1.4. Нормативно-правовая основа развития рынка ценных бумаг в РФ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24
Нормативно-правовой базой функционирования
фондового рынка являются федеральные законы, поста-
новления Правительства РФ, указы Президента РФ, и
нормативные акты Федеральной комиссии по ценным
бумагам. Основными из них являются:
ФЗ «О рынке ценных бумаг»
ФЗ «О банках и банковской деятельности»
ФЗ ''О Центральном банке РФ»
ФЗ «О защите прав инвесторов»
ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле»
ФЗ «О акционерных обществах»
ФЗ «О государственном внутреннем долге в РФ»
ФЗ «О приватизации государственных и муници-
пальных предприятий в РСФСР»
Гражданский кодекс РФ (Ч.1 и Ч.2)
Указы Президента по развитию рынка ценных бу-
маг в РФ.
Положение о Федеральной комиссии по ценным бу-
магам и др.
Федеральный Закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред.
от 18.06.2005) «) О рынке ценных бумаг». Данным за-
коном регулируются отношения, возникающие при эмис-
сии и обращении эмиссионных ценных бумаг не-
зависимо от типа эмитента. (Ст.1).
В Разделе II определены профессиональные участ-
ники РЦБ, в частности брокерская деятельность (Ст.3);
дилерская деятельность (Ст.4); деятельность по управле-
нию ценными бумагами (Ст.5) и по определению взаим-
ных обязательств (клиринг). Клиринговая организация,
осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бума-
гами обязана сформировать спецфонды для снижения
риска неисполнения сделок с ценными бумагами (Ст.6).
Депозитарная деятельность – оказание услуг по
хранению сертификатов ценных бумаг или учету и пере-
ходу прав на ценные бумаги (Ст.7).
Деятельность по ведению реестра владельцев цен-
ных бумаг – сбор, фиксация, обработка, хранение и пре-
доставление данных (Ст.8). Реестр – список зарегистри-
рованных владельцев с указанием количества, номи-
нальной стоимости и категории принадлежащих им
именных ценных бумаг, составленный по состоянию на
любую установленную дату и позволяющий идентифи-
цировать этих владельцев, количество и категорию при-
надлежащих им ценных бумаг.
Деятельность по организации торговли на РЦБ
(Ст.9). Организатор торговли обязан раскрыть следующую
информацию любому заинтересованному лицу: правила
допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; прави-
ла заключения и сверки сделок; порядок исполнения сде-
лок; список ценных бумаг, допущенных к торгам и пр.
Глава 3. Фондовая биржа – организатор торговли
на РЦБ в форме некоммерческого партнерства или АО;
организует торговлю только между членами биржи
(Ст.12). Членами фондовой биржи могут быть любые
профессиональные участники РЦБ. Она обязана обеспе-
чить гласность и публичность проводимых торгов путем
оповещения её членов о месте и времени проведения
торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных
к обращению и результатах торговой сессии (Ст.13).
Раздел III «Об эмиссионных ценных бумагах». Пре-
дусмотрен выпуск в одной из следующих форм: именные,
как правило, в бездокументарной форме; на предъявителя
в документарной форме с выдачей сертификата (Ст. 16).
Глава 5. Эмиссия ценных включает следующие
этапы: принятие решения о выпуске; регистрация вы-
пуска; изготовление сертификата при документарной
форме; размещение бумаг и регистрация отчета об ито-
гах выпуска (Ст.19). В случае открытой (публичной)
эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии,
эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содер-
жащейся в проспекте эмиссии (Ст.23).
Раздел IV Информационное обеспечение рынка
ценных бумаг. Под раскрытием информации понимается
обеспечение её доступности всем заинтересованным в
этом лицам независимо от целей её получения (Ст.30).
Глава 8 «Об использовании служебной информации
на рынке ценных бумаг». К ней относится любая, не яв-
ляющейся общедоступной информация об эмитенте и вы-
пущенных им эмиссионных ценных бумагах. Лица, обла-
дающие такой информацией, получают привилегированное положение (Ст.31). Такие лица не имеют права исполь-
зовать эту информацию для заключения сделок (Ст.33).
Раздел V. «Регулирование рынка ценных бумаг».
Осуществляется путем установления обязательных требо-
ваний к деятельности эмитентов, профессиональных уча-
стников; регистрация выпусков и проспектов эмиссии и
контроль за соблюдением условий; лицензирование дея-
тельности профучастников; создание системы защиты прав
владельцев и контроль за соблюдением их прав эмитента-
ми и профучастниками рынка ценных бумаг;; запрещения
и пресечения деятельности лиц, осуществляющих пред-
принимательскую деятельность на рынке без лицензии
(Ст. 38). Деятельность профессиональных участников рын-
ка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий:
лицензией профессионального участника рынка ценных
бумаг, лицензией на осуществление деятельности по веде-
нию реестра, лицензией фондовой биржи (Ст.39).
Глава 12. Федеральный орган исполнительной вла-
сти по рынку ценных бумаг – федеральный орган ис-
полнительной власти по проведению государственной
политики в области рынка ценных бумаг, контролю за
деятельностью профучастников. Её полномочия не рас-
пространяются на процедуру эмиссии долговых обяза-
тельств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов
РФ. Функции федерального органа: разработка основных
направлений развития рынка; стандартов эмиссии цен-
ных бумаг, проспектов эмиссии; требования к правилам
осуществления профдеятельности с ценными бумагами;
устанавливает обязательные требования к порядку веде-
ния реестра; обеспечивает раскрытие информации о за-
регистрированных выпусках ценных бумаг, профучаст-
никах РЦБ и др.(Ст. 42).
Положение о порядке лицензирования раз-
личных видов профессиональной деятельности на
РЦБ РФ (Постановление ФКЦБ от 15.08. 2000 и в
ред. от 12 02. 2003 № 03–11/пс). Профессиональная
деятельность на РЦБ осуществляется исключительно на основании лицензий, выдаваемых федеральной комис-
сией (ФКЦБ) или федеральными органами исполни-
тельной власти, ЦБ. Требования, предъявляемые к про-
фессиональным участникам:
1. Соответствие организационно-правовой формы
установленной законом;
2. Наличие в штате специалистов, имеющих атте-
стат ФКЦБ;
3. Размер собственного капитала должен быть не
менее суммы эквивалентной 50 тыс. ЭКЮ на осуществ-
ление брокерской деятельности – 75 тыс. евро для дилер-
ской деятельности; деятельность по доверительному
управлению – 450 тыс. евро; клиринг – 100 тыс. евро;
2 млн. евро для получения лицензии фондовой биржи.
Биржевая деятельность может совмещаться только с де-
позитарной и клиринговой.
Дилером (буквально-делец, торговец) может высту-
пать как фирма, так и отдельное лицо. Лицензия проф.
участника РЦБ на осуществление брокерской и дилер-
ской деятельности может быть выдана только коммерче-
ской организации, созданной в форме АО или ООО. Ли-
цензия проф. участника РЦБ на осуществление только
брокерской деятельности может быть выдана граждани-
ну, зарегистрированному в качестве индивидуального
предпринимателя.
Постановление Правительства РФ от 9 апреля
2004 г. N 206 «Вопросы Федеральной службы по
финансовым рынкам»2. В соответствии с Указом Пре-
зидента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314
«О системе и структуре федеральных органов исполни-
тельной власти» Правительство Российской Федерации
постановляет:
2 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ Рос-
сии), являвшаяся федеральным органом исполнительной власти по
проведению государственной политики в области рынка ценных бу-
маг согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта
1. Установить, что Федеральная служба по финан-
совым рынкам является федеральным органом исполни-
тельной власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении
Правительства Российской Федерации.
2. Федеральная служба по финансовым рынкам
осуществляет свою деятельность непосредственно и через
свои территориальные органы.
3. Передать Федеральной службе по финансовым
рынкам территориальные органы упраздняемой Феде-
ральной комиссии по рынку ценных бумаг.
4. Основными функциями Федеральной службы по
финансовым рынкам являются:
а) осуществление государственной регистрации вы-
пусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных
бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
б) обеспечение раскрытия информации на рынке
ценных бумаг в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации;
в) осуществление в рамках установленных феде-
ральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации функций по контролю и
надзору в отношении эмитентов, профессиональных уча-
стников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых ор-
ганизаций, акционерных инвестиционных фондов,
управляющих компаний акционерных инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударст-
венных пенсионных фондов и их саморегулируемых ор-
ганизаций, специализированных депозитариев акцио-
нерных инвестиционных фондов, паевых инвестицион-
ных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием,
специализированных депозитариев ипотечного покрытия, него-
сударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Россий-
ской Федерации, государственной управляющей компании, а
также в отношении товарных бирж.
5. Федеральная служба по финансовым рынкам
осуществляет:
• обобщение практики применения законодательст-
ва РФ в сфере своей компетенции и внесение в
Правительство предложений о его совершенство-
вании;
• разработку в установленном порядке проектов за-
конодательных и иных нормативных правовых
актов;
• организацию исследований по вопросам развития
финансовых рынков.
Нормативно-правовой базой функционирования
фондового рынка являются федеральные законы, поста-
новления Правительства РФ, указы Президента РФ, и
нормативные акты Федеральной комиссии по ценным
бумагам. Основными из них являются:
ФЗ «О рынке ценных бумаг»
ФЗ «О банках и банковской деятельности»
ФЗ ''О Центральном банке РФ»
ФЗ «О защите прав инвесторов»
ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле»
ФЗ «О акционерных обществах»
ФЗ «О государственном внутреннем долге в РФ»
ФЗ «О приватизации государственных и муници-
пальных предприятий в РСФСР»
Гражданский кодекс РФ (Ч.1 и Ч.2)
Указы Президента по развитию рынка ценных бу-
маг в РФ.
Положение о Федеральной комиссии по ценным бу-
магам и др.
Федеральный Закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред.
от 18.06.2005) «) О рынке ценных бумаг». Данным за-
коном регулируются отношения, возникающие при эмис-
сии и обращении эмиссионных ценных бумаг не-
зависимо от типа эмитента. (Ст.1).
В Разделе II определены профессиональные участ-
ники РЦБ, в частности брокерская деятельность (Ст.3);
дилерская деятельность (Ст.4); деятельность по управле-
нию ценными бумагами (Ст.5) и по определению взаим-
ных обязательств (клиринг). Клиринговая организация,
осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бума-
гами обязана сформировать спецфонды для снижения
риска неисполнения сделок с ценными бумагами (Ст.6).
Депозитарная деятельность – оказание услуг по
хранению сертификатов ценных бумаг или учету и пере-
ходу прав на ценные бумаги (Ст.7).
Деятельность по ведению реестра владельцев цен-
ных бумаг – сбор, фиксация, обработка, хранение и пре-
доставление данных (Ст.8). Реестр – список зарегистри-
рованных владельцев с указанием количества, номи-
нальной стоимости и категории принадлежащих им
именных ценных бумаг, составленный по состоянию на
любую установленную дату и позволяющий идентифи-
цировать этих владельцев, количество и категорию при-
надлежащих им ценных бумаг.
Деятельность по организации торговли на РЦБ
(Ст.9). Организатор торговли обязан раскрыть следующую
информацию любому заинтересованному лицу: правила
допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; прави-
ла заключения и сверки сделок; порядок исполнения сде-
лок; список ценных бумаг, допущенных к торгам и пр.
Глава 3. Фондовая биржа – организатор торговли
на РЦБ в форме некоммерческого партнерства или АО;
организует торговлю только между членами биржи
(Ст.12). Членами фондовой биржи могут быть любые
профессиональные участники РЦБ. Она обязана обеспе-
чить гласность и публичность проводимых торгов путем
оповещения её членов о месте и времени проведения
торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных
к обращению и результатах торговой сессии (Ст.13).
Раздел III «Об эмиссионных ценных бумагах». Пре-
дусмотрен выпуск в одной из следующих форм: именные,
как правило, в бездокументарной форме; на предъявителя
в документарной форме с выдачей сертификата (Ст. 16).
Глава 5. Эмиссия ценных включает следующие
этапы: принятие решения о выпуске; регистрация вы-
пуска; изготовление сертификата при документарной
форме; размещение бумаг и регистрация отчета об ито-
гах выпуска (Ст.19). В случае открытой (публичной)
эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии,
эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содер-
жащейся в проспекте эмиссии (Ст.23).
Раздел IV Информационное обеспечение рынка
ценных бумаг. Под раскрытием информации понимается
обеспечение её доступности всем заинтересованным в
этом лицам независимо от целей её получения (Ст.30).
Глава 8 «Об использовании служебной информации
на рынке ценных бумаг». К ней относится любая, не яв-
ляющейся общедоступной информация об эмитенте и вы-
пущенных им эмиссионных ценных бумагах. Лица, обла-
дающие такой информацией, получают привилегированное положение (Ст.31). Такие лица не имеют права исполь-
зовать эту информацию для заключения сделок (Ст.33).
Раздел V. «Регулирование рынка ценных бумаг».
Осуществляется путем установления обязательных требо-
ваний к деятельности эмитентов, профессиональных уча-
стников; регистрация выпусков и проспектов эмиссии и
контроль за соблюдением условий; лицензирование дея-
тельности профучастников; создание системы защиты прав
владельцев и контроль за соблюдением их прав эмитента-
ми и профучастниками рынка ценных бумаг;; запрещения
и пресечения деятельности лиц, осуществляющих пред-
принимательскую деятельность на рынке без лицензии
(Ст. 38). Деятельность профессиональных участников рын-
ка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий:
лицензией профессионального участника рынка ценных
бумаг, лицензией на осуществление деятельности по веде-
нию реестра, лицензией фондовой биржи (Ст.39).
Глава 12. Федеральный орган исполнительной вла-
сти по рынку ценных бумаг – федеральный орган ис-
полнительной власти по проведению государственной
политики в области рынка ценных бумаг, контролю за
деятельностью профучастников. Её полномочия не рас-
пространяются на процедуру эмиссии долговых обяза-
тельств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов
РФ. Функции федерального органа: разработка основных
направлений развития рынка; стандартов эмиссии цен-
ных бумаг, проспектов эмиссии; требования к правилам
осуществления профдеятельности с ценными бумагами;
устанавливает обязательные требования к порядку веде-
ния реестра; обеспечивает раскрытие информации о за-
регистрированных выпусках ценных бумаг, профучаст-
никах РЦБ и др.(Ст. 42).
Положение о порядке лицензирования раз-
личных видов профессиональной деятельности на
РЦБ РФ (Постановление ФКЦБ от 15.08. 2000 и в
ред. от 12 02. 2003 № 03–11/пс). Профессиональная
деятельность на РЦБ осуществляется исключительно на основании лицензий, выдаваемых федеральной комис-
сией (ФКЦБ) или федеральными органами исполни-
тельной власти, ЦБ. Требования, предъявляемые к про-
фессиональным участникам:
1. Соответствие организационно-правовой формы
установленной законом;
2. Наличие в штате специалистов, имеющих атте-
стат ФКЦБ;
3. Размер собственного капитала должен быть не
менее суммы эквивалентной 50 тыс. ЭКЮ на осуществ-
ление брокерской деятельности – 75 тыс. евро для дилер-
ской деятельности; деятельность по доверительному
управлению – 450 тыс. евро; клиринг – 100 тыс. евро;
2 млн. евро для получения лицензии фондовой биржи.
Биржевая деятельность может совмещаться только с де-
позитарной и клиринговой.
Дилером (буквально-делец, торговец) может высту-
пать как фирма, так и отдельное лицо. Лицензия проф.
участника РЦБ на осуществление брокерской и дилер-
ской деятельности может быть выдана только коммерче-
ской организации, созданной в форме АО или ООО. Ли-
цензия проф. участника РЦБ на осуществление только
брокерской деятельности может быть выдана граждани-
ну, зарегистрированному в качестве индивидуального
предпринимателя.
Постановление Правительства РФ от 9 апреля
2004 г. N 206 «Вопросы Федеральной службы по
финансовым рынкам»2. В соответствии с Указом Пре-
зидента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314
«О системе и структуре федеральных органов исполни-
тельной власти» Правительство Российской Федерации
постановляет:
2 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ Рос-
сии), являвшаяся федеральным органом исполнительной власти по
проведению государственной политики в области рынка ценных бу-
маг согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта
1. Установить, что Федеральная служба по финан-
совым рынкам является федеральным органом исполни-
тельной власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении
Правительства Российской Федерации.
2. Федеральная служба по финансовым рынкам
осуществляет свою деятельность непосредственно и через
свои территориальные органы.
3. Передать Федеральной службе по финансовым
рынкам территориальные органы упраздняемой Феде-
ральной комиссии по рынку ценных бумаг.
4. Основными функциями Федеральной службы по
финансовым рынкам являются:
а) осуществление государственной регистрации вы-
пусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных
бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
б) обеспечение раскрытия информации на рынке
ценных бумаг в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации;
в) осуществление в рамках установленных феде-
ральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации функций по контролю и
надзору в отношении эмитентов, профессиональных уча-
стников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых ор-
ганизаций, акционерных инвестиционных фондов,
управляющих компаний акционерных инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударст-
венных пенсионных фондов и их саморегулируемых ор-
ганизаций, специализированных депозитариев акцио-
нерных инвестиционных фондов, паевых инвестицион-
ных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием,
специализированных депозитариев ипотечного покрытия, него-
сударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Россий-
ской Федерации, государственной управляющей компании, а
также в отношении товарных бирж.
5. Федеральная служба по финансовым рынкам
осуществляет:
• обобщение практики применения законодательст-
ва РФ в сфере своей компетенции и внесение в
Правительство предложений о его совершенство-
вании;
• разработку в установленном порядке проектов за-
конодательных и иных нормативных правовых
актов;
• организацию исследований по вопросам развития
финансовых рынков.