IV. Бюджетные проектировки 2006 года: вопросы повышения качества жизни населения и формирования человеческого капитала

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

В современных экономических условиях бюджетное регулирование доходов значительной части населения России (работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов и т.д.) и решение задач доступности услуг качественного образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства являются ключевыми в проведении эффективной государственной социальной политики.

По оценкам Минэкономразвития России, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться – с 22,6 млн. человек на конец 2005 года (15,8% от общей численности населения) до 14,2 млн. человек в

2006 году (13,5%).

Справочно:

Следует при этом отметить, что применяемый официальной статистикой способ оценки носит упрощенный характер. Страны ЕС используют более точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало

2005 года являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех, кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов (согласно этой методике доля бедных россиян на начало 2005 года - 28,8%). По методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), оценка бедных и малоимущих должна включать в себя показатель доходов (ниже прожиточного минимума), а также социальные нормативы обеспеченности жилой площадью. По данным ВЦУЖ, в России к категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или 39,5% населения.

5 сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

Важно подчеркнуть, что ключевой вопрос государственной политики, по мнению В.В. Путина, состоит в существенном повышении качества жизни граждан России, для чего страна располагает соответствующими возможностями. За пять последних лет экономика России выросла почти на 40%, произошли положительные изменения в доходах населения. Однако, как подчеркнул Президент, «нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и поэтому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам».

Следует отметить ряд принципиальных моментов реализации этих крупных национальных проектов: значительный финансовый ресурс, выделяемый на решение стратегических целей по повышению качества жизни россиян, целевой характер распределения средств на наиболее важные вопросы и долгосрочный характер программных мероприятий.

Выбор указанных выше приоритетов объясняется тем, что значительную часть бедных и нуждающихся граждан в стране составляет работающее население, включая работников бюджетной сферы, у которых заработная плата не обеспечивает прожиточного минимума с учетом иждивенцев работающих, а также пенсионеры (особенно одинокие). Что же касается состояния здоровья, то важно учитывать, что медицинская помощь, предоставляемая в значительной части субъектов Российской Федерации, по своему объему не обеспечивает уровня государственных гарантий медицинской помощи и зачастую составляет всего 30-40% от их нормативных величин.

Требуется система мер по упорядочению и регулированию заработной платы, включая бюджетную сферу. Система оплаты труда должна позволять человеку полноценно питаться, растить детей, приобретать необходимые для быта товары, получать качественную медицинскую помощь, а также обеспечивать себя достойным жильем. Это является жизненно важной задачей с позиции демографических вызовов, перед которыми стоит Россия: высокой смертности, низкой рождаемости и депопуляции.

Как известно, сутью категории «качество жизни» являются базовые условия жизнедеятельности людей, позволяющие на высоком уровне удовлетворять потребности в содержательном труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сферах здравоохранения, образования и жилищных условиях.

Высокое качество жизни – это требование времени, без него немыслимо движение вперед. Низкое качество жизни ограничивает раскрытие творческого потенциала людей. Они вынуждены концентрировать свои усилия на добывании «насущного хлеба», им – не до творчества.

Именно по этой причине промышленно развитые страны еще

в 60-е годы XX века взяли курс на создание условий по обеспечению высокого качества жизни для всего работающего населения и пенсионеров, и пошли они на этот шаг отнюдь не из филантропических побуждений, а потому, что это оказалось выгодно как для бизнеса, так и для правящей элиты, так как это является условием динамического развития личности, общества и государства.

Справочно:

по оценкам Всемирного банка, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатств, природного капитала – 20%, человеческого - 64%. Для России эта пропорция иная – 14, 72 и 14%, то есть в стране роль природных богатств является доминирующей. В таких промышленно развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%. Таким образом, экспертные оценки и экспериментальные расчеты свидетельствуют о том, что главным компонентом национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни.

Вложения в человеческий капитал превращаются в экономические выгодные проекты на национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективных модернизационных проектов.

Исходя из такого подхода высокое качество жизни предполагает высокие параметры качества трудовой жизни (по методологии Международной организации труда), высокое качество социальной сферы (здравоохранение, образование, жилье, общественный транспорт, культура и спорт) и высокое качество окружающей среды (здоровый воздух, безопасная вода и почва), а также безопасное санитарное состояние мест проживания человека.

Эти три компонента являются ядром структуры качества жизни. Так, качество трудовой жизни характеризует высокие стандарты жизнедеятельности работников и членов их семей: уровень благосостояния работников, достигаемый с помощью заработной платы, доступность качественных систем профессионального образования (переподготовки) и медицинской помощи; благоприятные условия производственной среды и содержание трудового процесса, позволяющие обеспечить удовлетворенность от трудовой деятельности и в конечном итоге - обеспечивать высокий профессиональный уровень (квалификацию) работников и их мотивацию на качественный труд.

Качество социальной жизни представляет собой характеристики качества жилищ и социальной сферы (здравоохранения, образования и культуры), доступности для людей предоставляемых ими услуг, уровня социальной защиты населения (размеров пенсий и пособий), а также возможности оздоровления и реабилитации, занятия спортом и приобщения к культурным ценностям в публичных библиотеках, музеях и театрах.

Такая оценка качества жизни как научной категории, которая является базовой при проведении государственной социальной политики, в полной мере отвечает международным определениям данной дефиниции. Так, классификация Европейской экономической комиссии ООН выделяет 8 групп показателей качества жизни, ставя на первое место здоровье, на второе – потребление, на третье – образование. В классификации ООН на первое место поставлено потребление продуктов питания, далее – состояние здоровья, уровень образования.

Другими словами: состояние сферы образования, здравоохранения, уровень потребления прочно вошли в научный инструментарий промышленно развитых стран и международных специализированных организаций при оценке цивилизованности национальных социальных систем, призванных обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов на современном этапе.

Качество жизни, развитие человека и человеческий капитал – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества.

Справочно: понятие «человеческое развитие» было введено в широкое употребление международной организацией Программа развития ООН (ПРООН) в 1990 г. Начиная с 1990 года ПРООН издает ежегодные доклады о развитии человека. Каждый год доклады посвящались различным аспектам человеческого развития, представлялись новые концепции и подходы. При этом, «главной задачей всегда было обеспечение понимания того, что развитие должно служить интересам человека и расширению его возможностей как участника процесса развития».

Концепция человеческого развития основывается на четырех основных принципах, отражающих производительность труда, равенство, устойчивость и расширение возможностей.

Производительность. Люди должны иметь возможность повышать производительность своего труда, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за достаточное и справедливое вознаграждение. Поэтому экономический рост является одной из составляющих моделей развития человеческого потенциала.

Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности. Все барьеры, препятствующие обретению возможностей в экономической, социальной и политической жизни, должны быть ликвидированы, с тем, чтобы люди могли принимать участие в реализации этих возможностей и пользоваться их благами.

Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только нынешним, но и будущим поколениям.

Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться усилиями людей и в интересах людей. Люди должны всемерно участвовать в процессе принятия решений и в других процессах, определяющих их жизнь.

Основные условия для развития потенциала человека состоят в том, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь, получить образование и обладать соответствующими ресурсами для обеспечения достойного жизненного уровня.

Другие элементы человеческого потенциала включают общественное и социальное участие в жизни общества. Например, в методологии оценки человеческого потенциала, разработанной ПРООН, выделены три критериальных основных жизненных показателя качества жизни – продолжительность жизни, уровень образования и уровень доходов (прежде всего – ВВП на душу населения), что нашло свое обобщенное выражение в таком интегральном показателе, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он охватывает три измерения человеческого благосостояния: доходы, образование и здоровье. Считается, что ИРЧП является барометром перемен в благосостоянии человека и служит для сравнения прогресса, достигнутого в разных странах на различных этапах их общественного развития.

Следует в этой связи отметить, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран служат для реализации целей по повышению качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта. Так, в промышленно развитых странах через бюджет «проходит» до 50 и более процентов ВВП, а доля социальных расходов составляет, как правило, 22-25% ВВП (Германия, Италия и Франция). Роль и функции современного государства, характер его взаимодействия с рынком проявляются в первую очередь в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования и науки. При всех национальных различиях государство в странах Запада обеспечивает высокий уровень развития человеческого капитала.

В России государство использует механизмы бюджетного распределения средств весьма «вяло». С помощью консолидированного бюджета распределяется на социальные функции государства порядка 35% бюджетных средств, а с помощью федерального бюджета - не более 21% от его расходов. При этом непосредственно на социальные нужды расходуется не более 3,5% ВВП, что в 5-6 раз меньше доли, выделяемой на социальные функции в развитых странах и крайне недостаточно для России, для которой характерна высокая степень региональных и отраслевых различий. Подобная структура бюджета, по мнению отечественных ученых, характерна для государства ХIХ, а не ХХI столетия.

Следует отметить, что исполнительная власть хорошо осведомлена о существующих тенденциях в промышленно развитых странах по организации механизмов бюджетного перераспределения произведенного национального продукта. В этой связи финансовый блок Правительства России в 2002 году выполнил «косметическое» улучшение внешних параметров социального бюджета с помощью перевода в федеральный бюджет величины единого социального налога (ЕСН), поступающего в конечном итоге в государственные внебюджетные фонды (а это около 7,5% ВВП). Без зачета ЕСН через федеральный бюджет перераспределяется всего около 13% ВВП, что в два раза меньше, чем в развитых странах.

Примечательно и то, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран мирового сообщества, несмотря на регулярно проводимую политику критического пересмотра целесообразности тех или иных форм социальной поддержки населения и проводимую их «санацию», растут в абсолютных размерах, а во многих странах - и в относительных. Во многом это объясняется эффектом традиции и «устойчивого привыкания» населения к определенным формам социальной поддержки. Поэтому власть редко рискует кардинально уменьшать размеры социальной помощи.

Кроме того, возникает необходимость в новых видах социальной поддержки, что связывается с необходимостью обеспечения более высокого качества рабочей силы и переходом, по сути дела, на непрерывное образование и переподготовку кадров, расширения «гибкости труда» и повышения масштабов миграционных потоков, старением населения и применением дополнительных форм и программ оздоровления, реабилитации пожилых работников и т.д.

Следует отметить, что в Российской Федерации доктрины качества жизни и человеческого потенциала еще не рассматриваются органами государственной власти с позиции практического применения. Недооценка важности социальной составляющей (как важнейшего условия экономического роста и гармонизированных трудовых отношений), характерная для советского периода, еще более усугубилась на этапе рыночной трансформации и смены общественного строя, что привело к обвальному снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах и слоях населения даже его простое воспроизводство.

Демографическое развитие России в 21 веке становится одним из важнейших факторов, от состояния которого зависит будущее России.

С начала 90-х годов в России происходит системный демографический кризис, который охватывает естественное и миграционное движение населения.

Долговременные негативные тенденции снижения рождаемости наметились в России еще в 20-е годы, а рост смертности российского населения происходит с 60-х годов прошлого века. Однако с начала 90-х годов ХХ века произошел качественный скачок в росте смертности и заболеваемости, падении рождаемости, снижении продолжительности жизни населения.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения 1989 и 2002 годов, общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости - сократились в 1,4 раза. За 13 лет, прошедших между этими переписями, общая численность населения страны сократилась на 1,8 млн. человек. Причем, за этот период родилось 20,5 млн. человек, а умерло 27,9 млн. человек, 11 млн. человек прибыло в страну из-за рубежа и 5,4 млн. человек покинули страну. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 млн. человек. Миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) в размере 5,6 млн. человек позволил компенсировать 76% естественной убыли.

С точки зрения демографических и гуманитарных последствий самая тяжелая ситуация в нашей стране сложилась в области смертности.

Обращает на себя внимание существенная социальная составляющая смертности в России: высокий процент умерших от неестественных причин (дорожно-транспортные происшествия, пожары, экологические и техногенные катастрофы, убийства, самоубийства, алкоголизм, наркотики), а также инфекционных и паразитарных болезней.

В отличие от развитых стран Западной Европы, Северной Америки и ряда других, России не удалось преодолеть второй этап эпидемиологического перехода. Если западные страны давно победили инфекционные и паразитарные болезни, активно занимаются профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и рака, успешно отодвигают смертность от этих причин к более старшим возрастам, то в России, по-прежнему, сохраняется высокая смертность от инфекций и растет смертность от неестественных причин, не связанных с болезнями.

Что касается рождаемости, то темпы падения ее в России с начала 90-х годов ХХ века несколько ниже, чем роста смертности (с 13,4 промилле в 1990 году до 10,2 в первом полугодии 2005 года). Минимальный коэффициент рождаемости был зафиксирован в 1999 году – 8,3 промилле. С 2000 года наблюдается временный структурный рост рождаемости, связанный с вступлением в репродуктивные возраста более многочисленных когорт молодежи, родившейся в 80-е годы, когда проводилась активная демографическая политика и рождаемость была в два раза выше нынешней.

Углубляется проблема старения населения. Доля пожилых в населении (60 лет и старше) выросла в России с 6,7% в 1939 году до 11,9% в 1970 году, 18,5% в 2002 году и продолжает расти из-за падения рождаемости и сокращения числа и доли детей в населении.

К сожалению, Россия была одной из первых стран мира, в которой началась депопуляция. Еще в 1964 году нетто-коэффициент воспроизводства населения опустился ниже единицы и с тех пор остается ниже этого критического уровня, за исключением короткого периода 1986-1988 годов, когда проводилась активная демографическая политика. При этом положительный естественный прирост населения в России продолжался до 1992 года благодаря большому демографическому потенциалу (высокой доли детей и населения плодовитых возрастов).

Согласно всем прогнозам, убыль населения России продолжится в обозримой перспективе. В частности, по среднему варианту прогноза ООН к 2050 году численность населения России сократиться на 30% и составит 101,5 млн. человек. К таким же результатам пришел в своих оценках и Росстат.

При этом Россия занимает почти 13% мировой суши – самую большую в мире, богатую природными ресурсами, но крайне слабо заселенную. Она соседствует с густонаселенными государствами, некоторые из которых время от времени претендуют на ее территории.

Все варианты прогноза динамики населения России до 2050 года показывают, что даже при самых позитивных изменениях рождаемости и смертности избежать естественной убыли населения невозможно из-за особенностей его возрастной структуры (низкой доли в населении молодежи и высокой – старших возрастных групп).

Поэтому только для сохранения численности населения России на современном уровне – 144 млн. человек – потребовалось бы существенно увеличить миграционный прирост населения за счет его привлечения из-за рубежа.

По расчетам, выполненным Отделом народонаселения ООН в 2000 году, только для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет требуется, чтобы иммиграционный прирост населения составлял не менее 860 тыс. человек в год, т.е.

43 млн. человек за 2001-2050 годы.

Согласно всем прогнозам после 2005 года в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. человек в год. Труд может стать одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом, в России. Вероятно, до 2010 года убыль трудовых ресурсов не будет сильно ощущаться, так как может быть компенсирована за счет сокращения накопленной безработицы (включая скрытую).

Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок требует создания условий для свободного перемещения рабочей силы в пределах России в соответствии с изменяющимися потребностями развития и размещения производительных сил страны.

Не меньшее значение имеют геополитические и военные интересы России. Усиливается иммиграционное давление на малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока.

Надо сказать, что существуют некие эмпирически уловимые пределы иммиграционной емкости любой страны, когда иммигранты не нарушают социальное равновесие и обеспечивается их трудовая и социальная адаптация. Это равновесие нарушается быстрее, если иммигранты имеют иные социо-культурные традиции и стереотипы поведения. Когда коренное население сталкивается с конкуренцией более дешевой рабочей силы на рынке труда, в обществе возникает мигрантофобия, часто приобретающая этнический характер.

Таким образом, состояние дел в демографической сфере приводит к снижению качества человеческого капитала.

Для преодоления данных разрушительных тенденций потребуется не только существенный финансовый, но и временной ресурс, оцениваемый не годами, а поколениями. К сожалению, бюджет

2006 года не предусматривает проведение активной демографической политики.

В последнее время наблюдается повышение интереса властных структур к повышению качества жизни населения. Однако, национальные крупномасштабные программы в этой сфере фактически еще не достигли стадии практической реализации, что приводит к весьма серьезным социальным последствиям. Так, в Российской Федерации индекс развития человеческого потенциала, (ИРЧП), который, по сути дела, является результирующим критерием оценки качества жизни, за последние десять лет снизился на 15 пунктов и, прежде всего, из-за падения объемов ВВП, роста смертности и уменьшения продолжительности жизни.

Справочно:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Российской Федерации – одна из наиболее низких для промышленно развитых стран: 65 лет, по сравнению с 79 годами в Западной Европе. В 2003 году ожидаемая продолжительность жизни для российских мужчин составила 59 лет и 72 года – для женщин, что является одним из самых широких разрывов (по признаку пола ) в мире. При этом ожидаемая продолжительность жизни мужчин снизилась с 70 лет в середине 1980-х годов на 11 лет и фактически остается на одном и том же низком уровне на протяжении ряда лет.

Сейчас Россия по ИРЧП занимает 62 место среди стран мирового сообщества.

Первым шагом по повышению качества жизни населения страны является задача преодоления бедности. Главным в решении стратегической задачи государства по преодолению бедности является обеспечение существенного роста доходов населения, увеличение минимального размера оплаты труда и базовой пенсии до прожиточного минимума.

В современных экономических условиях бюджетное регулирование доходов значительной части населения России (работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов и т.д.) и решение задач доступности услуг качественного образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства являются ключевыми в проведении эффективной государственной социальной политики.

По оценкам Минэкономразвития России, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться – с 22,6 млн. человек на конец 2005 года (15,8% от общей численности населения) до 14,2 млн. человек в

2006 году (13,5%).

Справочно:

Следует при этом отметить, что применяемый официальной статистикой способ оценки носит упрощенный характер. Страны ЕС используют более точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало

2005 года являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех, кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов (согласно этой методике доля бедных россиян на начало 2005 года - 28,8%). По методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), оценка бедных и малоимущих должна включать в себя показатель доходов (ниже прожиточного минимума), а также социальные нормативы обеспеченности жилой площадью. По данным ВЦУЖ, в России к категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или 39,5% населения.

5 сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

Важно подчеркнуть, что ключевой вопрос государственной политики, по мнению В.В. Путина, состоит в существенном повышении качества жизни граждан России, для чего страна располагает соответствующими возможностями. За пять последних лет экономика России выросла почти на 40%, произошли положительные изменения в доходах населения. Однако, как подчеркнул Президент, «нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и поэтому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам».

Следует отметить ряд принципиальных моментов реализации этих крупных национальных проектов: значительный финансовый ресурс, выделяемый на решение стратегических целей по повышению качества жизни россиян, целевой характер распределения средств на наиболее важные вопросы и долгосрочный характер программных мероприятий.

Выбор указанных выше приоритетов объясняется тем, что значительную часть бедных и нуждающихся граждан в стране составляет работающее население, включая работников бюджетной сферы, у которых заработная плата не обеспечивает прожиточного минимума с учетом иждивенцев работающих, а также пенсионеры (особенно одинокие). Что же касается состояния здоровья, то важно учитывать, что медицинская помощь, предоставляемая в значительной части субъектов Российской Федерации, по своему объему не обеспечивает уровня государственных гарантий медицинской помощи и зачастую составляет всего 30-40% от их нормативных величин.

Требуется система мер по упорядочению и регулированию заработной платы, включая бюджетную сферу. Система оплаты труда должна позволять человеку полноценно питаться, растить детей, приобретать необходимые для быта товары, получать качественную медицинскую помощь, а также обеспечивать себя достойным жильем. Это является жизненно важной задачей с позиции демографических вызовов, перед которыми стоит Россия: высокой смертности, низкой рождаемости и депопуляции.

Как известно, сутью категории «качество жизни» являются базовые условия жизнедеятельности людей, позволяющие на высоком уровне удовлетворять потребности в содержательном труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сферах здравоохранения, образования и жилищных условиях.

Высокое качество жизни – это требование времени, без него немыслимо движение вперед. Низкое качество жизни ограничивает раскрытие творческого потенциала людей. Они вынуждены концентрировать свои усилия на добывании «насущного хлеба», им – не до творчества.

Именно по этой причине промышленно развитые страны еще

в 60-е годы XX века взяли курс на создание условий по обеспечению высокого качества жизни для всего работающего населения и пенсионеров, и пошли они на этот шаг отнюдь не из филантропических побуждений, а потому, что это оказалось выгодно как для бизнеса, так и для правящей элиты, так как это является условием динамического развития личности, общества и государства.

Справочно:

по оценкам Всемирного банка, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатств, природного капитала – 20%, человеческого - 64%. Для России эта пропорция иная – 14, 72 и 14%, то есть в стране роль природных богатств является доминирующей. В таких промышленно развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%. Таким образом, экспертные оценки и экспериментальные расчеты свидетельствуют о том, что главным компонентом национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни.

Вложения в человеческий капитал превращаются в экономические выгодные проекты на национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективных модернизационных проектов.

Исходя из такого подхода высокое качество жизни предполагает высокие параметры качества трудовой жизни (по методологии Международной организации труда), высокое качество социальной сферы (здравоохранение, образование, жилье, общественный транспорт, культура и спорт) и высокое качество окружающей среды (здоровый воздух, безопасная вода и почва), а также безопасное санитарное состояние мест проживания человека.

Эти три компонента являются ядром структуры качества жизни. Так, качество трудовой жизни характеризует высокие стандарты жизнедеятельности работников и членов их семей: уровень благосостояния работников, достигаемый с помощью заработной платы, доступность качественных систем профессионального образования (переподготовки) и медицинской помощи; благоприятные условия производственной среды и содержание трудового процесса, позволяющие обеспечить удовлетворенность от трудовой деятельности и в конечном итоге - обеспечивать высокий профессиональный уровень (квалификацию) работников и их мотивацию на качественный труд.

Качество социальной жизни представляет собой характеристики качества жилищ и социальной сферы (здравоохранения, образования и культуры), доступности для людей предоставляемых ими услуг, уровня социальной защиты населения (размеров пенсий и пособий), а также возможности оздоровления и реабилитации, занятия спортом и приобщения к культурным ценностям в публичных библиотеках, музеях и театрах.

Такая оценка качества жизни как научной категории, которая является базовой при проведении государственной социальной политики, в полной мере отвечает международным определениям данной дефиниции. Так, классификация Европейской экономической комиссии ООН выделяет 8 групп показателей качества жизни, ставя на первое место здоровье, на второе – потребление, на третье – образование. В классификации ООН на первое место поставлено потребление продуктов питания, далее – состояние здоровья, уровень образования.

Другими словами: состояние сферы образования, здравоохранения, уровень потребления прочно вошли в научный инструментарий промышленно развитых стран и международных специализированных организаций при оценке цивилизованности национальных социальных систем, призванных обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов на современном этапе.

Качество жизни, развитие человека и человеческий капитал – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества.

Справочно: понятие «человеческое развитие» было введено в широкое употребление международной организацией Программа развития ООН (ПРООН) в 1990 г. Начиная с 1990 года ПРООН издает ежегодные доклады о развитии человека. Каждый год доклады посвящались различным аспектам человеческого развития, представлялись новые концепции и подходы. При этом, «главной задачей всегда было обеспечение понимания того, что развитие должно служить интересам человека и расширению его возможностей как участника процесса развития».

Концепция человеческого развития основывается на четырех основных принципах, отражающих производительность труда, равенство, устойчивость и расширение возможностей.

Производительность. Люди должны иметь возможность повышать производительность своего труда, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за достаточное и справедливое вознаграждение. Поэтому экономический рост является одной из составляющих моделей развития человеческого потенциала.

Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности. Все барьеры, препятствующие обретению возможностей в экономической, социальной и политической жизни, должны быть ликвидированы, с тем, чтобы люди могли принимать участие в реализации этих возможностей и пользоваться их благами.

Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только нынешним, но и будущим поколениям.

Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться усилиями людей и в интересах людей. Люди должны всемерно участвовать в процессе принятия решений и в других процессах, определяющих их жизнь.

Основные условия для развития потенциала человека состоят в том, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь, получить образование и обладать соответствующими ресурсами для обеспечения достойного жизненного уровня.

Другие элементы человеческого потенциала включают общественное и социальное участие в жизни общества. Например, в методологии оценки человеческого потенциала, разработанной ПРООН, выделены три критериальных основных жизненных показателя качества жизни – продолжительность жизни, уровень образования и уровень доходов (прежде всего – ВВП на душу населения), что нашло свое обобщенное выражение в таком интегральном показателе, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он охватывает три измерения человеческого благосостояния: доходы, образование и здоровье. Считается, что ИРЧП является барометром перемен в благосостоянии человека и служит для сравнения прогресса, достигнутого в разных странах на различных этапах их общественного развития.

Следует в этой связи отметить, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран служат для реализации целей по повышению качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта. Так, в промышленно развитых странах через бюджет «проходит» до 50 и более процентов ВВП, а доля социальных расходов составляет, как правило, 22-25% ВВП (Германия, Италия и Франция). Роль и функции современного государства, характер его взаимодействия с рынком проявляются в первую очередь в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования и науки. При всех национальных различиях государство в странах Запада обеспечивает высокий уровень развития человеческого капитала.

В России государство использует механизмы бюджетного распределения средств весьма «вяло». С помощью консолидированного бюджета распределяется на социальные функции государства порядка 35% бюджетных средств, а с помощью федерального бюджета - не более 21% от его расходов. При этом непосредственно на социальные нужды расходуется не более 3,5% ВВП, что в 5-6 раз меньше доли, выделяемой на социальные функции в развитых странах и крайне недостаточно для России, для которой характерна высокая степень региональных и отраслевых различий. Подобная структура бюджета, по мнению отечественных ученых, характерна для государства ХIХ, а не ХХI столетия.

Следует отметить, что исполнительная власть хорошо осведомлена о существующих тенденциях в промышленно развитых странах по организации механизмов бюджетного перераспределения произведенного национального продукта. В этой связи финансовый блок Правительства России в 2002 году выполнил «косметическое» улучшение внешних параметров социального бюджета с помощью перевода в федеральный бюджет величины единого социального налога (ЕСН), поступающего в конечном итоге в государственные внебюджетные фонды (а это около 7,5% ВВП). Без зачета ЕСН через федеральный бюджет перераспределяется всего около 13% ВВП, что в два раза меньше, чем в развитых странах.

Примечательно и то, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран мирового сообщества, несмотря на регулярно проводимую политику критического пересмотра целесообразности тех или иных форм социальной поддержки населения и проводимую их «санацию», растут в абсолютных размерах, а во многих странах - и в относительных. Во многом это объясняется эффектом традиции и «устойчивого привыкания» населения к определенным формам социальной поддержки. Поэтому власть редко рискует кардинально уменьшать размеры социальной помощи.

Кроме того, возникает необходимость в новых видах социальной поддержки, что связывается с необходимостью обеспечения более высокого качества рабочей силы и переходом, по сути дела, на непрерывное образование и переподготовку кадров, расширения «гибкости труда» и повышения масштабов миграционных потоков, старением населения и применением дополнительных форм и программ оздоровления, реабилитации пожилых работников и т.д.

Следует отметить, что в Российской Федерации доктрины качества жизни и человеческого потенциала еще не рассматриваются органами государственной власти с позиции практического применения. Недооценка важности социальной составляющей (как важнейшего условия экономического роста и гармонизированных трудовых отношений), характерная для советского периода, еще более усугубилась на этапе рыночной трансформации и смены общественного строя, что привело к обвальному снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах и слоях населения даже его простое воспроизводство.

Демографическое развитие России в 21 веке становится одним из важнейших факторов, от состояния которого зависит будущее России.

С начала 90-х годов в России происходит системный демографический кризис, который охватывает естественное и миграционное движение населения.

Долговременные негативные тенденции снижения рождаемости наметились в России еще в 20-е годы, а рост смертности российского населения происходит с 60-х годов прошлого века. Однако с начала 90-х годов ХХ века произошел качественный скачок в росте смертности и заболеваемости, падении рождаемости, снижении продолжительности жизни населения.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения 1989 и 2002 годов, общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости - сократились в 1,4 раза. За 13 лет, прошедших между этими переписями, общая численность населения страны сократилась на 1,8 млн. человек. Причем, за этот период родилось 20,5 млн. человек, а умерло 27,9 млн. человек, 11 млн. человек прибыло в страну из-за рубежа и 5,4 млн. человек покинули страну. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 млн. человек. Миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) в размере 5,6 млн. человек позволил компенсировать 76% естественной убыли.

С точки зрения демографических и гуманитарных последствий самая тяжелая ситуация в нашей стране сложилась в области смертности.

Обращает на себя внимание существенная социальная составляющая смертности в России: высокий процент умерших от неестественных причин (дорожно-транспортные происшествия, пожары, экологические и техногенные катастрофы, убийства, самоубийства, алкоголизм, наркотики), а также инфекционных и паразитарных болезней.

В отличие от развитых стран Западной Европы, Северной Америки и ряда других, России не удалось преодолеть второй этап эпидемиологического перехода. Если западные страны давно победили инфекционные и паразитарные болезни, активно занимаются профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и рака, успешно отодвигают смертность от этих причин к более старшим возрастам, то в России, по-прежнему, сохраняется высокая смертность от инфекций и растет смертность от неестественных причин, не связанных с болезнями.

Что касается рождаемости, то темпы падения ее в России с начала 90-х годов ХХ века несколько ниже, чем роста смертности (с 13,4 промилле в 1990 году до 10,2 в первом полугодии 2005 года). Минимальный коэффициент рождаемости был зафиксирован в 1999 году – 8,3 промилле. С 2000 года наблюдается временный структурный рост рождаемости, связанный с вступлением в репродуктивные возраста более многочисленных когорт молодежи, родившейся в 80-е годы, когда проводилась активная демографическая политика и рождаемость была в два раза выше нынешней.

Углубляется проблема старения населения. Доля пожилых в населении (60 лет и старше) выросла в России с 6,7% в 1939 году до 11,9% в 1970 году, 18,5% в 2002 году и продолжает расти из-за падения рождаемости и сокращения числа и доли детей в населении.

К сожалению, Россия была одной из первых стран мира, в которой началась депопуляция. Еще в 1964 году нетто-коэффициент воспроизводства населения опустился ниже единицы и с тех пор остается ниже этого критического уровня, за исключением короткого периода 1986-1988 годов, когда проводилась активная демографическая политика. При этом положительный естественный прирост населения в России продолжался до 1992 года благодаря большому демографическому потенциалу (высокой доли детей и населения плодовитых возрастов).

Согласно всем прогнозам, убыль населения России продолжится в обозримой перспективе. В частности, по среднему варианту прогноза ООН к 2050 году численность населения России сократиться на 30% и составит 101,5 млн. человек. К таким же результатам пришел в своих оценках и Росстат.

При этом Россия занимает почти 13% мировой суши – самую большую в мире, богатую природными ресурсами, но крайне слабо заселенную. Она соседствует с густонаселенными государствами, некоторые из которых время от времени претендуют на ее территории.

Все варианты прогноза динамики населения России до 2050 года показывают, что даже при самых позитивных изменениях рождаемости и смертности избежать естественной убыли населения невозможно из-за особенностей его возрастной структуры (низкой доли в населении молодежи и высокой – старших возрастных групп).

Поэтому только для сохранения численности населения России на современном уровне – 144 млн. человек – потребовалось бы существенно увеличить миграционный прирост населения за счет его привлечения из-за рубежа.

По расчетам, выполненным Отделом народонаселения ООН в 2000 году, только для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет требуется, чтобы иммиграционный прирост населения составлял не менее 860 тыс. человек в год, т.е.

43 млн. человек за 2001-2050 годы.

Согласно всем прогнозам после 2005 года в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. человек в год. Труд может стать одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом, в России. Вероятно, до 2010 года убыль трудовых ресурсов не будет сильно ощущаться, так как может быть компенсирована за счет сокращения накопленной безработицы (включая скрытую).

Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок требует создания условий для свободного перемещения рабочей силы в пределах России в соответствии с изменяющимися потребностями развития и размещения производительных сил страны.

Не меньшее значение имеют геополитические и военные интересы России. Усиливается иммиграционное давление на малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока.

Надо сказать, что существуют некие эмпирически уловимые пределы иммиграционной емкости любой страны, когда иммигранты не нарушают социальное равновесие и обеспечивается их трудовая и социальная адаптация. Это равновесие нарушается быстрее, если иммигранты имеют иные социо-культурные традиции и стереотипы поведения. Когда коренное население сталкивается с конкуренцией более дешевой рабочей силы на рынке труда, в обществе возникает мигрантофобия, часто приобретающая этнический характер.

Таким образом, состояние дел в демографической сфере приводит к снижению качества человеческого капитала.

Для преодоления данных разрушительных тенденций потребуется не только существенный финансовый, но и временной ресурс, оцениваемый не годами, а поколениями. К сожалению, бюджет

2006 года не предусматривает проведение активной демографической политики.

В последнее время наблюдается повышение интереса властных структур к повышению качества жизни населения. Однако, национальные крупномасштабные программы в этой сфере фактически еще не достигли стадии практической реализации, что приводит к весьма серьезным социальным последствиям. Так, в Российской Федерации индекс развития человеческого потенциала, (ИРЧП), который, по сути дела, является результирующим критерием оценки качества жизни, за последние десять лет снизился на 15 пунктов и, прежде всего, из-за падения объемов ВВП, роста смертности и уменьшения продолжительности жизни.

Справочно:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Российской Федерации – одна из наиболее низких для промышленно развитых стран: 65 лет, по сравнению с 79 годами в Западной Европе. В 2003 году ожидаемая продолжительность жизни для российских мужчин составила 59 лет и 72 года – для женщин, что является одним из самых широких разрывов (по признаку пола ) в мире. При этом ожидаемая продолжительность жизни мужчин снизилась с 70 лет в середине 1980-х годов на 11 лет и фактически остается на одном и том же низком уровне на протяжении ряда лет.

Сейчас Россия по ИРЧП занимает 62 место среди стран мирового сообщества.

Первым шагом по повышению качества жизни населения страны является задача преодоления бедности. Главным в решении стратегической задачи государства по преодолению бедности является обеспечение существенного роста доходов населения, увеличение минимального размера оплаты труда и базовой пенсии до прожиточного минимума.