Глава 12. Методологический материал по определению типа личности в Социальных Технологиях

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Впервые в мировой литературе описаны ключевые элементы, необходимые для того, чтобы читатель смог построить работоспособную методику определения типа управления для личности. Подробно описаны специфические особенности, возникающие из-за того, что информацию, необходимую для типирования, нужно получить от конкретного человека. Тем самым для читателя предоставляется возможность освоить ключевые элементы Социальных Технологий.

По сути, в настоящей главе изложена технология построения методик типирования в теории 2АИА и Социальных Технологиях.

***

Эта глава рассчитана на людей, которые хотят использовать теорию 2АИА и Социальные Технологии в практике своей деятельности.

Поскольку здесь ведется изложение методологических и методических аспектов, понимание материала этой главы требует больших усилий читателя. Это создаст некоторые трудности, - однако они неизбежны при переходе от "изучения" к "практической деятельности".

Вначале опишем, что же мы изложим в этой главе.

Для этого нам нужно вначале обратиться к обсуждению того, что же собой являет понятие "научный термин".

Необходимость в таком экскурсе вызвана тем обстоятельством, что только наука предоставляет нам возможность сформулировать свои мысли, результаты, выводы и прогнозы в виде, который не зависит от конкретного человека. И, что особенно важно, - в таком виде, который ОДИНАКОВО воспринимается каждым человеком.

Во введении мы уже писали, что в настоящей книге мы вводим новый научный термин - "тип управления для личности" или просто "тип личности".

В этой главе мы опишем особенности проведения процедуры сжатия информации о конкретном человеке к абстрактному научному термину - типу личности (типу 2АИА).

Но вначале следует познакомить читателя с тем, а что же такое есть научный термин. (Как показала наша собственная практика преподавания, это далеко не лишнее.) Одновременно читатель получит информацию о том, что же именно с методологической точки зрения сделано в настоящей книге.

Говорить о том, что мы имеем научный термин мы можем только тогда, когда выполнены следующие три пункта.

Во-первых, должна иметься методика сжатия данных относящихся к человеку, до уровня системы точно определенных абстрактных понятий, которые и рассматриваются как научные термины.

Другими словами, должны использоваться только те теоретические термины, которые имеют экспериментальное обоснование. Причем весьма важно, чтобы такая процедура сжатия информации была достаточно стандартной, то есть была четко описана система кодирования сведений, полученных от человека. На этом этапе нет необходимости в стандартизированной методике - здесь достаточно наличия теоретического метода, позволяющего провести такое сжатие информации.

Подчеркнем, что использование в качестве терминов понятий, для которых отсутствует такой способ сжатия информации до этого "научного ярлыка", является некорректным.

В параграфах 2.2 и 2.3 был введен термин "тип управления для человека", или "тип личности". В параграфе 2.4 был описан теоретический метод для сжатия информации, полученной от конкретного человека (или информации о конкретном человеке) сначала к определенным полюсам дихотомий, а затем, по ним - к типу 2АИА. Таким образом, этот пункт для описанной в книге типологии - выполнен.

Ниже в настоящей главе мы остановимся более подробно на описании комплекса вопросов, связанных с определением типа личности для конкретного человека.

Во-вторых, должны быть установлены связи с другими терминами в этой же и/или другой области науки.

Мы должны установить своего рода "правила соответствия", "правила связи" для таких терминов.

Образно говоря, мы должны описать "правила игры" с такими терминами. В физике, например, "правила игры" с абстрактными терминами ранее назывались "Законами Природы". Теперь используются менее громкие названия: "аппарат", "формализм", "теория".

Следует отметить, что при этом мы можем получать новые термины. Подчеркнем, что использование математики ограничено, как правило, только областью теории.

Однако эти новые термины также должны соответствовать требованиям первого из рассматриваемых пунктов.

В этой книге мы, "играя" с термином "тип личности", получили новые термины: "интертипные отношение", "социон" ("координатор"). Для них в главах 3 и 4 были описаны методы для их экспериментального определения. Таким образом, и этому пункту изложение настоящей книги удовлетворяет.

Наконец, в-третьих, наш термин должен допускать и процедуру, обратную первому пункту: должны быть методика расширения информации, то есть методика для перехода от рассматриваемого научного термина к точно описанной экспериментальной ситуации. В частности - к описанию реального человека.

Такие методики мы в книге также привели - например, переходя от описания типа 2АИА к описанию поведение конкретных людей (портреты политиков, описание отношений между ними, и т.п.)

Суммируя, мы можем утверждать, что вводимое абстрактное понятие можно рассматривать как научный термин (научное понятие), если выполнены ВСЕ три условия одновременно:

Имеется метод сжатия информации о реальном мире к некоторым абстрактным понятиям - научным термины.

Определены "правила игры" с такими терминами, то есть имеется математический и теоретический аппарат, в котором эти термины используются.

Имеется метод расширения информации - метод перехода из терминов снова к реальному миру, к жизни. Фактически, такой метод является техникой для реализации прогноза.

Таким образом, введенные нами понятия могут быть использованы как научные термины. Это, прежде всего, "тип личности" (в смысле "тип управления для личности", или же "тип 2АИА"), "отношения между типами личности" (включая их названия, - например, "тождественные", "дуальные", "программирования", и т.п.), "социон" ("координатор").

Следует отметить, что все понятия, используемые человеком, мы можем разделить на 2 класса: понятия научные и понятия житейские.

О понятии научном, или о термине, - мы уже говорили выше.

А понятие житейское - это просто слово, ярлык, который человек использует для обозначения некое нечеткой конструкции. Для обозначения того, смысл чего часто ему самому четко не ясен.

Особую опасность использование житейских понятий приобретает при работе с человеком. Часто создается обманчивая иллюзия, что, используя какое-то название, какой-то "ярлык" для описания того или иного проявления человеческой деятельности, мы можем приобрести "новое знание". Особенно часто сегодня происходит подмена одного термина на другой, заимствованный из другой науки. При этом совершенно забывается, что вне "своей" области науки строгий научный термин немедленно превращается в расплывчатое "житейской понятия". Проще говоря - в "пустое" слово, которое ничего не значит. Причины же такого явления практически очевидны: междисциплинарная разобщенность современной науки и отсутствие форумов, где над изучением какого-то одного явления работали бы бок-о-бок специалисты из нескольких разных областей науки.

Итак, ниже мы переходим к описанию элементов такой методики для определения типа личности, которая позволит сформировать некие "инварианты", которые будут одинаково восприниматься каждым специалистом.

 

Впервые в мировой литературе описаны ключевые элементы, необходимые для того, чтобы читатель смог построить работоспособную методику определения типа управления для личности. Подробно описаны специфические особенности, возникающие из-за того, что информацию, необходимую для типирования, нужно получить от конкретного человека. Тем самым для читателя предоставляется возможность освоить ключевые элементы Социальных Технологий.

По сути, в настоящей главе изложена технология построения методик типирования в теории 2АИА и Социальных Технологиях.

***

Эта глава рассчитана на людей, которые хотят использовать теорию 2АИА и Социальные Технологии в практике своей деятельности.

Поскольку здесь ведется изложение методологических и методических аспектов, понимание материала этой главы требует больших усилий читателя. Это создаст некоторые трудности, - однако они неизбежны при переходе от "изучения" к "практической деятельности".

Вначале опишем, что же мы изложим в этой главе.

Для этого нам нужно вначале обратиться к обсуждению того, что же собой являет понятие "научный термин".

Необходимость в таком экскурсе вызвана тем обстоятельством, что только наука предоставляет нам возможность сформулировать свои мысли, результаты, выводы и прогнозы в виде, который не зависит от конкретного человека. И, что особенно важно, - в таком виде, который ОДИНАКОВО воспринимается каждым человеком.

Во введении мы уже писали, что в настоящей книге мы вводим новый научный термин - "тип управления для личности" или просто "тип личности".

В этой главе мы опишем особенности проведения процедуры сжатия информации о конкретном человеке к абстрактному научному термину - типу личности (типу 2АИА).

Но вначале следует познакомить читателя с тем, а что же такое есть научный термин. (Как показала наша собственная практика преподавания, это далеко не лишнее.) Одновременно читатель получит информацию о том, что же именно с методологической точки зрения сделано в настоящей книге.

Говорить о том, что мы имеем научный термин мы можем только тогда, когда выполнены следующие три пункта.

Во-первых, должна иметься методика сжатия данных относящихся к человеку, до уровня системы точно определенных абстрактных понятий, которые и рассматриваются как научные термины.

Другими словами, должны использоваться только те теоретические термины, которые имеют экспериментальное обоснование. Причем весьма важно, чтобы такая процедура сжатия информации была достаточно стандартной, то есть была четко описана система кодирования сведений, полученных от человека. На этом этапе нет необходимости в стандартизированной методике - здесь достаточно наличия теоретического метода, позволяющего провести такое сжатие информации.

Подчеркнем, что использование в качестве терминов понятий, для которых отсутствует такой способ сжатия информации до этого "научного ярлыка", является некорректным.

В параграфах 2.2 и 2.3 был введен термин "тип управления для человека", или "тип личности". В параграфе 2.4 был описан теоретический метод для сжатия информации, полученной от конкретного человека (или информации о конкретном человеке) сначала к определенным полюсам дихотомий, а затем, по ним - к типу 2АИА. Таким образом, этот пункт для описанной в книге типологии - выполнен.

Ниже в настоящей главе мы остановимся более подробно на описании комплекса вопросов, связанных с определением типа личности для конкретного человека.

Во-вторых, должны быть установлены связи с другими терминами в этой же и/или другой области науки.

Мы должны установить своего рода "правила соответствия", "правила связи" для таких терминов.

Образно говоря, мы должны описать "правила игры" с такими терминами. В физике, например, "правила игры" с абстрактными терминами ранее назывались "Законами Природы". Теперь используются менее громкие названия: "аппарат", "формализм", "теория".

Следует отметить, что при этом мы можем получать новые термины. Подчеркнем, что использование математики ограничено, как правило, только областью теории.

Однако эти новые термины также должны соответствовать требованиям первого из рассматриваемых пунктов.

В этой книге мы, "играя" с термином "тип личности", получили новые термины: "интертипные отношение", "социон" ("координатор"). Для них в главах 3 и 4 были описаны методы для их экспериментального определения. Таким образом, и этому пункту изложение настоящей книги удовлетворяет.

Наконец, в-третьих, наш термин должен допускать и процедуру, обратную первому пункту: должны быть методика расширения информации, то есть методика для перехода от рассматриваемого научного термина к точно описанной экспериментальной ситуации. В частности - к описанию реального человека.

Такие методики мы в книге также привели - например, переходя от описания типа 2АИА к описанию поведение конкретных людей (портреты политиков, описание отношений между ними, и т.п.)

Суммируя, мы можем утверждать, что вводимое абстрактное понятие можно рассматривать как научный термин (научное понятие), если выполнены ВСЕ три условия одновременно:

Имеется метод сжатия информации о реальном мире к некоторым абстрактным понятиям - научным термины.

Определены "правила игры" с такими терминами, то есть имеется математический и теоретический аппарат, в котором эти термины используются.

Имеется метод расширения информации - метод перехода из терминов снова к реальному миру, к жизни. Фактически, такой метод является техникой для реализации прогноза.

Таким образом, введенные нами понятия могут быть использованы как научные термины. Это, прежде всего, "тип личности" (в смысле "тип управления для личности", или же "тип 2АИА"), "отношения между типами личности" (включая их названия, - например, "тождественные", "дуальные", "программирования", и т.п.), "социон" ("координатор").

Следует отметить, что все понятия, используемые человеком, мы можем разделить на 2 класса: понятия научные и понятия житейские.

О понятии научном, или о термине, - мы уже говорили выше.

А понятие житейское - это просто слово, ярлык, который человек использует для обозначения некое нечеткой конструкции. Для обозначения того, смысл чего часто ему самому четко не ясен.

Особую опасность использование житейских понятий приобретает при работе с человеком. Часто создается обманчивая иллюзия, что, используя какое-то название, какой-то "ярлык" для описания того или иного проявления человеческой деятельности, мы можем приобрести "новое знание". Особенно часто сегодня происходит подмена одного термина на другой, заимствованный из другой науки. При этом совершенно забывается, что вне "своей" области науки строгий научный термин немедленно превращается в расплывчатое "житейской понятия". Проще говоря - в "пустое" слово, которое ничего не значит. Причины же такого явления практически очевидны: междисциплинарная разобщенность современной науки и отсутствие форумов, где над изучением какого-то одного явления работали бы бок-о-бок специалисты из нескольких разных областей науки.

Итак, ниже мы переходим к описанию элементов такой методики для определения типа личности, которая позволит сформировать некие "инварианты", которые будут одинаково восприниматься каждым специалистом.