16.4. Описание общего подхода к решению проблемы взаимодействия Природы и Человека. Роль науки и технологий. Человек как объект, реализующий управление планетой. Теория 2АИА как описание такого управления

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 

 

Сейчас мы кратко опишем, как же производить анализ ситуации, когда необходимо одновременно учесть и специфику Человеческую, и специфику Природную. Это изложение не претендует на полноту и исчерпываемость, - однако оно задает основные направления анализа.

Итак, какой же объект мы будем рассматривать? Как описать его? Этот объект можно определить как некую территорию (территориальное образование), которая обладает целым рядом самых разных природных характеристик и на которой живут и активно действуют люди. Это может быть отдельный город, регион, республика или даже государство (как самый большой объект - вся планета).

Прежде всего, мы должны описать потоки энергии и/или вещества, которые имеют место на данной территории и пересекают ее границу. Это могут грузовые потоки, потоки полезных ископаемых, разрабатываемых на данной территории, транзитные потоки. Это может быть даже количество солнечных и теплых дней - для сельского хозяйства это имеет принципиальное значение. Наконец, это еще и миграционные потоки.

Такое изучение даст нам возможность ответить на следующий цикл вопросов. Хватит ли тех ресурсов, которые остаются на данной территории для того, чтобы на ней смогли существовать заданное количество людей данного демографического состава, и притом при заданном уровне жизни. Какая номенклатура веществ и энергии остается на территории - то есть что именно может загрязнять данную территорию. И более сложный вопрос: будет ли изменяться природный, животный и растительный мир данной территории, и если будет, то как, какие временные параметры, и т.п. Наконец, каким образом эти потоки сказываются - прямо или опосредствованно - на здоровье существующего населения.

Следующий этап - рассмотрение ресурсов, которыми обладает данная территория. Это и природные ресурсы, и специфика ландшафта, и особенности растительного и/или животного мира, и исторические или климатические особенности, и образовательный уровень (образовательная мобильность) населения, и его демографический состав, и многое другое.

Специально нужно рассмотреть потоки информации, имеющие место на данной территории. Это прежде всего образование и наука, наличие систем связи и удобство их использования, возможность быстрого освоения новых знаний (пере-учивание, до-учивание), наличие структур для производства новых знаний и обучения им. Это и наличие развитой системы дорог, линий связи, телекоммуникаций. Это также наличие структур, благодаря которым информация может быть изменена и доведена до уровня, нужного потребителям как внутри так и за пределами данной территории. Последнее позволяет говорить о "торговле пирамидами управления", - собственно, во многом этим занимаются в развитых странах мира: сегодня они все более превращаются в своего рода "мозг" мировой экономики.

Получив ответ на эти вопросы, мы сможет перейти к следующему этапу - построению прогноза. Главным теперь будет поиск ответа на такие вопросы:

Существует ли соответствие между потоками и структурами, которые существуют на данной территории?

Какими должны быть потоки (и какие именно), чтобы на данной территории смогли существовать (функционировать) нужные обществу структуры

Только при такой постановке вопросов организация социальной жизни имеет шанс не противоречить законам, которые имеют место для Природы и для Человека.

Конечно, мы можем строить любые типы организации общественной жизни, - но если они противоречат законам развития, они будут распадаться. Они смогут, конечно, просуществовать некоторое время, - но за это придется, как свидетельствует история, заплатить часто непомерную социальную цену.

Как быть, если необходимо перестроить, изменить или построить новую организацию социальной жизни? Например, построить новые социальные структуры, новые социальные связи, и т.п.?

Прежде всего напомним, что такое "строительство" может идти только по механизму самоорганизации.

Можно ли управлять процессом самоорганизации?

Да! Управление в этом случае есть создание условий, оптимальных для самоорганизации нужных структур. И - не мешать самоорганизации! Управлять самоорганизаций - это и есть создать нужные для нее условия: все остальное "она сделает сама"!

При таком подходе к анализу и прогнозу мы можем выявить несоответствие "потоки - структуры", а также определить те характеристики потоков, которые необходимы, чтобы нужные нам структуры смогли самоорганизоваться.

Напомним, что структуры самоорганизуются - "живут" на фоне определенных потоков. В общем случае это потоки не только энергии и/или вещества, но также и потоки информации, людей (миграция), финансов и т.п. - то есть потоки связанные также и с человеческой компонентой нашей системы, рассматриваемого нами объекта.

Эти потоки могут быть изменены с помощью технологических приемов, решений, и т.п.. Технологии сегодня позволяют изменять потоки, включая и потоки информации, людей и финансов. Технологии позволяю управлять потоками - следовательно, тем самым, они способны увеличивать границы стабильности наших систем и объектов

***

Теперь мы можем сформулировать основные выводы из проведенного рассмотрения. 

Природа и Человек живут по единым законам. Собственно, именно вследствие этого обстоятельства и стало возможным самоорганизация Природы (живой и неживой) и Человека в единый объект - Ноосферу. А процесс соответствия, согласования социальной жизни Человека с законами Природы носит название "устойчивого развития". Тот же факт, что такое объединение Природы и Человека происходит в рамках всей планеты - носит названием "глобализации".

Стабильными могут быть только те системы (включая организацию социальной жизни), которые соответствуют потокам (энергии, вещества, информации, людей, финансов, и т.п.) на данной территории.

Управление социально-природными объектами требует контроля за глобальными потоками (энергии, вещества, информации, людей, финансов, и т.п.) на данной территории.

В качестве варианта универсального "языка" способного описать основные черты социально-природных систем может выступать теория 2АИА - двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов.

Собственно, это и есть то главное, тот смысл, который вытекает из проведенного в настоящей главе рассмотрения.

 

Заключение.

Социальные Технологии как новое направление бизнеса в сфере образования.

 

Описаны вопросы обучения Социальным Технологиям, программы курсов, вопросы лицензирования курсов и новой специализации "специалист по Социальным технологиям".

***

Настоящая книга содержит материал, который может быть преобразован в учебные курсы как разного уровня сложности - от общих ознакомительных и до специальных, так и для учащихся разных специальностей - от математиков и физиков и до историков и журналистов.

Имеющийся в ней материал предоставляет преподавателю большой выбор разных способов изложения материала. Даже само введение необходимой для построения теории 2АИА и Социальных Технологий терминологии и набора понятий может быть произведено разными способами, исходя из той информации, которая является более близкой и понятной данным учащимся.

Так, для философов, историков, лингвистов, юристов и социологов мы рекомендуем начинать изучение теории 2АИА и Социальных Технологий от материала главы 7и только затем последующим переходом к главе 2 и далее.

Для математиков, физиков, естественников, инженеров и технологов с прочной математической подготовкой изложение теории 2АИА и Социальных Технологий можно начинать из материала главы 15 с последующим переходом к главе 2 и далее.

Для естественников, инженеров и технологов со слабой математической подготовкой - изложение можно начинать с главы 16.

Для педагогов, психологов и социологов - изучение можно  начинать из материала глав 1, 2 и далее.

Далее в этом разделе связи с конкретными учебными специальностями и дисциплинами только намечены. Однако преподавателю будет нетрудно их развить в нужном для себя направлении.

Материал книги позволяет разрабатывать новые теории, методики и технологии, которые допускают прямую верификацию и проверку. Тем самым эта книга дает большие возможности для разработки и внедрения в учебную практику новых авторских курсов.

Конечно, при подготовке к Государственному лицензированию разработанных на основе настоящей книги курсов преподавателю придется самостоятельно подготовить целый ряд документов, - однако эти документы, по большей части, будут иметь уже технический характер.

***

Интересно, что материал настоящей книги может быть положен в основу Государственного лицензирования даже новой специализации - "специалист по социальным технологиям". Можно дать такое определение: "специалист по социальным технологиям" - это специалист по иерархической организации информационных потоков и управлению в социальных системах.

Вероятно, наиболее целесообразно готовить таких специалистов по системе "второго высшего образования".

Безусловно, о возможности подготовки специалистов можно говорить только тогда, когда есть рынок для оказания услуг в этой области.

Как видно из материала этой книги, уже сегодня разработан блок технологий для применения в области управления, педагогики, семейного консультирования и социологии.

В частности, специалисты по социальным технологиям может работать в образовательных учреждениях (оптимизируя работу как преподавателей, так и вопросы обучения и воспитания учеников), в государственных учреждениях и органах местного самоуправления (система занятости, комиссии по детям и молодежи, по семье, и т.п.), в фирмах разной формы собственности (консалтинг, менеджмент персонала, оказание услуг в этих областях, семейное консультирование и т.п.).

***

В качестве нескольких примеров приведем возможное описание содержательной стороны общих учебных курсов для различных специальностей. Включение этого материала в систему подготовки соответствующих специалистов позволить существенно повысить их конкурентный потенциал на ранке производства и услуг.

Практикумы и семинарские занятия, необходимые для усвоения материала, здесь не выписываются: их количество и содержание определяется преподавателем.

Специальности - физика, математика, кибернетика, информатика, прикладная математика, технические дисциплины.

Общий метод описания иерархических систем: синергетика Природы и Общества (параграф 15.1, глава 16).

Количественные методы описания самоорганизованных иерархических систем неживой природы (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).

Количественные методы описания живых систем, организмов и экосистем (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).

Математические аспекты управления иерархическими природными и социальными системами (человек как функциональный элемент "социального процессора" с ассоциативными и голографическими свойствами) - главы 15, 2-5.

Алгоритмы для математического моделирования социальных систем разного уровня иерархии - главы 15, 5 и 7 (модели клеточных автоматов, основанные на моделировании "агентов").

Социальные технологии для менеджеров (общий курс).

Тип Человека как присущий ему стиль управления - глава 2.

Информационно - психологическая безопасность менеджера (умение управлять дистанцией общения) - главы 3,5,10.

Междутипные отношения (круг ближайших людей, заместители и референты, компаньоны и партнеры, переговоры, слияние фирм, и т.п.) - главы 3, 8.

Иерархические системы управления (включая специфическое использование сетей Internet и Intranet) - глава 4..

Нормативная коммуникация, общественная и политическая деятельность (начальные сведения) - глава 5.

Координаторы (общие понятия, как их распознать, особенности отбора и общения с ними) - глава 4.

Выработка своего собственного стиля управления - глава 8.

Социальные технологии в менеджменте кадров (специальный учебный курс для профессионалов).

Профессиональная пригодность типов личности человека (общие методы соотнесения типов с функциональными обязанностями конкретной профессиональной деятельности) - глава 10.

Характеристики отношений между типами при разработке новых решений - глава 3.

Характеристики отношений между типами при нормативной коммуникации - глава 5.

Методы расчета уровня комфортности при нормативной коммуникации при условии прихода в коллектив нового человека (<К>); - не время ли розбить этот коллектив на отдельные группы? - глава 5, параграф 15.6

Разработка "протоколов" и "регламентов" для общения в парах "руководитель « исполнитель" и " исполнитель « исполнитель " (включая учет возможности ошибочного восприятия общения как "секс - претензий") - главы 2-5, 8, 10, 13, 14.

"Я и коллектив" и "Коллектив и Я": формальные и неформальные лидеры, общение с масс-медиа, представительские обязанности и т.п. - главы 2, 5, 8,10, 11.

Иерархические системы управления (начальные сведения) - глава 4.

Специальность - ПСИХОЛОГИЯ (например, курс "Коррекция семейных отношений").

Построение теории 2АИА как решение теоретических проблем в психологии - главы 1, 2, 6.

Характеристики типов личности (особенно: эстетические вкусы, сближение, просьбы - доказательства, "сам сделаю", делать - сделать, "погладить-приласкать", "ты же сам видел", "тебе что, все необходимо говорить", и т.п.) - главы 1, 2, 6, 12, 14.

Характеристика отношений между типами личности (как при коммуникации "по нормативу", так и при выработке новых решений, "жизнь по регламенту", "назначение ответственных" за то или иное дело - функциональные обязанности) - глава 3.

"Равновесие" социальных запросов и достижений (Кi та Кm) - глава 5.

Основы профессиональной пригодности типов личности человека (начальные сведения) - глава 10.

Учитель и ученики: особенности отношений (начальные сведения) - глава 9.

Специальность - ПРЕПОДАВАНИЕ (общий курс).

Построение теории 2АИА и Социальных Технологий как естественный шаг развития психологии - главы 1,2, 6.

Характеристики типов личности человека - главы 2, 12, 14.

Характеристики междутипных  отношений (основное внимание - асимметричности отношений "преподаватель ® учащийся" и " учащийся ® преподаватель ") - главы 3, 9.

Выработка преподавателем своего собственного стиля преподавания и общения с учащимися и коллегами - главы 8,9.

Зависимость стиля обучения от типа личности учащегося (например, математики) - глава 9.

Специальность - ЖУРНАЛИСТИКА (общий курс).

Характеристики типов личности людей и междутипных отношений (как "разговорить" собеседника, как "подчеркнуть" его наиболее яркие черты, и т.п.) - главы 2-3,5.

Методика "заочного" определения типа личности человека - главы 2,12.

Писатели, сценаристы, актеры, режиссеры (общий курс).

Характеристики типов личности людей - главы 1,2.

Характеристики междутипных отношений - глава 3.

Особенности общения при усвоении новой информации и при нормативном общении (особое внимание - на различие между ними) главы 3,5.

Особенности восприятия новой информации разными типами людей - главы 2,12-14.

Особенности и специфика творчества в зависимости от собственного типа личности (особенно важно - для писателей) - главы 2,12-14.

 

Задание 1. Составьте перечень требований к курсу по обучению Социальным Технологиям сотрудников Вашей фирмы.

(Учтите объем материала, который должны знать сотрудники разных специальностей и разного уровня компетенции.

Теперь Вы знаете, какое задание давать специалисту (эксперту) в области Социальных Технологий.)

Задание 2. Определитесь, нужен ли Вам в Вашей фирме постоянный сотрудник - специалист (эксперт) в области Социальных Технологий.

(Если нужен - приступайте к его поискам.

А если нет - то подумайте, не нужны ли Вам консультации такого специалиста. Составьте перечень требований к таким консультация. Определитесь, насколько часто они Вам нужны. И - ищите соответствующую консультативную (консалтинговую) фирму.)

 

***

При обучении теории 2АИА и Социальным Технологиям весьма важно проводить разделение учащихся на две категории:

Пользователи.

Профессионалы (специалисты).

Система обучения этих двух категорий должна быть различна прежде всего в отношении требований к системе умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся в результате таких курсов.

Например, для уровня пользователей можно ограничиться только первоначальными умениями по определению типов личности конкретных людей и по решению "типичных и стандартных" задач для интерьеров, наиболее важных для таких учащихся. Здесь можно ограничиться сравнительно небольшим количеством семинарских занятий.

Тогда как для профессионалов - основной упор должен быть перенесен на получение систему умений и навыков решения задач в интерьерах, в которых эти учащиеся будут работать после окончания обучения. Здесь доля тренингов и практический занятий должна быть вполне достаточной для формирования и закрепления устойчивых навыков.

***

Таким образом, теория 2АИА и Социальные Технологии открывают новое направление в сфере бизнеса в области образования. Они допускают осуществление Государственного лицензирования и интегрирование в систему Государственного Стандарта специальностей.

Поскольку сегодня имеется настоятельная потребность в специалистах по Социальным Технологиям, то бизнес в этой области может развиваться достаточно интенсивно.

Обучение можно проводить в рамках организаций разной формы собственности. Эти организации получат вследствие этого преимущества, так как их выпускники будут лучше приспособлены к современных экономическим условиям.

Наиболее целесообразным является, вероятно, следующий путь:

Разработка и лицензирование учебного курса по Социальным Технологиям в рамках системы переподготовки специалистов (повышения квалификации, "второго высшего") по одной из специальностей. Наиболее перспективными являются: психология, социология, педагогика, семейная психология, менеджмент (организаций, кадров), и т.п.

Разработка и лицензирование системы учебных курсов по Социальным технологиям в рамках одной из специальностей.

Разработка и лицензирование новой специализации - специалист по социальным технологиям. Вероятно, в качестве "базовой" специальности можно использовать - на выбор - несколько специальностей: социология, педагогика, менеджмент, психология, и т.п.

Настоящая книга может использоваться как основа для осуществления каждой из описанных выше стадий .

 

 

Сейчас мы кратко опишем, как же производить анализ ситуации, когда необходимо одновременно учесть и специфику Человеческую, и специфику Природную. Это изложение не претендует на полноту и исчерпываемость, - однако оно задает основные направления анализа.

Итак, какой же объект мы будем рассматривать? Как описать его? Этот объект можно определить как некую территорию (территориальное образование), которая обладает целым рядом самых разных природных характеристик и на которой живут и активно действуют люди. Это может быть отдельный город, регион, республика или даже государство (как самый большой объект - вся планета).

Прежде всего, мы должны описать потоки энергии и/или вещества, которые имеют место на данной территории и пересекают ее границу. Это могут грузовые потоки, потоки полезных ископаемых, разрабатываемых на данной территории, транзитные потоки. Это может быть даже количество солнечных и теплых дней - для сельского хозяйства это имеет принципиальное значение. Наконец, это еще и миграционные потоки.

Такое изучение даст нам возможность ответить на следующий цикл вопросов. Хватит ли тех ресурсов, которые остаются на данной территории для того, чтобы на ней смогли существовать заданное количество людей данного демографического состава, и притом при заданном уровне жизни. Какая номенклатура веществ и энергии остается на территории - то есть что именно может загрязнять данную территорию. И более сложный вопрос: будет ли изменяться природный, животный и растительный мир данной территории, и если будет, то как, какие временные параметры, и т.п. Наконец, каким образом эти потоки сказываются - прямо или опосредствованно - на здоровье существующего населения.

Следующий этап - рассмотрение ресурсов, которыми обладает данная территория. Это и природные ресурсы, и специфика ландшафта, и особенности растительного и/или животного мира, и исторические или климатические особенности, и образовательный уровень (образовательная мобильность) населения, и его демографический состав, и многое другое.

Специально нужно рассмотреть потоки информации, имеющие место на данной территории. Это прежде всего образование и наука, наличие систем связи и удобство их использования, возможность быстрого освоения новых знаний (пере-учивание, до-учивание), наличие структур для производства новых знаний и обучения им. Это и наличие развитой системы дорог, линий связи, телекоммуникаций. Это также наличие структур, благодаря которым информация может быть изменена и доведена до уровня, нужного потребителям как внутри так и за пределами данной территории. Последнее позволяет говорить о "торговле пирамидами управления", - собственно, во многом этим занимаются в развитых странах мира: сегодня они все более превращаются в своего рода "мозг" мировой экономики.

Получив ответ на эти вопросы, мы сможет перейти к следующему этапу - построению прогноза. Главным теперь будет поиск ответа на такие вопросы:

Существует ли соответствие между потоками и структурами, которые существуют на данной территории?

Какими должны быть потоки (и какие именно), чтобы на данной территории смогли существовать (функционировать) нужные обществу структуры

Только при такой постановке вопросов организация социальной жизни имеет шанс не противоречить законам, которые имеют место для Природы и для Человека.

Конечно, мы можем строить любые типы организации общественной жизни, - но если они противоречат законам развития, они будут распадаться. Они смогут, конечно, просуществовать некоторое время, - но за это придется, как свидетельствует история, заплатить часто непомерную социальную цену.

Как быть, если необходимо перестроить, изменить или построить новую организацию социальной жизни? Например, построить новые социальные структуры, новые социальные связи, и т.п.?

Прежде всего напомним, что такое "строительство" может идти только по механизму самоорганизации.

Можно ли управлять процессом самоорганизации?

Да! Управление в этом случае есть создание условий, оптимальных для самоорганизации нужных структур. И - не мешать самоорганизации! Управлять самоорганизаций - это и есть создать нужные для нее условия: все остальное "она сделает сама"!

При таком подходе к анализу и прогнозу мы можем выявить несоответствие "потоки - структуры", а также определить те характеристики потоков, которые необходимы, чтобы нужные нам структуры смогли самоорганизоваться.

Напомним, что структуры самоорганизуются - "живут" на фоне определенных потоков. В общем случае это потоки не только энергии и/или вещества, но также и потоки информации, людей (миграция), финансов и т.п. - то есть потоки связанные также и с человеческой компонентой нашей системы, рассматриваемого нами объекта.

Эти потоки могут быть изменены с помощью технологических приемов, решений, и т.п.. Технологии сегодня позволяют изменять потоки, включая и потоки информации, людей и финансов. Технологии позволяю управлять потоками - следовательно, тем самым, они способны увеличивать границы стабильности наших систем и объектов

***

Теперь мы можем сформулировать основные выводы из проведенного рассмотрения. 

Природа и Человек живут по единым законам. Собственно, именно вследствие этого обстоятельства и стало возможным самоорганизация Природы (живой и неживой) и Человека в единый объект - Ноосферу. А процесс соответствия, согласования социальной жизни Человека с законами Природы носит название "устойчивого развития". Тот же факт, что такое объединение Природы и Человека происходит в рамках всей планеты - носит названием "глобализации".

Стабильными могут быть только те системы (включая организацию социальной жизни), которые соответствуют потокам (энергии, вещества, информации, людей, финансов, и т.п.) на данной территории.

Управление социально-природными объектами требует контроля за глобальными потоками (энергии, вещества, информации, людей, финансов, и т.п.) на данной территории.

В качестве варианта универсального "языка" способного описать основные черты социально-природных систем может выступать теория 2АИА - двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов.

Собственно, это и есть то главное, тот смысл, который вытекает из проведенного в настоящей главе рассмотрения.

 

Заключение.

Социальные Технологии как новое направление бизнеса в сфере образования.

 

Описаны вопросы обучения Социальным Технологиям, программы курсов, вопросы лицензирования курсов и новой специализации "специалист по Социальным технологиям".

***

Настоящая книга содержит материал, который может быть преобразован в учебные курсы как разного уровня сложности - от общих ознакомительных и до специальных, так и для учащихся разных специальностей - от математиков и физиков и до историков и журналистов.

Имеющийся в ней материал предоставляет преподавателю большой выбор разных способов изложения материала. Даже само введение необходимой для построения теории 2АИА и Социальных Технологий терминологии и набора понятий может быть произведено разными способами, исходя из той информации, которая является более близкой и понятной данным учащимся.

Так, для философов, историков, лингвистов, юристов и социологов мы рекомендуем начинать изучение теории 2АИА и Социальных Технологий от материала главы 7и только затем последующим переходом к главе 2 и далее.

Для математиков, физиков, естественников, инженеров и технологов с прочной математической подготовкой изложение теории 2АИА и Социальных Технологий можно начинать из материала главы 15 с последующим переходом к главе 2 и далее.

Для естественников, инженеров и технологов со слабой математической подготовкой - изложение можно начинать с главы 16.

Для педагогов, психологов и социологов - изучение можно  начинать из материала глав 1, 2 и далее.

Далее в этом разделе связи с конкретными учебными специальностями и дисциплинами только намечены. Однако преподавателю будет нетрудно их развить в нужном для себя направлении.

Материал книги позволяет разрабатывать новые теории, методики и технологии, которые допускают прямую верификацию и проверку. Тем самым эта книга дает большие возможности для разработки и внедрения в учебную практику новых авторских курсов.

Конечно, при подготовке к Государственному лицензированию разработанных на основе настоящей книги курсов преподавателю придется самостоятельно подготовить целый ряд документов, - однако эти документы, по большей части, будут иметь уже технический характер.

***

Интересно, что материал настоящей книги может быть положен в основу Государственного лицензирования даже новой специализации - "специалист по социальным технологиям". Можно дать такое определение: "специалист по социальным технологиям" - это специалист по иерархической организации информационных потоков и управлению в социальных системах.

Вероятно, наиболее целесообразно готовить таких специалистов по системе "второго высшего образования".

Безусловно, о возможности подготовки специалистов можно говорить только тогда, когда есть рынок для оказания услуг в этой области.

Как видно из материала этой книги, уже сегодня разработан блок технологий для применения в области управления, педагогики, семейного консультирования и социологии.

В частности, специалисты по социальным технологиям может работать в образовательных учреждениях (оптимизируя работу как преподавателей, так и вопросы обучения и воспитания учеников), в государственных учреждениях и органах местного самоуправления (система занятости, комиссии по детям и молодежи, по семье, и т.п.), в фирмах разной формы собственности (консалтинг, менеджмент персонала, оказание услуг в этих областях, семейное консультирование и т.п.).

***

В качестве нескольких примеров приведем возможное описание содержательной стороны общих учебных курсов для различных специальностей. Включение этого материала в систему подготовки соответствующих специалистов позволить существенно повысить их конкурентный потенциал на ранке производства и услуг.

Практикумы и семинарские занятия, необходимые для усвоения материала, здесь не выписываются: их количество и содержание определяется преподавателем.

Специальности - физика, математика, кибернетика, информатика, прикладная математика, технические дисциплины.

Общий метод описания иерархических систем: синергетика Природы и Общества (параграф 15.1, глава 16).

Количественные методы описания самоорганизованных иерархических систем неживой природы (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).

Количественные методы описания живых систем, организмов и экосистем (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).

Математические аспекты управления иерархическими природными и социальными системами (человек как функциональный элемент "социального процессора" с ассоциативными и голографическими свойствами) - главы 15, 2-5.

Алгоритмы для математического моделирования социальных систем разного уровня иерархии - главы 15, 5 и 7 (модели клеточных автоматов, основанные на моделировании "агентов").

Социальные технологии для менеджеров (общий курс).

Тип Человека как присущий ему стиль управления - глава 2.

Информационно - психологическая безопасность менеджера (умение управлять дистанцией общения) - главы 3,5,10.

Междутипные отношения (круг ближайших людей, заместители и референты, компаньоны и партнеры, переговоры, слияние фирм, и т.п.) - главы 3, 8.

Иерархические системы управления (включая специфическое использование сетей Internet и Intranet) - глава 4..

Нормативная коммуникация, общественная и политическая деятельность (начальные сведения) - глава 5.

Координаторы (общие понятия, как их распознать, особенности отбора и общения с ними) - глава 4.

Выработка своего собственного стиля управления - глава 8.

Социальные технологии в менеджменте кадров (специальный учебный курс для профессионалов).

Профессиональная пригодность типов личности человека (общие методы соотнесения типов с функциональными обязанностями конкретной профессиональной деятельности) - глава 10.

Характеристики отношений между типами при разработке новых решений - глава 3.

Характеристики отношений между типами при нормативной коммуникации - глава 5.

Методы расчета уровня комфортности при нормативной коммуникации при условии прихода в коллектив нового человека (<К>); - не время ли розбить этот коллектив на отдельные группы? - глава 5, параграф 15.6

Разработка "протоколов" и "регламентов" для общения в парах "руководитель « исполнитель" и " исполнитель « исполнитель " (включая учет возможности ошибочного восприятия общения как "секс - претензий") - главы 2-5, 8, 10, 13, 14.

"Я и коллектив" и "Коллектив и Я": формальные и неформальные лидеры, общение с масс-медиа, представительские обязанности и т.п. - главы 2, 5, 8,10, 11.

Иерархические системы управления (начальные сведения) - глава 4.

Специальность - ПСИХОЛОГИЯ (например, курс "Коррекция семейных отношений").

Построение теории 2АИА как решение теоретических проблем в психологии - главы 1, 2, 6.

Характеристики типов личности (особенно: эстетические вкусы, сближение, просьбы - доказательства, "сам сделаю", делать - сделать, "погладить-приласкать", "ты же сам видел", "тебе что, все необходимо говорить", и т.п.) - главы 1, 2, 6, 12, 14.

Характеристика отношений между типами личности (как при коммуникации "по нормативу", так и при выработке новых решений, "жизнь по регламенту", "назначение ответственных" за то или иное дело - функциональные обязанности) - глава 3.

"Равновесие" социальных запросов и достижений (Кi та Кm) - глава 5.

Основы профессиональной пригодности типов личности человека (начальные сведения) - глава 10.

Учитель и ученики: особенности отношений (начальные сведения) - глава 9.

Специальность - ПРЕПОДАВАНИЕ (общий курс).

Построение теории 2АИА и Социальных Технологий как естественный шаг развития психологии - главы 1,2, 6.

Характеристики типов личности человека - главы 2, 12, 14.

Характеристики междутипных  отношений (основное внимание - асимметричности отношений "преподаватель ® учащийся" и " учащийся ® преподаватель ") - главы 3, 9.

Выработка преподавателем своего собственного стиля преподавания и общения с учащимися и коллегами - главы 8,9.

Зависимость стиля обучения от типа личности учащегося (например, математики) - глава 9.

Специальность - ЖУРНАЛИСТИКА (общий курс).

Характеристики типов личности людей и междутипных отношений (как "разговорить" собеседника, как "подчеркнуть" его наиболее яркие черты, и т.п.) - главы 2-3,5.

Методика "заочного" определения типа личности человека - главы 2,12.

Писатели, сценаристы, актеры, режиссеры (общий курс).

Характеристики типов личности людей - главы 1,2.

Характеристики междутипных отношений - глава 3.

Особенности общения при усвоении новой информации и при нормативном общении (особое внимание - на различие между ними) главы 3,5.

Особенности восприятия новой информации разными типами людей - главы 2,12-14.

Особенности и специфика творчества в зависимости от собственного типа личности (особенно важно - для писателей) - главы 2,12-14.

 

Задание 1. Составьте перечень требований к курсу по обучению Социальным Технологиям сотрудников Вашей фирмы.

(Учтите объем материала, который должны знать сотрудники разных специальностей и разного уровня компетенции.

Теперь Вы знаете, какое задание давать специалисту (эксперту) в области Социальных Технологий.)

Задание 2. Определитесь, нужен ли Вам в Вашей фирме постоянный сотрудник - специалист (эксперт) в области Социальных Технологий.

(Если нужен - приступайте к его поискам.

А если нет - то подумайте, не нужны ли Вам консультации такого специалиста. Составьте перечень требований к таким консультация. Определитесь, насколько часто они Вам нужны. И - ищите соответствующую консультативную (консалтинговую) фирму.)

 

***

При обучении теории 2АИА и Социальным Технологиям весьма важно проводить разделение учащихся на две категории:

Пользователи.

Профессионалы (специалисты).

Система обучения этих двух категорий должна быть различна прежде всего в отношении требований к системе умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся в результате таких курсов.

Например, для уровня пользователей можно ограничиться только первоначальными умениями по определению типов личности конкретных людей и по решению "типичных и стандартных" задач для интерьеров, наиболее важных для таких учащихся. Здесь можно ограничиться сравнительно небольшим количеством семинарских занятий.

Тогда как для профессионалов - основной упор должен быть перенесен на получение систему умений и навыков решения задач в интерьерах, в которых эти учащиеся будут работать после окончания обучения. Здесь доля тренингов и практический занятий должна быть вполне достаточной для формирования и закрепления устойчивых навыков.

***

Таким образом, теория 2АИА и Социальные Технологии открывают новое направление в сфере бизнеса в области образования. Они допускают осуществление Государственного лицензирования и интегрирование в систему Государственного Стандарта специальностей.

Поскольку сегодня имеется настоятельная потребность в специалистах по Социальным Технологиям, то бизнес в этой области может развиваться достаточно интенсивно.

Обучение можно проводить в рамках организаций разной формы собственности. Эти организации получат вследствие этого преимущества, так как их выпускники будут лучше приспособлены к современных экономическим условиям.

Наиболее целесообразным является, вероятно, следующий путь:

Разработка и лицензирование учебного курса по Социальным Технологиям в рамках системы переподготовки специалистов (повышения квалификации, "второго высшего") по одной из специальностей. Наиболее перспективными являются: психология, социология, педагогика, семейная психология, менеджмент (организаций, кадров), и т.п.

Разработка и лицензирование системы учебных курсов по Социальным технологиям в рамках одной из специальностей.

Разработка и лицензирование новой специализации - специалист по социальным технологиям. Вероятно, в качестве "базовой" специальности можно использовать - на выбор - несколько специальностей: социология, педагогика, менеджмент, психология, и т.п.

Настоящая книга может использоваться как основа для осуществления каждой из описанных выше стадий .