому описанию человека. она рассматривает поведение человека в области управления, притом управления в новой для него ситуации. Она позволяет предсказать поведение человека и проконтролировать его как в плане выполнения необходимых проявлений деятельности человека, так и в плане реального управления деятельностью конкретного человека.

Фактически, можно сказать, что теория 2АИА и Социальные Технологии как раз и реализуют то основное, что Б. Скиннер определял как "науку о поведении человека". конечно, все это реализовано - как и принято в науке - для некоторого класса задач, имеет свои границы применимости и свой понятийный теоретический аппарат, которые описывают всего лишь некоторый ограниченный класс явлений феномена Человека. Однако до сих пор теория 2АИА является единственным примеров реализации такой, постоянно описываемой Б. Скиннером, Программы построения науки о Человеке.

Сам же Б. Скиннер, как и многие его последователи, перешли к изучению живых организмов более низкого уровня, нежели человек. Они считали, что как в науке осуществляется переход от более простого к более сложному, точно также они смогут сделать переход от более простых организмов - например, животных, к более сложному - к Человеку.

Б. Скиннер выступал за использование видов, стоящих на более низких ступенях эволюции, в качестве экспериментальных объектов, полагая вполне очевидной связь между принципами поведения животных и человека. И действительно, развитие обучающих машин и учебников по программированию является прямым результатом работы Б. Скиннера с животными в лаборатории.

Он также полагал, что, поскольку задачей психологии является предсказание поведения человека, нет необходимости в проведении многочисленных статистических исследований. Вполне достаточно изучать один объект в условия контролируемых, когда экспериментатор может произвольно изменять всего один внешний параметр и изучать ответную реакцию живого объекта. Б. Скиннер подчеркивал, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усред­ненного индивида, психологи должны пытаться предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся результатом законов, применимых к поведению реального индивида.

Придерживаясь бихевиористского подхода, Б. Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма, устанавливающий точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении.

Практической целью является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Таким образом, пси­хологи могут работать в рамках естественной науки и тем не менее открывать за­коны, относящиеся к поведению отдельных организмов.

Однако последовательное применение этого экспериментального подхода как раз и возможно только в том случае, когда и стимул, и реакция описаны в одних и тех же понятиях и выражены в одних и тех же переменных. Если этого нет - "выйти" на всеобщие законы о поведении человека не удастся. Фактически, последовательная реализация этой Программы должна включать в себя описание окружающей среды и описание поведения отдельного индивида, - и притом "на том же самом языке". Б. Скиннер и его последователи этого не предложили, - в силу того, что эти методологические требования не были ими выполнены.

Только в рамках теории 2АИА появилась возможность для реализации предложенной Б. Скиннером Программы построения психологической науки. Здесь удалось описать и человека, и его окружающую среду (и притом не только его социальное окружение, но и природные системы!) в рамках единой терминологии и единого подхода. Это впервые позволило подойти к описанию объекта "человек = черный ящик" в рамках методологически корректного подхода, когда и "вход", и "выход" такого "черного ящика" описывается в рамках одних и тех же понятий и терминов. В результате определены границы применимости полученного способа описания человека, а также используемых понятий и полученных методик.

Чрезвычайно интересно, что, так сказать "автоматически", оказалась построена система понятий для описания взаимодействия между людьми - типология интертипных отношений и механизм самоорганизации иерархических социальных структур. В результате получилось даже более того, о чем мечтал Б. Скиннер: построена не просто теория личности (по образу и подобию теории фундаментальных научных дисциплин), но также одновременно и теория межличностного общения, и даже - теория общества.

Удивителен ли этот результат? Если тщательно проанализировать точку зрения Б. Скиннера - то нет! Он говорил о том, что человека формирует его социальное окружение, что оно образует у него устойчивый набор реакций. Однако общественное окружение индивида, при всем своем разнообразии, все же продуцирует "сходные" стимулы, - поэтому естественно ожидать и "сходных" (в том или ином смысле) реакций индивида. Таким образом, успех в описании индивида определяется успехом в описании классов "стандартного набора социальных стимулов". Примером этого и служит теория 2АИА и Социальные Технологии.

Интересно, что сам Б. Скиннер хорошо понимал, что человек и общество - это, по сути, две стороны одного и того же явления. Так, еще в 1948 году, практически в самом начале своей карьеры, он опубликовал роман "Уолден-2", описывающий утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления.

Б. Скиннер утверждал, что существует всего два основных типа поведения человек. Респондентное поведение - ответ на знакомый стимул. Оперантное поведение - определяется и контролируется результатом, следующим за ним. Научные работы Б. Скиннера сосредоточены почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении человек действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Б. Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Таким образом, оперантное поведение человека - это, по сути, способ осуществления им прогноза развития событий. Оно должно включать в себя анализ новой, незнакомой человеку ситуации, - и также способ осуществления своей деятельности как результат проведенного анализа. В определенном смысле это может соответствовать понятию "управление", введенному в теории 2АИА.

Подкрепление - ключевая концепция теории личности Б. Скиннера. Им было проведено различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными подкрепляющими стимулами. По Б. Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека.

По сути, ко вторичным стимулам он отнес те маркеры, по которым человек судит о достижении успеха, то есть - об оптимальности осуществляемого им управления.

***

Таким образом, теория 2АИА и Социальные Технологии могут рассматриваться как вариант реализации Программы Б. Скиннера по построению психологии по схеме, принятой для естественных наук.

Цель предложенной Б. Скиннером Программы - предсказать и проконтролировать изучаемое явление, что, в нашем случае является  открытым (внешне наблюдаемым, описываемым на языке параметров, "внешних" по отношению к человеку) поведением человека, сегодня в определенной своей части выполнена в теории 2АИА и Социальных Технологиях.