§ 3.5. «Формы и способы защиты прав участников финансовых правоотношений».

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

Отраслевой метод правового регулирования влияет на выбор форм и способов защиты нарушенных прав субъектов правоотношений. Выбор способов исключительно в рамках юрисдикционной формы защиты обусловлен публично-правовым характером метода финансового права.

В работе подробно рассматривается механизм административного обжалования неправомерных деяний властвующих субъектов финансовых правоотношений. Автор делает вывод о том, что специфика реализации права административной защиты участниками финансовых правоотношений проявляется, во-первых, в том, что объектом обжалования могут быть деяния органов власти, иных государственных органов, а также их должностных лиц, реализующих финансовую компетенцию; во-вторых, обжалование осуществляется только в рамках функциональной подчиненности субъектов финансовых правоотношений.

В то же время анализ действующих процессуальных механизмов административного обжалования демонстрирует разнородность правовых условий и требований, предъявляемых к участникам финансовых правоотношений. Различные подходы законодателя в определении продолжительности основных процессуальных сроков и характера взаимосвязи административного и судебного обжалования не позволяют говорить об унифицированной системе административной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц - участников финансовых правоотношений.

По мнению автора, целесообразно установить единообразные правовые требования и обособить в рамках одного нормативного акта положения, регулирующие процедуру административного обжалования ненормативных актов, действий и бездействия властвующих субъектов финансовых правоотношений.

Рассматривая способ судебной защиты нарушенных прав участников финансовых правоотношений, диссертант выявляет возможные предметы исковых требований и административных жалоб, используемые физическими и юридическими лицами при защите своих прав и интересов.

Подробному правовому анализу подвергается институт возмещения убытков, причиненных участникам финансовых отношений деяниями государственных органов или их должностных лиц. Автор исследует существующие научные направления, изучающие особенности привлечения государства к ответственности за неправомерные действия или акты своих органов. Центральным теоретико-практическим вопросом, в рамках данной проблематики, является определение правовой природы и видовой принадлежности указанной ответственности.

По мнению автора, отношения, возникающие между физическими (юридическими) лицами и государством при предъявлении определенного рода требований к государственным (муниципальным) органам или их должностным лицам, безусловно, относятся к разряду публично-правовых. Требования о возмещении ущерба, причиненного неправомерными деяниями или актами государственных органов или их должностных лиц, затрагивают публично-правовые финансовые интересы государства, и объектом притязаний со стороны лиц, права которых нарушены, выступает определенная часть государственных финансовых ресурсов. Процедурный порядок защиты нарушенных прав регулируется гражданским или арбитражным процессуальным законодательством, что представляется естественным и целесообразным в силу существующих конституционных принципов.

Особое внимание в работе уделено рассмотрению вопроса о реализации права обжалования нормативных правовых актов, ущемляющих права и законные интересы подчиненных участников финансовых отношений. В связи с этим автор исследует особенности механизма обжалования финансовых нормативно-правовых актов в суде общей юрисдикции, Конституционном Суде РФ, а также в рамках прокурорского надзора. В качестве иллюстраций используются материалы судебной практики и правовой статистики.

Определенный интерес представляет исследование проблемы защиты прав публично-правовых образований, занимающих подчиненное положение по отношению к вышестоящим государственным органам. В работе изучаются немногочисленные основания привлечения к юридической ответственности вышестоящих государственных органов по искам нижестоящих. Специфика ответственности властвующих субъектов в рассматриваемых правоотношениях определяется объектом правонарушения и характерными мерами ответственности, применяемыми за его совершение.

Обеспечение реализации и защита публично-правового финансового интереса в обобщенном виде представляют собой предмет деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, наделенных финансовой компетенцией. Именно поэтому нарушение порядка деятельности указанных органов посягает на осуществление публичного финансового интереса, состоящего из социальных и экономических интересов общества и прав отдельных социальных групп населения. Автор подробно изучает особенности механизма защиты финансовых интересов властвующих субъектов.

Наиболее распространенным способом защиты нарушенных публично-правовых финансовых интересов является использование механизма административного производства. Описывая административный порядок защиты нарушенного публично-правового финансового интереса, диссертант проводит исследование действующего отечественного законодательства и нормативных положений, содержащихся в некоторых зарубежных правопорядках.

Судебная процедура защиты публично-правовых финансовых интересов применяется при привлечении к ответственности физических и юридических лиц за нарушения установленного порядка исполнения бюджетов, за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Анализ действующего финансового законодательства позволяет автору выявить особенности процедуры судопроизводства по делам о наложении взысканий на налогоплательщиков, отличающие ее от общегражданского и производства по делам, возникшим из административных правоотношений. Основные противоречия связаны с порядком исчисления пресекательных и давностных сроков при рассмотрении указанной категории правонарушений.

Отраслевой метод правового регулирования влияет на выбор форм и способов защиты нарушенных прав субъектов правоотношений. Выбор способов исключительно в рамках юрисдикционной формы защиты обусловлен публично-правовым характером метода финансового права.

В работе подробно рассматривается механизм административного обжалования неправомерных деяний властвующих субъектов финансовых правоотношений. Автор делает вывод о том, что специфика реализации права административной защиты участниками финансовых правоотношений проявляется, во-первых, в том, что объектом обжалования могут быть деяния органов власти, иных государственных органов, а также их должностных лиц, реализующих финансовую компетенцию; во-вторых, обжалование осуществляется только в рамках функциональной подчиненности субъектов финансовых правоотношений.

В то же время анализ действующих процессуальных механизмов административного обжалования демонстрирует разнородность правовых условий и требований, предъявляемых к участникам финансовых правоотношений. Различные подходы законодателя в определении продолжительности основных процессуальных сроков и характера взаимосвязи административного и судебного обжалования не позволяют говорить об унифицированной системе административной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц - участников финансовых правоотношений.

По мнению автора, целесообразно установить единообразные правовые требования и обособить в рамках одного нормативного акта положения, регулирующие процедуру административного обжалования ненормативных актов, действий и бездействия властвующих субъектов финансовых правоотношений.

Рассматривая способ судебной защиты нарушенных прав участников финансовых правоотношений, диссертант выявляет возможные предметы исковых требований и административных жалоб, используемые физическими и юридическими лицами при защите своих прав и интересов.

Подробному правовому анализу подвергается институт возмещения убытков, причиненных участникам финансовых отношений деяниями государственных органов или их должностных лиц. Автор исследует существующие научные направления, изучающие особенности привлечения государства к ответственности за неправомерные действия или акты своих органов. Центральным теоретико-практическим вопросом, в рамках данной проблематики, является определение правовой природы и видовой принадлежности указанной ответственности.

По мнению автора, отношения, возникающие между физическими (юридическими) лицами и государством при предъявлении определенного рода требований к государственным (муниципальным) органам или их должностным лицам, безусловно, относятся к разряду публично-правовых. Требования о возмещении ущерба, причиненного неправомерными деяниями или актами государственных органов или их должностных лиц, затрагивают публично-правовые финансовые интересы государства, и объектом притязаний со стороны лиц, права которых нарушены, выступает определенная часть государственных финансовых ресурсов. Процедурный порядок защиты нарушенных прав регулируется гражданским или арбитражным процессуальным законодательством, что представляется естественным и целесообразным в силу существующих конституционных принципов.

Особое внимание в работе уделено рассмотрению вопроса о реализации права обжалования нормативных правовых актов, ущемляющих права и законные интересы подчиненных участников финансовых отношений. В связи с этим автор исследует особенности механизма обжалования финансовых нормативно-правовых актов в суде общей юрисдикции, Конституционном Суде РФ, а также в рамках прокурорского надзора. В качестве иллюстраций используются материалы судебной практики и правовой статистики.

Определенный интерес представляет исследование проблемы защиты прав публично-правовых образований, занимающих подчиненное положение по отношению к вышестоящим государственным органам. В работе изучаются немногочисленные основания привлечения к юридической ответственности вышестоящих государственных органов по искам нижестоящих. Специфика ответственности властвующих субъектов в рассматриваемых правоотношениях определяется объектом правонарушения и характерными мерами ответственности, применяемыми за его совершение.

Обеспечение реализации и защита публично-правового финансового интереса в обобщенном виде представляют собой предмет деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, наделенных финансовой компетенцией. Именно поэтому нарушение порядка деятельности указанных органов посягает на осуществление публичного финансового интереса, состоящего из социальных и экономических интересов общества и прав отдельных социальных групп населения. Автор подробно изучает особенности механизма защиты финансовых интересов властвующих субъектов.

Наиболее распространенным способом защиты нарушенных публично-правовых финансовых интересов является использование механизма административного производства. Описывая административный порядок защиты нарушенного публично-правового финансового интереса, диссертант проводит исследование действующего отечественного законодательства и нормативных положений, содержащихся в некоторых зарубежных правопорядках.

Судебная процедура защиты публично-правовых финансовых интересов применяется при привлечении к ответственности физических и юридических лиц за нарушения установленного порядка исполнения бюджетов, за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Анализ действующего финансового законодательства позволяет автору выявить особенности процедуры судопроизводства по делам о наложении взысканий на налогоплательщиков, отличающие ее от общегражданского и производства по делам, возникшим из административных правоотношений. Основные противоречия связаны с порядком исчисления пресекательных и давностных сроков при рассмотрении указанной категории правонарушений.