1.3. Слабое звено в современных теориях личности: недостаточный уровень описания объективных характеристик деятельности Человека.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18   21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Каждый из этих психологов по необходимости использует в своей теории объективные характеристики из сфер а) деятельности человека, б) отношений между людьми, в) отношений "индивид - общество", и г) описания самого общества. Однако все эти "языки" - не психологические.

Таким образом, вырисовывается слабое место всех теорий личности: отсутствие языка-формализма (понятий, терминов, методик...) для описания человека как объективной реальности.

Такой язык можно построить, только описав единым образом и Природу, и некоторые особенности проявлений деятельности человека.

Начнем с того, что, как правило, в своей практической работе психолог, занимающийся теорией личности (см. учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). - СПб: Питер, 2001. – 608с.), использует не только результаты субъективного самоотчета человека, но и объективные результаты его деятельности.

У одних психологов - "персонологов" (психологов, сформировавших свою собственную целостную концепцию личности человека) -  этому уделяется большее внимание, у других меньшее, - но само это "обращение к объективному" присутствует всегда.

Например, в теории личности Б. Скиннера, основанной на бихевиористическом подходе к человеку, исследователь вообще ограничивается только теми проявлениями активности человека, которые он может измерить. Б. Скиннер признавал вообще только два основных типа поведение человека: как ответ на знакомый стимул (респондентное) и как поведение, определяемое и контролируемое результатом, который следует за таким поведением (оперантное поведение). Таким образом, из этой схемы выпадает очень многое, - например, поведение человека в новых для него условиях. Фактически, эта концепция рассматривает только вопросы, связанные с научением и соответствующим подкреплением в деятельности человека. Как результат, она корректно описывает процессы обучения человека простейшим нормативным акциям, - например, таким как выработка социальных нормативов при общении, или программированные учебники.

В основе концепции Б. Скиннера лежит идея "черного ящика", изучать который можно только на основе хорошо зарекомендовавшего себя в физиологии подхода "стимул - реакция". При этом он подчеркивал, что используемая терминология и наполнение теоретических понятий смыслом должно корректно соответствовать экспериментальной ситуации. Однако ограничиваются в подходе Б. Скиннера преимущественно изучением одного объекта, причем основное внимание уделяется изучению физиологических процессов.

Таким образом, подход Б. Скиннера и его последователей к развивающему обучению ограничивается, как правило, разработкой систем научения, по сути своей мало чем отличающихся от выработки условных рефлексов у животных. Понятийный аппарат, предназначенный для описания проявлений активности человека сравнительно беден и заимствован преимущественно из других дисциплин. Вследствие этого разработка прогноза поведения конкретного человека - в том числе и развития личности - определяется личными качествами специалиста в теории личности Б. Скиннера. Отметим также, что вопрос о "потенциале развития" своей личности для конкретного человека остается без ответа.

Цель теории личности Р. Кеттела - объяснить сложный комплекс взаимодействий между Личностью и объемлющей ее социокультурной матрицей.

Фактически, он в неявном виде пользуется моделью "черного ящика", когда записывает уравнение

R=f(S, Р).

для предсказания поведения реального человека. Здесь R - реакция человека, S - стимулирующая ситуация, Р - структура личности, а f - некоторая (неизвестная) функция.

Р. Кеттел отмечает, что для повышения точности предсказания психолог должен рассматривать не только "личностные" черты, но также и черты индивидуальностные, социальные и ситуационные. Однако методик для выделения таких - НЕличностных черт - Р. Кеттел не предложил: по сути, он отнес это на рассмотрение личного опыта специалиста-персонолога.

Р. Кеттел определял черты личности как способность человека реагировать определенным (заданным) образом в разных ситуациях и в разное время. Фактически, здесь мы видим много общего с 2АИА - если бы Р. Кеттел шел от "классификации ситуаций" - классификации интерьеров - и классификации систем управления в них, то он мог бы получить в результате теорию 2АИА.

С целью экспериментальной и прогностической деятельности Р. Кеттел разработал понятийный аппарат, который направлен на разделение "черт личности" и черт, сформированных окружающей средой. Так, он выделяет два подтипа исходных черт типа - один обусловлен биологическими и физиологическими данными индивида, тогда как другой - обусловлен влиянием окружающей среды. Тем самым он вводил в рассмотрение аналог того, что в теории 2АИА называется "типным" и "нормативным" управлением.

Отметим, что такие понятия дали возможность Р. Кеттелу перейти к описанию социальных групп в тех же самых терминах, что и отдельного человека - конечно, это касалось только блока черт, сформированных окружающей средой. Таким образом, социальная группа (и даже общество) характеризовалась посредством тех черт личности, которые она формировала у своих членов.

В качестве источников данных для факторного анализа Р. Кеттел брал:

Результаты измерения поведения в повседневных ситуациях (например, успеваемость в школе или взаимоотношения со сверстниками).

Результаты САМОоценки человека, касающиеся его поведения, мыслей и чувств. Именно для этого им разработан известный опросник "Шестнадцать личностных факторов".

Результаты моделирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполнению определенных заданий могут быть оценены объективно.

Как видно, наибольшее распространение в психологии получил, как и следовало ожидать, именно опросник.

Р. Кеттел выяснят роль наследственного (неизменного) и социального (изменяемого) в личности. Свои результаты он интерпретировал таким образом: около двух третей характеристик личности определяется социальной средой, и только одна треть - неизменная, генетически закрепленная.

Теория Р. Кеттела сравнительно мало известна. Указывают следующие основные причины: сложный язык, на котором написаны его книги, чрезмерная приверженность факторному анализу, субъективность предлагаемых формулировок.

Это и не удивительно: ведь для того, чтобы дать прогноз поведения реального человека "по Р. Кеттелу", нужно знать и уметь интерпретировать огромный массив данных, который не имеет отношения к психологии: выделение "сходных" ситуаций, социальных ролей, описание общей направленности социальной группы, и т.п.

Таким образом, в теории Р. Кеттела большая роль отведена как раз описанию объективных параметров, описывающих поведение человека. Однако, к сожалению, практически полное отсутствие разработанного теоретического и понятийного языка для описания таких проявлений деятельности по сути препятствует широкому применению концепции Кеттела для решения задач в теории развития личности.

Суть теории личности Г. Айзенка заключается в предположении об иерархичности расположения элементов личности. Фактически, в этом исходном положении уже зафиксирована методика нахождения типа личности: поднимаясь "вверх", мы от "множества специфических реакций" приходим к "привычным реакциям", а затем, "укрупняя" рассмотрение - и к "чертам", а потом и "суперчертам" которые определяют тип личности.

Вначале Г. Айзенк выделил 2 суперчерты, названные им "интроверсия - экстраверсия" и "нейротизм - стабильность". Впоследствии к ним он присоединил еще "психотизм - сила суперэго".

Он попытался связать выделенные им суперчерты с нейрофизиологией, - однако это требует более детальных исследований. Немаловажным препятствием здесь является то, что, согласно Г. Айзенку, его термин "тип" предполагает нормальное ("гауссово"), непрерывное, "размытое" распределение характеристик, - по этой причине отнесение реального человека к типу является достаточно условным и нечетким. Типы - по Г. Айзенку - выступают скорее как "крайние случаи" по отношению к "норме". Таким образом, типы Г. Айзенка не являются дискретными и большинство людей не попадает под крайние категории.

В качестве методики для классификации - типирования - Г. Айзенком разработан ряд опросников, в которых определяется САМОоценка человека.

Отмечается вклад Г. Айзенка в образование и изменение поведения. Г. Айзенк придает влиянию генетических факторов гораздо большее значение, чем Р. Кеттел, - однако точных измерений по указанным выше причинам не имеется.

Г. Айзенк привлек внимание к тому, что точная процедура измерения является краеугольным камнем построения убедительной теории личности. Однако отсутствие дискретности типов делает предсказательные возможности его теории весьма проблематичными. Вместе с тем, это предоставляет большие возможности для личного творчества практиков, - что, несомненно, способствовало распространению этой теории.

Таким образом, теория Г. Айзенка выявила, что опора на построение типологии, опирающейся только на  САМОоценку типируемого, резко снижает предсказательные возможности, и допускает значительную долю произвола ("личного творчества" практика).

Выведение из рассмотрения объективных критериев не позволяет описать деятельность человека.

В определенном смысле теория Г. Айзенка, несмотря на ее широкое распространение, является шагом назад по сравнению с теорией Р. Кеттела.

Использование теории Г. Айзенка для нужд теории развития личности, вследствие вышесказанного, довольно проблематично.

Теория личности в гуманистической психологии А. Маслоу, на первый взгляд, вообще оперирует только характеристиками, которые описывают субъективный мир человека.

Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что обращение к объективным характеристикам, описывающим проявления деятельности человека, является необходимым элементом этой теории.

Например, при описании самоактуализованного человека А. Маслоу утверждает, что этот человек видит мир "таким, как он есть", то есть для этих людей субъективный мир и реальный мир совпадают! Однако, как и в других теориях личности, системы терминов и понятий для описания объективного мира А. Маслоу не предложено...

Главным пунктом теории А. Маслоу является концепция о самоактуализации - о развитии, самосовершенствовании личности. Фактически, теория развития современная личности - это и есть теория А. Маслоу. Фактически, большинство характеристик этих людей являются характеристиками так называемых "координаторов", которые вводятся и описываются в рамках теории 2АИА (подробно см. в параграфе 6.1).

Однако есть что же такое сам процесс самоактуализации? Какой человек может считаться самоактуализованным? Сам А. Маслоу описал целый ряд людей, которые, по его мнению, достигли самоактуализации. Однако выбор этих людей является в достаточной мере произвольным, - аргументации и доказательства им  не приведены.

Весьма важным является также то обстоятельство, что А. Маслоу обращал особое внимание на роль и важность социальной среды при формировании внешних условий, которые помогают (или мешают) человеку реализовать заложенную в нем тягу, желание самоактуализации. Тем самым он одним из первых в явном виде заложил в теорию личности человека - а точнее, в теорию развития личности, так как по А. Маслоу человек все время находится именно в постоянном движении и саморазвитии - социальные условия, увязывая тем самым личность и общество. Он утверждал, что обстоятельства жизни могут либо способствовать, либо препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Правда, сделано это им в самом простейшем виде: "хороший человек = хорошее общество".

Таким образом, концепция развития личности А. Маслоу естественным образом вошла в современную педагогику, - привнося вместе с собой и отмеченные трудности в "объективизации" теоретических понятий и практических рекомендаций этой теории.

Теория личности Э. Эриксона. Одним из основных направлений концепции личности является рассмотрение вопросов социальной адаптации человека в процессе его возрастного развития. Вследствие этого он много внимания уделяет рассмотрению социальных характеристик, таких как семейное воспитание, школа, общественная жизнь.

Теория Э. Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию. Его идеи нашли применение в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что все теории личности в той или иной степени используют характеристики, которые описывают объективные формы проявления деятельности человека. Более того: успех в применении каждой теории личности - прежде всего для прогноза относительно поведения конкретного человека - просто требует наличия таких объективных характеристик.

Но, вместе с тем, в рамках ни одной психологической теории личности четкого набора теоретических понятий для этого не предложено.

Подведем итоги.

На протяжении ХХ века разработан ряд теорий личности, в некоторых их них введено понятие о типологии человека.

Однако для всех существующих теорий личности и типологий человека является характерным следующее:

Перечень характеристик личности, который является "маркерным" для типологии или для теории личности, выбирается эвристически, исходя из априорных предпочтений автора. Весьма подробно это описано в великолепном учебнике Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). - СПб: Питер, 2001. – 608с., в котором авторы даже разработали специальную методику для сравнения между собой эмпирических постулатов, которые заложены разными психологами-персонолами в основу их теорий личности (наличие такой методики как раз и выделяет этот учебник среди других!).

Зачастую отсутствуют надежные и стандартизированные методики для определения типа личности (характера, акцентуации и т.п.) для реального человека. Как правило, уже само даже определение типа требует квалификации, которая исключает возможность широкого использования типологий в приложениях (например, в практической педагогике).

Каждая теория личности базируется - в разной степени, но всегда обязательно! - на характеристиках, которые описывают проявления объективной деятельности Человека - его активности, проявления деятельности реального человека. Однако описывается это терминами и понятиями, присущими психологии, а не той или иной области деятельности человека. Имеет место несостыковка между психологическим описанием Человека (например, типов личности) и описании конкретной деятельности человека. Например, часто используются термины и понятия, описывающие внутренний мир человека, его рефлексии и проекции, а также психиатрическая терминология. Это существенно затрудняет формирование прогноза и разработку прикладных (например, педагогических или управленческих) методик, техник и технологий.

В рамках теорий личности и типологий человека имеется совокупность связей между характеристиками личности (характера, и т.п.) и проявлениями активности человека - однако эта связь установлена либо эвристически, на основании личного опыта авторов, либо с использованием корреляционного или других видов статистического и математического анализа. Это не позволяет выявить причины проявления таких закономерностей, - поэтому резко снижается эффективность прогноза и оптимальность управления развитием данного реального человека.

Вопрос о взаимоотношении неизменное - изменяемое в рамках разных теорий личности и в рамках разных типологий практически не разработан и является, по сути, часто просто "символом веры" автора. Более того: отсутствие терминологии, которая инвариантно могла бы описать как подлежащие анализу характеристики человека, так и характеристики окружающей среды (которая влияние на человека), делает саму постановку такого вопроса практически невозможной.

Имеющиеся теории личности человека и типологии человека не приспособлены для непосредственного использования в приложениях (например, в педагогике или управлении). Они требуют значительного количества усилий подготовленных специалистов, причем часто эти специалисты должны иметь достаточно высокий уровень.

В рамках современной прикладной психологии и ее приложений (например, в педагогике) находит отражение, как правило, только "идейная" сторона психологических теорий личности, - а это есть, как правило, "символ веры" автора (совокупность его личных взглядов и мнений, часто априорных и не доказанных).

 

***

Таким образом, главной задачей психолога является сегодня разработка такого теоретического языка, который бы был способен описать и самого человека, и его окружение. И притом такое описание должно быть осуществлено в одних и тех те терминах и понятиях.

К построению такой теории мы и переходим в нескольких следующих главах.

 

 

Каждый из этих психологов по необходимости использует в своей теории объективные характеристики из сфер а) деятельности человека, б) отношений между людьми, в) отношений "индивид - общество", и г) описания самого общества. Однако все эти "языки" - не психологические.

Таким образом, вырисовывается слабое место всех теорий личности: отсутствие языка-формализма (понятий, терминов, методик...) для описания человека как объективной реальности.

Такой язык можно построить, только описав единым образом и Природу, и некоторые особенности проявлений деятельности человека.

Начнем с того, что, как правило, в своей практической работе психолог, занимающийся теорией личности (см. учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). - СПб: Питер, 2001. – 608с.), использует не только результаты субъективного самоотчета человека, но и объективные результаты его деятельности.

У одних психологов - "персонологов" (психологов, сформировавших свою собственную целостную концепцию личности человека) -  этому уделяется большее внимание, у других меньшее, - но само это "обращение к объективному" присутствует всегда.

Например, в теории личности Б. Скиннера, основанной на бихевиористическом подходе к человеку, исследователь вообще ограничивается только теми проявлениями активности человека, которые он может измерить. Б. Скиннер признавал вообще только два основных типа поведение человека: как ответ на знакомый стимул (респондентное) и как поведение, определяемое и контролируемое результатом, который следует за таким поведением (оперантное поведение). Таким образом, из этой схемы выпадает очень многое, - например, поведение человека в новых для него условиях. Фактически, эта концепция рассматривает только вопросы, связанные с научением и соответствующим подкреплением в деятельности человека. Как результат, она корректно описывает процессы обучения человека простейшим нормативным акциям, - например, таким как выработка социальных нормативов при общении, или программированные учебники.

В основе концепции Б. Скиннера лежит идея "черного ящика", изучать который можно только на основе хорошо зарекомендовавшего себя в физиологии подхода "стимул - реакция". При этом он подчеркивал, что используемая терминология и наполнение теоретических понятий смыслом должно корректно соответствовать экспериментальной ситуации. Однако ограничиваются в подходе Б. Скиннера преимущественно изучением одного объекта, причем основное внимание уделяется изучению физиологических процессов.

Таким образом, подход Б. Скиннера и его последователей к развивающему обучению ограничивается, как правило, разработкой систем научения, по сути своей мало чем отличающихся от выработки условных рефлексов у животных. Понятийный аппарат, предназначенный для описания проявлений активности человека сравнительно беден и заимствован преимущественно из других дисциплин. Вследствие этого разработка прогноза поведения конкретного человека - в том числе и развития личности - определяется личными качествами специалиста в теории личности Б. Скиннера. Отметим также, что вопрос о "потенциале развития" своей личности для конкретного человека остается без ответа.

Цель теории личности Р. Кеттела - объяснить сложный комплекс взаимодействий между Личностью и объемлющей ее социокультурной матрицей.

Фактически, он в неявном виде пользуется моделью "черного ящика", когда записывает уравнение

R=f(S, Р).

для предсказания поведения реального человека. Здесь R - реакция человека, S - стимулирующая ситуация, Р - структура личности, а f - некоторая (неизвестная) функция.

Р. Кеттел отмечает, что для повышения точности предсказания психолог должен рассматривать не только "личностные" черты, но также и черты индивидуальностные, социальные и ситуационные. Однако методик для выделения таких - НЕличностных черт - Р. Кеттел не предложил: по сути, он отнес это на рассмотрение личного опыта специалиста-персонолога.

Р. Кеттел определял черты личности как способность человека реагировать определенным (заданным) образом в разных ситуациях и в разное время. Фактически, здесь мы видим много общего с 2АИА - если бы Р. Кеттел шел от "классификации ситуаций" - классификации интерьеров - и классификации систем управления в них, то он мог бы получить в результате теорию 2АИА.

С целью экспериментальной и прогностической деятельности Р. Кеттел разработал понятийный аппарат, который направлен на разделение "черт личности" и черт, сформированных окружающей средой. Так, он выделяет два подтипа исходных черт типа - один обусловлен биологическими и физиологическими данными индивида, тогда как другой - обусловлен влиянием окружающей среды. Тем самым он вводил в рассмотрение аналог того, что в теории 2АИА называется "типным" и "нормативным" управлением.

Отметим, что такие понятия дали возможность Р. Кеттелу перейти к описанию социальных групп в тех же самых терминах, что и отдельного человека - конечно, это касалось только блока черт, сформированных окружающей средой. Таким образом, социальная группа (и даже общество) характеризовалась посредством тех черт личности, которые она формировала у своих членов.

В качестве источников данных для факторного анализа Р. Кеттел брал:

Результаты измерения поведения в повседневных ситуациях (например, успеваемость в школе или взаимоотношения со сверстниками).

Результаты САМОоценки человека, касающиеся его поведения, мыслей и чувств. Именно для этого им разработан известный опросник "Шестнадцать личностных факторов".

Результаты моделирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполнению определенных заданий могут быть оценены объективно.

Как видно, наибольшее распространение в психологии получил, как и следовало ожидать, именно опросник.

Р. Кеттел выяснят роль наследственного (неизменного) и социального (изменяемого) в личности. Свои результаты он интерпретировал таким образом: около двух третей характеристик личности определяется социальной средой, и только одна треть - неизменная, генетически закрепленная.

Теория Р. Кеттела сравнительно мало известна. Указывают следующие основные причины: сложный язык, на котором написаны его книги, чрезмерная приверженность факторному анализу, субъективность предлагаемых формулировок.

Это и не удивительно: ведь для того, чтобы дать прогноз поведения реального человека "по Р. Кеттелу", нужно знать и уметь интерпретировать огромный массив данных, который не имеет отношения к психологии: выделение "сходных" ситуаций, социальных ролей, описание общей направленности социальной группы, и т.п.

Таким образом, в теории Р. Кеттела большая роль отведена как раз описанию объективных параметров, описывающих поведение человека. Однако, к сожалению, практически полное отсутствие разработанного теоретического и понятийного языка для описания таких проявлений деятельности по сути препятствует широкому применению концепции Кеттела для решения задач в теории развития личности.

Суть теории личности Г. Айзенка заключается в предположении об иерархичности расположения элементов личности. Фактически, в этом исходном положении уже зафиксирована методика нахождения типа личности: поднимаясь "вверх", мы от "множества специфических реакций" приходим к "привычным реакциям", а затем, "укрупняя" рассмотрение - и к "чертам", а потом и "суперчертам" которые определяют тип личности.

Вначале Г. Айзенк выделил 2 суперчерты, названные им "интроверсия - экстраверсия" и "нейротизм - стабильность". Впоследствии к ним он присоединил еще "психотизм - сила суперэго".

Он попытался связать выделенные им суперчерты с нейрофизиологией, - однако это требует более детальных исследований. Немаловажным препятствием здесь является то, что, согласно Г. Айзенку, его термин "тип" предполагает нормальное ("гауссово"), непрерывное, "размытое" распределение характеристик, - по этой причине отнесение реального человека к типу является достаточно условным и нечетким. Типы - по Г. Айзенку - выступают скорее как "крайние случаи" по отношению к "норме". Таким образом, типы Г. Айзенка не являются дискретными и большинство людей не попадает под крайние категории.

В качестве методики для классификации - типирования - Г. Айзенком разработан ряд опросников, в которых определяется САМОоценка человека.

Отмечается вклад Г. Айзенка в образование и изменение поведения. Г. Айзенк придает влиянию генетических факторов гораздо большее значение, чем Р. Кеттел, - однако точных измерений по указанным выше причинам не имеется.

Г. Айзенк привлек внимание к тому, что точная процедура измерения является краеугольным камнем построения убедительной теории личности. Однако отсутствие дискретности типов делает предсказательные возможности его теории весьма проблематичными. Вместе с тем, это предоставляет большие возможности для личного творчества практиков, - что, несомненно, способствовало распространению этой теории.

Таким образом, теория Г. Айзенка выявила, что опора на построение типологии, опирающейся только на  САМОоценку типируемого, резко снижает предсказательные возможности, и допускает значительную долю произвола ("личного творчества" практика).

Выведение из рассмотрения объективных критериев не позволяет описать деятельность человека.

В определенном смысле теория Г. Айзенка, несмотря на ее широкое распространение, является шагом назад по сравнению с теорией Р. Кеттела.

Использование теории Г. Айзенка для нужд теории развития личности, вследствие вышесказанного, довольно проблематично.

Теория личности в гуманистической психологии А. Маслоу, на первый взгляд, вообще оперирует только характеристиками, которые описывают субъективный мир человека.

Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что обращение к объективным характеристикам, описывающим проявления деятельности человека, является необходимым элементом этой теории.

Например, при описании самоактуализованного человека А. Маслоу утверждает, что этот человек видит мир "таким, как он есть", то есть для этих людей субъективный мир и реальный мир совпадают! Однако, как и в других теориях личности, системы терминов и понятий для описания объективного мира А. Маслоу не предложено...

Главным пунктом теории А. Маслоу является концепция о самоактуализации - о развитии, самосовершенствовании личности. Фактически, теория развития современная личности - это и есть теория А. Маслоу. Фактически, большинство характеристик этих людей являются характеристиками так называемых "координаторов", которые вводятся и описываются в рамках теории 2АИА (подробно см. в параграфе 6.1).

Однако есть что же такое сам процесс самоактуализации? Какой человек может считаться самоактуализованным? Сам А. Маслоу описал целый ряд людей, которые, по его мнению, достигли самоактуализации. Однако выбор этих людей является в достаточной мере произвольным, - аргументации и доказательства им  не приведены.

Весьма важным является также то обстоятельство, что А. Маслоу обращал особое внимание на роль и важность социальной среды при формировании внешних условий, которые помогают (или мешают) человеку реализовать заложенную в нем тягу, желание самоактуализации. Тем самым он одним из первых в явном виде заложил в теорию личности человека - а точнее, в теорию развития личности, так как по А. Маслоу человек все время находится именно в постоянном движении и саморазвитии - социальные условия, увязывая тем самым личность и общество. Он утверждал, что обстоятельства жизни могут либо способствовать, либо препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Правда, сделано это им в самом простейшем виде: "хороший человек = хорошее общество".

Таким образом, концепция развития личности А. Маслоу естественным образом вошла в современную педагогику, - привнося вместе с собой и отмеченные трудности в "объективизации" теоретических понятий и практических рекомендаций этой теории.

Теория личности Э. Эриксона. Одним из основных направлений концепции личности является рассмотрение вопросов социальной адаптации человека в процессе его возрастного развития. Вследствие этого он много внимания уделяет рассмотрению социальных характеристик, таких как семейное воспитание, школа, общественная жизнь.

Теория Э. Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию. Его идеи нашли применение в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что все теории личности в той или иной степени используют характеристики, которые описывают объективные формы проявления деятельности человека. Более того: успех в применении каждой теории личности - прежде всего для прогноза относительно поведения конкретного человека - просто требует наличия таких объективных характеристик.

Но, вместе с тем, в рамках ни одной психологической теории личности четкого набора теоретических понятий для этого не предложено.

Подведем итоги.

На протяжении ХХ века разработан ряд теорий личности, в некоторых их них введено понятие о типологии человека.

Однако для всех существующих теорий личности и типологий человека является характерным следующее:

Перечень характеристик личности, который является "маркерным" для типологии или для теории личности, выбирается эвристически, исходя из априорных предпочтений автора. Весьма подробно это описано в великолепном учебнике Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). - СПб: Питер, 2001. – 608с., в котором авторы даже разработали специальную методику для сравнения между собой эмпирических постулатов, которые заложены разными психологами-персонолами в основу их теорий личности (наличие такой методики как раз и выделяет этот учебник среди других!).

Зачастую отсутствуют надежные и стандартизированные методики для определения типа личности (характера, акцентуации и т.п.) для реального человека. Как правило, уже само даже определение типа требует квалификации, которая исключает возможность широкого использования типологий в приложениях (например, в практической педагогике).

Каждая теория личности базируется - в разной степени, но всегда обязательно! - на характеристиках, которые описывают проявления объективной деятельности Человека - его активности, проявления деятельности реального человека. Однако описывается это терминами и понятиями, присущими психологии, а не той или иной области деятельности человека. Имеет место несостыковка между психологическим описанием Человека (например, типов личности) и описании конкретной деятельности человека. Например, часто используются термины и понятия, описывающие внутренний мир человека, его рефлексии и проекции, а также психиатрическая терминология. Это существенно затрудняет формирование прогноза и разработку прикладных (например, педагогических или управленческих) методик, техник и технологий.

В рамках теорий личности и типологий человека имеется совокупность связей между характеристиками личности (характера, и т.п.) и проявлениями активности человека - однако эта связь установлена либо эвристически, на основании личного опыта авторов, либо с использованием корреляционного или других видов статистического и математического анализа. Это не позволяет выявить причины проявления таких закономерностей, - поэтому резко снижается эффективность прогноза и оптимальность управления развитием данного реального человека.

Вопрос о взаимоотношении неизменное - изменяемое в рамках разных теорий личности и в рамках разных типологий практически не разработан и является, по сути, часто просто "символом веры" автора. Более того: отсутствие терминологии, которая инвариантно могла бы описать как подлежащие анализу характеристики человека, так и характеристики окружающей среды (которая влияние на человека), делает саму постановку такого вопроса практически невозможной.

Имеющиеся теории личности человека и типологии человека не приспособлены для непосредственного использования в приложениях (например, в педагогике или управлении). Они требуют значительного количества усилий подготовленных специалистов, причем часто эти специалисты должны иметь достаточно высокий уровень.

В рамках современной прикладной психологии и ее приложений (например, в педагогике) находит отражение, как правило, только "идейная" сторона психологических теорий личности, - а это есть, как правило, "символ веры" автора (совокупность его личных взглядов и мнений, часто априорных и не доказанных).

 

***

Таким образом, главной задачей психолога является сегодня разработка такого теоретического языка, который бы был способен описать и самого человека, и его окружение. И притом такое описание должно быть осуществлено в одних и тех те терминах и понятиях.

К построению такой теории мы и переходим в нескольких следующих главах.